Рабочая программа по Искусству для 8 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
УМК Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskusstvo_8_kl.docx | 80.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копёнкинская средняя общеобразовательная школа
«РЕКОМЕНДОВАНА» «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДЕНА»
на заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол №_________ по УВР ____________С.И.Демченко
от «___»___________2015г. _____________(В.Н.Демченко)
«____»_____________2015г. Приказ №___ от «___»_______2015г.
Рабочая программа
ИСКУССТВО
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
УМК Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская.
Ф.И.О. учителя: Т.Р.Тютюнник
Образование: среднее специальное
Категория: ВКК
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по Искусству разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения в 8-9 классах.
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об учреждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598)
- приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 года.
- учебным планом МКОУ Копенкинская СОШ на 2014-2015 учебный год. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологи (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Ражников, С.Л.Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.)
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человека;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В соответствии с учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, художественных проектов школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- Освоение/ присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Метапредметными результатами занятий по программе «Искусство» являются особые способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок-оперы, а так же кино.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективной ( или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- Оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который даёт возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачёва, « в преодолении времени». Отношение к памяти любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- Организовать свою творческую деятельность, определять её цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
- Мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Содержание программы «Искусство 8-9 класс».
8 класс.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. |
- Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр)
Учебно-тематический план предмета «Искусство» 8 класс. | ||||||
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | ||
План | Факт | |||||
Искусство в жизни современного человека 3 часа | ||||||
1. | 1. | Искусство вокруг нас. | 1 |
| ||
2. | 2. | Художественный образ – стиль – язык. | 1 |
| ||
3. | 3. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 |
| ||
Искусство открывает новые грани мира 7 часов | ||||||
4. | 4. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 |
| ||
5. | 5. | Зримая музыка. | 1 |
| ||
6. | 6. | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 |
| ||
7. | 7. | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея. | 2 |
| ||
8. | 8. | |||||
9. | 9. | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 |
| ||
10. | 10. | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 |
| ||
Искусство как универсальный способ общения-7 часов | ||||||
11. | 11. | Мир в зеркале искусства. | 1 |
| ||
12-13. | 12-13. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | 2 |
| ||
14. | 14. | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | 1 |
| ||
15. | 15. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 |
| ||
16. | 16. | Символы в жизни и искусстве. | 1 |
| ||
17. | 17. | Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 | 1 | ||
Красота в искусстве и жизни. | 10 |
| ||||
18. | 18. | Что есть красота. | 1 |
| ||
19. | 19-20. | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | 2 |
| ||
21. | 21-22. | Есть ли у красоты свои законы. | 2 |
| ||
23. | 23-24. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 2 |
| ||
25. | 25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 |
| ||
26. | 26. | Как соотноситься красота и польза. | 1 |
| ||
27. | 27. | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 1 |
| ||
Прекрасное пробуждает доброе 8 часов | ||||||
28-33. | 28- 33. | Преобразующая сила искусства. | 6 |
| ||
34. | 34. | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 2 | 1 | ||
35. | 35. | |||||
Всего: |
| 35 | 2 |
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Искусство в жизни современного человека | 3 |
2 | Искусство открывает новые грани мира | 7 |
3 | Красота в искусстве и жизни | 10 |
4 | Искусство как универсальный способ общения | 7 |
5 | Прекрасное пробуждает доброе | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средства обучения | ||||||||||||||
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Умения и виды деятельности | |||||||||||
специальные | общеучебные | вид | форма | |||||||||||||
8 класс (35 часов) | ||||||||||||||||
Искусство в жизни современного человека - 3 часа | ||||||||||||||||
1 | Искусство вокруг нас. Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей | - интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; - сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их; - Воспринимать художественное произведение разных видов искусства. -Знать/понимать смысл употребляемых терминов. | - Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе - Осмысление учебного материала, выделение главного, - Умение задавать вопросы.Умение отвечать на вопросы. | входной | устный опрос | «Синтез искусств» «Музыка как вид искусства» | |||||||||
2 | Художественный образ – стиль – язык. Урок закрепления. Традиционный урок. | Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) | - Различать виды, стили и жанры искусства - Знать/понимать смысл употребляемых терминов. - Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа; | текущий | фронтальный | диск | ||||||||||
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзорная лекция. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. | - Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. | - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе | тематический | устный | Программа Соната | |||||||||
