Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство и художественный груд 1-9 классы”. Некоторые разделы программы мною скорректированы. В программу 6-го класса введён раздел для изучения традиций и истории бурятской национальной культуры, народных промыслов. Некоторые уроки из этого раздела провожу по программе Т. Я. Шпикаловой “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. В программу 4-6 классов введены разделы: “Виды и жанры ИЗО и основы их образного языка”, “Изучение творчества художников” (беседы) и т.д.
Методическая цель изменений в программе - это всестороннее развитие творческих способностей, развитие образного мышления, расширение кругозора учеников. Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д. ). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какое место в нем отводит для себя и т. д. Внимательно анализируя работы детей я по возможности стараюсь помочь в решении возникших у них проблем. Беседую с конкретным учеником и с классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvоrcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_na_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Обобщение педагогического опыта
учителя изобразительного искусства
Дугаржапова Дашицырена Дугаржаповича
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках изобразительного искусства»
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство и художественный груд 1-9 классы”. Некоторые разделы программы мною скорректированы. В программу 6-го класса введён раздел для изучения традиций и истории бурятской национальной культуры, народных промыслов. Некоторые уроки из этого раздела провожу по программе Т. Я. Шпикаловой “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. В программу 4-6 классов введены разделы: “Виды и жанры ИЗО и основы их образного языка”, “Изучение творчества художников” (беседы) и т.д.
Методическая цель изменений в программе - это всестороннее развитие творческих способностей, развитие образного мышления, расширение кругозора учеников. Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д. ). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какое место в нем отводит для себя и т. д. Внимательно анализируя работы детей я по возможности стараюсь помочь в решении возникших у них проблем. Беседую с конкретным учеником и с классным руководителем.
Настоящая программа даёт возможность:
1) подготовить учащихся к следующей ступени обучения (художественная школа, ИЗОстудия)
2) всесторонне развить творческие способности.
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности: Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.
Художественная деятельность школьника на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На уроках вводятся игровые моменты (художник- зритель, игра в дизайнеров и т. д.), прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением и т. д. С целью формирование опыта творческого общения в программу введены коллективные задания (они применяются в оформлении кабинетов). Выполненные на уроках художественные работы учащиеся используют как подарки для родных и друзей (открытка и т. д.). Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуре изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при воспитании художественного наследия. На протяжении всего курса ИЗО школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Приобщение к искусству начинается в начальной школе. В 5-6 классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-6 классов.
Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.
Важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию. Я систематизирую все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организаций выставок детских работ.
Ощутимый результат в развитии творческих способностей даёт дифференцированный подход к учащимся.
В своей работе использую методическую литературу следующих авторов: Б.М. Йеменского “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы.”, Т. Я. Шинкалова “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”, книги серия “Изобразительное искусство” Н. М. Сокольникова, В. И. Коротеева “Искусство и ты”, серия “Изобразительное искусство в начальной школе” В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина и другие.
Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные формы уроков: урок - рассказ; беседа; фантазия; игра; рисование с натуры; по памяти и т. д. Чаще использую комбинированные уроки. Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий: доклады, тематические рисунки, рисунки на свободную тему и т. д.
Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Юный художник”, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.
Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.
Пример урока изобразительного искусства в 4 классе.
ТЕМА УРОКА: КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА “ОСЕННИЙ БУКЕТ”.
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ УРОКА:
- обучающая: обучение навыкам коллективной работы; закрепление полученных навыков в коллективной работе.
- воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности, художественного вкуса учащихся, понимание особенностей декоративного искусства, осмысление его места в жизни общества.
- развивающая: формирование художественных знаний, умений и навыков.
IIЛАН УРОКА
- Организационная часть.
- Сообщение темы.
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учеников.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте у всех ли есть на парте альбом или папка с листами, карандаш (запасной или точилка), резинка, краски, кисти, ножницы, клей, кисть для клея и кисточки, газета или клеёнка на парте, баночка с водой, фломастеры, цветные карандаши, дневник.
II. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - “Коллективная декоративно-прикладная работа “ОСЕННИЙ БУКЕТ”. А посвятим мы её празднику, который скоро будет - “День матери”, т. е. сделаем красивую картину для наших мам. Мы с вами похожую работу уже выполняли в прошлом году к празднику 8 марта. Мы изобразили вазу с цветами.
- Сегодня мы сделаем похожую работу, но изображение будет другим. Вы повзрослели на год, поэтому и картина наша будет сложнее прошлогодней, т. к. вы многому научились, приобрели новые навыки, которые сегодня и продемонстрируете.
III. Беседа.
- Что такое коллективная работа?
Ответ.- Это когда работу выполняет не один человек, а несколько людей.
- Правильно! Но не всегда несколько людей можно назвать коллективом. Коллектив-это, когда людей объединяет единая цель, у нас она есть - это создать картину. Коллектив - это когда люди друг друга уважают, слушают, помогают. Вот я призываю вас сегодня (и не только сегодня) быть коллективом, помогать друг другу, а не ругаться и не перебивать друг друга.
- А что такое декоративная работа?
Ответ.- Это когда работа красивая, яркая.
- Правильно! Декор - это украшение, т. е. работа с орнаментами, смелыми яркими решениями, оригинальными, индивидуальными, такими, каких нет у других..
IV. Работа по созданию картины.
- Итак, начнём создавать нашу картину.
