Использование ИКТ в изучении изобразительного искусства в школе.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Родников Владимир Вячеславович

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_uroke_izo.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в изучении изобразительного искусства в школе.

Новые стандарты в образовании, требуют искать новые подходы и формы в проведении уроков . Наш современный мир в котором мы живем изменился до не узнаваемости. Изменились и ценностные ориентиры общества и подрастающего поколения.

Современные ученики  более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичные.

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети.  Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в интернете – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайн игры, постоянно рассказывают о своей жизни в Инстаграм  и общаются по Вайберу.  Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством приложений для  мгновенных сообщений. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но новое поколение мыслит совершенно иными категориями.. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.

Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Преемственность поколений ушла на второй план ,  – всезнающим авторитетом для детей становится интернет а не жизненный опыт родителей.

Мы с вами видим что мир изменился до неузнаваемости, а изменился ли урок? Ответ на этот как нельзя лучше раскрывает причину современных преобразований в обучении и создает повод для изменения средств и способов деятельности на уроке. Развитие ИКТ  привело к пересмотру  методов и организационных форм обучения, для  повышения качества обучения.

Неизбежным стало и использование современных образовательных ресурсов в школе, в том числе и на уроках  изобразительного искусства.

Изобразительное искусство в школе является одним из наиважнейших предметов для формирования личности ребенка, позволяющим формировать мировоззрение учеников через призму художественных ценностей общества накопленных предыдущими поколениями.

Изобразительное искусство формирует способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоидентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Умения видеть и понимать человечески- значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду жизни, а, следовательно, воспитывающей многие качества определяющие поведение человека, это необходимое условие личностной свободы современного человека, его права на самоопределение, на выбор себя, на свою идентичность.

ИКТ становится новым средством художественно-творческого развития учащихся. Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями:

- сделать урок ярким и интересным (то что нужно современным детям)

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-приблизить урок к Восприятию  современного ребенка, так как он больше любит смотреть и слушать, чем читать и говорить.

-установить  взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

-помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

С помощью ИКТ на уроках изо решаются следующие задачи:

-умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках( в том числе и  интернет ) ,;

- использование средств информационных технологий для решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала.

-умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать сое собственное мнение на основе всей переработанной информации.

-воспитания духовно богатого и эстетически развитого человека;

-развитии желания творить,  способности к художественному творчеству;

-формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

-воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно понимать художественный замысел автора;

-развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам в любых сферах деятельности в будущем, не связанных с искусством непосредственно.

В нашей школе существуют следующие варианты использования  ИКТ в образовательном процессе:

  1. Разработка уроков по ИЗО  с приложениями (компьютерными презентациями).  
  2. Проведение тестирования уровня знаний учащихся с использованием проектора и компьютера.
  3. Использование ЦОР,  ЭОР,  Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  4. Использование ИКТ в создании изображений в графических программах.
  5. Создание электронной базы кабинета ИЗО.
  6. Создание базы видеофильмов по технике работы , народным промыслам и  музеям мира и т.д.

Цифровые технологии помогают учителю создать огромную электронную  базу репродукций художников, их жизнеописаний, систематизировать и разобрать по папкам , что ускоряет их использование на уроке, и делают урок более насыщенным.

Разработка презентаций к урокам делают их более наглядными, зрелищными  и интересными.  Многие дети используют ИКТ для подготовки проектов по Изобразительному искусству, тем самым широко используют возможности  сети интернет для поиска нужной информации с целью расширения кругозора по теме урока.  Под руководством учителя, который обучает инструментарию,

художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится искать и находить свое решение заданий по теме урока.

При проверке знаний учащихся можно использовать различные кроссворды, викторины и тесты с использованием ИКТ.

В младших классах нашей школы широко используется ПМК «Фантазеры.

 Мульти Творчество»  состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок может фантазировать и воплощать, задумывать и создавать:

·         Сказки природы – конструирование из природного материала.

