"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Усачева Елена Анатольевна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                                                                                                            В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Автор: педагог дополнительного образования

по изобразительному искусству и дизайну

МБОУДОД  ДУМ «Мечта» г.о. Тольятти

Усачёва Елена Анатольевна

                                                              План.

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.
  2. Основные принципы построения программы
  1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.
  2. Использование различных материалов и техник на занятиях.
  3. Интегрированные циклы как условия развития детского творчества.

А) создание коллективных работ

Б) сочинение детьми сказок на занятиях

В) чтение стихов, пение песен

Г) постановка спектаклей

Д) создание костюмов, декорации

  1. Тесный контакт  с родителями
  2. Анализ и оценка детского творчества.                                                                                                          
  1. Причины возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

     

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.

Основная цель обучение и воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – это подготовка его к будущей жизни: трудовой, научной, творческой. Важно научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, создавай замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Изобразительная деятельность детей тесно связана с их умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своём  воображении то, о чём рассказывает взрослый, заранее представляет результатом своих действий. Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Тем богаче становится мир их выражения и творчества, тем больше гарантий воспитать умных, изобретательных, эмоциональных людей, умеющих ценить прекрасное.

       В каждом человеке заложен определённый творческий потенциал. Дети от природы любопытны и изобретательны. Они постоянно исследуют мир и экспериментируют. Для них не существует правильной или неправильной работы с карандашом и кистью. Они просто рисуют и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в самом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Для этого необходим положительный эмоционально-психологический климат, где отсутствует элемент суда над собой, результатами своей деятельности, а есть лишь атмосфера психологической свободы.

  1. Основные принципы построения программы.

1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.

Этот принцип предусматривает наличие специального оборудованного помещения. Это изостудия, где дети занимаются творчеством. Кабинет оформлен  соответствующим образом и дети чувствуют себя в созданных условиях радостно и непринужденно, обстановка помогает им избавится от отрицательных эмоций, вызывает желание выразить свои мысли и чувства в любимых занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

2. Использование различных материалов и техник на занятиях.

Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость и глаза горели восторгом. Для этого я использую разнообразие и вариативность работы с детьми. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

3. Интегрированные циклы - как условие развития детского творчества.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно – творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческие способности детей зачастую проявляются в комплексе:

Ребенок хорошо рисует и в тоже время также хорошо поет и танцует. В связи с этим важным направлением  моей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, я считаю интеграцию.

Дети в изостудии на занятиях сочиняют сказки, поют песенки, читают стихи.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления темы и наиболее полного ее осмысления с помощью средств выразительности, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Дети, педагог, родители объединяются творческим поиском, стремлением создать картину, композицию, праздник.

Приведу пример интегрированного цикла, разработанного мною в учебной группе младших школьников.

              Цикл занятий по сказке « Кошкин дом»

    Занятие 1

Чтение сказки «Кошкин дом» для всей группы.

    Занятие 2

«Кошкин дом». Конструирование.

    Занятие 3

«Тетя Кошка». Рисование.

    Занятие 4

«Узорный ковер». Аппликация.

    Занятие 5

«Петух». Лепка.

    Занятие 6

« Коза и козел». Лепка.

    Занятие 7-8

Изготовление костюмов к сказке.

    Занятие 9

Украшение дома Кошки к спектаклю.

    Занятие 10-11

Разучивание танцев, песенок, стихов.

    Занятие 12

Постановка сказки – мини спектакля «Кошкин дом».

4.Тесный контакт с родителями.

Родители добросовестно и с энтузиазмом принимают активное участие в творческой деятельности детей. Помогают готовиться к праздникам, активно помогают организовывать выставки, посещают родительские собрания, консультации, выставки. Проявляют большой интерес к занятиям. Вместе с родителями каждый год оформляется стенд «Информация для родителей», где можно познакомиться с результатами детского творчества, прочитать рекомендации по организации детского творчества дома, по использованию дидактического материала в играх, развивающих воображение.

