План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_16_._strana_voshodyashchego_solntsa._obraz_hudozhestvennoy_kultury_yaponii.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет, класс | Изобразительное искусство, 4 класс | ||||||
№ урока. Тема урока. | Урок № 16 . Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | ||||||
Раздел | Каждый народ – художник. | ||||||
Дата | |||||||
Тип урока | Комбинированный, изучение нового материала, закрепление и повторение знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа, экскурсия, самостоятельная работа, выставка, обобщение, интегрированный | ||||||
Вид урока | Рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по представлению, декоративное рисование, аппликация, иллюстрирование, конструирование из бумаги, лепка, коллективное творчество | ||||||
Формы работы учащихся на уроке | Коллективная, групповая, индивидуальная. | ||||||
Методы | Проблемно - поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, творческий, репродуктивный. | ||||||
Формирование компетенций | Ценностно – смысловые, общекультурные, учебно – образовательные, информационные, коммуникативные, социально – трудовые, компетенции личного самосовершенствования | ||||||
Педагогические средства | рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация приемов рисования, демонстрация приемов конструирования, игра, педагогический рисунок | ||||||
Цель урока | Создать условия для ознакомления с культурой и искусством Японии. | ||||||
Задачи урока | воспитательные | развивающие | обучающие | ||||
Воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира; | развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному; | раскрыть образ художественной культуры Японии, способствовать закреплению полученных знаний. | |||||
Материалы и оборудование для учителя | доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный материал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии , презентация | ||||||
Характеристика деятельности учащихся | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | ||||||
Планируемые результаты | универсальные учебные действия (УУД): | ||||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа. | развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. | развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. | адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; | ||||
Материалы и оборудование для учащихся | бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка | ||||||
Межпредметные связи: | с биологией , историей , математикой , физикой, технологией , литературой, музыкой | ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 1. Организация деятельности2. Целеполагание и мотивация 3. Актуализация знаний 4. Закрепить изученный материал 5. Демонстрация приемов конструктивного рисования 6. Физминутка 7. Практическая работа 8. Информация о домашнем задании 9. Подведение итогов, рефлексия | |||||||
ХОД ЗАНЯТИЯ | |||||||
Организация деятельности |
| ||||||
Целеполагание и мотивация | Мечта о Японии Ах, ребята, я давно мечтаю: «Вот бы мне в Японию попасть! Я б тогда красотами природы На всю жизнь налюбовался всласть.» На заре порой весенней встал бы, Ветку сакуры к себе бы наклонил Аромат вдохнул её пьянящий, С лепестков росу её испил. Побежал бы я к ручью послушать, Как журчит серебряно вода, И увидеть, как струит со склона Ярко отражаясь в блеске дня. В ясный день увидел бы я гору, Фудзи-сан народ её зовёт. Облаками скрыт вулкана конус, Огненный дракон внутри живёт. Что находятся в восточной стороне. Грудью всей вдыхал бы чистый воздух В этом дивном месте на земле. Побывал бы я на карнавале, Затерялся бы среди людей, Наблюдал бы я из щелей маски, Как несется разноцветный змей. Ночью бы бродил вдоль океана, Слышал бы, как плещется вода, Как вздымает ветер волны рьяно, Я бы всем японцам и японкам Заглянул в миндальные глаза И сказал: «Я русский, но признаю: Япония - красивая страна!» - А кто еще хотел бы побывать в Японии? Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в страну восходящего солнца – Японию. | ||||||
Актуализация знаний | СЛАЙД 1 Путь японского искусства – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью. СЛАЙД 2 Название страны передают два иероглифа. Первый из этих знаков означает «солнце», а второй «начало». Япония дословно переводится, как «солнце начало». А мы употребляем более поэтическое название – «страна восходящего солнца». СЛАЙД 3 Солнце изображено на флаге страны и даже на гербе: (СЛАЙД 4) (СЛАЙД 5) цветок хризантемы по-японски «кику» - тоже считают символом древнего светила. (СЛАЙД 6) Изображение считают здесь священным, и ткань с рисунком хризантемы могли носить только члены императорской фамилии. СЛАЙД 7 На карте Японию найти очень легко, она похожа, на плывущего по морю дракона, голова дракона – самый северный и ближайший к России остров Хоккайдо. СЛАЙД 8, 9 Туловище дракона образует самый большой остров Хонсю, а лапы и хвост – острова поменьше: Кюсю и Сикоку. Эти 4 острова составляют 98 % территории Японии. А всего Японский архипелаг включает более тысячи островов. Большую часть Японских островов занимают горы. Они, как позвоночник дракона, тянутся через весь архипелаг. СЛАЙД 10 Самая высокая и живописная гора – Фудзияма. Вряд ли найдется японец, который не совершал бы восхождения на Фудзи. И японцев не смущает, что Фудзи, кажущаяся тихой и безмятежной, один - два раза в столетие обязательно просыпается. СЛАЙД 11 Япония лидирует по количеству землетрясений. Как говорят японцы, у них землетрясения бывают на завтрак, обед и ужин. Это легкие и безобидные толчки. Но примерно раз в сто лет случаются настоящие бедствия. СЛАЙД 12 Островное государство смогло вписаться в современный мир, не утратив своей самобытной культуры, создававшейся в течение долгого периода средневековья. Сегодня, гость, посетивший эту страну, может получить удовольствие от ритуала чаепития, увидеть старинные храмы, замки, окруженные изысканными садами, побывать в театрах НОО и Кабуки, насладится видом японского дома икебаной красками кимоно. Страна восходящего солнца – уникальная страна. Здесь уникально все – история, язык, культура. Японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного, умения всегда и во всем найти гармонию. За последние полтора века она проделала большой и очень сложный путь, который из отсталой феодальной страны вывел ее в число мировых держав. У России давние связи с Японией. А в последние годы они стали еще более добрососедскими. СЛАЙД 13 | ||||||
Закрепить изученный материал | Что нового вы узнали сегодня об этой загадочной восточной стране – Японии? | ||||||
Демонстрация приемов конструктивного рисования | Педагогический рисунок. Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры. Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике алла прима:
Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры. | ||||||
Практическая работа |
| ||||||
Физминутка | - Ребята, не правда ли красива ветка сакуры? - А давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении. «Цветы сакуры» Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Нашей сакуры цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают | ||||||
Информация о домашнем задании | Рассмотреть в книгах по искусству японские пейзажи. Выполните дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его. | ||||||
Подведение итогов, рефлексия | -Ребята о какой стране мы сегодня говорили? - Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии? -Какое дерево является символом Японии? -В какой технике мы сегодня работали? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"
Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...
Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...
Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры.
Данная презентация знакомит четвероклассников с культурой Японии. В конце урока ребятам предлагается нарисовать свою ветку сакуры....
План-конспект урока гимнастики для учащихся класса
Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений...