Изобразительные способности у детей от 3-х до 4-х лет и их развитие
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
В этой статье описываю свой опыт работы по изодеятельности с детьми от 3-х до 4-х лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz.sposobnosti_detey_ot_3_do_4_let_i_ikh_razvitie.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительные способности у детей от 3-х до 4-х лет и их развитие
Дети в возрасте от 3-х до 4-х лет охотно занимаются разными им видами художественной деятельности. Любят рисовать красками, используя несколько цветов в палитре, перемешивая их между собой, любят строить «башни» из предлагаемых кусочков пластилина, теста, воска; любят приклеивать что-то с помощью клея-карандаша. . В этом возрасте, как и в любом другом, наклонности проявляются в зависимости от темперамента. Образные, сюжетные изображения уже имеют место быть, но во многом дети еще идут от «картинки», т.е. сначала произвольно рисуют какие-то каракули, а потом называют, что у них получилось. Образность цвета уже могут воспринимать, черный цвет может ассоциироваться с монстрами, темной ночью и пр. Чувство уравновешенности композиции, декоративности так же может проявляться в их творчестве. Если это качество развито, то дети уже могут делать самостоятельный рисунок. Не все дети одинаково усидчивы. Одному можно показать какой- то элемент изобразительного языка, и этот ребенок потом воспроизводит его легко, скрупулезно заполняя лист бумаги выученными элементами. Другой с трудом может высидеть несколько минут, почти не вникая в суть задания, но и потом может сделать совершенно исключительное, вдохновенное, красивое изображение. В этом возрасте дети легко повторяют друг за другом. Если один сказал, например, что это пятно похоже на машину, то сосед, скорее всего скажет то же самое — и у него предлагаемый педагогом силуэт, похож на машину, и он эту машину собирается дорисовывать. В начале учебного года, когда многим детям едва исполнилось три года, далеко не все способны просто нарисовать линию, как просит педагог, и не попытаться сразу превратить ее в большое пятно. Задание нарисовать дорожки, по которым должна пробежать кошка, не для всех выполнимо. Тут у детей приобретается навык слышания педагога и радости от общения с цветом.
В соответствии с этими и другими особенностями для возраста от 3х до 4-х лет ставится задача «пробуждать и всячески поддерживать у ребенка заинтересованное отношение к изобразительно-пластическим возможностям материалов, а также к самому процессу рисования, лепки, аппликации. (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» стр.14)
И так, ребенок в этом возрасте знакомится с художественными материалами и учится ими пользоваться. В процессе вовлечения в художественную деятельность мелкая моторика развивается, пополняется словарный запас. Большую роль в этом смысле имеет игровой момент занятия. Он становится центральным в занятиях, посвященные знакомству с материалами и в занятиях с их дальнейшим освоением в изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.
Сказка определяет композицию занятия, в которой героем становится кусочек пластилина, карандаш, кисточка и пр.
Дети охотно слушают сказку и играют в то, что сделали своими руками. Например, когда к ним в гости пришел кусочек пластилина в форме червячка, дети наблюдают, как он может поднимать голову вверх, опускать вниз, поворачивать ее налево, направо. Дети, получив такого же «червячка», охотно с ним начинают играть, придавая ему разные формы, некоторые делают ему глаза, рот, прическу. Если используются разные цвета пластилина, то работа получается более выразительная, «веселая» по цвету.
Знакомство детей с красками можно осуществить с помощью сюжета с кисточкой. Педагог показывает, как кисточка может «гулять» по листу бумаги, заполняя его разнообразными линиями, цветными пятнами, точками. Некоторые дети, включаясь в процесс предложенный педагогом, заполняют лист полностью цветом, некоторые сразу же что-то хотят изобразить линиями. «Образный ход помогает, с одной стороны, раскрепостить руку ребенка, сделать ее движения свободными, пластичными, а с другой — дает возможность освоения всей поверхности листа» (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» стр.14.)
Немаленькое значение для проживания образа занятия играют элементы пантомимы, пальчиковой гимнастики, а так же отгадывание загадок и показывание фотографий с изображением того или иного персонажа, состояния природы и пр. Например, педагог предлагает решить задачу чудесного превращения пятна в рыбку. Сначала он загадывает детям загадку про рыбку, потом руками вместе с детьми показывает большие и маленькие волны, потом как рыбка плывет, как ныряет. И потом педагог раздает детям силуэты рыбок и предлагает из сделать красивыми с помощью пастели. Некоторые дети прорисовывают чешуйки, глазик, ротик, некоторые просто заполняют цветом. А на другом листе сначала широкой частью мелка пастели, а за тем узкой частью рисуют волны. Можно использовать мелки разнообразных холодных оттенков, начиная от лилового и кончая бирюзовым. Может получиться красивое цветное месиво, напоминающее морские пучины. Потом на этот «подмалевок» приклеиваются рыбки. В этой работе не требуется задавать четких правил изображения. Главная задача здесь, чтобы они имели навык работы с пастельными карандашами и получили наслаждение в работе с цветом.