Вот так выглядит первоначально наша работа. На ней мало, что ещё изображено, поэтому нам придётся хорошо потрудиться (нарисовать содержимое нашей корзины и т. д.)
- Представьте, вы пришли из леса с целой корзиной грибов и красивым букетом осенней листвы. И всё это стоит у вас на столе. К концу урока и на нашем столе появится полная корзина грибов с осенним букетом из листьев.
Но прежде чем мы приступим к работе, обратите внимание на домашнее задание. Оно написано на доске. Вы должны будете дома создать свой осенний букет, который некоторые из вас начнут рисовать уже на этом уроке, когда закончат классную работу.
Чтобы начать работу, разделимся на 4 группы.
1-я - это мои помощницы. Они будут работать непосредственно с нашей картиной, рисовать прямо на ней и приклеивать ваши картинки. Работа очень ответственная. От девочек зависит, как будет выглядеть наша картина в завершённом виде.
- Задание для первой группы я объясню чуть позже, после того, как дам задание всем остальным.
- А вы, ребята, постарайтесь помочь им, не отвлекать, картинки свои подносить поочерёдно, не толкаясь, законченными, сухими.
2-я группа будет плести у нас корзину и разукрашивать скатерть. Для этого я вам раздаю фрагменты нашей картины. С одной стороны бумажка чистая, здесь вы рисуете, а с другой стороны номер, который вы должны будете сказать моим помощницам, чтобы они смогли ваш фрагмент разместить на правильном месте, т.к. каждый из раздаваемых мною кусочков соответствует конкретному месту на нашей картине.
Фрагменты вы должны будете разукрасить по своему усмотрению.
Сначала придумайте фон для вашего кусочка, а потом его украсьте каким- либо узором, орнаментом, рисунком. Ваша маленькая работа должна получиться яркой, красивой, аккуратной. Техника исполнения сегодня любая (краски, фломастеры, цветные карандаши). Можно приступить к работе, но при этом слушайте меня.
3-я группа будет рисовать грибы для нашей корзины. Прежде чем приступать к работе выберите гриб, который нарисуете. Вспомните, как он выглядит: форма, пропорции, цвет.
4-я группа рисует осеннюю листву. Рисунки ваши должны быть крупными. Сразу вспоминайте, что значит осенняя листва? Какие краски у осени? Для 3 и 4 группы на доске висят работы, которые могут вам помочь в выполнении ваших рисунков.
- Внимательно посмотрите, как нарисованы рисунки, цвет, форма предметов и т. д.
Но это не значит, что надо срисовывать эти рисунки. Надо глядя на образцы, придумать свои. Постарайтесь, когда будете работать красками, поменьше использовать воды, иначе ваш рисунок будет долго сохнуть. Кисточку не забывайте вытирать о тряпочку или о край баночки. Потихоньку приступайте к рисованию.
После того, как закончите рисовать, дайте работе высохнуть, если рисунок очень сырой, можно его положить на батарею. Затем вы вырезаете свой рисунок.
Обратную сторону рисунка смазываете клеем аккуратно, не слишком сильно и отдаёте девочкам.
Оставшееся время посвящается домашней работе. Начинайте домашний рисунок, а дома закончите.
1-я группа разукрашивает (на ваше усмотрение) буквы нашей надписи и ручку корзины. Наша надпись должна получиться яркой, хорошо читаемой.
- Что для этого нужно сделать?
Ответ.- Разукрасить ярким цветом (синим, красным ).
- А ещё?
Ответ.- Сделать разноцветными все буквы или слова.
- А ручку корзины, каким цветом рисуем?
Ответ. - Коричневой, охристой, красно-коричневой и т. д.
Вы посовещайтесь и решите, какой вы сделаете надпись, а какой ручку. Затем начинайте приклеивать рисунки, которые вам приносят ребята. Сначала корзину и скатерть. Не перепутайте, следите за номерами на листочках. После грибы и листочки, их можно приклеить и внизу корзины, как бы лежащими на столе. А так же их можно наклеивать друг на друга (немножко). Листочки нужно приклеивать не все целиком, а только часть, чтобы отходили немножко от картины и выглядели более объёмными.
На рисование рисунка и его вырезание отводится 15-20 минут. Я вам буду подсказывать, когда надо потихоньку заканчивать работу. Но это не значит, что все одновременно должны закончить работу и бегом, кто быстрее сдавать девочкам рисунки. Потихоньку, по очереди подносите рисунки.
И помните: “Поспешишь, людей насмешишь!”. Надо делать всё быстро, но в то же время аккуратно.
Главное, надо сделать правильно рисунок в карандаше, без него живописная работа не получится.
Прежде чем отдавать девочкам работы, ещё раз проверьте, всё ли вы сделали, ничего не забыли.
Первыми должны сдать свои работы те, кто разукрашивает фрагменты, т. к. у них работа чуть полегче, чем у остальных художников, и они первыми приступили к работе.
V. Итоги урока. (готовая работа)
- А теперь давайте, посмотрим, что же у нас получилось?!
Ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам большое за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...
Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, произ...
"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"
Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...
«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Обобщение педагогического опыта по ИЗОучителя области искусстваМАОУ лицей № 42 Октябрьского районагородского округа город УфаРеспублики БашкортостанДавлетбаевой Фирдалии Вилдановны...