Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_s_ispolzovaniem_eor.odt | 21.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе «Символизм в живописи, музыке и театре»
Форма урока: урок восприятия нового материала.
Оборудование: электронный учебный модуль ФЦИОР «Символизм в живописи, музыке и театре» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Символизм» (информационный модуль) , учебник «В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М., «Русское слово», 2014».
Цели и задачи:
1) изучить основные черты символизма как литературного направления;
2) познакомиться с наиболее яркими произведениями искусства символистской направленности и представителями символизма в музыке, живописи, театре;
3) проанализировать особенности символизма в музыке, живописи, театре.
4)совершенствовать навыки самостоятельной работы, а также навыки работы в сотрудничестве (в малых группах);
5) прививать бережное отношение к русской национальной культуре.
Основные понятия: серебряный век, модерн, декадентство, символизм, авангардизм, звукообраз, вариация, двоемирие.
Словарная работа: фуга, рефрен, эвфония.
Ход урока:
1. Объявление темы и целей урока.
Чтение отрывка из поэмы А.Блока «Возмездие» («Двадцатый век…»).
Двадцатый век… Ещё бездонней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине.
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая, вены,
всё разрушая рубежи,
неслыханные перемены,
невиданные мятежи…
Что ж, человек? – За рёвом стали
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
Подготовительная беседа с классом:
- Определите по звучанию стихотворения, о чём мы будем говорить сегодня на уроке (о переломном времени в истории нашей Родины - начале ХХ века)
на рубеже 19 и 20 веков произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей и людям всё труднее стало осознавать, осмысливать происходящее. Это порождало во многих людях не столько желание идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед надвигающейся катастрофой.
Литература – зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм в искусстве.
И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене Серебряного века, раскрыть художественную ценность одного из новых направлений в искусстве конца 19 - начала 20 века - символизма.
2. Работа с ЭОР
Задания:
Прочитайте текст об искусстве символизма, просмотрите иллюстрации. Активизируя гиперссылки, ознакомьтесь с дополнительной информацией.
3. Практикум (по ЭОР)
а) Установите соответствие между живописными произведениями и их авторами произведением
б) Прослушаем стихотворение Чурлениса «Фуга». Укажите, в партитуру какого пр-я А.Н. Скрябин включил партию световой клавиатуры.
в) Прочитайте текст о драматургах-символистах.
Введите название пьесы Метерлинка.
4. Проверка полученных результатов. Коррекция (по ЭОР)
5. Подведение итогов, рефлексия.
Вывод: символисты внесли большой вклад в развитие культуры России.
Домашнее задание: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. С. 168. Вопросы 6, 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя, учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...
«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».
Интегрированный урок «Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».5-6 классы. (2 часа)....
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
«Слово… изначальное» («Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке)
Материалыпедагогической мастерской по литературе...
Образ весны в литературе, живописи, музыке
Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....
Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.
Урок творческая мастерская, в которой пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий. Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...