Здоровьесбережение на уроках Изобразительного Искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Здоровьесбережение на уроках Изобразительного Искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение на уроках Изобразительного Искусства. | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение на уроках Изобразительного Искусства.
Личный опыт применения Здоровьесберегающих технологий. Учитель Первой категории Изобразительного искусства и МХК «Средняя общеобразовательная школа №2», Россия, Республика Коми, г. Ухта, Гернер Надежда Дмитриевна.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь "Не навреди". Изобразительное искусство - особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. В искусстве недостаточно передачи знаний, формирование умений и навыков. Искусство не только изучается, но и проживается. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т. е. приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Для успешного усвоения не только программного материала, но и развития духовного здоровья учащихся на уроках постоянно должна создаваться атмосфера увлечённости предметом. Учитель должен сформировать на уроке необходимую для этого эмоциональную атмосферу. Для этого нужны не только теоретические сведения, а нужны игровые и сказочные моменты. Учитель становится и режиссёром, и актёром своего урока. Тема "Здоровьесберегающие технологии в образовании" мне очень интересна, поэтому я занимаюсь подборкой материала по здоровьесбережению.
В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:
1. Знакомство и использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании на уроках ИЗО;
2. Планирование и организация учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью сосредотачивать внимание и заинтересованность самих учащихся и их родителей на бережном отношении к своему здоровью;
3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, как в образовательной сфере, так и в области здоровья и спорта.
4. Осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга состояния здоровья школьников.
Планирование и организация:
Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока.
1 этап урока: Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.
2 этап урока: Актуализация темы. На уроках изобразительного искусства дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе, о вреде вредных привычек, о пользе занятием спортом и т. д.
3 этап урока: Основной. На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы.
Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных способов учебной работы, приёмов, способов, навыков интеллектуальной деятельности. Учащиеся нередко слабо владеют умением конкретизировать теоретические положения, делать научно обоснованные обобщения. Им легче просто воспроизвести заученный материал, чем осуществить сравнение, установить причинно-следственные связи, самостоятельно разобраться в незнакомом материале, сделать выводы, доказательно ответить на поставленный вопрос. Не владея сформированными приёмами мыслительной деятельности, учащиеся пытаются при изучении нового учебного материала непосредственно запомнить его, что влечёт за собой затрату неоправданно большого количества времени, возникновение чувства недовольства, скуки, отвращения к учёбе. Это не способствует психическому развитию учащихся и ведёт к учебным перегрузкам и подрыву здоровья.
Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор-диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Школы, а нередко и детские сады, ориентированы преимущественно на интеллектуальное развитие детей, а мотивационное, эмоциональное, нравственное выносится за рамки. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурно-познавательный компонент на уроках ИЗО. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
Так по теме: "Изображение фигуры человека" предлагаю учащимся выбрать любимый вид спорта и изобразить в нём человека в движении.
– Тема урока: "Мы любим спорт" из геометрических фигурок предлагаю учащимся составить изображение людей в движение и выполнить аппликацию.
– Тема урока: "Зимние олимпийские виды спорта" ученикам предлагаю выбрать из карточек-пиктограмм зимний вид спорта и нарисовать в разных техниках.
– Тема урока: Плакат. " Мы выбираем жизнь" из предложенных бумажных вырезок, элементов (сигарета, бутылка, сердце, цветок, наркотик и т.д.). Учащимся предлагается, составить коллаж о вреде вредных привычек.
4 этап урока: Итог.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражали своё настроение на уроках с помощью лестницы или градусника "Как я ощущаю себя на уроке. Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. О благоприятном завершении этапа школьного возраста можно говорить тогда, когда ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.
Методы и приёмы.
Здоровьесберегающие методы и примеры, используемые мною на уроках.
Творчество:
Так, в процессе занятий изобразительным искусством я часто использую разные техники это аппликация, роспись, лепка глиняной игрушки и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка - тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
И вот к каким выводам я пришла:
· Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
· При лепке и раскрашивании игрушки не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Поэтому, с одной стороны, работа с глиной - это возможность для ребенка выразить свое "Я" в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
Игры:
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
· подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
· игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
· диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
· ролевые игры.
Дети очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку". Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье", переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
Музыка:
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет "Лунная соната" Л. Бетховена, "Времена года" П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма "Овод" С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать "Полонез" Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия" С. Рахманинова и "Бал" симфония Л. Бетховена.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка - его духовного здоровья.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни - к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Физкультура:
Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Требования к проведению физкультминуток:
· Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
· Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
· Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
· Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
· Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
· Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
· Упражнения для снятия общего или локального утомления;
· Упражнения для кистей рук;
· Гимнастика для глаз;
· Гимнастика для слуха;
· Упражнения, корректирующие осанку;
· Дыхательная гимнастика.
