Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
М. Н. Ленкина
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», учитель изобразительного искусства и черчения
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
Творчество начинается с познания. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность, репродуктивна. В этом смысле творчество может трактоваться как высшая форма деятельности, а способность к такой деятельности как высший уровень развития личностных качеств. Творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей школьников к деятельности.
Изучение этнохудожественной культуры Алтайского края, народного искусства является одной из важных проблем современной художественной педагогики. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества и искусства. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры Алтайского края. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни, воспитывала эстетический вкус, активизировала оценку прекрасного.
Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.
Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство как базис, основа художественной и этнохудожественной культуры и творчества благотворно влияет на формирование знаний, умений и навыков при их изучении. Служит важнейшим средством эстетического и художественного образования подрастающих поколений. Особенно актуально это стало сейчас, когда бурное возрождение национальных культурных традиций.
Систему народного, декоративно-прикладного искусства Алтайского края, отражающего его национальные особенности, традиции и являющимися основными видами Алтайского декоративно-прикладного искусства, изучаемыми в общеобразовательных школах города и края составляют:
( Изба и ее убранство; обработка дерева, ткачество, обработка камня, гончарное искусство, обработка метала, вышивка, лозоплетение.
Общее знакомство школьников с этими видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с 5-го класса, затем, постепенно, от класса к классу знания об этих видах прикладного искусства и практическая работа в традициях народного искусства, художественных ремесел, расширяются, углубляются. В творческом процессе изготовления художественных изделий важную роль играют познавательные процессы и потребности, чувства и волевые действия. Развитие ощущения и восприятия дает возможность воспринимать окружающие предметы и явления во всей их полноте.
Региональная этнохудожественная культура Алтайского края определяется нами как исторически развивающаяся в конкретных географических условиях многослойная система созданных человеком материальных и духовных художественных ценностей, а также как процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности на данной территории.
Освоения школьниками технологий в процессе художественно-творческой деятельности заставляет их осознанно с полной ответственностью относиться к самому художественно-творческому процессу и с первых шагов приобщаться к методам, принципам, формам и условиям художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
Образовательный процесс, осуществляемый в рамках методической системы развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства при интеграции изобразительной и декоративно-прикладной композиции, предполагает применение как стандартных, так и не стандартных форм своей организации средствами игровой, учебной деятельности. К ним относится стандартная форма урока и нестандартная форма «творческая мастерская», предполагает успех каждого школьника в достижении цели, успех в постижении профессиональной грамоты, успех в развитии их художественно-творческих способностей в сфере изобразительного искусства на этнохудожественной культуре.
Методика развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественой культуры Алтайского края) предусматривает следующие моменты:
( объяснение теоретического материала в соответствии и дидактическими принципами обучении: научности, наглядности, последовательности и систематичности, связью с жизнью, доступности, учета индивидуальных особенностей школьников, прочности усвоения знаний.
( применение оптимального сочетания принципов, методов, форм, средств и условий, развивающих художественно-творческие способности школьников на уроках изобразительного искусства.
( решение художественно-творческих задач проблемных ситуаций, целенаправленное развитие творческого потенциала школьников.
Представленная методическая система развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства как принципов научного, художественного и прикладного творчества. Она реализует основные цели:
а) развивает художественно-творческие способности школьников на основе нетрадиционного применяемого подхода, исходя из новейших научных исследований в области изобразительного искусства в общеобразовательных школах;
б) формирует необходимую для дальнейшего развития художественно-творческих способностей систему знаний, умений и навыков, развивая художественно-творческие способности школьников на уроках изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...
Презентация на тему "Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства"
Использование инновационных педагогических технологий как средство познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО...
Выступление на педсовете "ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"
Представляю материал для своего выступления на педагогическом совете МОУ лицея №10. Тема обсуждения - создание благополучной среды для форирования культуры здорового образа жизни лицеистов.Тема моего ...
"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. ...
Формирование активной гражданской позиции у школьников средствами изобразительного искусства
Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.Поэтому на уроках изобразительного искусства, где интегрируются изо и технология...