Искусство открывает новые грани мира - 7 часов | ||||||||||||||||
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Урок изучения нового материала. Традиционный урок. | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав- ного изгиба реки, они передают свое видение мира. Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.) Выполнение живописного лирического пейзажа (эскиз), пейзажа-настроения. | Различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Подбирать музык. произведения, созвучные картинам русских художников; | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Составлять музыкально-литературные композиции. - Оценивать их художественную значимость - Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». - Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. - Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д. - Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе. - Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. - Умение задавать вопросы | входной | устный | презентация | |||||||||
5 | Зримая музыка. Комбинированный урок Традиционный урок. | Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Незатейливая красота среднерусской полосы Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях-стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) Выполнение осеннего пейзажа (вид из окна). | - Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. - Знакомиться с совр. обработками | текущий | групповой | Программа Соната | ||||||||||
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Урок закрепления. Урок - собеседование | Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. | Сопоставлять язык различных направл. портретной живописи. Соотносить особен. композиции (формы) в воплощении художественных образов | текущий | групповой | Презент. | ||||||||||
7 | Портрет в искусстве России. | Портреты наших великих соотечественников. Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина. Выполнение зарисовки головы человека(графика) | - основные виды и жанры изобра-зительных искусств; - Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. - Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности | текущий | групповой | презентация | ||||||||||
8 | Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. Урок закрепления. Традиционный урок. | |||||||||||||||
9 | Музыкальный портрет Александр Невский. Урок повторения. Традиционный урок. | Портреты наших великих соотечественников. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. Портрет защитника Отечества, портрет героя-воина) | - Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; - эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; - Ориентироваться в системе ценностей | текущий | устный | Фрагменты фильма А.невский | ||||||||||
10 | Портрет композитора в литературе и кино. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. Фрагменты произведений В.Моцарта: Симфония № 40 «Маленькая ночная серенада» «Рондо в турецком стиле», «Реквием». Выполнение психологического портрета | - Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. - Подбирать музык. произведения, созвучные картинам русских художников; | - Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. -Составлять музык.-литературные композиции. | тематический | устный | Фрагм.фильма Моцарт | |||||||||
Искусство как универсальный способ общения - 7 часов | ||||||||||||||||
11 | Мир в зеркале искусства. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. Выполнение камерного портрета(эскиз) | - Понимать роль искусства в жизни человека и общества. - Использовать коммуникативные свойства искусства. - Воспринимать произведения различных видов искусства. - Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. | - Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. | входной | фронтальный | диск | |||||||||
12 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. Выполнение иллюстраций к литературным произведениям. | - Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др. - Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. - Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов. - Понимать ее коммуникативное значение. | - Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе. - Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. - Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. | текущий | групповой | диск | |||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. | - Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). - Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др | текущий | устный | |||||||||||
15 | Художественные послания предков. Разговор с современником. Урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок. | Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. Выполнение эскиза мозаики. | - Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. -Сравнивать содерж. и эмоциональный строй художественных переводов | - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | текущий | устный | диск | |||||||||
16 | Символы в жизни и искусстве. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа. | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. Выполнение эскиза русского национального костюма с элементами вышивки. | - Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). - Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др). | итоговый | групповая тест | |||||||||||
17 | Музыкально-поэтическая символика огня. Урок контрольная. Урок - зачёт. | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. | - Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). - Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня - Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве. | итоговый | Групповая презентация | |||||||||||
Красота в искусстве и жизни - 10 часов | ||||||||||||||||
18 | Что есть красота. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Выполнение натюрморта, отображающего профессию человека, (фотографии постановок жанра натюрморт). | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произвед.изобразит. искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства. | Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. | Входной | устный | диск | |||||||||