В моём классе, у детей наиболее распространённые простудные заболевания. Родителям я рекомендовала, чтобы дети употребляли витамины "Алфавит", "Ревит", "Аскорбиновая кислота". Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.
У детей школьного возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо или косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, спортивные часы, дни здоровья, занятия в секциях. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Я считаю, что неплохо использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей. В результате здоровьесберегающих технологий заболеваемость в моем классе снизилась. Произошло снижение уровня и обострения течения хронических заболеваний, связанных с нарушением осанки, зрения, нервной системы, массовых эпидемиологических явлений. Повысился интерес к учебе дети стали посещать спортивные секции, кружки, клубы. Используя, здоровьесберегающие технологии я добилась повышения качества знаний по предмету.
Комплекс упражнений по профилактике заболеваний. Общеукрепляющая гимнастика:
1. "Массаж живота". Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.
2. "Массаж области груди". Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами "Я милая, красивая, хорошая".
3. "Заводим машину". Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке "заводим машину" со звуком "ж-ж-ж". Затем делаем то же самое против часовой стрелки.
4. "Лебединая шея". Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.
5. "Массаж головы". Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове ("моем голову"). Сгибаем пальцы рук (делаем "грабли"), расчесываем волосы, затем спиральными движениями ведем руки от висков к затылку.
6. "Массаж рук". "Моем" кисти рук, сильно трем ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой. Такая "стиральная доска" оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
7. "Велосипед". Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипеда со звуковым сопровождением ("ж-ж-ж"). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
Упражнения, направленные на улучшение осанки:
1. "Улучшим осанку. Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.
2. "Птица перед взлетом". Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
3. "Освобождение позвоночника". Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо - назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.
Психа-гимнастика:
1. Игра "Веселая пчелка". Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук "з-з-з". Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
2. "Остров плакс". Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счет этого происходит насыщение крови кислородом.
3. "Холодно жарко". Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами ("смена времен года" проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц туловища.
Дыхательная и звуковая гимнастика:
Цель - научить детей дышать через нос, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрей, правая ноздря прижата пальчиком, выдох правой (при этом прижата левая).
На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то одну, то другую.
3. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук "м-м-м" одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть "г-м-м-м" на выдохе. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.
5. Энергично произносить "п-б". Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить "т-д". Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
7. Энергично произносить "к-г", "н-г". Произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
9."Покорители космоса". Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к "полету".
10. "Полет на Луну". На выдохе дети тянут звук "а", медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно ее опускают.
11. "Полет на Солнце". На выдохе дети тянут звук "б", но произносят его громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. "Полет к инопланетянам". На выдохе дети произносят звук "а", постепенно увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе во время упражнения достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс "грязной" энергии.
13. "Гудок парохода". Через нос с шумом ученики набирают воздух. Задержав дыхание на 1 -2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком "у" (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 (короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох).
14. "Полет самолета". Дети-самолеты "летают" со звуком "у". На взлете звук направляется к голове, пре посадке-к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе.
Упражнения для глаз:
1. Двигать зрачками влево - вправо, вверх - вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на 10-12 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
2. Слегка поглаживать пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (это упражнение приносит успокоение).
3. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки на точку.
4. На 10-20 секунд сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на расстоянии около 5 метров.
Провожу анкетирования учащихся и подвожу итоги.
Анкета для учащихся:
1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:
а. с учебой в школе?
б. большим количеством уроков и заданий?
в. длинной зимой?
г. началом какой-либо болезни, простуды и т.д.?
2. Посещаешь ли ты школу:
а. при насморке и головной боли?
б. невысокой температуре?
в. кашле и плохом самочувствии?
3. При плохом самочувствии обращаешься ли к врачу?
4. Стараешься ли ты сидеть за партой:
а. всегда правильно?
б. иногда правильно?
в. сидишь как удобно?
5. Режим дня ты соблюдаешь:
а. всегда?
б. иногда, когда ругают родители?
в. встаешь, ложишься, когда захочешь?
6. Твой день начинается:
а. с зарядки?
б. водных процедур?
в. просмотра телевизора?
7. Как ты считаешь, чаще болеют:
а. полные люди?
б. люди, которые едят много фруктов и овощей?
в. люди, которые много двигаются и бывают на улице?
8. Моешь ли ты руки перед едой?
9. Чистишь ли ты зубы:
а. утром?
б. утром и вечером?
в. всегда после еды?
г. никогда не чистишь?
10. Ты предпочитаешь есть каждый день:
а. бутерброды с чаем?
б. чипсы и колу?
в. кашу и супы?
г. больше фруктов и овощей?
Анкета о состоянии здоровья школьников:
1. Дата заполнения анкеты _____________________________________
2. Фамилия, имя ребенка _______________________________________
3. Домашний адрес ____________________________________________
4. Возраст родителей к моменту рождения ребенка, их профессия:
мать _________________________________________________________
отец _________________________________________________________
5. Условия проживания _________________________________________
6. Ребенок имеет личное место для приготовления уроков и отдыха:
а) да;
б) нет.
