Методика проведения уроков по станковой композиции. Русский рисованный лубок.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Казакова Инна Викторовна

 

      В художественной школе на уроках станковой композиции с обучающимися 2–х классов используется тема «Русский рисованный лубок». Дети с увлечением просматривают лубочные картинки, изучают содержание, композицию, цвет, орнамент, выполняют эскизы, а затем свою лубочную картинку. Внимание учащихся направляется на манеру исполнения рисованного лубка. Изображения на картинках характеризуются яркостью, праздничностью, наивной лубочной открытостью. На рисунках, всегда выполненных на белом незакрашенном фоне яркими мажорными красками, пышно расцветает мир фантастической, сказочной красоты. На уроках станковой композиции тему « Русский рисованный лубок» можно приобщить к иллюстрированию сказок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский рисованный лубок.117.44 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  РИСОВАННЫЙРусский лубок. Ах матки мои вор пришел ко мне во двор (XVIII в.)

ЛУБОК

(методика проведения уроков станковой композиции)

Преподаватель художественного отделения

МБОУ ДОД «ДМШ  п.Стодолище»

Казакова Инна Викторовна

Рисованный лубок – это разновидность народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится на сравнительно поздний период истории народного творчества – середину 18 и 19 век, когда многие другие виды изобразительного народного искусства – роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок – уже прошли определённый путь развития. В рисованном лубке аккумулировались идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно – примитивного творчества. В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами от начала и до конца от руки.

Рисованные картинки поражают яркостью, красотой рисунка, гармонией цветовых сочетаний, высокой орнаментальной культурой. Часто на рисованных лубках изображали пословицы, поговорки, загадки. Родоначальниками искусства рисованного лубка являются старообрядцы Выговского монастыря.

   В художественной школе на уроках станковой композиции с обучающимися 2–х классов используется тема «Русский рисованный лубок». Дети с увлечением просматривают лубочные картинки, изучают содержание, композицию, цвет, орнамент, выполняют эскизы, а затем свою лубочную картинку. Внимание учащихся направляется на манеру исполнения рисованного лубка. Изображения на картинках характеризуются яркостью, праздничностью, наивной лубочной открытостью. На рисунках, всегда выполненных на белом незакрашенном фоне яркими мажорными красками, пышно расцветает мир фантастической, сказочной красоты. На уроках станковой композиции тему « Русский рисованный лубок» можно приобщить к иллюстрированию сказок.

Знакомство с рисованными лубками призвано заполнить тот пробел, который существует в изучении народного изобразительного искусства 18 – 19 веков. Столь актуальный в наши дни вопрос о путях дальнейшего развития народных промыслов требует новых углублённых исследований, поисков подлинно народных традиций, внедрения их в художественную практику, особенно в творчество детей. Народное искусство формирует у обучающихся патриотические чувства, любовь и гордость за отечественные сложившиеся веками традиции в искусстве. Формируя ценностные ориентации, мы развиваем также творческое мышление и воображение детей.

На уроках станковой композиции, изучая тему « Русский рисованный лубок», дети приобщаются к русской народной культуре.

                                          Алгоритм  работы  на  уроках  (6 часов)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результаты урока

1. Показ иллюстраций русского рисованного лубка, видеоряд

1 Формирование представления о русском рисованном лубке и его исполнении

1. Определение замысла эскизов

2.  Педагогический рисунок, постановка композиционной задачи, видеоряд

2. Выполнение эскиза. Компоновка изображения .Выбор центра композиции

2. Выполнение эскизов

3. Видеоряд – изображения птиц и животных

3. Работа на листе формата А3. Линейный рисунок. Изображение главного предмета,орнаментирование.

Работа простым карандашом ТМ

3. Рисунок на заданном формате карандашом

4. Видеоряд – цветовая гамма русского лубка

4. Работа акварелью. Создание праздничного настроя в работе при помощи ярких насыщенных цветов

4. Работа в цвете

5. Видеоряд – рисованный лубок

5. Создание декоративности работы при помощи графических материалов

5. Деталирование

6. Подведение итога урока

6. Обсуждение и анализ работ учащихся совместно с преподавателем.

6. Анализ работ, выставление оценок

                             

C:\Users\евросеть\Downloads\ЛУБОК РУССКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ   Энциклопедия Кругосвет_files\1012630_2630_403.jpg

Литература:

  1.  Иткина Е. И. Русский рисованный лубок // Е. И. Иткина. – М.: Издательство «Русская книга» 1992.   …с.
  2. ru.wikipedia.orq\wiki\
  3. kruqosvet.ru\enc\kultura.iobrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока

В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...

Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

"Искусство силуэта".Презентация к уроку по станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения ДШИ.

Презентация к уроку по Станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения.Тема Урока "Выразительность формы. Характер силуэта"....

Методика проведения уроков по станковой композиции. Монотипия. Работа масляными красками.

   Монотипия относится к виду печатной графики. Её можно выполнять на стекле 1) гуашью,2) масляными красками.1). 1-й способ требует быстрого исполнения, т.к. гуашь имеет свойство быст...

Методическая разработка урока по станковой композиции "Стилизация изображения животных"

Тип урока: урок формирования новых знаний и применения их на практике.Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного....

Методика проведения урока русского языка в 9 классе. Обобщение знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"

Данное пособие  предусматривает повышение грамотности и формирование ментальности школьника – носителя языка.Важность гуманитарных задач, стоящих перед учителем словесником –  фо...

«Выразительные средства станковой композиции» на тему «Русский рисованный лубок. Азбука»

Цветная графика — одна из основных тем иллюстрации в станковой композиции. Столь актуальный в наши дни вопрос о путях дальнейшего развития народных промыслов требует новых углублённых иссле...