Использование ИКТ на уроке изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_uroke_izo.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке изобразительного искусства.
С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Малыш берёт в кулачок карандаш или ручку и рисует прямо на том, что ему подворачивается под руку, будь то мамин журнал или папины «важные бумаги», ну а если ничего такого не нашлось, то прямо на недавно поклеенных обоях появляются всевозможные каляки-маляки.
Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Но уже к концу начальной школы, овладевая вычислительными навыками, навыками чтения и письма, они постепенно теряют интерес к рисованию. Особенно снижается интерес к творчеству у мальчиков, чем старше они становятся, тем меньше интересуются изобразительной деятельностью, тем больше получают плохих оценок на уроках рисования, ссылаясь на отсутствие способностей, интереса к заданной теме и даже на лень. Почему же это происходит? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, существует мнение, что рисование — это занятие для самых маленьких. Но, это не так. Многие люди начинают увлеченно заниматься рисованием, выйдя на заслуженный отдых. Заниматься саморазвитием очень полезно, и не поздно никогда. Рисование развивает не только пальцы руки (мелкую моторику), но знакомит с окружающим миром, развивает память, внимание, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Во-вторых, очень часто, учителя начальной школы, которые ведут уроки изобразительного искусства в своем классе, относятся к предмету весьма и весьма формально, т.е. учитель объявляет тему, но как над ней работать не объясняет. Многие учителя считают этот урок второстепенным, неосновным. Бывает и так, что уроки изобразительного искусства просто заменяют другими уроками, например математикой или русским языком, если что-то не успели на этих уроках.
Это во многом связано с тем, что у самого учителя есть проблемы в изображении окружающего мира, не все учителя на своем примере могут показать и рассказать, как нарисовать тот или иной объект. Опять же не будем забывать о том, что урок изобразительного искусства требует от преподавателя очень большой и серьёзной подготовки в плане наглядного материала. Для ребёнка на уроке рисования лучше один раз увидеть изображаемый предмет или объект, чем сто раз о нём услышать. Но самой главной причиной является то, что преподаватель не представляет истинную значимость этого предмета.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики влияет на развитие правого полушария мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и замечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстниками, которые не умеют и не стремятся научиться рисовать. Если творчество такого ребенка ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным.
Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и расширяет его кругозор, внушает морально-этические нормы. А уж говорить о том, что уроки изобразительного искусства облегчают ребенку постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление), и совсем не стоит; это очевидно.
Задача учителя, прежде всего, заключается в том, чтобы с помощью передовых методик, с использованием ИКТ и грамотно составленных упражнений помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки. От нас, взрослых, зависит, овладеет ли ребенок этим непростым, но красивым и богатым языком или навсегда останется иностранцем в мире изобразительного искусства.
Как же можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку?
Итак, в век научно технического прогресса на помощь учителю приходит компьютер. Вспомните, когда вы только приобрели компьютер, и не умели еще на нем толком работать, какую программу вы освоили одной из первых. Правильно, это был Paint. Paint – один из наиболее простых пакетов, входящих в состав оболочки Windows. Стандартная программа любого компьютера или ноутбука. Вы как тот маленький малыш, который рисовал на обоях, что-то пытались изобразить, делали заливку фона, использовали распылитель, кисть и карандаш, меняли цвет и т.д. А ведь с помощью этой нехитрой программы можно составить и даже продемонстрировать последовательность рисования, например, ёловой ветки, украшенной новогодней игрушкой. А можно пойти еще дальше…
Рисовать при помощи компьютерной мыши не очень удобно, приступая к работе, легко убедиться в несовершенстве данного инструмента. Нам привычнее держать в руках карандаш или кисть. И тут на помощь учителю приходит дигитайзер, графический планшет, устройство для ввода рисунков от руки в компьютер. Дигитайзер состоит из пера и плоского планшета, эмоционального к нажатию пера. Графический планшет в отличие от мыши обладает необходимой точностью и позволяет использовать традиционную технику рисования. Современный ребенок не будет сидеть, открыв рот на уроке, который проходит по «классической схеме». Современного ученика может заинтересовать и увлечь только та информация, которая преподносится каким-либо необычным образом, которая близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. И вот представьте, учитель показывает, как рисовать, не мелом на доске, а при помощи дигитайзера - графического планшета. Таким образом, он мотивирует учащихся к изучению нового материала и к самостоятельному творчеству.
Очень часто учитель даже очень опытный «боится» рисовать на доске. Педагог опасается, что рисунок на доске получится не совсем таким, каким он его себе представляет и не совсем таким, какой должны будут выполнить учащиеся. Например, это рисунки животных или птиц (при подготовке к иллюстрированию). И тут опять на помощь учителю может прийти компьютер. На книжных прилавках в последнее время появилось много книг, выпущенных для детей с последовательностями рисования машин, людей в различных позах, животных и т.д. Учитель при подготовке к уроку может воспользоваться этой литературой. Предложенные последовательности рисования можно отсканировать и вывести на экран в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала: репродукции с картин художников, последовательность выполнения работы, типичные ошибки, образцы работ учащихся. Таким образам, учитель высвобождает большое количество времени, которое бы он потратил на изготовление бумажных наглядных пособий и подбор репродукций.
Самым сложным видом работы на уроках изобразительного искусства, с точки зрения демонстрации последовательности выполнения рисунка, является тематическое рисование, например, иллюстрирование какого либо литературного произведения. При наличии компьютера и сканера учитель при подготовке к такому уроку может выполнять всего один рисунок, поэтапно сканируя его, таким образом, создавая последовательность выполнения примерного рисунка по теме.
Для создания наглядности к уроку можно воспользоваться даже цифровым фотоаппаратом. Поэтапно фотографируя свои действия, учитель имеет возможность наглядно и последовательно показать приемы работы с бумагой в технике рваной аппликации, бумажную пластику и многое, много другое на большом экране.
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках является необходимым условием для современного образовательного процесса, одной из новых форм преподавания, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Компьютер – это, один из самых удобных педагогических инструментов, который намного облегчает образовательный процесс и способствующий достижению цели урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования.Применяя данные технологии на уроках ...
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства
Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и прогр...
Использование цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.
В статье раскрывается значение использования элементов цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе....
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства.
Описание работы с использованием ИКТ на уроках ИЗО....
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...
Статья на тему:«Кинопедагогика. Эффективность использования кинофильмов на уроках изобразительного искусства».
В данной статье вы познакомитесь с понятием "Кинопедагогика", особенностями реализации на уроках Изо принципа Икт при помощи кинофильмов....