·         Цветочная фантазия – творческая работа с элементами цветов и растений для создания орнаментов, симметричных узоров, коллажей, открыток.

·         Строитель-Архитектор – работа с геометрическими фигурами, строительным материалом.

·         Художник – работа с художественно-декоративными элементами, изучение народных промыслов (гжель, хохлома, дымка и др.), декоративное рисование.

·         Театр из бумаги – создание театра кукол из бумаги и организация сюжетно-ролевых игр.

 В  старших классах Рисование проходит в кабинете информатики в программе Пайнт. Занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Знакомство с компьютерной графикой  – это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструктивного мышления. Дети которые испытывают проблемы с рисованием могут проявить себя при работе на компьютере, что заставит их новым взглядом оценить свои возможности.

К сожалению не все программы используются сейчас в образовательном процессе.

В современном мире многообразие представленных на рынке графических программных средств поражает воображение — здесь и солидные многопрофильные графические пакеты, и дополняющие их плагины, и многочисленные графические утилиты, облегчающие разноплановую обработку изображений. Чаще всего в данной категории программ выделяют приложения, ориентированные преимущественно на работу с растровой или векторной графикой, а также приложения, предназначенные для создания и обработки двумерной или трехмерной графики.

Из преимуществ цифровой живописи в сравнении с традиционной в первую очередь стоит указать большую скорость работы, что в ряде сфер деятельности, например при создании книжных иллюстраций, очень актуально. Выбор цвета становится минутным делом и не требует тщательного смешивания красок, а художник избавляется от вечных проблем с некачественными красками. Любой инструмент (кисть, шпатель и т.п.) оказывается всегда под рукой, причем менять инструменты можно практически мгновенно. Выбрать другую фактуру холста или изменить освещение и при этом сохранить уже созданные наброски изображения можно за пару секунд. Не больше времени потребуется, чтобы отменить любое неудачное действие или, наоборот, вернуть наиболее удачное. При желании можно сохранять разные копии изображения на различных стадиях его создания, чтобы иметь возможность в дальнейшем сравнить результаты и выбрать из них лучший. Эти и многие другие возможности значительно ускоряют работу художника, не снижая при этом ее качества.

К сожалению,  пока компьютерные возможности школы не позволяют использовать большое количество графических редакторов. Несмотря на обилие программ для художников, выбор всё равно сделать трудно. Многие программы слишком сложны для пользователей, и требуют много времени для их освоения, и современных компьютеров, с мощными процессорами и объёмом памяти. Многие стоят больших финансовых средств. Те программы, что можно установить бесплатно примитивны и не позволяют добиться необходимых художественных эффектов.

Остается главная задача –выбрать золотую середину , оптимальный вариант, и продумать возможности его внедрения в процесс обучения, как на уроках изо так и дополнительно.

В целом использование учителями комплекса цифровых образовательных ресурсов нашло свое место на уроках. Они заметно сокращают время учителя на объяснение материала, дают возможность продемонстрировать материал наглядно, заинтересовать ребят.

Применение компьютерной техники на уроках изобразительного искусства развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.  

Все цифровые ресурсы существующие и создаваемые могут и должны быть использованы для повышения качества образования, и развития интереса к предмету изобразительное искусство в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроке изобразительного искусства

Выступление на педагогическом совете....

Использование цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.

В статье раскрывается значение использования элементов цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе....

Информация о выпускниках класса Сингизовой З.М. отдела изобразительного искусства МАУ "Школа Искусств"

Самое главное моё достижение и предмет особой гордости – это мои выпускники, которые после окончания Школы искусств продолжают свой уровень художественного образования. Мои достижения &nda...

«Основы изучения изобразительного искусства в первом классе»

               «Основы изучения изобразительного искусства в первом классе»   Когда я училась в педагогическом  институте на х...

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ГЕРОИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ГЕРОИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ Актуальность: В сознании большинства младших подростков снижается воспитательное влияние культуры...