Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_2.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Эстетическое воспитание младших школьников на примерах
образцов физической культуры в изобразительном искусстве
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………..………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
- Эстетическое воспитание в становлении личности младшего
школьника ..........................................................................................................6
1.2 Роль физического воспитания в развитии младших школьников ……......14
1.3 Методика формирования физической культуры посредством эстетического воздействия изобразительного искусства на человека ………......….….…….. .20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ ЭСТЕТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Анализ деятельности начальной школы по пропаганде физической культуры у младших школьников ……………………………………………………....30
2.2 Разработка и анализ результатов проведения внеклассных занятий на спортивную тематику…………………………..………………………………....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….……………….…………………………….…47
ЛИТЕРАТУРА …………………………..……………..................................…...59
ВВЕДЕНИЕ
История изображения человеческого тела и лица от первых антропоморфных рисунков, архаических масок до современных экспериментов, воплощенных в живописи, скульптуре, видео-арте, инсталляции, отражает самоощущение человека, его бытование в мире, то, как общество идентифицирует себя и современную ему культуру.
Изобразительное искусство — одно из наиболее распространенных средств пропаганды физической культуры и спорта. С древнейших времен художники всех стран воспевали в своих работах красоту человека, его пропорции, пластику, силу, мужество, способность покорять стихию природы. Творчество художника просто невозможно без знания природы человека, его духовной и физической красоты. В основе прогрессивного искусства всегда лежала и лежит тема человеческой гармонии.
Наскальные рисунки, скульптуры древнего человека, изящные творения эллинских ваятелей донесли до нас через века мечту о красивом и сильном человеке.
Все жанры изобразительного искусства с древнейших времен и до наших дней использовались прогрессивными художниками для воспевания здорового, сильного, гармонически развитого человека, способного бороться со злом и несправедливостью, стихийными силами природы.
Человек — творец всего прекрасного на земле. Материальная и духовная культура достигли сегодня высокого уровня развития: космические корабли, компьютеры, сеть Интернет и множество других технических средств, способны сделать человека сильнее. Но это другая сила — сила разума. А вот физическое развитие стало не популярным в молодёжной среде. Образовавшиеся стереотипы женственных мужчин, деловых, самостоятельных, независимых женщин разрушают сложившиеся веками традиции гармонично развитого человека, красивого снаружи, и внутри. К сожалению, пока человек молод и здоров, он не задумывается о сохранении и укреплении своего здоровья. Курение, наркотики, алкоголизм, вот далеко не все причины болезней и раннего старения человека.
«Стремление к совершенству формы — биологическое стремление человека, — писал А.М. Горький, — в основе его лежит желание человека воспитать в себе гибкость и силу мускулов, лёгкость и ловкость движений, это стремление к физической культуре тела особенно ярко воплощено было в древности…». (2) У многих древних народов физические упражнения и состязания постепенно превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни. Обосновывая своё стремление с раннего детства развивать и закалять тело, греки говорили: «Сначала надо создать прочный сосуд, а потом уже наполнить его вином просвещения» (6). Но наилучших результатов человечество достигает обычно там, где физическое и умственное воспитание идут рядом.
Проблема заключается в том, что важно пробудить в ребятах желание стать не только физически сильными, но и открыть для них красоту физически развитого человека. А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей пробуждает в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали ещё Платон и Гегель. Их взгляды стали аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве по пропаганде единства физической и духовной культуры, можно воспитать высоконравственно и физически развитого, разносторонне-образованного современного человека, чувствующего и ценящего красоту.
Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве».
Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве.
Объект исследования: внеклассные занятия.
Предмет исследования: содержание работы учителя по эстетическому воспитанию младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве.
Задачи исследования определены в соответствии с темой и целью:
— изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме;
— рассмотреть понятие и категории эстетики, значимость эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства;
— разработать и апробировать серию занятий по эстетическому воспитанию младших школьников на примере произведений изобразительного искусства различных исторических эпох;
— сделать анализ проведённой работы.
Методы исследования выбраны, исходя из задач:
— теоретический анализ литературы;
— наблюдение за учащимися;
— анализ продуктов деятельности учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Значение эстетического воспитания в становлении личности младшего школьника
Термин «эстетика» (от греческого aishetikos — чувственное восприятие) (5) впервые был введён немецким философом и теоретиком искусства А. Г. Баумгартеном («Эстетика» — 1750-1758 гг.). С этого времени термином «эстетика» стали обозначать определённую отрасль научных знаний. А. Г. Баумгартен считал предметом эстетики чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. (3)
Эстетика зародилась значительно раньше, ее корни уходят в глубокую древность. Возникновение эстетических идей относится ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Как система знаний об эстетических отношениях человека к действительности эстетика появилась в античной Греции. Изначально эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). Со времен Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика — это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности.
Для Иммануила Канта эстетика — прекрасное в искусстве. У Фридриха Гегеля эстетика также выступает в виде «обширного царства прекрасного», строже говоря, «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа.
Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов — критического реализма, А. Камю, Ж. П. Сартр — экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. В. И. Ленин, Троцкий, И. В. Сталин, Жданов, Мао Дзе Дун в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией. (8)
В современной науке существует несколько определений термина эстетика. Так, по мнению М.Ф. Овсянникова (2), эстетика — наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Данное определение затрагивает лишь творческую деятельность человека.
Словарь эстетических терминов даёт следующие определения эстетики (11), которые выделяют лишь определенные направления науки, но не в совокупности и взаимосвязи:
— философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии;
— наука о закономерностях эстетического освоения действительности;
— система взглядов на искусство;
— красота, художественность в оформлении, организации чего-либо.
Наиболее точным определением на современном этапе развития человечества можно считать определение, сформулированное Ю. Б. Боревым. (5) Эстетика, в его понимании, — «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства».
Эстетическая деятельность универсальна — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комического (карнавал как действие), трагического (похоронная процессия), возвышенного (чествование победителя, создание оды), безобразного (китч), или ужасного (фильмы ужасов Альфреда Хичкока, черные триллеры).
Таким образом, в системе эстетики можно выделить ряд ключевых понятий (категорий).
Прекрасное — коренная категория эстетики. Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстетические воззрения древних народов. Шумеры уже в XXV в. до н.э. в тексте «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога — покровителя земледельцев» зафиксирован первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Древние египтяне высказали некоторые теоретические идеи об эстетических свойствах мира. Так, в папирусе времен Среднего царства воспевается красота Нила: «Приносящий хлебы, обильный пищей, Творящий все прекрасное...». Прекрасное — творение жизни, источник ее благ; прекрасное есть жизнь. Гимн, воспевающий бога солнца.
Рассмотрим другие не менее значимые категории эстетики, к которым относятся возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное и др.
Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения — все это отражает возвышенное как категория эстетики.
Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного. Пример многообразия в восприятии возвышенного — образ «горделивого истукана», «мощного властелина судьбы», «строителя чудотворного» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Человек смертен, и его не могут не волновать проблемы взаимоотношения жизни, смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями. Искусство в своих философических размышлениях о мире тяготеет к трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и художественный процесс пересекаются с проблемой трагического. Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. Переход от скорби к радости — одна из загадок трагического.
Трагическое — сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск выхода для человечества. В этой категории отражаются не частные неполадки и несчастья человека, а бедствия человечества, фундаментальное несовершенство бытия, сказывающееся на судьбе личности и народа.
Концепции комического в истории эстетики выражены утверждениями о невозможности определить комическое.
Все существующие теории рассматривают комическое или как объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей личности, или как следствие взаимоотношений субъекта и объекта. Эти три методологических подхода и порождают все многообразие концепций комического. Смех — как отмечал Н. Щедрин — оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. А. Герцен писал, что смех — одно из самых мощных орудий разрушения. Смех может попасть только в уязвимое место личности или в уязвимую личность. И когда человечество откажется от традиционных средств кары (тюрьмы, исправительные колонии), в распоряжении людей останется, может быть, самое действенное, грозное и гуманное средство общественного воздействия — смех. Кроме того, смех может быть добр и ласков. Он может не крушить, а созидать. Он может быть весел и легкомыслен, радостен и приветлив.
В истории эстетики антипод прекрасного — безобразное — не имеет глубокой теоретической традиции. Однако эта категория получила освещение в некоторых писаниях. Так древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее превращается в дурное, вкус теряется». Шекспировский Гамлет замечает, что даже такое божество, как солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Вильям Шекспир считал такие превращения свойством природы и общества.
Определять безобразное только как антипод прекрасного логически недостаточно. Безобразное — эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Например, когда человечество не владеет собственными общественными отношениями это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).
Низменное противоположно возвышенному. Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном как об эстетическом свойстве и приводит пример: в трагедии Еврипида «Орест» — не вызванная необходимостью низость характера Менелая. Низменное социальное явление изобразил Верещагин в картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим завоевателям» — бывшим, сущим и будущим: на картине — холм, сложенный из человеческих черепов.
Ужасное — близкая трагическому, но в корне отличная от него категория. Если трагическое имеет разрешение в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. Трагическое величественно, оно возвышает человека — он остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек — раб обстоятельств, он не владеет (не освоил) ни обстоятельствами, ни предметами его окружающими, он потерян в мире.
Безобразное, низменное, ужасное — негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством (особенно в ХХ в.) и отражающиеся в эстетике. Эти категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них невозможно осмыслить реалии и искусство ХХ в.
Следует отметить, что в систему эстетики входят не только эстетические категории, но и понятия, не имеющие столь широкого значения, как категории. Понятия отражают стороны эстетических категорий – грациозное, например, одно из проявлений прекрасного.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. (4)
Эстетическое отношение к действительности — специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках.
Прекрасное в жизни — и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, проявляется готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. (15)
Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников огромна, однако педагогическая наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания является и окружающая действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы, и труд, и общественные отношения людей, и многое другое.
Исходя из общих задач эстетического воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:
1. Готовить всесторонне развитых, образованных детей.
2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.
4. Развивать творческие способности учащихся, дать верное направление эстетическому воспитанию мира. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображение.
5. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского мирового искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Особое место в эстетическом воспитании должно быть уделено показу физической красоты человека. Осуществлять эстетическое воспитание и художественное образование так, чтобы оно способствовало активизации творческой деятельности учащихся, мобилизовало их силы, духовную и физическую энергию.
1.2 Роль физического воспитания в развитии младших школьников
Латинское слово «культура» означает возделывание. Культура всегда есть сознательная работа духа над собственным совершенствованием и над упорядочением всего, что окружает человека. И культура—это среда, растящая, питающая личность. Физическое воспитание неотъемлемо от интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. А в наших школах распространено невнимательное отношение к физической культуре, которая несколько пренебрежительно называется «физкультура», а иногда и «физ-ра». (14) Это – одно из проявлений односторонности, когда систематически развивается, по сути, одна только память, в ущерб остальным человеческим проявлениям.
Что же включает в себя физическая культура? В это понятие входит культура тела, культура движения, манер и поведения.
Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка.
Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, лёгкость, изящество движений и двигательных умений. Движение — основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности.
Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды. (19)
Физическая культура в самом широком своём значении необъятна и неохватна. Физическое воспитание гораздо более сложная задача, чем просто тренировка тела. И чтобы в школу пришла культура, прежде всего культуру надо дать учителю. Основой учительской профессии вообще является культура.
Наш известный педагог-учёный П.Ф.Лесгафт положил начало науки о физическом образовании как особого отдела педагогической науки. Идеи Лесгафта на много лет опередили западноевропейские исследования. Его «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888г.) стало в дореволюционной России основополагающим в развитии отечественной системы физического воспитания и образования, а также системы подготовки соответствующих педагогических кадров. Лесгафт писал: «Разумно организованная физическая деятельность школьника содействует совершенствованию его интеллекта». (12) Его теория физического образования неразрывно связана с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Эстетика тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, его поведение – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.
С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось её воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений, как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.
Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель воспитательной и образовательной системы в этом обществе определялась греческим понятием калокагатия («прекрасное-доброе»). В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитие, культура тела. В греческом языке слово «гимнастика» охватывало очень широкий круг действий, относящихся к культуре тела. В «Государстве» Платон пишет, что обучение гимнастике вместе с «мусическим» обучением начинается с детства. Там же указывается и на то, какая неразрывная взаимозависимость существовала между музыкой и гимнастикой. В диалоге «Тимей» Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека. В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармоничного развития тела. (27)
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Этот классический период в истории физического образования, к сожалению, мало у нас изучается.
Западноевропейское средневековье породило совершенно иной идеал, трактовавший прекрасное как воплощение духовной красоты. При полном безразличии к красоте тела, порой некрасивому, истощенному, особое значение придавалось лицу. Главным украшением его считался высокий лоб и широко раскрытые глаза - зеркало вечной, бессмертной души. Непокрытые волосы, особенно у женщин, воспринимались как символ развращённости. Система рыцарского (княжеского) воспитания юношества в средневековой культуре включала: верховую езду, фехтование, стрельбу из лука, плавание, охоту, единоборства, игры военного и спортивного характера. Рыцарские турниры стали образцами спортивных состязаний.
Культура эпохи Возрождения по сравнению с античностью или средневековьем стала более феминизированной. Возросла роль женщины в обществе, её красота стала цениться наравне с её обаянием, общей культурой, образованием. Тема прекрасной дамы становится ведущей в литературе и изобразительном искусстве.
Эпоха Возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести её в учебные заведения не имели успеха. Под влиянием Возрождения и развития пластических искусств люди обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века. (19)
Италия эпохи Возрождения стала родиной балетных представлений. Благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. В эпоху Возрождения в Италии возникает новая школа, «Дом радости» Витторино да Фельтре в Мантуе, общие установки которой являлись типичными для педагогики итальянского гуманизма.
Прогрессивные философы и педагоги эпохи Просвещения предлагали ввести новую систему всестороннего воспитания молодёжи, стремясь выработать естественность поведения: естественную манеру держаться, естественные движения. Взгляды Руссо, Песталоцци были подхвачены буржуазной интеллигенцией в ряде стран. Обращалось внимание на то, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь; умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.
Ж.Ж.Руссо говорил, что величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом; « желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным». Школа должна начинать с игры и воспитывать для работы.
В отличие от западного искусства, где образ человека, поднятый на пьедестал эпохами Античности и Возрождения, стал существенной составляющей «культурной памяти», в России подобные изображения появляются лишь в XVI веке в виде парсуны, превратившейся в традиционный портрет в начале XVIII века. В русской культуре, обращенной к духовному, изображение человека долгое время считалось греховным.
Традиции Древней Греции стали основой для воспитания поколений последующих эпох. С середины 18 века начинается возрождение Олимпийского движения. Первые общегреческие Олимпийские игры были проведены в 1859 г. Ведущую роль в организации международного олимпийского движения в 19 веке сыграл Пьер де Кубертэн. Под его руководством был создан Олимпийский конгресс в 1893 г. и проведена 1-я Олимпиада нового цикла в 1896 г.
