урок по теме:Древние образы в народном искусстве"
методическая разработка по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1 «Древние образы в народном искусстве».
Урок хочу начать с показа следующих слайдов.
Посмотрите на слайды: кто и когда мог придумать эти образы? Что это такое?
Слайды: 2-3-4-5-6
Это - славянские орнаментальные символы, которые имеют древнейшее происхождение. Распространение своё они получили по всему миру во всех народах мира. Орнаментальный узор - не просто символ. Это в некоторой степени язык и письмо наших предков своим потомкам.
Символика явилась наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, своё мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху и в последующий период. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение у многих народов мира. Большинство примеров символики древности дошли до нас, когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.
Слайд 7-8 (на одежде используется символ – как орнамент (просто украшение вещи)
А вообще у каждого символа своё значение. Немножко со значениями мы познакомимся.
Слайд 9 (Полотенца с символом Солнца - древний славянский оберег, украшавший крышу избы).
Слайд 10 - 1 (Крест и Круг - древний символ огня и Солнца. Крест в круге формировал коло).
Огнём и дымом оповещали о приходе врага на земли Руси».
Слайд 10 - 2 (Восьмилучевой Коловрат - знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей, даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави.
Слайд 10 - 3 (Крест – символ жизни, неба и вечности).
Слайд 11 (Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом).
Слайд 12 – 1 Символ небесной водной стихии (вода, дождь)
Слайд 12 – 2-3 Ромб у древних славян - символом плодородия и чадородия. Знаки плодородия — символы изобилия.
Слайд – 13 Макошь. Её изображение менее известно и, наверное, потому что сейчас оно все меньше используется в ручных промыслах. А позабыли это изображение напрасно, ибо ее не стоит обходить вниманием - Макошь, согласно славянским мифам, "мать жребия", вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов, она - пряха и прядет нити судьбы. Это - Символ Природы, Земли и плодородия (по – другому: Земля Матушка, Макошь, Камошь).
- А почему называют землю – матушкой?
(Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок, язычник, мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Ее имя образовано из двух корней – «Ма», Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства).
Слайд 14 - (много разных значений) - Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, а вертикальной волнистой — дождь; треугольником — горы, скрещивающимися линиями — огонь и молнию.
Слайд – 15 – 1 Жар-птица – символ счастья и радости.
Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе - богине счастья, домашнего быта. Ее цвет - красно-желтый. Люди использовали это изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады украшении орнамента и узора на наличниках русских изб.
Слайд – 15 – 2 Вещая птица Гамаюн (Гамаюс, Гамаюнт)
Вещей птице Гамаюн покровительствует бог Велес, это он заботится о людях, посылая им божественную весть через птицу-вестника. Вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Слайд – 16 - Кони
Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.
Слайд – 17. На слайде панно. Много разных символов. Как же разобрать смысл этого изображения? Кто попробует? А потом сравним правильность ответа……
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
Слайд 18. Итоговые вопросы:
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что запомнили?
Попробуем нарисовать один из символов. Создадим свою картинку. Предлагаю создать один из непростых рисунков.
Слайд - 19 – 20 - 21.
Слайд 22 – домашнее задание: Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса
Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."
Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...
Презентация к уроку по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Презентация содержит материал для объяснения нового материала и закрепления по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"...