"Пейзаж в живописи, музыке и литературе"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Пейзаж в живописи, музыке и литературе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 43.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Внеклассное мероприятие интегрированного типа.
Учитель: Марусина Оксана Юрьевна.
Дата проведения: 15 05 2009.
Участники: учащиеся 5-6 классов.
Действующие лица: Ведущий, герои – жители Цветочного города: Незнайка, Тюбик, Цветик, Гусля.
Оборудование и материалы: Репродукции картин, музыкальные записи, стихи, бумага и краски, кисти.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена любимому жанру многих учеников нашей школы – пейзажу. А чтобы встреча получилась интересной, к нам пришёл необычный гость. Вы его прекрасно знаете.
Выходит Незнайка.
Незнайка: Привет! Очень рад вас видеть! Но я пришёл не один. Со мной мои друзья…
Звучит музыка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Незнайка: (представляет друзей) Гусля!
Гусля выходит и кланяется. Цветик!
Цветик выходит и кланяется. Тюбик!
Тюбик выходит и кланяется.
Гусля: Мы живём в цветочном городе.
Тюбик: А вы помните, кто нас придумал?
Дети: Николай Носов.
Цветик: Как нас называют?
Дети: Коротышки из Цветочного города.
Незнайка: Верно. Мы весёлый народ, любим всякие приключения!
Тюбик: Но в то же время - серьёзные, потому что каждый занят своим делом.
Гусля: Я музыкант и композитор.
Тюбик: А я?
Дети: Художник.
Цветик: А я?
Дети: Поэт.
Ведущий, Гусля и Цветик садятся.
Незнайка: Молодцы! Да, интересная у нас компания. (Обращается к Тюбику) Вот мне любопытно узнать, если ты художник, так ответь мне, что нарисовано на этой картине?
Показывает репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень».
Тюбик: Пейзаж.
Незнайка: Так, хорошо. А на этой?
Показывает «Рожь» И.Шишкина.
Тюбик: Тоже пейзаж.
Незнайка: А на этой?
Показывает «Русская зима. Лигачёво.» К.Юона.
Незнайка (подпрыгивает): Вот ты и попался! Три разные картины, а ты говоришь, что на них изображено одно и то же. Ха-ха ха!.. Где же твой пейзаж?
Тюбик (возмущённо): Да везде! Вот ты, Незнайка, не хочешь учиться и других ещё путаешь.
Незнайка: Да ты не сердись, Тюбик, а объясни всё мне и ребятам.
Тюбик: Хорошо, так и быть, слушай. Пейзаж – это изображение на картине какой-либо местности.
Незнайка: Как? А если художник изобразил город, дома, фонари?
Тюбик: Это тоже пейзаж, но только городской.
Незнайка (потирая руки): Интересно, а когда был нарисован первый пейзаж?
Тюбик: Очень давно, в VI веке в Китае. А у нас в России пейзаж стал популярным в XIX веке, когда появились такие художники, как Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов (показывает портреты)
Незнайка: Ой, как интересно! Расскажи нам поподробнее об этих художниках.
Тюбик: Так и быть, расскажу. И тебе это полезно знать, и ребятам.
Звучит Концерт № 3 С.В.Рахманинова.
Посмотрите на эту галерею картин. Автор их знаменитый русский художник?
Дети: Левитан.
Тюбик: Правильно. Исаак Ильич Левитан. И до него писали художники русские пейзажи, но Левитан сумел по-новому передать красоту осеннего листопада, рощу белоствольных берёз, загадочность и таинственность омута. Современники называли его певцом закатов и осенней скорби. Но скажу вам по секрету, сам художник не очень любил это прозвище. Посмотрите на картину «Свежий ветер». Разве в ней не ощущается бодрость, жизнерадостность… Как замечательна русская река Волга. Как стремительно движение вперёд, всё вперёд… Ребята, а какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете?
Дети: (высказываются).
Тюбик: А вот другая картина Левитана «Сумерки. Стога». Вглядитесь в неё. Какое время дня запечатлел художник?
Дети: (отвечают).
Тюбик: Какие краски? Какое настроение?
Дети: (высказываются).
Тюбик: Почему же эти две картины одного художника вызывают у нас такие разные чувства?
Какие краски? Какое настроение?
Дети: (высказываются): На первой картине краски яркие, чистые, свежие, много красного, жёлтого, синего, цвета бодрящие. На другой картине цвета серые, мрачные, приглушённые, размытые.
Тюбик: А теперь поиграем. Я буду «рисовать» картину, скажу вам, какие чувства и какое настроение я хочу в ней передать. А вы разделитесь на две команды. У каждой команды будет своё задание. Вы будете выбирать краски для работы, а также то, что будете рисовать. Главная подсказка: картина эта – пейзаж.
(Читает задание для первой команды): Сыро и холодно. Мне тоскливо и одиноко. Кажется, что я никому не нужен. Воздух пахнет грибами и прелой травой…
Первая команда обдумывает колорит картины, композицию и т.д.
Тюбик (читает задание для второй команды): На душе светло и тепло. Радостное, приподнятое настроение. Ветер легко и ласково обдувает лицо. Сердце поёт и хочется летать.
Команды рисуют свои пейзажи. Незнайка рисует свой пейзаж.
Тюбик (показывает работы): Ой, какие молодцы! Из вас получились хорошие художники.
Незнайка (показывает свою картину): А мне тоже понравилось рисовать пейзаж.
Цветик (выбегает и отчаянно кричит): Я протестую! Пейзаж может быть нарисован не только красками!