В начале XX века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности», как в движениях, так и в костюме. Внешне это было связано с интересом к античности. Гармония движений, которую несли античные статуи, барельефы и росписи на вазах, красноречиво говорила о естественности, определяющей красоту. Стремление к античным образцам, поиск свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движений. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.
Одной из важнейших причин большого успеха новой гимнастики было приближение её к искусству. В заслугу новой гимнастике надо поставить и то, что она внедрила в физическое воспитание идею духовности.
«Эстетика, похоже, сейчас берет верх над спортивными результатами, — написала в своей книге «Скрытая сторона женского тенниса» француженка Натали Тозья, открыто предполагая, что в спорте зрителей интересует не только соревновательных дух и результат игры. (18)
Но действительно ли спорт - только спортивный результат? И что же такое спорт? На протяжении ХХ века в это понятие вкладывалось различное содержание. Так, в начале века словарь Брокгауза и Ефрона определял спорт как развлечение, хобби. Коренной перелом в представлениях о спорте происходит в 20-е годы ХХ века, когда спорт становится элементом массовой культуры. Важная роль в этом повороте от конкретного лица к массам принадлежит трем государствам Европы — СССР, Германии и Италии, в которых в это время начинает культивироваться сила, красота и гармония человеческого тела. Именно в этих странах впервые начали создаваться массовые спортивные клубы, проводиться различные крупные соревнования и физкультурные шествия. Конфликт честолюбий в индивидуальных видах спорта сменяется энтузиазмом и командным духом — не случаен в эти годы рост популярности футбола. После второй мировой войны, когда выяснилось, что культ человеческой силы ведет мир к трагедии — войне, представление о спорте вновь претерпевает изменения. Спорт в это время становится частью карнавальной культуры, праздником на фоне рабочих будней, другим миром по сравнению с миром обыденным. С помощью телевидения помпезность приобретают церемонии открытия Олимпийских игр, а интерес зрителей начинают привлекать виды спорта, которые совмещают в себе соревновательную сторону с эстетикой и искусством, — художественная гимнастика и фигурное катание. Ценится не столько сам соревновательный дух мероприятий, сколько грациозность, элегантность, способность доставлять эстетическое наслаждение. Начинается эпоха эстетизации спорта. (6)
В настоящее время «высокая мода» рекламирует стандарт женской красоты чрезвычайно худой, очень высокой фигуры с очень узкими бёдрами и длинными ногами. Женщина должна обладать грациозной фигурой, фотогеничностью и иметь знаменитые параметры 90 – 60 – 90. Но насколько этот образ соответствует тем физическим и интеллектуальным нагрузкам, которые испытывает современный человек?
Физическая культура обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Она влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, и на эстетический вкус.
Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. Смысл ее — преобразование человека по законам красоты. Аспектом является формирование красоты телосложения и движений человека.
Нравственный смысл физической культуры как искусства, творчества до сих пор остается у нас далеко за рамками школьной программы. А между тем могущество нации зависит, прежде всего, от ее культуры, духовного здоровья, которые закладываются в детстве.
1.3 Методика формирования физической культуры посредством эстетического воздействия изобразительного искусства на человека
Эстетическая подготовка — это одна из сторон совершенствования личности учащегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Ученик должен глубоко освоить эстетические стороны различных форм деятельности, уяснить их содержание и взаимосвязь, педагогическое и, в конечном счете, социальное значение.
Эстетическая подготовка учащихся рассматривается как необходимая составная часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанная с совершенствованием творческих способностей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».
Красота - свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывая чувство удовольствия, наслаждения, страсти. Восприятие красоты осуществляется чаще всего при созерцании, но в этом процессе могут участвовать также и обоняние, осязание, слух. Чувство красоты, стремление к ней свойственно человеку с древности. Способность к эстетическому восприятию действительности стала, очевидно, предпосылкой и к её эстетическому отражению, то есть привела к возникновению изобразительного и прикладного искусства, в котором с наибольшей яркостью и полнотой прославляется красота человека и, в частности, физическая. Высшей степенью красоты, выражением её эстетической сущности является прекрасное, споры о котором начались в глубокой древности и продолжаются по сей день.
Работая с учащимися в рамках эстетического воспитания, можно обратиться не только к античным временам, но и к прошлому нашей страны. На Руси с давних времен преобладала идея, что в человеке, прежде всего, должна быть светлой душа. Об этом свидетельствуют народные предания, а так же пословицы и поговорки. Народная мудрость гласит:
- Не ищи красоты, а ищи доброты.
- Красна ягодка, да на вкус горька.
- Не все то золото, что блестит.
- Красота до вечера, а доброта на век.
- Молодец красив, да на душу крив.
- С лица воду не пить.