7. Взаимоотношения в семье:
а) хорошие, сердечные;
б) холодные, напряженные, частые конфликты, ссоры.
8. Особенности воспитания ребенка в семье:
а) воспитывается в полной благополучной семье;
б) воспитывается в неполной семье (только с матерью, только с отцом);
в) ребенок воспитывается в кругу взрослых, его балуют, он может делать замечания взрослым;
г) ребенок воспитывается в очень строгих правилах, гуляет только под надзором, имеет много запретов;
д) обычно остается один, без надзора в течение дня.
9. Особенности характера родителей:
- отец (добрый, спокойный, уравновешенный, вспыльчивый, неуравновешенный, мало уделяет внимания воспитанию ребенка);
- мать (добрая, спокойная, уравновешенная, вспыльчивая, неуравновешенная, мало уделяет внимания воспитанию ребенка).
10. Каким по счету родился ребенок _____________________________
11. Состояние здоровья родителей:
а) здоровы;
б) отец болен (указать заболевание)______________________________
в) мать больна (указать заболевание)_____________________________
12. Развитие двигательной функции ребенка:
а) нормальное (начал сидеть в 6 мес., ходить к году);
б) ускоренное;
в) замедленное.
13. Развитие речи ребенка:
а) нормальное (отдельные слова до года, фразы до 2 лет);
б) замедленное;
в) ускоренное.
14. Дополнительные нагрузки и увлечения ребенка:
а) не имеет;
б) занятия в спортивных секциях;
в) дополнительные занятия (иностранный язык);
г) занятия музыкой;
д) другие нагрузки ____________________________________________
15. Отметьте перенесенные заболевания:
а) не болел;
б) респираторные заболевания;
в) детские инфекции (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, свинка, желтуха, др.)_____________________________________________ _____
г) сильные ушибы головы (сотрясение мозга);
д) осложнения со стороны нервной системы после каких-либо заболеваний;
е) ночное недержание мочи, заикание, судорожные приступы при повышении температуры без видимой причины, тики - непроизвольные подергивания в различных мышцах лица и туловища; ж) перенесенные операции ______________________________________
16. Наличие аллергических реакций (при приеме лекарств, пищи). Проявления в виде насморка, кашля, крапивницы, слезотечения, кожных высыпаний, отечности и д.р.:
а) да;
б) нет.
17. Неприятные ощущения в области сердца, боли, чувства замирания:
а) да;
б) нет.
18. Приступы затрудненного дыхания:
а) да;
б) нет.
19. Отмечаются боли в области живота, тошнота, рвота, изжога, склонность к поносам, запорам:
а) да;
б) нет.
20. Бывают длительные повышения температуры до субфебрильных цифр:
а) да;
б) нет.
21. Находили отклонения в анализе мочи:
а) да;
б) нет.
22. Беспокоят частые головные боли (при физической, умственной нагрузке):
а) да;
б) нет;
в) без видимой причины.
23. Частые нарушения сна (трудности засыпания, прерывистый сон, ночные страхи):
а) да;
б) нет.
24. Отмечается повышенная плаксивость, раздражительность, капризность:
а) да;
б) нет.
25. Особенности поведения и характера:
а) не отмечаются;
б) беспричинные колебания настроения;
в) склонность к конфликтам, ссорам;
г) повышенная мнительность в отношении своего здоровья или здоровья своих близких;
д) склонность к жестокости, агрессивности в отношении близких, слабых, животных;
е) необщительность, замкнутость, трудно заводит друзей;
ж) без разрешения берет чужие вещи, деньги.
26. Физкультурная группа:
а) основная;
б) подготовительная;
в) специальная;
г) освобожден.
27. Дополнительные сведения о вашем ребенке, которые вы хотели бы сообщить _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Список использованных источников, литературы:
- Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. Антропова М.В. М.: Просвещение, 1968.
- Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. Антропова М.В. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение,
- Родителям о здоровье школьников, Антропова М.В. М.: Педагогика, 1975.
- Наука о здоровье. Брехман И.И. Валеология, 2е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.
- Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе - реферат учитель начальных классов Средней школы № 42, г. Читы, Бизяева Екатерина Юрьевна, 2009.
- Педагогическая психология, Выготский Л.С. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
- Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат). Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Учебник для студентов пединститутов. "Педагогика и психология" 2е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.
- Физиология человека (Г.И. Косицкий. 3е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985).
- Основы физиологии ВНД. Чайченко Г.М. Киев: изд-во Киев.,1987.
- Окружающая среда и здоровье человека. Экхольм Э., Перевод М.А. Богусловский. М.: Прогресс, 1980.
- Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся при обучении в современной школе. Глушкова Е.К. и др.,М.: Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
«Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах»
Доклад на тему: «Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах» «Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельн...