Изобразительные способности у детей от 4-х до 5-ти лет и их развитие
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
В этой работе я рассказываю о своем опыте работы по изодеятельности в детском саду с детьми в возрасте от 4-х до 5-ти лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz.sposobnosti_detey_ot_4_do_5_let_i_ikh_razvitie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Изобразительные способности у детей от 4-х до 5-ти лет и их развитие
У детей в возрасте 4-х , 5-ти лет ярче проявляются изобразительные способности. Многое зависит от эмоционального развития ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают складывать буквы в слова, пытаются писать свое имя, некоторые сначала не знают, что рисуют, просто наносят каракули, а потом говорят, что нарисовали., исходя из этой произвольно нарисованной картинки. . Чаще всего, изображая человека, воспроизводят «голова-ногов», где ручки и ножки растут прямо от головы. В работе с красками некоторым важно просто покрасить лист, насладиться процессом прокрывания его краской. При этом не всегда важен цвет. Часто работы хорошо сгармонированы по цвету и композиции. Не всегда цвет объекта бывает соотнесен с реальным цветом. Рисуя, например, любимую куклу, ребенок может нарисовать лицо зеленым цветом. На вопрос , почему, ответит — просто так красивее. И действительно, зеленый цвет лица уместен в его композиции. Дети могут уже услышать более сложную задачу, поставленную педагогом, и решить ее под его руководством; охотно повторяют за ним и друг за другом, лепят, пишут красками, рисуют, украшают.
«Задача этого года обучения- эмоциональное, игровое вовлечение детей в образное познание окружающего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Это время активного вхождения детей в образное проживание программного материала, время эстетических открытий, которые делает ребенок, соприкасаясь с предметными миром и ближайшим окружением, время накопления опыта эмоциональных впечатлений и появления первых ростков личностного отношения к миру (сочувствия, сопереживания живому, стремления помочь и т.д.)» ( Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» , стр.15.стр. 61)
Большое значение имеет введение ребенка в тему урока. Здесь важное место занимает пантомима, когда дети вместе с педагогом проигрывают то, что они будут рисовать или лепить, педагог задает загадки, показывает фотографии.
В этом году ребенок продолжает знакомиться с художественными материалами, со способами работы с ними.
Интересно, что в этом возрасте уже доступно эмоциональное восприятие цвета как такового. Цвет задает образ, этот образ дети считывают. Например, если им нужно изобразить домик Кощея Бессмертного, то они выберут для него темные, грязные цвета, если Василисы Прекрасной — то нежные светлые цветовые сочетания. Если обращаться к творчеству художников, для которых цвет имел подобное значение в работе, то это усиливает вхождение в образ. Детям были показаны две работы Н.С.Гончаровой декорации к опере Н.Ф.Стравинского «Жар птица» и «Город. Композиция в черном и желтом». Они сразу определили, где может жить Кощей, а где Василиса. Потом детям было предложено выбрать нужный цвет для этих персонажей из двух силуэтов, вырезанных из цветного картона. Все справились, но в процессе работы задача сделать домик для Кощея и Василисы некоторыми забылась. Кто-то рисовал домики для двух зомби, кто-то просто дорисовывал дом, изображая лестницу, окна, и то, что внутри дома, кровать с подушками, тапочки и пр.. Были и те, кто от начала до конца оставался в теме. После того, как домики были доделаны, дети на рисовали пригорки, на который стояли эти домики. Образ у некоторых получился.
Красота природы для детей этого возраста пока абстрактная вещь. Это связано не только с тем, что далеко не все дети так тесно общаются с природой, как это было раньше. Но и с тем, что мир техники внедряется в детское сознание почти с пеленок. И поэтому обращать детский взор к красотам природы средствами изобразительного искусства очень важно. Пусть это изображение не будет ложиться на их созерцательный, их зрительный опыт, и живописная работа не самостоятельна, но это может дать толчек к более внимательному взгляду на природу. Осенние, весенние, зимние пейзажи, натюрморты с цветами и фруктами помогают сосредоточить, сконцентрировать этот взгляд.
