План конспект «Древние образы в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись и символы древними образами в народном искусстве обозначали каждый эллемент, для чего применялись. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древние образы в народном искусстве»
Цель:
- Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)
Задачи:
- формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.
Зрительный ряд:
- Таблицы с мотивами символов.
- Вышитые полотенца, вязаные салфетки.
- Мультимедийная презентация
- Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Музыкальный ряд: Русские народные песни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;
Словарь: ДПИ (Художественное оформление предметов, которые человек использует в быту). Солярные знаки (знаки, схематично изображающие солнце). Орнамент (Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)
Ход урока:
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему.
В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
И давайте подумаем, что же такое декоративно-прикладное искусство и каковы его особенности.
Посмотрите на слады, что вы видите? (слайды с изображением Хохломы). (ответы - Посуда)
Посуду человек использует в быту. А обратите внимание, какая она? (ответы – расписная, украшенная рисунком и т.д.)
Верно, эта посуда не простая, она украшена росписью.
Таким образом, дпи – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Получило название от латинского слова «декор», что означает – украшать.
На слайдах приведены примеры дпи. Это и хохломской самовар, и гжель, и расписной туесок под сыпучие продукты.
ДПИ самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Особенности дпи:
- Конструктивная ясность форм
- Обобщенность
- Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные, а также человек – в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
- Орнаментальность
III. Изучение нового материала.
Слайд с изображением вышивки
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Солярные знаки - знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.
От греч. Symbolon - знак
Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.
Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.
Презентация «Древние образы в народном искусстве»
Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.
Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Например: ______ земля
~~~~~ вода
//// дождь
Солнце
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Давайте попробуем нарисовать образы солнца.
А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Давайте нарисуем
Символы воды.
Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
Следующий образ – образ матери-земли.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.
На странице 15 сравните вышивку и глиняную фигурку. Что у них общего? (тот же жест поднятых рук).
Образ коня.
Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Древо жизни
В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.
Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.
Задание
Создайте орнаменты в традиции народной вышивки:
- С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);
- С ритмическим повтором одного или двух образов.
Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние образы в народном искусств
План урока ИЗО и презентация. 5 класс "Древние образы в народном искусстве"...
План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...
Конспект урока Древние образы в народном искусстве
Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве....
Конспект урока Древние образы в народном искусстве
Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...
Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"
Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...