Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Корнилова Галина Владимировна

Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_s_ispolzovaniem_eor.odt21.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе «Символизм в живописи, музыке и театре»

Форма урока: урок восприятия нового материала.

Оборудование: электронный учебный модуль ФЦИОР «Символизм в живописи, музыке и театре» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Символизм» (информационный модуль) , учебник «В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М., «Русское слово», 2014».

Цели и задачи: 

1) изучить основные черты символизма как литературного направления;

2) познакомиться с наиболее яркими произведениями искусства символистской направленности и представителями символизма в музыке, живописи, театре;

3) проанализировать особенности символизма в музыке, живописи, театре.

4)совершенствовать  навыки самостоятельной работы, а также навыки работы в сотрудничестве (в малых группах);

5) прививать бережное отношение к русской национальной культуре.

Основные понятия: серебряный век,  модерн, декадентство, символизм, авангардизм, звукообраз, вариация, двоемирие. 

Словарная работа: фуга, рефрен, эвфония.

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

Чтение отрывка из поэмы А.Блока «Возмездие» («Двадцатый век…»).

Двадцатый век… Ещё бездонней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине.

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлёт аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая, вены,

всё разрушая рубежи,

неслыханные перемены,

невиданные мятежи…

Что ж, человек? – За рёвом стали

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

Подготовительная беседа с классом:

- Определите по звучанию стихотворения, о чём мы будем говорить сегодня на уроке (о переломном времени в истории нашей Родины - начале ХХ века)

на рубеже 19 и 20 веков произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей и людям всё труднее стало осознавать, осмысливать происходящее. Это порождало во многих людях  не столько желание идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед надвигающейся катастрофой.

Литература – зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм в искусстве.

И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене Серебряного века, раскрыть художественную ценность одного из новых направлений в искусстве конца 19 - начала 20 века - символизма.

2. Работа с ЭОР

Задания:

Прочитайте текст об искусстве символизма, просмотрите иллюстрации. Активизируя гиперссылки, ознакомьтесь с дополнительной информацией.

3. Практикум (по ЭОР)

а) Установите соответствие между живописными произведениями и их авторами произведением

б) Прослушаем стихотворение Чурлениса «Фуга». Укажите, в партитуру какого пр-я А.Н. Скрябин включил партию световой клавиатуры.

в) Прочитайте текст о драматургах-символистах.

Введите название пьесы Метерлинка.

4. Проверка полученных результатов. Коррекция (по ЭОР)

5. Подведение итогов, рефлексия.

Вывод: символисты внесли большой вклад в развитие культуры России.

Домашнее задание: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. С. 168. Вопросы 6, 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».

Интегрированный    урок  «Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».5-6 классы.      (2 часа)....

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Образ весны в литературе, живописи, музыке

Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы  Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...