В этом возрасте дети «чутко воспринимают цвет, не боятся красок, радостно переживают встречу с ними.... Учатся работать широко и смело, смешивая краски на листе бумаги, ритмично наносят красочные пятна-мазки с помощью пальцев руки, или выполняют оттиск ладошкой с последующим дорисовыванием деталей кистью, а так же украшают поверхности с помощью отдельных штампиков»(Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» стр.14)
В этой работе уже указывалось, что не все дети могут изображать что-то конкретное. Многих просто захватывает работа с кистью и красками. Например, когда группе детей давалось задание нарисовать дорожки, по которым должна походить кошка. Многие просто старались заполнить одним цветом лист, некоторые рисовали дорожки. В другой раз было дано задание нарисовать на мокрой бумаге пятно и превратить его в цветок. Некоторые начинали делать какую-то постройку из цветных пятен, видимо находясь под впечатлением от работы с конструктором. Получилось любопытно по композиции и по цвету, не было грязи, хотя цветок, как таковой изображен не был. Мне нравится методика Вальдорфской школы, где в работе с дошкольниками очень много внимания уделяется работе с акварельными красками, делая акцент на том, чтобы дети рисовали рядом со взрослыми. Ребенок рисует свою картину, а взрослый свою.Здесь он учится работать с цветом, линией, совершает самостоятельные открытия в области композиции и рисунка.
Дети этого возраста мало ориентируются на контур. Задание на заливку краски в контуре для них пока не выполнимо. Но заполнение листа цветом вполне им по силам. Можно давать задание на воспитание чувства цвета. Например, когда нужно нарисовать ночь, дети сначала заполняют лист черной акварелью, потом по черному цвету рисуют синим, по синему фиолетовым или зеленым. Получается глубокий цвет черный цвет. Образ ночи дополняется белыми точками- звездами. Пространство для космической ночи готово.
Возможен и другой композиционный прием. Он в следующем: сначала нужно намочить лист бумаги, потом «приклеить» воду силуэты каких-то изображений, например, облаков. Потом закрасить весь лист бумаги, далее отсоединить силуэты. На месте их останутся белые пятна по рисунку совпадающие с силуэтами облаков. Картина уже практически нарисована — небо с облаками. Потом ватными палочками раскрашивается, например, силуэт, самолета. Здесь ради контраста и яркости работы можно использовать эффект противоположных цветов. Если в цвете неба преобладают синие цвета, то для самолета можно использовать оранжево-охристые.
Чувство цвета и композиции не плохо развивается в работе с картофельными штампиками. Можно, например, украсить отпечатками панцирь черепахи. А траву, по которой ползет черепаха, изображать пальчиками, используя голубую и желтую краски. Цвета между
собой перемешиваются, образуя новый разнообразный по оттенкам зеленый цвет.
Еще есть один способ знакомства с цветом. Для этого задания нужно использовать полиэтиленовый файл. Файл намазывается сначала синей краской, потом делается отпечаток на белой бумаге. Далее файл намазывается белой краской и опять делается отпечаток. В итоге выходит заснеженная картина. Остается дорисовать коричневой или темно синей краской деревья и вот готов заснеженный пейзаж. В этой работе есть не только работа с цветом, но и тренируются графические навыки, тренируеся рука. Здесь, разумеется деревья получаются далеко не у всех, у некоторых детей вместо них большие пятна.
Пейзаж можно сделать и другим способом. На лист бумаги носятся цветные пятна с оттенками синего цвета, потом они по краям разбеляются, но пятна не закрашиваются целиком. Потом по возможности на них дети синей краской изображают деревья и пятна снега.
Графические и композиционные навыки можно развивать способом дорисовывания пятна. Например, детям дается вырезанный из красной бумаги силуэт птицы. Им нужно только дорисовать крылья, хвост , лапы. Работа получается более эффектной если рисовать не фломастером, а восковой пастелью, и сразу задать композицию, напоминающую древнерусские вышивки на полотенцах, рубахах и пр. : По бокам сделать орнамент из треугольников, а по центру должна располагаться птица. Можно так же коснуться семантики орнамента, например, что спиралеобразный круг означает солнце, ромбик семена и землю и т.д.и предложить детям эти знаки изобразить.
«Дети осваивают простейшие приемы лепки (раскатывание шарика круговыми движениями, вытягивание формы, расплющивание и тд. ) приемы работы с бумагой (разрывание , сминание, скручивание, подворачивание уголков и т.д.) превращая мягкие салфетки в шляпки и ножки грибов, в снежные комья. Дети с интересом также строят из цветных геометрических фигурок простейшие формы.» (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» . Стр.15.)
Навыки в лепке дети осваивают довольно быстро и их могут применять. Можно одно занятие посвятить раскатыванию шариков, и превращению их в кирпичики и бревнышки для крыши, потом уже строить из этого дом. У детей пока нет четкого представления о том, как должен выглядеть дом в пространстве, но они уже могут что-то строить, а потом как-то обосновать, рассказать о своей постройке.
Поскольку в этом возрасте основной акцент делается на работе с материалом, то дети каждый раз совершают открытия — на бумаге можно не только рисовать, ее можно и мять, и делать из этого какие- то изображения. Например, после того как дети скомкали белую бумагу, придали ей шарообразную форму, можно их спросить , на что это изображение похоже. Найдется кто-то, кто скажет на снежный ком. После этого можно сделать еще несколько таких «комьев» и соорудить снеговика. Некоторые дети пока еще не могут соединить две вещи в одно целое, поэтому можно предложить основу, куда они будут приклеивать скомканную бумагу.
Интересна в этом смысле может быть работа «Веселый паравозик». Можно делать как коллективную работу так и индивидуальную. Что такое паровоз и вагончики, они знают. Опираясь на определенную основу, они уже могут испытать себя в роли конструкторов, проектировщиков. Например, дорога с рельсами у них уже может быть нарисована, а также задан силуэт паровоза. Его нужно будет только доделать, приклеив окна, выхлопную трубу и колеса. К паровозу дети присоединяют вагоны. Интересно, что некоторые дети охотно включаются в самостоятельный процесс конструирования, другие, послушно исполнив данную педагогом задачу, с интересом начинают украшать вагоны, некоторым интересно нарисовать или дорисовать пассажиров поезда.
Способности к конструктивной, так же как к изобразительной и декоративной деятельности уже в этом раннем возрасте проявляются очень отчетливо. Даже если основной акцент делается на каком-то одном виде деятельности, ребенок свои особенности все равно продемонстрирует.
«Отдельные занятия детям приходится выполнять не целиком, а частично: достраивая, дорисовывая, украшая уже готовые формы, используя уже готовые геометрические фигурки для всевозможных построений» (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» , стр.15.)
Например, большой интерес у детей вызывает изображение короны для новогоднего карнавала. Но основа делается педагогом. Это ободок и основные зубцы. Дети ее украшают. Сначала приклеивают большие формы, потом маленькие. Можно украсить ее пластилином , вставляя в него блестки. Можно так же предложить детям раскрасить гелевыми красками в тюбиках. Получаются довольно нарядные работы.
В приобретении навыка украшения пластилином хорошо помогает растягивания пластилина. От центра размазывается пластилин, формируя изображение цветка или звездочки. Серединку потом можно украсить блесткой. Так же в украшении поверхности цветным пластилином имеют значение навыки по выполнению спиралек или улиток, косичек. Их можно делать как пластилином одного цвета, так и из куска пластилина, составленного из разных цветов.
Хочется еще написать о занятии, где ребенок вместе с педагогом решает как конструктивные так и декоративные задачи, а так же задачу «эмоционального переживания в процессе игровой изобразительной деятельности». Это занятие называется «Угощение для игрушек». Детям предлагается сделать тортик для куклы. Перед занятием можно поговорить о том, какое бы угощение дети приготовили бы для куклы Маши, для Мишки и пр.. Можно показать фотографии с изображением тортов и пирожных. Потом дети под руководством педагога скатывают из цветного пластилина два шарика и делают из него блинчики, далее раскатывают тоненькие колбаски белого пластилина и украшают «кремом» торт, потом раскрашенными в разные цвета фасолью — это клубничка, яблоки, персики и пр. Последние украшение — это свечки. Некоторые дети в порыве вдохновения украшают боковинки торта.
«На четвертом году жизни дети впервые начинают осваивать коллективные формы работы. В рамках своих возрастных возможностей они выполняют живописные подмалевки, чувствуя себя при этом уверенно, комфортно, так как действуют вместе, сообща... .» (Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» , стр.15)
Приведу пример такой работы. Работа называлась букет волшебной сирени. Это большая работа по размеру. В качестве материала использовался пластилин, цветной картон и цветная бумага. Сначала дети под руководством педагога делали цветной подмалевок- стол, вазу, фон. Потом отдельно каждый свой цветок. Здесь пригодились их навыки по превращению пластилинового пятна в цветок способом растягивания, навыки сминания бумаги и украшения ею поверхности. Эта работа смотрится выгоднее, когда используются и яркие цвета воскового пластилина и светлые тона цветной бумаги для принтера. В этой работе ребенок приобретает навык чувствования цвета, внимания к отдельным деталям цветка, навык соединения в работе разных материалов и техник. И здесь они так же приучаются работать вместе, уважать пространство друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чувства, пространственного мышления»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чу...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
Изобразительные способности у детей от 4-х до 5-ти лет и их развитие
В этой работе я рассказываю о своем опыте работы по изодеятельности в детском саду с детьми в возрасте от 4-х до 5-ти лет...
4. Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие.
Изобразительные способности у детей от 5-ти до 6-ти лет и их развитие....
Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...
Развития изобразительных способностей у младших подростков на уроках тематического рисования по программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина
Одна из основных проблем современности – необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна г...