Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 467.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №7» г. Курска
Методическое пособие для педагогических работников
«Использование регионального компонента
на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
Малых Елена Александровна
Преподаватель изобразительного искусства
Высшая квалификационная категория
Курск – 2020 г.
ПЛАН:
Введение
I. Национальный региональный компонент в современном образовательном пространстве.
I.1 Актуальность, цель, задачи использования регионального компонента на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
II. Основные направления регионального компонента на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
II.1 «Пленер»
II.2 «Курский народный сувенир»
II.3 «Школьный музей»
III. Реализация элементов регионального компонента на практике.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
Тарас Шевченко
Сегодня, в век высоких технологий, нить между прошлым и будущим стала очень тонкой. На уроках в школе искусств одной из задач является восстановление такого духовного равновесия. Это понятно, так как каждый человек должен осознавать себя, свое место в мире: среди других людей, среди других народов. Все это невозможно без знания истории, без изучения обычаев и традиций своей Родины. Важно, чтобы дети знали свои истоки, историю и культуру своего края, своей малой Родины!
Благодаря введению и использованию национально-регионального компонента на уроках в школе искусств, а также его интеграции с другими предметами, появляется ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная. Использование материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает большой интерес к истории города, села, знаменитым людям. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится и близко.
Рассмотрим, что же представляет собой НРК в современном образовательном пространстве. Назначением регионального (краевого) компонента является сохранение, защита и развитие культурных традиций и особенностей региона. Содержание регионального компонента образования должно способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Актуальность включения регионального компонента в уроки по изобразительному искусству состоит в воспитании чувства патриотизма и любви к родному краю, в создании положительного образа территории нашей малой Родины – Курска. Национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем примерной программы по изобразительному искусству, где закономерности искусства получают региональное осмысление.
Цель включения элементов НРК в уроки изобразительного искусства: формирование у учащихся школы искусства гражданского самосознания, чувства гордости за свою малую Родину, за своих именитых земляков.
Задачи:
- формирование личности ученика – умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
- пробуждение интереса и уважения к культурным и историческим ценностям родного края;
- расширение, углубление и конкретизация знаний о культуре, обычаях и традициях родного края;
- расширение кругозора.
Мы живем, учимся, работаем в древнем городе Курске. Курский край богат своей природой, культурой и историей. История города и области тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей, она громадна и вызывает глубокое уважение! Наш город богат памятниками архитектуры, истории и культуры. В Курском крае родились многие известные и заслуженные деятели науки, культуры и искусства. Среди них композиторы, актеры, художники, архитекторы, скульпторы и многие другие представители самых разных профессий. А природное окружение культурного ландшафта Курска характеризуется уникальностью и своеобразием.
Региональный компонент на уроках изобразительного и декоративно – прикладного искусства может быть многоаспектным, но остановиться я бы хотела на трех направлениях:
- «Пленер».
- «Курский народный сувенир».
- «Школьный музей».
«Пленер»
Каждый год учащиеся отделения изобразительного искусства проходят летнюю практику. Курские архитектурные и археологические памятники очень ценны и уникальны. Проходя летнюю практику в таких местах, перед юными художниками открывается прекрасная возможность погрузиться в историческую и природную среду. Можно выполнять зарисовки и этюды исторической архитектуры, сложного природного ландшафта. В ходе летней практики можно вживую ознакомиться с историей возникновения и развития нашего города. Заключительной работой для детей может быть итоговая композиция на историческую тему, где они могут использовать собранный в течение летной практики иллюстративный, фольклорный и исторический материал.
«Курский народный сувенир»
В последние годы в Курске и области большое внимание уделяется восстановлению народных традиций. Изучение основ декоративно – прикладного искусства занимает важное место в изучении всего курса по изобразительному искусству. Оно тесно связано с историей Российской культуры. Включение в уроки по ДПИ элементов регионального компонента, поможет учащимся глубже познакомиться с историей Курского края, полнее узнать арсенал художественно-выразительных средств Курских мастеров, усвоить законы художественной формы предмета. Почти во все разделы изучения ДПИ в школе искусств можно включать промыслы Курского края: «Суджанские ковры», «Кожлянская глиняная игрушка», «Саморядовские рушники», «Суджанская керамика», «Курская хохлома» и др. Все это будет воспитывать в детях чувство любви, восхищения и гордости к родному краю. Не оставит их равнодушным к проблемам малой Родины, поможет выработать активную жизненную позицию.