В то же время во всех русских народных сказках и былинах главные герои - исключительно персонажи, сочетающие в себе и Доброту, и Красоту. Стоит вспомнить Василису Премудрую, Елену Прекрасную и Марью Моревну. Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении всегда необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, обладают недюжинным умом, находчивостью и силой духа. И это особенно важно, поскольку именно в детских сказках отражены древние знания, бережно хранимые и передаваемые из уст в уста нашими далекими предками. Благодаря сказкам человек с раннего детства усваивает главные жизненные принципы, формируется его характер и моральный облик. Сказка – особенно народная, фольклорная – является самым подходящим способом передачи информации для ребенка об интегрированном понятии красоты, красоты внешней и внутренней.
В форме сказки древняя идея калокагатии, заключающаяся в гармоничном единстве совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, Красоты и Доброты развивалась на Руси. Идея актуальна и по сей день. Она обучает, воспитывает, закладывает в ребенке базу самых необходимых и правильных качеств, отражает культурное наследие человечества, веками бережно хранит крупицы истинно ценного.
Для учителя важно донести до понимания учеников идею о том, что физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты. Красота может даровать надежду отчаявшемуся, может обогатить человека цветами прекраснейших чувств. Ф.М. Достоевский, всю жизнь мучительно решавший проблемы истины, нравственности, добра и зла, выразил надежду в том, что красота спасёт мир.
Несколько лет назад, во время финала конкурса «Учитель года России», в номинацию «Искусство» был включен урок по физической культуре. В результате урок молодой физкультурницы оказался ближе к художественной образности, не превратившись в урок хореографии. Он по справедливости стал первым в номинации и одним из лучших по итогам всего конкурса. Как предмет «Труд» в руках специалиста соответствующего уровня превращается в «Художественный труд» и, продолжая решать задачи трудового воспитания, становится частью художественного образования, так и физкультура, выполняя свои прямые функции, может стать ресурсом образовательной области «Искусство». Все дело тут в культуре учителя.
Действительно, такие виды спорта, как фигурное катание или художественная гимнастика, а также некоторые направления современной хореографии давно свидетельствуют, что между физической и художественной культурой нет непроходимой границы. Хотя осмысление того, в чем именно может состоять их содержательное родство, пока еще дело будущего, в решении всех этих задач незаменимую помощь окажет освоение культурно-исторического материала. В связи с этим выскажем еще одно соображение, особенно важное для преподавания изобразительного искусства.
Гимнастика, соревнования, физическая культура значили в жизни и сознании древних то же, что и теперь, а художники изображали все это с теми же мыслями, что и А. Дейнека или Д. Жилинский.
Греческий театр, к примеру, был не развлечением, не формой «культурного досуга» или эстетического воспитания. Он прорастал из священных мистерий, сохранял связь с ними и с народной судьбой и был столь важен, что ради театральных празднеств, приостанавливали войну. (25)
Олимпийские игры, названные по имени обители богов, тоже были связаны происхождением с мистериями, сопровождались священным перемирием и проводились в дни, посвященные самому Зевсу. Об особой значимости игр говорит и культ олимпийских чемпионов, и тот удивительный факт, что счет времени греки вели по Олимпиадам...
Чтобы глубже разобраться в важности физического воспитания средствами искусства, нужны долгие усилия и большие знания. А в этом поможет изучение истории изобразительного искусства и созерцание великих произведений, в которых люди других времен и народов воплощали главные ценности своей жизни, порой невыразимые обычными словами.
Педагог (от греч. paidagogos) - в переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя. (22) Каким будет путь ребенка, хватит ли ему сил на этом пути, здоровья? А ведь здоровье человека – это здоровье нации.
Спорт — это здоровый образ жизни. Физические нагрузки очень укрепляют детский организм. Многие дети занимаются спортом, посещают какие-нибудь спортивные секции, мечтают стать великими спортсменами. Кому-то по душе баскетбол, кто-то любит заниматься боксом, конькобежным спортом. А кто-то просто любит погонять на велосипеде или покататься на коньках или лыжах. Но как запечатлеть красоту движения человека, занимающегося спортом? Через собственные впечатления, через желание отразить красоту спортивных достижений, можно пробудить интерес и желание добиться красоты физической и для своего тела. В этом хорошим средством вдохновения служит изобразительное искусство.
На каждом занятии рекомендуется использование различных методов, приемов и средств обучения. Беседы, проведение ролевых игр, анкетирование и другие формы обучения способствуют тому, что учащиеся учатся самостоятельности суждения. Важным является то, что к занятиям подбирается демонстрационный материал: видеофильмы, таблицы, фотографии, рисунки, репродукции картин, все то, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению материала.
Проводя беседы на внеклассных занятиях на спортивную тематику, можно использовать в качестве зрительного ряда произведения живописи русских художников, а затем предложить ребятам создать свой образ спортивного человека. Начинать работу нужно с выбора темы. Вид спорта можно выбрать любой: баскетбол, футбол, волейбол, борьбу, хоккей, плаванье, бег, лёгкую и тяжёлую атлетику и другие виды.
Далее выбирается определённый момент соревнования или подготовки. В баскетболе – это заброс мяча в кольцо, либо его отбор. В беге старт или финиш. В плаванье – старт. Следует нарисовать несколько маленьких набросков композиции. Затем, выбрав самый удачный, перенести его на лист и раскрасить. Не следует забывать о пропорциях. Далее вводится в работу цвет. Сначала нужно показать фон. Он закрашивается нежными цветами, так чтобы возникало ощущение лёгкости, воздушности. Фигуры спортсменов выделяются более интенсивным или темным, контрастным цветом.
