План конспект «Древние образы в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Садко Юлия Геннадьевна

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека -  это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись и  символы древними образами в народном искусстве обозначали каждый эллемент, для чего применялись. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Цель:

  • Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Зрительный ряд:

  1. Таблицы с мотивами символов.
  2. Вышитые полотенца, вязаные салфетки.
  3. Мультимедийная презентация
  4. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Словарь: ДПИ (Художественное оформление предметов, которые человек использует в быту). Солярные знаки (знаки, схематично изображающие солнце). Орнамент (Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)

Ход урока:

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

И давайте подумаем, что же такое декоративно-прикладное искусство и каковы его особенности.

Посмотрите на слады, что вы видите? (слайды с изображением Хохломы). (ответы - Посуда)

Посуду человек использует в быту. А обратите внимание, какая она? (ответы – расписная, украшенная рисунком и т.д.)

Верно, эта посуда не простая, она украшена росписью.

Таким образом, дпи – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Получило название от латинского слова «декор», что означает – украшать.

На слайдах приведены примеры дпи. Это и хохломской самовар, и гжель, и расписной туесок под сыпучие продукты.

ДПИ самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Особенности дпи:

  1. Конструктивная ясность форм
  2. Обобщенность
  3. Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные, а также человек – в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
  4. Орнаментальность

III. Изучение нового материала.

Слайд с изображением вышивки

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Солярные знаки - знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

От греч. Symbolon - знак 
Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков. 
Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Например: ______ земля

                   ~~~~~ вода

                      //// дождь

        Солнце

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Давайте нарисуем

Символы воды.

Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

На странице 15 сравните вышивку и глиняную фигурку. Что у них общего? (тот же жест поднятых рук).

Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

 В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

Задание

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки:

  1.  С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);
  2. С ритмическим повтором одного или двух образов.

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние образы в народном искусств

План урока ИЗО и презентация.  5 класс "Древние образы в народном искусстве"...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

Конспект урока Древние образы в народном искусстве

Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве....

Конспект урока Древние образы в народном искусстве

Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...

Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"

Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...