«Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Доклад на тему: «Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах»
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_usloviyah_fgos_na_urokah_izo.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах»
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности,
элементы индивидуализации обучения,
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
интерес к учебе, желание идти на занятия,
наличие физкультминуток,
наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др.
Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок изо?
Здоровьесберегающий урок изо должен:
воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий«Условия здоровьесбережения»:
выполнение требований СанПиН (Приложение 1),
соблюдение этапов урока,
использование методов групповой работы,
использование интерактивных методов.
Это урок изо, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
оптимальная плотность урока,
индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени,
чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п),
оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изо
Режим динамической смены поз.
Из элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарногоможно ввести режим динамической смены поз.В.Ф. Базарный предлагает вариант использование конторки.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе и вСанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
Кинезиологические упражнения– комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Цветотерапия
Помогает сохранить здоровье школьника на уроках.
Значение цветотерапии
Цвет Значение Использование
Красный Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.
Перед важными мероприятиями, когда нужно быть в тонусе, активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Жёлтый
Способствует релаксации и вселяет оптимизм. Пробуждает умственную активность, бодрит и оживляет разум и душу, несёт хорошее настроение, помогает справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистический лад. Уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий
Успокаивает разум и имеет освежающий эффект. С его помощью можно уравновесить беспокойство и устранить неуверенность. Располагает к серьезности, строгости в поведении. Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Зелёный
Оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие. Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Голубой
Снижает кровяное давление, успокаивает. Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Фиолетовый
Возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям . Используется как профилактическое средство.
Черный
В небольшой дозе – сосредотачивает внимание. Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"...
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
Цели урока: Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра в искусстве, познакомить с художником-анималистом, разнообразием пород кошек; применить знания учащихся на уроке изобраз...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах как основа реализации ФГОС ООО
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства.
В дданном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство ".Назначение: содержание статьи адресовано учителям изобразительного иску...