Незнайка: Ну, ещё цветными карандашами…
Цветик: Нет. Вот послушайте: « Осыпаются листья в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый…»
Кто из вас увидел пейзаж? Опишите его.
Дети (отвечают):
Незнайка: Так что же получается, ты словами, а вернее, стихами «нарисовал» пейзаж? Причём, не только нарисовал, но и выразил настроение. Ребята, какое настроение передал поэт?
Дети (отвечают):
Цветик: Этот пейзаж написал И.Бунин. А вот послушайте ещё.
«За полем снежным – поле снежное,
Безмерно-белые луга;
Везде – молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега!
Деревни кое-где расставлены,
Как пятна в безднах белизны:
Дома сугробами задавлены,
Плетни под снегом не видны.
Леса вдали чернеют, голые, -
Ветвей запутанная сеть.
Лишь ветер песни невесёлые
В них, иней вея, смеет петь.»
В.Я.Брюсов.
Кто и что сейчас увидел?
Дети (отвечают):
Цветик: Какое настроение выразил поэт?
Дети (отвечают):
Цветик: Вот что могут выражать слова, когда над ними поработает поэт!
Незнайка: Как это, поработает над словами?
Цветик: Когда пропускаешь слова через сердце, когда работает душа. Но пейзаж может быть не только в цвете, в стихах, но и в прозе. Вот послушайте: «Ветры-листодёры срывают с леса последнее платье. Дождь. Мокнет на изгороди скучная ворона».
Незнайка: Так значит пейзаж – это изображение какого-либо настроения в природе и литературе. Вот, здорово. Я давно мечтаю стать поэтом или художником. Даже был неудачный опыт, ребята знают. Но давайте попробуем написать словами пейзаж. Например, весенний. Я начну, а вы продолжайте.
«Влажный воздух. Кое-где виден снег. В небе снуют прилетевшие грачи…»
Тюбик: Ребята, да ваш пейзаж очень похож на весну, изображённую русским художником А.Саврасовым. Посмотрите
Показывает репродукцию картины А.Саврасова «Грачи прилетели».
Цветик: Замечательно. А что если совместить эти пейзажи. Я буду читать стихи, а вы смотрите на картину. Тогда мы более глубоко почувствуем весеннее настроение.
«Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно».
Ф.И.Тютчев.
Гусля: Стойте!!! А как же музыка? Неужели вы не слышите, что в каждом из ваших пейзажей звучит музыка? Ребята, помогите мне. Давайте мысленно перенесёмся в эту картину, как бы войдём в неё. Сделаем это тихо и осторожно, чтобы не потревожить грачей. На нас сразу же обрушатся целые потоки звуков. Какие?
Дети: Журчание ручья, гомон птиц, «вздыхает» оседая снег, шелестят ветки.
Незнайка: А я,.. А я,..А я, кажется слышу перезвон: дин-дон, дин-дон…Вдалеке церковь.
Гусля: Молодец! А теперь послушайте, как красиво вплелись эти звуки в музыку, сочинённую великим русским композитором П.И.Чайковским (показывает портрет).
Звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года».
Гусля: Какие чувства вызвал у вас музыкальный пейзаж Чайковского?
Дети: Нежность, радость весеннего пробуждения, чистота и свет.
Незнайка: Так значит пейзаж можно «нарисовать» и с помощью звуков?
Гусля: Ещё как можно! Музыка может изобразить звуками печальную осень, тёплую тихую ночь, морозное зимнее утро и знойный летний полдень… А может «нарисовать» и море.
Тюбик: Но море нарисовать очень трудно. Оно всегда такое разное. Лишь немногим из величайших художников это удавалось. Вот, например, знаменитые пейзажи И.К.Айвазовского.
Показ репродукций.
В своих картинах он умел передать и яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей, и рябь от дождя, прозрачность морской глубины… Но разве можно изобразить это всё в музыке, какими-то звуками?..
Гусля: Очень даже можно! И среди композиторов есть настоящие мастера писать морские пейзажи. Один из них – Н.А.Римский-Корсаков. Он в прямом смысле слова мог видеть музыку. Каждый звук для него был окрашен в свой цвет. Поэтому море на его картинах такое прекрасное и выразительное!
Звучит вступление к опере «Садко» «Океан – море синее» Н.А.Римского-Корсакова.
Тюбик: Какой великолепный пейзаж! Ну как на полотнах Айвазовского.
Цветик: А мне на память пришли строки из стихотворения А.С.Пушкина «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой».
Незнайка: Так значит пейзаж – это изображение какой-либо местности в музыке при помощи звуков.
Ведущий: Какая интересная встреча у нас получилась! Правда?
Звучит «Весна» А.Вивальди.
Все герои на сцене.
Ведущий: Музыкантом мы называем того, кто высказывается звуками. Живописцем – того, кто высказывается красками, поэтом – того, кто высказывается стихами. Но это лишь внешнее отличие. Все они – художники. Художник – это тот, в чьей душе живёт и музыкант, и живописец, и поэт. В каждой его мысли участвуют сообща все они. Различия только в том, что каждый выбирает себе тот язык, который для него более близок и привычен. А какие шедевры потом получаются, вы сегодня убедились. До новых встреч с искусством!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя, учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...
Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»
Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....
Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)
Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...
"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....
Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.
Урок творческая мастерская, в которой пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий. Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....
Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.
Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка, литература и живопись. Цель: Показать, как муз...
Методическая разработка по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока французского языка и комплекс упражнений по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе" для учащихся 9...