Мы рисовали с детьми средней группы «Осенний пейзаж». Это была смелая попытка и не во всем она оправдана, поскольку не все дети поняли . Не золотая осень с ее яркими красками стала нашим героем, а поздняя осень, когда на передний план выходит графика деревьев, солнце весь день светит по-вечернему, окрашивая всю природу в охристую гамму, кое-где еще светятся опавшие зеленые и желтые листья. Природа в этом своем увядании прекрасна. Строили изображение традиционным способом, сначала наносили коричневые, желтые и синие (голубая краска) пятна, потом их разбеливали, потом рисовали деревья и опадающие листья. Получилось довольно красиво. Такой способ изображения природы мне нравится. Ведь сначала можно не говорить, что изображается. Просто пятна. Потом, можно поговорить с детьми о чем нам говорит такое сочетание цветов.Потом уже можно нарисовать деревья, пантомимой показав, ветки, крону деревьев, корни, как они качаются на ветру. Потом уже рисуются листья. Потом уже картины рассматриваем, пытаясь определить, что же получилось.
В этом возрасте начинает формироваться фантазия. Можно помогать детям входить в понимание образов связанных с природой. Например, образ птицы -вьюги. Дети рисуют изображение восковыми пастельными мелками, акварельными красками. Это коллективная работа. Для того, чтобы образ был более понятен мной была сделана из большой
белой ткани и блесток, крепких ниток и относительно длинной палки кукла Птица-вьюга. Она очень хорошо воплощала образ летающей птицы. Детям было предложено самим нарисовать птицу восковыми мелками, а потом ее раскрасили и вырезали. В этом возрасте вырезать мало еще кто умеет, но практический навык здесь был важен. Из того, что у кого получилось скомпоновали изображение птиц. Немного подретушировали мелками, получилось что-то птицеподобное. Потом все вместе рисовали на большом листе мелками снежную природу, снежную вьюгу. Потом приклеили птиц. Получилась образная композиция. Здесь,на мой взгляд, важен личный опыт изображения птицы.
Приведу пример еще одного варианта работы, где работа с цветом сочетается с работой над рисунком. Это занятие можно проводить в начале осени, когда еще свежи впечатления от красок лета. Детям можно предложить масленую пастель или фломастеры и листочки белой бумаги с рамками определенного цвета — зеленые красные синие, желтые. Педагог вместе с детьми вспоминают, что ассоциируется с тем или иным цветом и просит детей нарисовать это в рамках, при этом просит закрасить полностью изображение, чтобы получился силуэт. Не все дети стремятся закрасить контур, но у многих это получается.
Работа акварелью по мокрой бумаге доставляет много удовольствия для детей. Приятно наблюдать, как краски расползаются по листу бумаги, создавая какие-то образы. Эта работа может быть хорошим подмалевком для изображения аквариума с рыбками. Рыбки разрисовываются отдельно. Раскрашивается их брюшко, головка. Можно предложить детям заполнить силуэт рыбки точками с помощью ватных палочек. Нужно после приклеивания
не забыть подрисовать не только хвост, и плавники. Получается завершенная картина морского дна, где среди караловых рифов плавают рыбки.
Хочется поделиться еще одним типом работы с акварелью. Здесь используются тот же принцип, что и в работе над пейзажными зарисовками. Изначально не говорится, что мы рисуем. Просто делаем поверхность листа бумаги мокрой и наносим сверху толстой кисточкой несколько нежно лиловых полос, за ней нежно розовых. Дети смотрят, как эти линии расплываются. Внизу несколько голубых и синезеленых полос. И все опять наблюдают за эффектом. Далее идет разговор о том, на что получилась похожа картинка. Кто-то говорит, что на море. Тогда нужно дорисовать волны и облака.