«Школьный музей»
Использование музейного потенциала на уроках художественного творчества очень важно для выполнения образовательных и воспитательных задач. Современное образование требует от педагога организацию учебной деятельности, связанной с жизнью. Это могут быть уроки и занятия на природе, в городской среде, в театре, библиотеке, в галерее и, конечно, в различных музеях. Город Курск богат на музеи, все эти заведения способны обогатить внутренний мир ребенка. Не менее важен и «Школьный музей». На базе нашей школы, на отделении «Народное пение» создан музей русского быта. Материалы музея, собранные педагогами и учащимися школы, дают широкое представление о традициях, истории и культуре нашей Родины и Курского края. В школьном музее царит своеобразная эстетическая среда, которая максимально приближает детей к сокровищам родной культуры, нравственным и духовным ценностям своего народа, а так же дает возможность самим формировать информационное пространство.
Один из вариантов активизации образовательной деятельности по изобразительному и декоративно - прикладному искусству и совершенствованию путей эстетического воспитания является краеведческий принцип. Центральной темой региональных краеведческих материалов на уроках ИЗО – является тема Родного края.
В процессе реализация краеведческого материала на уроках изобразительного искусства, в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, педагог может использовать следующие методы:
-методы организации учебно-познавательной деятельности;
-методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
-метод проектов;
-методы контроля и самоконтроля в процессе обучения;
-метод проблемного изложения;
-репродуктивный метод;
-исследовательский метод.
Важно выстроить систему использования НРК на уроках изобразительного искусства, используя триединство: «Педагог – Ученик – Родитель». Помимо методического урочного материала, необходимо применять собственные разработки к урокам, тесно сотрудничать с родителями учащихся, с другими субъектами социализации.
На уроках, во время рассматривания картин, фотографий, учащиеся не только могут знакомиться с родным краем и его традициями, но и развивать свою речь. Также, на уроках изобразительного искусства можно предложить детям проиллюстрировать определенный рассказ Курского писателя, что развивает воображение. Например, на уроке «Город сегодня и завтра» дети могут не только зачитать отрывки из произведений курских писателей, но и рассмотреть картины Курских художников. В рамках темы «Орнамент» можно провести урок «Красота Курского орнамента», на котором учащиеся развивают свою образную память, формируют эмоциональную отзывчивость к родным традициям. Сейчас очень актуальна проектно – исследовательская деятельность, элементы которой в синтезе с региональным компонентом так же помогают формированию познавательных и творческих навыков учащихся. Вот темы некоторых проектов, для выполнения учащимися художественного отделения: «Курский народный костюм», «Художественный язык Курской архитектуры», «Творчество мастера», «Курские художники», «Современное искусство нашего города» и т.д. При выполнении творческих проектов предполагается активное включение в проектную деятельность родителей учащихся. Одним из моих проектов является создание раскрасок «Путешествие по городу Курску» и «Курск православный». Целью данных проектов является способствование формированию более широкого представления у учащихся о нашем городе, а так же воспитанию уважительного отношения к памятным местам Курска.
В заключении хочется сказать, что освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством. Постепенно из урока в урок у них пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя, многие дети даже не подозревают. Идет становление позитивной «Я-концепции», формируется ответственность. Важно, что искусство всегда будет для детей источником радости!
Список литературы
1. Аксенова, Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования / Е.Г. Аксенова // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.41-43.
2. Аюшова, Ц.Н. Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства / Ц.Н. Аюшова // Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 63-66.
3. Глинская, И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. / И.П. Глинская. – Киев, 1978.
4. Дармина, Е.Н. Использование краеведческого материала на уроках рисования в начальной школе / Е.Н. Дармина // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.37-41.
5. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. – М., Просвещение, 1969. –188 с.
6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности / Е.И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 1971
7. Игнатьев, С.Е. Рисуют младшие школьники / С.Е. Игнатьев // Начальная школа. – 2005. – № 1. – с. 74-77.
8. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова. – Мн.: Нар. Асвета, 1992.
9. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.
10. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
11. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1981.
12. Костин, В.И. Язык изобразительного искусства / В.И. Костин. – М.: Знание, 1978.
13. Кузин, B.C. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебник / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 1995.
14. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кузин. – М., Просвещение, 1979.