Гуманистическая миссия спорта актуальна, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства».
Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни.
Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому классическая фигура «Дискобола» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, и другие произведения древнегреческого искусства.
Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Формирование прекрасного в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.
Важное воспитывающее значение имеет красота мест для спортивных занятий. В нашей стране масса спортивных сооружений: дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных кортов, ледовых арен, и т.д. Многие из них прекрасны в архитектурном отношении. Выступления на таких спортивных площадках гармонично развитых спортсменов с их фигурами, лёгкими и ловкими движениями создает большое эстетическое впечатление.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Воспитание физической культуры посредством эстетического воздействия характеризуется следующими методами: наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы и др.
На развитие процесса эстетического воспитания, его интенсивность и содержательность существенное влияние оказывают не только общий уровень культуры, широта кругозора, мировоззрение человека, но и выработка определенных навыков восприятия эстетических объектов и предметов, специальная подготовка, предваряющая знакомство человека с тем или иным эстетическим явлением.
По мнению кандидата педагогических наук Казаковцевой Т. С. (7), изменения, происходящие в обществе, новые подходы к проблеме воспитания здорового ребенка требуют обновления целей, задач, также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. В новых образовательных стандартах, согласно Концепции модернизации российского образования указывается на важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, конкурирования российской системы образования с системами передовых стран. Подчеркивается и указывается на необходимость организации обучения, на оптимизацию нагрузки: учебной, психологической, физической; на создание в образовательных учреждениях условий сохраняющих и укрепляющих здоровье.
Учитель начальных классов Т.А.Ощепкова (12) утверждает, что здоровый ребенок обладает физическим, психическим и духовным здоровьем: владеет представлениями о ЗОЖ, о значении физических упражнений как деятельности, имеет представление об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способен осуществить физкультурно-оздоровительную деятельность.
Тема пропаганды физической культуры средствами изобразительного искусства в педагогических специализированных журналах раскрыта недостаточно глубоко. Некоторые авторы обращают внимание на существующие проблемы данной темы, но в целом основное внимание уделено физическому воспитанию, минуя эстетическую составляющую.
Вместе с тем в СМИ ленты информационных агентств буквально пестрят яркими заголовками: Российские художники подготовили выставку «Красота спорта» к Олимпиаде-2014, в Москве клуб спортивных журналистов России и Галереи «Арт-Сезон» и «Арт-Караван» представили выставку «Красота спорта», посвященную Олимпийским играм 2014 года в Сочи, передает корреспондент «Росбалта».
Как сказал на пресс-конференции один из организаторов выставки Савелий Ямщиков, она может стать уникальным событием спортивно-художественной жизни, если удастся привлечь наряду с живописью и графикой современных мастеров Адольфа Демко, Михаила Ройтера, Вадима Соколова, Веру Казакову, работы таких известных художников недавнего прошлого, как Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Матвей Манизер.
«Такая экспозиция могла бы войти в число самых заметных событий в дни проведения зимней Олимпиады в Сочи, привлекла бы в выставочные залы тысяч любителей живописи и спорта в различных городах страны», — отметил Ямщиков (28).
Важность начинания отметил и выступивший на пресс-конференции 2-кратный Олимпийский чемпион по хоккею Вячеслав Старшинов. «Соединение искусства и спорта — это всегда прекрасно, всегда привлекает миллионы людей», — сказал прославленный хоккеист, который признался, что в детстве делал карандашные наброски к произведениям Гоголя и Крылова, а в сборной СССР издавал настенную газету вместе с еще одним знаменитым игроком, трехкратным Олимпийским чемпионом Виталием Давыдовым, который также присутствовал на презентации выставки «Красота спорта».
Таково в основном понимание в настоящее время существа эстетического воспитания, примерами для него должны стать настоящие герои гармоничные телом и духом.
Одни авторы подчеркивают эмоциональную сторону эстетического восприятия, другие указывают на оценочный характер, т.е. выделяют роль сознательной оценки, роль суждений, содержательную сторону восприятия, т.е. умение понять идею, сюжет, которое предполагает и умение понять выразительные средства произведения, его художественные особенности.
Справедливо утверждение других авторов, что эстетическое восприятие зависит не только от объекта восприятия, но и от субъекта, т.е. воспринимающего человека, от его опыта, уровня развития.
Значит, эстетическое восприятие – это всегда эмоциональное и оценочное восприятие, в значительной степени зависящее от особенностей воспринимающего человека.
Индивидуальность восприятия школьниками живописных произведений зависит от следующих факторов:
1. От общего уровня развития.
2. От эстетического уровня развития.
3. От возраста.
4. От общего типа высшей нервной деятельности.
5. От различий в специальных типах высшей нервной деятельности человека.
В процессе работы с учащимися необходимо проводить беседы об искусстве живописи, графики, скульптуры, учить ребят прочтению произведений, умению письменно и устно выражать свои впечатления, приучать их думать над произведением, понимать выразительные средства, выражать свои чувства по поводу изображаемого.