Еще один вариант работы с акварелью. Поверхность листа делаем мокрой, и потом заполняем горизонтальными волнистыми линиями стараясь их рисовать близко друг ко другу, но не пересекая друг с другом. Дети смотрят, как краска расползается по листу бумаги и цвета переходят один в другой. Это довольно завораживающее действие. Можно фоном давать спокойную музыку, это помогает формированию образа. Потом дети сами должны рассказать, глядя на работы, что же у них получилось.
Так же может быть полезен следующий опыт работы с гуашью. Берется густая гуашевая краска и наносится густо на низ листа, и другим цветом на верх. Это может быть, например, желтая и синяя краски. И потом берется белая и перемешивается сначала с синей, потом с желтой, оставляя полоску неразрешенного цвета., лист при этом полностью прокрывается краской. По высыхании наносится какое-то изображение.
Подобные задания помогают развиться чувству цвета и композиции. Дети уже не боятся пространства листа, а смело что-то изображают и прорывают цветом большие пространства.
Что касается конструктивной деятельности.
Дети в этом возрасте легко повторяют какие-то действия за старшим, ведущим. И могут под руководством педагога сделать довольно сносные изображения, но здесь не будет простора для их самостоятельности, их творчества. Поэтому стоит давать те задания, где может проявиться фантазия детей.
Но если хочется, чтобы дети рисовали на какую-то определенную тему, а не вообще нечто теми материалами, которые предлагает педагог. То нужно, чтобы тема была ими хорошо осознана. Здесь помогают и фильмы и фотографии и репродукции художников.
Опишу некоторый негативный опыт. Задала тему фантастических цветов. Заготовила цветное тесто, покрасила зерна фасоли в разные цвета. Мы с ними накатали колбасок и шариков, потом я предложила заполнить ими силуэт цветка. И что же получилось? Они силуэт заполнили, но в процессе работы над цветком у некоторых он преобразовался в процесс изображения электронной игрушки (Рi-S-Pi) с кнопками, клавишами и пр.
В этом возрасте можно предлагать им делать самостоятельные постройки. Сначала это может быть постройка из кубиков, потом из геометрических фигур на плоскости. Образы у них могут быть разными. Могут изобразить робота, космический корабль, дом. Но в работе с геометрическими фигурами я вижу несколько опасностей. Далеко не все в геометрических фигурах видят часть чего-то, кирпичек, из которого можно сложить дом. Часто они видят просто квадрат или круг. Сейчас с младенчества заставляют детей заучивать название геометрических фигур и, смотря на картинку с круглыми или квадратными очертаниями они уже ничего не видят кроме круга или квадрата. Часто предлагается схема, например, изображения человека: «Ручки, ножки, огуречик - получился человечек.» Ребенок заучивает эту схему, начинает ее постоянно воспроизводить, и при этом ничего другого нарисовать не может, так как ему не известны другие схемы. Через какое-то время у него о себе появляется представление как о человеке не умеющем рисовать.
Поэтому, чтобы схемы не закреплялись, нужно предлагать не только строить что-то из тех или иных геометрических фигур, но и превращать их во что-либо, на что они похожи, дорисовывая предложенные формы фломастерами или различными видами пастели.. Квадрат на телевизор, домик, голову монстра, часть одежды девочки. Трехугольник на тело и головку птички, мороженое, домик. Круг на часть от грузовика, голову зайчика, неваляшку, часы. Когда показываешь квадрат, треугольник, другую геометрическую фигуру или просто абстрактное пятно, , то можно спрашивать, на что этот силуэт напоминает в том или ином положении. Дети не склонны искать сложных ассоциаций в простых геометрических фигурах, часто повторяют друг за другом, но все-таки среди них обязательно найдутся такие, кто задает общий тон и предлагает неожиданные варианты. Несколько слов хочу сказать о материалах для этих графических работ. Не на всякой цветной бумаге рисует фломастер и масляная пастель. Лучше брать цветную бумагу для принтера не очень ярких цветов, стараться чтобы толщина линии соответствовала величине силуэта, чтобы изображение было более менее гармоничным. В качестве фона можно использовать цветной картон для пастели. К слову говоря, эта бумага хороша не только для пастели , но и для декоративных работ с бумагой и пластилином.
