Методическая разработка урока по станковой композиции "Стилизация изображения животных"
методическая разработка (6 класс) на тему
Тип урока: урок формирования новых знаний и применения их на практике.
Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска».
Методическая разработка урока
по предмету «Станковая композиция»
во 2 классе (1/5).
Тема: «СТИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНОГО».
Разработчик: преподаватель
Солонинина Екатерина Алексеевна
- Класс 2 «Б» (1/5).
- Возраст детей 11-13 лет
- Отделение: художественное.
- Учебный предмет и программа: «Композиция станковая» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись».
- Тема «Стилизация изображения животных (тема рассчитана на 8 академических часов по 40 мин).
- В разделе данной темы: по КТП 1 урок из 8 (вводный ознакомительный)
Урок 1.
Дата: 10.05.2018
Тема: «Стилизация изображения животных».
Тип урока: урок формирования новых знаний и применения их на практике.
Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- ознакомление с силуэтной графикой, ее применением и принципами стилизации изображения животных.
- формирование умений самостоятельно анализировать формы изображения животных.
- формирование навыков последовательного выполнения стилизованных рисунков животных.
- совершенствование приемов форм работы графическими материалами в заданном формате листа.
Развивающие задачи:
- развитие познавательной и творческой активности в изучении форм силуэтной графики.
- развитие творческого воображения и образного мышления при анализе форм животного мира
- развитие мелкой моторики, точности движения рук, аккуратности и графических навыков при выполнении практического задания.
Воспитывающие задачи:
- воспитание интереса к искусству стилизации природных форм.
- воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные (формирование теоретических знаний);
- практические (освоение художественных материалов и техник);
- наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
- проблемно – поисковые (самостоятельная работа);
- методы контроля и самоконтроля (создание общей таблицы форм стилизации изображения животных, оценочный лист по усвоению новых знаний и оценки проделанной работы);
Средства обучения:
материальные: учебная аудитория, специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью.
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, настенные иллюстрации, рисунки, доска.
электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы.
аудиовизуальные: слайд – презентация, аудио записи.
Материальное обеспечение урока:
- для учителя: ПК, проектор. Произведение «Звуки природы», наглядные пособия - с изображением животных, таблицы с изображением стилизации животных, пустая таблица для заполнения учащимися «Формы стилизации животных», черный маркер, карточки «Животный мир» (для раздаточного материала учащимся)
- для учащихся: бумага белая Формат А 5 (квадратной формы), черный фломастер, черный маркер, черная гелиевая ручка.
Предварительная работа с целью лучшего усвоения материала:
- Посещение спектакля «Маугли.Навсегда» в ЦК «Югра-Презент».
- Чтение литературы и рассматривание репродукций художников-анималистов.
- Рисование животных различными материалами на уроках.
- Выполнение эскизов животных в домашних условиях
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Содержание | Кол-во минут |
1 | Организационная часть | Приветствие. Готовность к уроку. Правила поведения на уроке. Введение в тему урока. | 5 |
2 | Основная часть | Объяснение нового материала: знакомство со «Стилизацией изображения животных», ее применением и приемами. Самостоятельная работа учащихся. | 25 |
3 | Заключительная часть | Обобщение занятия. Оформление таблицы «Стилизация изображения животных». Подведение итогов урока и выполнения самостоятельной работы. Рефлексия учащихся и преподавателя. Уборка рабочих мест. | 10 |
ХОД УРОКА
Организационная часть
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости нашего урока! Всем желаю хорошего настроения, а вам-ребята, настроиться на плодотворную, творческую и умственную работу!
Давайте проверим готовность к уроку: У каждого учащегося на столе должны быть белые листочки квадратной формы, черные фломастеры, маркеры и ручки.
Сегодня у нас предмет станковой композиции, и мы будем знакомиться с новой темой урока.
Но прежде чем узнать тему, я предлагаю вам отгадать вот такую загадку. Посмотрите, пожалуйста на экран (учащиеся смотрят на экран проектора).
Скажите, что вы видите на экране?
Учащиеся: кошку...
Преподаватель: А на следующем изображении что вы видите?
Учащиеся: Кошку…
Преподаватель: И вы хотите сказать, что это тоже кошка?
Учащиеся: ДА!!!!
Преподаватель: Тогда давайте соберем всех кошек вместе (преподаватель показывает 5 разных изображений стилизованных кошек на слайде) Скажите мне, по каким же признакам вы понимаете, что это кошки?
