План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет, класс

Изобразительное искусство,    4  класс

№ урока.  Тема  урока.

Урок №    16  . Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Раздел

Каждый народ – художник.

Дата

Тип урока

Комбинированный, изучение нового материала, закрепление и повторение знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  беседа, экскурсия, самостоятельная работа,  выставка, обобщение,  интегрированный

Вид урока

Рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по представлению, декоративное рисование,  аппликация,  иллюстрирование, конструирование из бумаги, лепка,  коллективное творчество

Формы работы учащихся на уроке

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы

Проблемно - поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, творческий, репродуктивный.

Формирование компетенций

Ценностно – смысловые, общекультурные,  учебно – образовательные, информационные, коммуникативные,  социально – трудовые, компетенции личного самосовершенствования

Педагогические средства

рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация приемов рисования, демонстрация приемов конструирования, игра, педагогический рисунок

Цель  урока

Создать условия для  ознакомления  с культурой  и  искусством Японии.

Задачи  урока

воспитательные

развивающие

обучающие

Воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира;

развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному;

раскрыть образ художественной культуры Японии, способствовать закреплению полученных знаний.

Материалы и оборудование для учителя

доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный материал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии ,  презентация

Характеристика деятельности учащихся

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Планируемые результаты 

универсальные учебные действия (УУД):

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Материалы и оборудование для учащихся

бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры,  кисти, баночка для воды, палитра, ножницы,   клей, пластилин, стеки, гелевая ручка

Межпредметные связи:  

с биологией , историей ,  математикой ,  физикой, технологией , литературой, музыкой

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА  УРОКА

1. Организация деятельности

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация знаний

4. Закрепить изученный материал

5. Демонстрация приемов конструктивного рисования

6. Физминутка

7. Практическая работа

8. Информация о домашнем задании

9. Подведение итогов, рефлексия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организация деятельности

  1. Взаимное  приветствие.
  2. Установление  дисциплины.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Оформление  документации.
  5. Организация  внимания.

Целеполагание и мотивация

  Мечта о Японии

Ах, ребята, я давно мечтаю:

«Вот бы мне в Японию попасть!

Я б тогда красотами природы

На всю жизнь налюбовался всласть.»

На заре порой весенней встал бы,

Ветку сакуры к себе бы наклонил

Аромат вдохнул её пьянящий,

С лепестков росу её испил.

Побежал бы я к ручью послушать,

Как журчит серебряно вода,

И увидеть, как струит со склона

Ярко отражаясь в блеске дня.

В ясный день увидел бы я гору,

Фудзи-сан народ её зовёт.

Облаками скрыт вулкана конус,

Огненный дракон внутри живёт.

Что находятся в восточной стороне.

Грудью всей вдыхал бы чистый воздух

В этом дивном месте на земле.

Побывал бы я на карнавале,

Затерялся бы среди людей,

Наблюдал бы я из щелей маски,

Как несется разноцветный змей.

Ночью бы бродил вдоль океана,

 Слышал бы,  как плещется вода,

 Как вздымает ветер волны рьяно,

 А в волнах  качается луна.

Я бы всем японцам и японкам

Заглянул  в миндальные глаза

И сказал: «Я  русский, но признаю:

Япония  - красивая страна!»

- А кто еще  хотел бы побывать  в Японии?

Сегодня я вас всех приглашаю  совершить путешествие в страну восходящего солнца – Японию.

Актуализация знаний

СЛАЙД 1

Путь японского искусства – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.

СЛАЙД 2

Название страны  передают два иероглифа. Первый из этих знаков означает «солнце», а второй «начало». Япония дословно переводится, как «солнце начало». А мы употребляем более поэтическое название – «страна восходящего солнца».

СЛАЙД 3

Солнце изображено на флаге страны и даже на гербе: (СЛАЙД 4)

(СЛАЙД 5) цветок хризантемы по-японски «кику» - тоже считают символом древнего светила. (СЛАЙД 6) Изображение считают здесь священным, и ткань с рисунком хризантемы могли носить только члены императорской фамилии.

СЛАЙД 7

На карте Японию найти очень легко, она похожа, на плывущего по морю дракона, голова дракона – самый северный и ближайший к России  остров Хоккайдо.

СЛАЙД 8, 9

Туловище дракона образует самый большой остров Хонсю, а лапы и хвост – острова поменьше: Кюсю и Сикоку. Эти 4 острова составляют 98 % территории Японии. А всего  Японский архипелаг включает более тысячи островов.  Большую часть Японских островов занимают горы. Они, как позвоночник дракона, тянутся через весь архипелаг.

СЛАЙД 10

Самая высокая и живописная  гора – Фудзияма. Вряд ли найдется японец, который не совершал бы восхождения на Фудзи. И японцев не смущает, что Фудзи, кажущаяся тихой и безмятежной, один - два раза в столетие обязательно просыпается.

СЛАЙД 11

Япония лидирует по количеству землетрясений. Как говорят японцы, у них землетрясения бывают  на завтрак, обед и ужин. Это легкие и безобидные толчки. Но примерно раз в сто лет случаются настоящие бедствия.

СЛАЙД 12

Островное государство смогло вписаться в современный мир, не утратив своей самобытной культуры, создававшейся в течение долгого периода средневековья. Сегодня, гость, посетивший эту страну, может получить удовольствие  от ритуала чаепития, увидеть старинные храмы, замки, окруженные изысканными садами, побывать в театрах НОО  и Кабуки, насладится видом японского дома икебаной красками кимоно.

Страна восходящего солнца – уникальная страна. Здесь уникально все – история, язык, культура. Японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного, умения всегда и во всем  найти гармонию.

За последние полтора века она проделала большой и очень сложный путь, который из отсталой феодальной страны вывел ее в число мировых держав. У России давние связи с Японией. А в последние годы они стали еще более добрососедскими.

СЛАЙД 13

Закрепить изученный материал

Что нового вы узнали сегодня об этой загадочной восточной стране – Японии? 

Демонстрация приемов конструктивного рисования

Педагогический рисунок.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на  то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры.

Практическая работа

  • При выполнении практической работы  учитель  напоминает последовательность выполнения работы.
  • По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
  • Напоминает  об общей аккуратности.
  • По окончании работы  ученики  приводят в порядок рабочие места.  

Физминутка

         - Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

         - А давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

Информация о домашнем задании

Рассмотреть  в книгах по искусству японские пейзажи.

Выполните дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.

Подведение итогов, рефлексия

-Ребята о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

-Какое дерево является символом Японии?

-В какой  технике мы сегодня работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"

Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...

Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца

Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...

Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок

Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры.

Данная презентация знакомит четвероклассников с культурой Японии. В конце урока ребятам предлагается нарисовать свою ветку сакуры....

План-конспект урока гимнастики для учащихся класса

Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...