Теперь перейдем к украшению.
Элементарной формой украшения может быть изображение простых узоров. Точки изображенные в ряд в определенном ритме — уже узор. Самый простой орнамент — линия. Сочетание линии и точки уже задает декоративность. Можно предложить такой вид декора. Делаем коврик для котенка. Немного отвлекусь. Как я уже писала, дети уже в трехлетнем возрасте охотно повторяют за педагогом и получают тем самым определенные навыки. Эти можно воспользоваться. Те навыки, которые они приобретают на занятиях с воспитателем в группе — это то, чем они пользуются на занятиях в изостудии. Дети легко приклеивают полоски бумаги, куда их просит педагог, например, к краям листа. Таким образом, изображение рамочки они делают и с интересом и довольно быстро и качественно. Потом так же легко заполняют приклеивают внутрь рамки кусочки цветной бумаги. Уже получается некоторое композиционное решение. Остается только дорисовать линиями светлого маркера пространство между приклеенными кусочками бумаги и точками тех же маркеров или фломастеров разных цветов сами кусочки. Можно сказать, что на этом коврике изображена волшебная речка, где воды не синие, а цветные, и льдинки так же разноцветные.
Для того, чтобы дать детям навыки разнообразия в линейном декорировании, можно предлагать заполнять силуэт какого-нибудь животного разными по толщине линиями. Опять же тут нужно учитывать соответствие толщины линии и величину силуэта, чтобы линия по настоящему декорировала силуэт.
Еще одно важное задание, которое так же можно давать в начале года. Коллективная работа «Солнышко». Часть детей украшает разными цветами лучики, а часть детей сам круг солнца. Получается довольно цветно, радостно, по летнему.
Последняя работа — это «Дорожки к домикам». По краям листа дети рисуют домики разными цветами гуашевых красок. С одной стороны синий, желтый и красный, с другой стороны фиолетовый, оранжевый, зеленый. От сенего домика к зеленому ведет желтая дорожка; от красного к фиолетовому — синяя, от желтого к оранжевому — красная. Здесь приобретаются навыки смешивания цветов. Потом дорожки украшаются цветными точками. Получается довольно декоративная работа.
Хочется привести примеры смешанного типа работы, когда в процессе занятия ставится декоративная, изобразительная и декоративные задачи. Дети что-то составляют из частей, изображают что-то и украшают.
Например, занятие называется «Черепашка и змейка». Детям даются частички, из которых нужно собрать черепашку и змейку. После этого украшаем черепашку или цветной вырезками из цветной бумаги или декоративных салфеток, декоративной бумаги, помогающими изображению быть более красочным и точным. Если образ кажется не совсем полным, можно его дорисовать, и дорисовать необходимые элементы вокруг, например, пальму, озеро и т.п.. Само по себе интересно, как фактурная бумага может задавать основной тон в решении образа.
Еще один пример занятия с использованием глины или материала для лепки. Детям предлагается скатать шарики, колбаски. Потом их нужно расплющить и составить из них композицию. У кого-то может получиться солнышко, у кого-то полянка с цветочками. Потом изображения украшаются с помощью отпечатков крышек фломастеров, скрепок и тд. Потом, после высыхания, можно раскрасить теми цветами весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них изобразительных навыков...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...
Изобразительные способности у детей от 3-х до 4-х лет и их развитие
В этой статье описываю свой опыт работы по изодеятельности с детьми от 3-х до 4-х лет...
4. Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие.
Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие....
Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью
В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы ...
Развития изобразительных способностей у младших подростков на уроках тематического рисования по программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина
Одна из основных проблем современности – необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна г...