Содержание, особенности этой стороны педагогической деятельности учителя начальных классов и будут рассмотрены во второй главе работы.
ГЛАВА 2. Опытно – педагогическая работа по пропаганде эстетики физической культуры в начальной школе средствами изобразительного искусства
2.1. Анализ деятельности начальной школы по пропаганде физической культуры у младших школьников
Для выяснения особенностей деятельности начальной школы по пропаганде физической культуры у младших школьников средствами изобразительного искусства была проведена работа, включающая в себя следующие направления:
- анализ действующих программ по изобразительному искусству в начальной школе: «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» Б.М. Неменского и «Изобразительное искусство. 1-4 классы» В.С. Кузина;
- беседа с директором МБОУ НОШ № 40 Е.В. Бауэр;
- наблюдение за учащимися;
- анализ продуктов деятельности учащихся.
Анализ действующих программ по изобразительному искусству для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» Б.М. Неменского и «Изобразительное искусство. 1-4 классы» В.С. Кузина был проведен с целью выяснения возможностей работы учителя на уроках изобразительного искусства по освещению направлений эстетического воспитания с применением произведений изобразительного искусства, прославляющих красоту физической культуры и совершенства физически развитого и гармоничного человеческого тела.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» Б.М. Неменского (20) в 1-2 классах не содержит уроков по темам физкультуры и спорта. Только в 3 классе (IV четверть) на заданную тему отводится 1 час. Урок № 5. Тема: «В музеях хранятся скульптуры известных мастеров».
На этом уроке учащиеся знакомятся с выразительными средствами скульптуры. При восприятии скульптурных изображений внимание обращается на образную сторону произведений, на пластику движений.
Образ человека — распространенный объект для скульптуры. В качестве предмета можно продемонстрировать произведения классической скульптуры (изображение человека в движении).
Задание: лепка фигуры человека в движении.
Материал: пластилин, стеки, подставка из картона.
Программа «Изобразительное искусство. 1-4 классы» В.С. Кузина (13) тоже не предусматривает уроки рисования по темам физкультуры и спорта в 1-ом и 3-ем классе. Во 2-ом классе предлагается тема: «Мы любим спорт». Лепка тематической композиции, изображающей бегущего спортсмена.
Примерное содержание урока.
С помощью плакатов и классной доски учитель объясняет последовательность лепки всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Главное, чтобы в своей скульптуре ребята постарались правильно передать основные пропорции фигуры человека, художественный образ бегущего спортсмена.
В 4-ом классе предлагается тема: «Слава спорту». Выполнение эскизов памятного кубка.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что в действующих программах по изобразительному искусству темам физкультуры и спорта уделено мало внимания. Пропагандистская работа по популяризации физкультуры и спорта средствами изобразительного искусства не использует тех обширных возможностей, которые накоплены благодаря творческой деятельности русских и зарубежных художников, мастеров разных эпох.
Можно предположить, что подобные мероприятия проводятся во внеклассной работе.
Вторым направлением диагностической работы было проведение беседы с директором МБОУ НОШ № 40 станицы Ленинградской Бауэр Еленой Вениаминовной на предмет выяснения, проводятся ли какие-либо мероприятия, связанные с пропагандой физической культуры.
На вопрос: «Какие спортивные мероприятия проводятся в школе?», последовал ответ: «Учащиеся школы принимают активное участие в местных и районных спортивных соревнованиях, также проводятся соревнования между классами. В соревнованиях, посвященных дню здоровья, учащиеся 4А, 3Б класса заняли призовые места. Ко Дню победы планируется провести районные соревнования по пионерболу».
На вопрос: «Проводятся ли в вашей школе художественные выставки, посвященные спорту?» Последовал ответ: «На День здоровья, кроме спортивных соревнований проводился конкурс работ на лучший рисунок, посвященный спортивной тематике. В преддверии 22 зимних Олимпийских игр проводилась выставка «Талисман Олимпиады 2014». В следующем году планируется проведение конкурса работ «Красота спорта», по итогам которой будут выбраны работы по нескольким номинациям: скульптура, аппликация, рисунок акварелью и масляными красками. В период летних каникул на детской площадке планируется проведение фестиваля «Планета спорта», на котором ребята, вооружившись цветными мелками, попытаются изобразить свою планету «Спорт». В рекреации школы размещен информационный стенд, рубрики которого адресованы не только учащимся, но также ориентированы на ознакомление родителей с задачами формирования физической культуры младших школьников. Кроме текстового материала, стенд имеет красочные заставки на спортивную и олимпийскую тематику. Проведение данных мероприятий будет способствовать воспитанию высоконравственно и физически развитого, разносторонне образованного человека».
Таким образом, можно сделать вывод, что внеклассная работа, связанная с физическим воспитанием учащихся школы, проводится в большом объеме, но обращение к произведениям изобразительного искусства, активно, ярко, эмоционально иллюстрирующих эту сторону развития человека, фактически не используется в практике учителей.