Учитель выслушивает ответы учащихся. Учащиеся могут ответить, что их характерные признаки-уши, лапки и хвост...
Преподаватель: то есть у каждого рисунка кошки остается какой-то характерный признак для нее, правильно я вас понимаю?
Учащиеся: да
Преподаватель: А теперь мне нужен смельчак, который опишет словами еще два изображения кошки. Кто желает, поднимите руку?
Учитель ждет ответа желающих описать изображения других кошек, которые показаны на слайде
Преподаватель: Опишите, пожалуйста кошку слева и справа?
Предполагаемые ответы учащихся: одна из кошек слева- реалистичная, живая, настоящая, другая справа - нарисованная, декоративная, преобразованная, стилизованная и т.д.
Основная часть
Преподаватель: Все верно, ребята! Итак, мы подошли к теме нашего урока настолько близко, что вы сами смогли эту тему угадать! И это «Стилизация изображения животных» Может быть вы мне назовете и цель нашего урока, кто попробует? Поднимайте руку!
Предполагаемые ответы учащихся: Научиться рисовать стилизованные изображения кошек, животных и т.д.
Преподаватель: Правильно! какие же вы молодцы! (далее преподаватель представляет наиболее конструктивную цель урока) Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения и с последовательным выполнением стилизованного рисунка животного.
Итак, СТИЛИЗАЦИЯ (преобразование) – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Стилизация делает объект искусства более понятным.
А давайте посмотрим на другие изображения животных и их преобразование. (учитель показывает в презентации на экране реалистичные и рядом стилизованные изображения животных-льва, лошади, пингвина, лисицы…). Посмотрите, как же по-разному можно представить стилизованные изображения животных! Стилизация животных - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. А вы знаете, что первые стилизованные рисунки – это древние наскальные изображения? Древние люди рисовали все, что их окружало, а через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире!
Как вы думаете, где еще используются стилизованные изображения животных?
Ожидаются ответы учащихся…
Преподаватель: Обычно стилизация применяется в иллюстрировании сказок, в картинах художников. Стилизацию изображения животных мы можем встретить в различных логотипах, эмблемах, фирменных знаках, гербах, в декоративно-прикладном искусстве, часто стилизованные изображения используют в орнаментах различных стран и народов для украшения бытовой утвари, в архитектуре, и даже в мультипликации и многом другом! (на экране проектора все время идет смена слайдов в соответствии с текстом)
Назовите название мультфильма, в котором играют роли самые разнообразные животные, стилизация изображения которых взяла свое начало от круглой формы???
Учащиеся: «Смешарики»
Преподаватель: Верно!!! (на экране все время идет смена слайдов в соответствии с текстом) Ну и последнее испытание на сегодня-это КРОССВОРД. Вам уже знакомо одно слово – это СТИЛИЗАЦИЯ. Что же стоит в основе этого понятия? Итак, приступим! Отгадать нужно все слова по вертикали слева направо по порядку (6 слов). Если ребята затрудняются дать ответы, им могут помогать гости.
Вопросы к кроссворду:
- Слово переводится с греческого как «палочка для письма». Это идейно-художественная обработка стилизованного изображения, которая вырабатывается лично у каждого художника со своим определенным подходом и характером? (СТИЛЬ)
- Внешнее очертание какого-либо предмета (изображения), подобно его тени, стоит в основе стилизованного изображения? (СИЛУЭТ)
- Одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах и в стилизации. (ЛИНИЯ)
- С помощью нее предметы или объекты приобретают упрощение, понятное для всех. (ФОРМА)
- Это важное средство приема стилизации, с помощью него изображение создает необходимое впечатление и выражает замысел автора? (ЦВЕТ)
- Еще одно выразительное средство графики, с помощью него создается силуэт каким-либо цветом, его задача привлекать внимание в композиции? (ПЯТНО)
Преподаватель (или текст может один из учащихся, подготовленный заранее): Итак, СТИЛИЗАЦИЯ-это упрощенный четкий, контрастный рисунок, в основе которого лежит силуэт, форма, линия, пятно, цвет и стиль. Упрощенность, лаконизм – характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно видеть его силуэт, отобрать основные, характерные черты и признаки. Далее упростить визуальное изображение формы объекта. Когда это найдено, начинается работа над стилизацией. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка. Принципы: упрощение формы, ее усложнение, применение цвета, фактуры, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
Итак, ребята, настало время для творческого задания! Вам предлагаются карточки с различными представителями видов животного мира. Вытягивайте их и старайтесь не показывать гостям!