15. Лунева, Л.П. Краеведение как источник обновления современной методики обучения / Л.П. Лунева // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С.43-46.
16. Максимов, Ю. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы / Ю. Максимов. – М., Просвещение, 1983.
17. Мачулина, М.А. Краеведческий компонент на уроках изобразительного искусства / М.А. Мачулина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 2. – С.51-55.
18. Мацкевич М. «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы./М. 2016. – 110 с.
19. https://publikacia.net/archive/2015/12/5 Использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству в школе. Галлямутдинов В.Г., Шакирова М.Г. С.58 – 59.
Приложение
Технологическая карта урока
Автор | Малых Е. А., преподаватель изобразительного искусства МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курск |
Предмет | Основы декоративно-прикладного искусства |
Класс | 3 класс |
Тема урока | «Курские промыслы. Суджанский ковер» |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с одним из традиционных промыслов Курского края – Суджанским ковроткачеством. |
Задачи урока | -Сформировать представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с Суджанским ковроткачеством: его содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. -Развивать умение творчески преображать формы реального растительного мира в условно-декоративные. -Воспитывать эстетическое отношение к действительности. |
Планируемые результаты |
|
Зрительный ряд | Презентация «Суджанское ковроткачество» |
Оборудование к уроку | Тонированный лист А-4, гуашь, кисть № 7, № 4 |
Тема урока: «Курские промыслы. Суджанский ковер»
Этапы урока | Действия преподавателя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организа- ционный этап | Организация местоположения каждого ученика. Приветствие. Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам: «Будет интересно!» | Занимают места, приветствуют преподавателя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками 1 мин |
2. Мотивация и актуализация знаний | Преподаватель организует работу для определения темы урока: Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». - Наша Курская земля – это земля мастеров. Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи. Курский народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льняной пряжи ткали ковры. Все делалось руками. И это похоже на волшебство! Внимание на экран! (демонстрация отрывка из м/ф «Царевна-лягушка») -Ребята, попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь? | Вступают в диалог с преподавателем. Формулируют тему урока. | Коммуникативные: планирование сотрудничество с преподавателем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, строить речевое высказывание 3-5мин |
3. Постановка учебной задачи | Преподаватель активизирует знания учащихся, чтобы точнее сформулировать тему. - Сегодня мы будем говорить об одном из древнейших ремесел - КОВРОТКАЧЕСТВЕ | Рассматривают слайд, ставят задачу, называют тему. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формирование познавательных целей. 3 мин |
4. «Открытия» обучающими-ся новых знаний | Преподаватель представляет новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся; предлагает рассмотреть, полюбоваться коврами, о которых мы, современные люди, уже давно забыли. Демонстрирует презентацию.
- Посмотрите какие красивые ковры. - Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в. сначала в семьях крестьян-однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде городского мещанства. | Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные: построение логической цепи рассуждений 6 мин |
5. Первичное закрепление | Преподаватель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы: -Какие элементы декора вы рассмотрели? -Какие основные цвета присутствуют? -Какой смысл, символическое значение они имеют? -Какую роль играет декор в ковровом искусстве? | Учащиеся сотрудничают с преподавателем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой. | Коммуникативные: сотрудничество с преподавателем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить и произвольно речевое высказывание 5 мин |
6. Динамическая пауза | Преподаватель предлагает отгадать загадку и показать, как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. | Изображают движения - имитация ручного труда. | Личностные: самоопределение 1 мин |
7. Творческая практическая деятельность | Преподаватель организует деятельность по применению новых знаний, уточняя задачу. - В центре расположите главный цветочный мотив: - Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному или синему фону). Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие земли. Во время практической работы преподаватель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы. Звучит русская народная музыка. | Выполняют творческое задание под музыку. Работу начинают с центральной цветочной композиции путем примакивания кисти и нанесения мазков, имитирующих лепестки цветов. Затем украшаются углы. Выполненное задание анализируют и выставляют для обозрения. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение 21 мин |
8. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию: -у меня получилось, - я сделал. -я хотел сделать. Заключительное слово преподавателя. Домашнее задание: узнать у своих бабушек, есть ли в вашей семье старинные ковры. Подготовить и принести фото этих ковров. | Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что знать историю промыслов своей малой Родины очень важно. Демонстрируют готовые работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс
Материал может быть использован учителями изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе.
Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе....