4. Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие. | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие.
Дети в этом возрасте уже имеют какой-то изобразительный опыт. Линейный рисунок уже более менее подробный, хотя часто неуверенный. Рисунок может касаться очень разных тем. Девочки не мало внимания уделяют изображениям фей, принцесс, мальчики подробно вырисовывают устройство автомобиля, фантастического летательного аппарата и пр. Есть дети , которые все еще рисуют «голованогов» Дети уже запомнили некоторые схемы изображения и их воспроизводят при случае. Дерево — кружочек на ножке, елочка — несколько выстроенных в вертикальный ряд зеленых треугольников, домик- композиция из квадратика и треугольника, солнышко — желтая окружность. Но если ребенок имел какой-то изобразительный опыт, то его уже более очевидны становятся его способности в том или ином направлении изобразительной деятельности. И он работает достаточно свободно. В этом возрасте рождается и утверждается его собственный язык изображения окружающего мира.
«Большое значение в этом году придается развитию наблюдательности. Это основа творческого осмысления ребенком окружающего мира и вместе с тем важнейший навык, развитие которого формирует активность восприятия, а также способность к переживанию и сопереживанию, умелость руки в деятельности изображения, украшения, постройки. Все это на новой ступени художественного познания- в начальной школе — перерастает в «зоркость глаза», «зоркость руки», «зоркость души».(Б.М.Неменский)».
«Деревья, облака, ручейки, цветы, травы, звери, птицы, насекомые — все они наделяются яркими, образными характеристиками, способностью чувствовать (радоваться печалиться, тревожиться и т.д. ) вступать во взаимодействие с другими персонажами. В этом отношении у педагога широкое поле для творчества»(Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства», стр. 103)
Приведу несколько примеров уроков на развитие более тонкого восприятия природы и ее изображения. Например, тема «Печальная история о лебеде » ,«Подснежники».
Одной из главных задач занятия «Печальная история о лебеде » является «пробуждение у детей чувства сострадания к птицам, оставшимся зимой. Формирование представления об особой грациозной красоте птицы-лебедя (изящная форма, пластический изгиб шеи, нежные краски пушистого оперения)» (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» 125). Дети приобретают навык работы с черными и белыми красками, в технике гризали.
Работа «Подснежники» в той же последовательности, что и упомянутый в гл.3 «Осенний пейзаж». Сначала цветовой подмалевок, потом изображение самих цветов. Уделяется особое внимание образу цвета ранней весной и форме первых цветов-подснежников. Дети реагируют особенно живо, если показывать фотографии и изображения цветов.
«Особое внимание на занятиях следует обращать на чувственное восприятие детьми цветового образа природы, жизнь цвета в картинах художников, который превращается в облака, деревья, реки, поля » (там же)
Художники по разному работают с цветом и поэтому у них разные интерпретации одного и того же времени года. Обращаясь к творчеству разных художников, можно обращать внимание детей на эти интерпретации. Например весна у Алексея Грицая в работе «Первая зелень. Стадо» изображена очень деликатно, поэтично. Нейтральные серо-коричневые цвета преобладают на картине, они символизируют сон природы, но нежная зелень листвы и первой травы говорит о зарождении нового, воскресении жизни. И главное в работе —легкий, мягкий свет , заливающий все пространство картины, дающий ощущение тихой радости.
Другая работа Н.К. Рериха «Поцелуй земле. Эскиз декорации к балету И.Ф.Ставинского «Весна священная» посвящена тому же времени года, что и у А.Грицая. Та же пробуждающаяся природа, первая зелень, первые цветы. Но здесь акцент не на противопоставлении состояний природы, а утверждение, что природа мощная сама по себе. Оранжево- фиолетовый цвет мощного ствола дуба контрастирует с насыщенным синем цветом воды и далей. Она вполне соответствует музыке Стравинского с ее мощью и звуковыми контрастами. Детям интересно выполнять эту работу, потому что она созвучна их восприятию цвета.
«Большинство занятий проводится в сказочно- игровой форме, позволяющей ребенку вжиться в образ, почувствовать его как бы изнутри, одушевить образы помогает обращение к качественному литературному материалу, содержащие поэтические метафоры, которые дают яркую, образную, зримо воспринимаемую характеристику объектам окружающего мира». (там же)
В этом смысле была опробована такая форма.
За основу было взято стихотворение С.Михалкова «Упрямый Фома». Оно довольно ритмично, соответствует детскому восприятию мира, в нем много сцен, которые можно проиллюстрировать. Дети рисуют на тему осеннего холодного города, зоопарка, Африки, интерьера комнаты, изображать людей в движении. Потом на заключительном занятии зачитывается стихотворение и дети в такт ему, показывают свои произведения. Здесь ставится задачи формирования образа, проживание его и изображения и самостоятельного изображения животных и человека. Первые попытки не всегда оканчиваются успехом, но в конце года благодаря такой форме занятия уже видны положительные результаты.
Конструктивная деятельность часто сочетается с декоративной и изобразительной. В садах довольно распространено готовясь к различным праздникам и различным событиям, 23 февраля, Дню космонавтики, открытию Олимпийских игр и пр, проводить занятия связанные с изображением символики и образов этих праздников. Опишу пример работы на тему «Космос». Сначала дети делали подмалевок, потом из цветной бумаги, картона и подмалевков к другим работам планеты. На последнем уроке составляли образы космических кораблей, роботов, инопланетян из фактурной бумаги, пластилина, блесток. Благодаря тому, что в подборе материалов использовался принцип контрастности работы получились яркими, декоративными, выразительными. Не маленькое значение в этом сыграло то, что эту на тему дети рисовали и с воспитателями.
Интересный вид конструктивной деятельности - это работа с мятой бумагой. Детям предлагался лист бумаги и они должны были из него что-то сделать. Получилось большое количество разнообразных вариантов работ. Букет, бабочка, цветок, пещера, футбольное поле. Поскольку фантазия детей ничем не ограничивалась, разнообразие работ было довольно широким.
Детям очень нравится лепить и поэтому изображение жаворонков из массы для лепки им пришлось по вкусу. Это довольно не простой материал, поскольку быстро сохнет и на нем образуются трещины. Для того, чтобы их не было, нужно поверхность изделия постоянно смазывать водой. Но при засыхании работа становится довольно прочной. Дети потом начинают использовать и эти приемы в другой лепке.
«Воспитание у детей чувства «родственного внимания» к самым близким людям и желание сделать для них рукотворный подарок. Выполнение декоративной открытки в технике объемной аппликации, украшение ее рельефными многослойными цветами, листьями, завитками». Дети к этому возрасту уже довольно хорошо владеют ножницами и умеют вырезать из бумаги разные сложные силуэты. Поэтому сделать объемную открытку к 8-му марта не представляется сложным. Они охотно делают причудливые цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чувства, пространственного мышления»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чу...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
Изобразительные способности у детей от 3-х до 4-х лет и их развитие
В этой статье описываю свой опыт работы по изодеятельности с детьми от 3-х до 4-х лет...
Изобразительные способности у детей от 4-х до 5-ти лет и их развитие
В этой работе я рассказываю о своем опыте работы по изодеятельности в детском саду с детьми в возрасте от 4-х до 5-ти лет...
Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...
Развития изобразительных способностей у младших подростков на уроках тематического рисования по программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина
Одна из основных проблем современности – необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна г...