5.Анализ и оценка детского творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций.

В изостудии «Акварелька» ДУМ «Мечта» такие выставки организовываются систематически, а так же в библиотеках города, в школах, где учатся наши обучающиеся. Работы детей участвуют выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня. Такие мероприятия радуют детей и родителей, являются положительным стимулом для развития творческих способностей детей.

Принципы возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий.

Что побуждает человека к творчеству? Как создаются неповторимые произведения искусства? Так же, как и музыке, и в литературе, художники создают свои произведения по-своему.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Все они помогают достичь положительных результатов.

1. От возникновения образа в сознании ребенка - к выбору средств  выразительности.

            2.Средства выразительности подсказывают выбор темы и способы изображения.

            3. Теория «неожиданных случайностей»  или стихийное возникновение образов и их

            дальнейшее преобразование.

           III. Наиболее трудный путь, требующий от детей большего объема знаний, впечатлений – это создание образа в своём воображении. Высокий уровень интеллектуального развития, богатая гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать - всё это помогает ребёнку создавать чудо - картины поделки, композиции. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая  ребёнка всё новыми и новыми впечатлениями, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим  состоянием с окружающими. Тогда поступает тот неповторимый миг вдохновения когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем  нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, посидеть и подумать. Когда тема определилась, и ребёнок точно знает, что он хочет нарисовать, поступает ответственный момент: надо выбрать, чем и как это изобразить.

             В распоряжении детей всегда есть богатый набор изобразительного материала: гуашь, пастель, карандаши, уголь, цветные мелки, кисти разных размеров и т.д.

             Задача педагога - показать возможности каждого материала и научить способом пользования ими. Творчество появляется именно тогда, когда ребёнок самостоятельно ищет пути для изображения задуманного образа или явления. Решает сам, чем лучше затонировать бумагу, такой материал взять  для передачи фактуры дерева. Каким цветом передать состояния природы, смысловые содержания своей картины. Какими деталями дополнить свой сюжет или главную фигуру для большей выразительности.

               Второй путь в творческом процессе - обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребёнок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, детали, линии, которые получались у него наиболее удачно тем или иным приёмом, то как он смешивал две краски разного цвета, и получалась третья, с новым оттенком. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны  будоражить её, не давая заснуть.

                Другой интересный вариант - «неожиданности». Существует много техник, применяя которые ребёнок попадает в мир удивительных открытий. Приведу примеры таких приёмов работы с различными материалами.

1.   Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать пальцевую живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдечко. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: в младших учебных группах это крашение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешивании красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2.     Использовать монотилию – краска на целлофан, кусочек бумаги или стола, а уж потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и изображение получается зеркальное. Использовать можно и одну краску, и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочек, цветов, платье.

3.     Рисунок наносится свечой, получается волшебный рисунок – он и есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила  и рисунок тушью проступает на удивительно цветном фоне.

4.     Рисовать можно на мокрой бумаге. Сначала лист смачивают чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть сухую краску.

5.   Можно использовать щетки различного размера, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6.  Прекрасно дети справляются с коллажем - сочетанием аппликации, рисования, причём аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, любой бросовой материал.

7.    Интересно рисовать прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка её сразу на бумагу, поворачивать тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться.

8. Интересна объёмная аппликация, постепенна переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только часть или середина, в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные  коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры или дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанер.

9.   Кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающей краской создать изображение.

10.   Точечный рисунок – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11.     Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу.  Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

12.     На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и другими жирными материалами, а сверху наносится краска. Рисунок получается как бы пушистый.

13.     На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага отнимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14.  Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет и опустить на одну, две секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15.  На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается маленькая дырочка) так, что бы рисунок был выпуклый. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится жидкая краска  так, что бы она свободно растекалась  в пределах нанесённого контура.

        Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных.

Сегодня - творчество, завтра - дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...