Карточки с животными учащиеся вытягивают из рук преподавателя в перевернутом состоянии, не зная, какое животное изображено на обратной стороне. Далее каждый ученик переворачивает карточку и видит изображение животного, которое ему нужно стилизовать.
Используя только черный цвет графических материалов (маркер, фломастер, ручка), вы приступаете к стилизации изображения животного на заданном формате листа. Придаете свой собственный стиль данному животному, соблюдая правила и принципы стилизации, которые мы сейчас изучили. Не забываем про то, что животное должно оставаться узнаваемым.
Изображение нужно закомпоновать в квадратном листе бумаги на весь формат. Учитель просит поднять глаза и взглянуть на слайд, где изображено 6 композиций в квадрате, просит выбрать правильную и следовать этим же принципам компоновки.
Выполняя зарисовки животных, не слепо копируйте их, а изучайте, находя в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру фантазии, что послужит толчком к созданию художественного образа! На это задание я даю вам ограниченное время-10 минут.
Учащиеся выполняют задание. В это время играет музыка «Звуки природы».
Преподаватель вывешивает на доску пустую таблицу с названием «Стилизация изображения животных» Каждому учащемуся на край стола раздаются объемные стилизованные мордочки животного (для рефлексии в конце урока)
Заключительная часть урока
Преподаватель: Ребята! Время выполнения задания подходит к концу, кто считает, что его стилизация изображения животного готова, может вклеить свою работу в таблицу «Стилизация изображения животных», которая расположена на доске.
Поочередно дети вклеивают свои работы в таблицу.
Преподаватель: Итак, у нас получилась таблица, можно сказать, наглядное пособие, с изображением стилизованных животных, у каждого из которых читается свой определенный стиль! Думаю, что этим пособием мы будем пользоваться и на других уроках станковой композиции, а может быть оно пригодится и ребятам из других классов.
Давайте, попросим гостей угадать, стилизацию изображения каких животных представили учащиеся.
Гости открытого урока угадывают несколько изображений животных, на которые указывает учитель. Далее преподаватель задает вопрос учащимся
Преподаватель: Трудно ли было угадать изображение животного гостям?
Варианты ответов: если учащиеся отвечают-«да», то преподаватель спрашивает их «Почему?», если гостям легко было угадать животных, то дети справилась с заданием, животные были узнаваемы.
Скажите, ребята, а какое стилизованное изображение животного вам кажется наиболее интересным, оригинальным? В каждой ли работе соблюдалась правильная компоновка изображения в квадрате?
Ожидаются ответы учащихся…Учащиеся определяют наиболее удачный вариант стилизации животного в рисунках учащихся. Оценивают работы с точки зрения композиции.
Я думаю, что вы сегодня все в той или иной степени справились с заданием. Поэтому вы все молодцы!
Рефлексия
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что понял тему урока?
- Поднимите 2 руки, кто считает, что справился с заданием?
- А теперь возьмите с края стола объемную мордочку «Собачки» и нарисуйте на ней свое настроение в конце урока! Покажите мне его. Учащиеся показывают преподавателю веселые или грустные мордочки собачек! Преподаватель проводит для себя рефлексию урока
Всем спасибо! Собачек вы забираете домой. Если вы заметили, у каждой собачки с обратной стороны прикреплено домашнее задание: Выполнить стилизацию изображения животного в цвете на листе бумаги формата А-5 и принести к следующему уроку!
Всем спасибо за внимание, благодарю вас за урок и желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день! Можете приступать к уборке своего рабочего места!
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы
Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....
Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....
Методическая разработка урока "М.Горький "Детство".Изображение быта и характеров"
Конспект урока литературы в 7 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского
Урок по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Методическая разработка урока по теме: "Создание изображений с помощью растрового графического редактора"
Технологическая карта урока информатикиТема: "Создание изображений с помощью растрового графического редактора"Автор: Нечаевская Екатерина Анатольевна, учитель информатики и ИКТПредмет: Информатика и ...
Методическая разработка урока "Процессы размножения и развития животных"
Урок открытие нового знания. Сформировать представление о видах размножения, оплодотворениях и особенностях роста и развития животных.Создавать условия для развития психологических особенностей учащих...