19 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - диспут. | Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. Выполнение сложного геометрического орнамента. | Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы. Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) | Текущий | ||||||||||||
20 | ||||||||||||||||
21 | Есть ли у красоты свои законы. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. Выполнение эскиза, зарисовки северного окна. Презентации «Русская изба», «Храмы России», «Великие архитекторы» | Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значение символов культуры. Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания | Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе | Текущий | |||||||||||
22 | ||||||||||||||||
23 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Урок повторения. Урок – дискуссия. | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Выполнение женского образа. Презентация «Истрия портрета) | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. | Текущий | ФЦОР | |||||||||||
24 | ||||||||||||||||
25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. Выполнение зарисовок птиц, животных насекомых. | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени. | Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. | Текущий | |||||||||||
26 | Как соотноситься красота и польза. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - диспут. | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях). Выполнение стенгазеты к празднику (коллаж) | Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений. Наблюдать за развитием музыки Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. | Текущий | учтный | |||||||||||
27 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Комбинированный урок. Урок-беседа. | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Выполнение эскиза плаката или реклама, социально-значимые темы. | Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения. Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы. | - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художествен.произв. | Тематический | устный | ||||||||||
Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов | ||||||||||||||||
28 | Преобразующая сила искусства. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - лекция. | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. | Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы. | Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства | входной | устный | ||||||||||
29 | Преобразующая сила искусства. Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. Презентация «Музеи мира» | - наиболее крупные художественные музеи России и мира; | - Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). | текущий | устный | ||||||||||
30 | Преобразующая сила искусства. Комбинированный урок. Традиционный урок. | Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Пейзаж лирический (эскиз). | -анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров и определять средства выразительности | текущий | групповой | |||||||||||
31 | Преобразующая сила искусства. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - лекция. | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях. Героический образ человека в искусстве. Портрет солдата | - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произвед; | текущий | групповая | |||||||||||
32 | Преобразующая сила искусства. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - беседа. | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Сказочный образ. | ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; | тематический | групповой | |||||||||||
33-35 | Преобразующая сила искусства. Исследовательский проект Урок -контрольная. Защита проекта. | Исследовательский проект. В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Презентации- проекты: «Книжная иллюстрация», «Архитектурные стили», «Мир русской избы», «Музеи мира и их значение» ,»История Московского кремля», «Архитектурные памятники моего города»и пр. | Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль в проекте. | Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить исследование | итоговый | групповой |
Литература
- Аксенов Ю. Г. Цвет и линия / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1998.
- Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
- Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. — М., 1993.
- «Вестник образования», журнал — официальное издание Минобразования и науки РФ.
- «Вестник учебной и детской литературы», журнал.
- Волошинов А. В. Математика и искусство / А. В. Волоши-нов. - М., 2000.
- Иванченко Г. В. Психология музыкального восприятия: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. — М., 2001.
- «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).
- «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2004.
- Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашеко-ва. - М., 2000.
- Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Кия щенко. — М., СПб.; Киев, 2005.
- Кошмина И. В. Русская духовная музыка: История. Стили. Жанры: В 2 кн. / И. В. Кошмина. — М., 2001. — Кн. 1.
- Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. — М., 1993.
- Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
- Михайлов М. Этюды о стиле в музыке / М. Михайлов. — М., 1990.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. На-зайкинский. — М., 2003.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М., 1997.
- Рынков Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рыч-ков. - М., 2002.
- Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности /Л. Н. Столович. — М., 1985.
- Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильнико-ва, Е. Д. Критская и др. — М., 1998.
УМК включает в себя учебник, компакт – диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала на (CD) и пособие для учителя. Учащиеся пользуются элекетронной версией учебника.
MULTIMEDIA
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
12.http://pedsovet.su/load/122-1-0-964
13.http://portfolio.1september.ru/work.php?id=568666
Лист коррекции
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...