Рабочая программа по ИЗО 5 класс, по программе Б.М. Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, программа Б.М. Неменский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по изо 5 класс Б.М. Неменский | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Некрасовка
Хабаровского муниципального района
«Рекомендовано» Руководитель ШМО ___________ Паращенко Л.В. Протокол № ______ от «___»_________ 2015 год | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка _____________ Царюк С.Н. «____» _________ 2015 год | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка _________ Бельданова Н.Г. Приказ № ________ От «____»___________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Изобразительное искусство 5 класс
Программа ФГОС: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских «Изобразительное искусство 5-9 классы», М.:«Просвещение» 2014 г.
УМК (Учебник): Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2013
Класс: 5 класс
Сроки реализации: 2015/2016уч. год
Лекомцева Наталья Евгеньевна,
Учитель изобразительного искусства,
I квалификационная категория
1. Пояснительная записка
Программа: Б.М. Неменский и др. «Изобразительное искусство 5-9 классы», М.:«Просвещение» 2014 г. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 5
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Саратовской области.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- Содержание программы
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
«Древние корни народного искусства» | 9 |
«Связь времен в народном искусстве» | 8 |
«Декор - человек, общество, время» | 10 |
«Декоративное искусство в современном мире». | 8 |
Всего | 35 |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем |
«Древние корни народного искусства» (9ч.) | |
1 | Древние образы в народном искусстве. |
2-3 | Убранство русской избы. |
4 | Внутренний мир русской избы |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. |
6 | Русская народная вышивка |
7-8 | Народный праздничный костюм. |
9 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. |
«Связь времен в народном искусстве» (8ч.) | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. |
11 | Искусство Гжели. |
12 | Городецкая роспись |
13-14 | Хохлома. |
15 | Жостово. Роспись по металлу. |
16 | Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. |
17 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы |
«Декор – человек, общество, время»(10ч.) | |
18 | Зачем людям украшения. |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
21-22-23 | Одежда «говорит» о человеке. |
24-25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» |
26 | О чём рассказывают нам гербы области. |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). |
«Декоративное искусство в современном мире» (8ч.) | |
28-29 | Современное выставочное искусство. |
30-31 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) |
32-33 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) |
34-35 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». |
- Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
- Контрольно-измерительные материалы.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные
средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
- Календарно-тематический план.
№ Урока | Дата урока | Тема урока | Элементы содержания, деятельность учащихся | Основные понятия | Примечание | Домашнее задание | ||
По плану | По факту | |||||||
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. I четверть | ||||||||
1 | 5а | Древние образы в народном искусстве | Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа. Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки) Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах | Принести изображения деревянного резного узорочья русских изб. | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
2 | 5а | Убранство русской избы | Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Задание: Украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Вариант задания: Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника. | Принести изображения крестьянского интерьера. | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
3 | 5а | Внутренний мир русской избы | Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы. Задание: Обобщенное изображение крестьянского интерьера. | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
4 | 5а | Конструкция и декор предметов народного быта | Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ). | Найти изображения орнаментов русской вышивки | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
5 | 5а | Конструкция и декор предметов народного быта | Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ). | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
6 Р/К | 5а | Русская народная вышивка. Р/К Вышивка народов ДВ. | Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки. Задание: Выполнить эскиз орнамента вышивки на полотенце. | Сообщение о русском костюме | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
7 Р/К ЦОР | 5а | Народный праздничный костюм Р/К Костюмы народов ДВ | Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания. Задание: Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России. | Иллюстрации к теме «Народные праздники». | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
8 Р/К ЦОР | 5а | Народный праздничный костюм Р/К Костюмы народов ДВ | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
9 Р/К ЦОР | 5а | Народные праздничные обряды. Р/К Традиции народов ДВ | Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы. | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ. II четверть | ||||||||
10 | 5а | Древние образы в современных народных игрушках | Повторение «История игрушки». Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие). Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художественных промыслов в современной жизни. Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. | Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.) | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
11 | 5а | Древние образы в современных народных игрушках | Повторение «История игрушки». Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие). Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художественных промыслов в современной жизни. Задание (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение). | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
12 | 5а | Искусство Гжели | Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес). | Подготовить сообщения о Городецкой росписи | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
13 ЦОР | 5а | Городецкая роспись | Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла. Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Грфически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров. Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. Задание в рабочей тетради (стр. 15). | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
14 | 5а | Хохлома | Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц и их травное узорочье. Задание: Мини-упражнения на освоение элементов травного узора. Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге в живой импровизационной манере под хохлому. | Подготовить презентацию о Жостове | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
15 | 5а | Жостово. Роспись по металлу | Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов. Знакомство с приёмами жостовского письма. Задание: Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов). | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
16 Р/К | 5а | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Р/К Тиснение и резьба по бересте народов ДВ. |
Задание: | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
17 | 5а | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством. Задание: | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. III четверть | ||||||||
18 Р/К | 5а | Зачем людям украшения Р/К Украшения народов ДВ | Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства. Задание: Беседа | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
19 | 5а | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. Задание на 1 урок: Выполнить эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики. | Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро. | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
20 | 5а | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
21 Р/К | 5а | Одежда говорит о человеке. Р/К Костюмы народов ДВ | Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Костюмы эпохи Средневековья. Задание Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка») | Нарисовать в интерьере дворца гостей | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
22 | 5а | Одежда говорит о человеке | Сообщение о геральдике | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
23 Р/К ЦОР | 5а | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Р/К Герб Хабаровского края | Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе. Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности) | Наброски | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
24 Р/К ЦОР | 5а | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Р/К Герб Хабаровского района | Сообщение о ДПИ | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
25 | 5а | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Обобщение полученных знаний по теме четверти. Задание: Беседа, итоговая викторина. | Наброски | ||||
5б | ||||||||
26 | 5а | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. IV четверть | ||||||||
27 | 5а | Современное выставочное искусство | Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы.. | Сообщение о современных техниках | ||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
28 | 5а | Современное выставочное искусство. | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
29 | 5а | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Роль и возможности человека в преображении окружающего мира. Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале. Задание: Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров.
композиционных эскизах (индивидуально).
композиционным эскизам. Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки. 3. Монтаж панно. Соединение фрагментов в более крупные блоки. | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
30 | 5а | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Подобрать материалы для последующей работы. | |||||
5а | ||||||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
31 | 5а | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Подобрать материалы для последующей работы. | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
32 | 5а | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Подобрать материалы для последующей работы. | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
33 | 5а | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
34 | 5а | Переводная аттестация. Выставка рисунков «Декоративно-прикладное искусство» | Наброски | |||||
5б | ||||||||
5в | ||||||||
35 | 5а | Свободная тема. | ||||||
5б | ||||||||
5в |
- Методические материалы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2014.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
- Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. — М., 1988.
- Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. X—XX вв. / В. М. Василенко. — М., 1974.
- Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды /— М., 1972.
- Головина В. А. Египет: Боги и герои / В. А. Головина. —Тверь, 1997.
- Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дура-сов.—Л., 1986.
- Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990..
- Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М., 1970.
- Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н. Т. Климова. — М., 1991.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М., 1991.
- Лобачевская О. А. Плетение из соломки / О.А.Лобачевская. — М., 2000. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....
Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России" с УУД
Рабочие программы по всем предметам для 2 класса с пояснительными записками...