Для определения у учащихся начальной школы отношения к спорту как средству физического развития, была проведена диагностическая работа, включающая в себя следующие направления:
- анкетирование учащихся;
- проведение рисуночной диагностики «Какой я, если не занимаюсь спортом и каким стану, если буду заниматься физической культурой».
В начале работы мы обратились к выяснению отношения детей к спорту. Школьникам 4А класса МБОУ НОШ № 40 была предложена анкета, состоящая из восьми вопросов.
В анкетировании принимало участие 20 учащихся. Результаты, показывающие, как они относятся к спорту, нашли отражение в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования «Как ты относишься к спорту?»
ВОПРОСЫ анкеты | Ответ «да» | Ответ «нет» | ||
Чел. | % | Чел. | % | |
1. Какие виды спорта ты знаешь? | 20 | 100% | ||
2. Есть ли у тебя любимый вид спорта? | 20 | 100% | ||
3. Занимаешься ли ты каким-нибудь видом спорта? Каким? | 18 | 90% | 2 | 10% |
4. Следишь ли ты за спортивными достижениями нашей страны? | 15 | 75% | 5 | 25% |
5. Как ты думаешь, развит ли спорт в нашей стране? | 19 | 95% | 1 | 5% |
6. Как ты думаешь, влияет ли спорт на красоту человека? | 18 | 90% | 2 | 10% |
7. Предпочитаешь ли ты в свободное время заниматься спортом? (предложены варианты ответов) | 12 | 60% | 8 | 40% |
8. Знакомы ли тебе картины, скульптуры, рассказывающие о спортсменах или спортивных событиях? | 10 | 50% | 10 | 50% |
Процентное отношение занимающихся спортом в 4 А классе представлено в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Анализ полученных данных показывает, что 40 % учащихся не занимаются спортом, 25% не интересуются спортивными новостями. Значительному количеству учащихся данного класса - 50 % не известны произведения изобразительного искусства, рассказывающие о спорте, спортивных состязаниях.
Таким образом, количественный анализ ответов учащихся позволяет сделать вывод о том, что, не смотря на подвижный образ жизни детей, с ребятами необходимо продолжать в системе осуществлять работу по популяризации спорта, спортивных событий, рассказывать о красоте физически развитого человека.
Качественный анализ анкет позволил нам конкретизировать представления учеников об их увлечениях, знании видов спорта, о наличии у детей любимых видов спорта, о знании произведений изобразительного искусства на спортивную тематику.
На первый вопрос, направленный на выявление общего кругозора, знание видов спорта, большинство учащихся (16 человек) назвали 6-7 видов, наиболее популярен – футбол, баскетбол, волейбол, теннис и баскетбол, и только четверо назвали 3 вида. Вместе с тем, были названы: детские игры (выбивной, пионербол), вид искусства (балет).
При ответе на второй вопрос 15 человек назвали свой или свои любимые виды спорта, 5 человек не дали правильного ответа, так как в ответы были включены пионербол и выбивной, балет и физкультура.
Третий вопрос позволил определить, что 15 детей занимаются различными видами спорта, а 4 – занимаются танцами, играют в спортивные игры, 1 учащийся не дал ответа.
Последующие три вопроса позволили понять, что большинство обучающихся, судя по их ответам, следят за спортивными событиями в стране и согласны, что спорт изменяет внешность человека к лучшему
Седьмой вопрос имел варианты ответа, нужно было подчеркнуть свой выбор:
- смотреть телевизор – 5 выборов;
- играть в компьютерные игры – 6 выборов;
- говорить по телефону – 1 выбор;
- ходить на прогулки – 13 выборов;
- ходить по магазинам – 2 выбора;
- заниматься спортом – 11 выборов;
- заниматься музыкой или другими искусствами – 4 выбора;
- читать книги – 7 выборов.
Таким образом, учащиеся предпочитают прогулки - 70%, занятия спортом – 55%, чтение книг – 35% и компьютерные игры – 30%.
Ответ на восьмой вопрос смогли дать лишь 10 человек. Отвечая на последний вопрос «Знакомы ли тебе картины, скульптуры, рассказывающие о спортсменах или спортивных событиях?», школьники, по-видимому, обращались за информацией в интернет, так как приведенные ими примеры или малоизвестны (памятник воинам-спортсменам Урала), или ассоциируются с героями мультфильмов в жанре аниме (Спокон). Тем не менее, были 4 примера работы Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и 1 ответ - статуи атлетов работы греческих скульпторов.
Это свидетельствует о том, что учащиеся, фактически, не знакомы с обширным пластом изобразительного искусства, пропагандирующего физическое совершенство человека, его нравственные основы.
На втором этапе диагностической работы была апробирована рисуночная методика «Какой я, если не занимаюсь спортом, и каким я стану, если буду заниматься физической культурой». Ребятам предлагался лист, разделенный на 2 половины: слева – необходимо изобразить человека, который занимается спортом, справа – который не занимается спортом.
В методике принимало участие 20 человек 4 А класса. Цель проведения: исследовать насколько адекватно воспринимают ученики четверного класса образ физически развитого человека, и каким образом это связано в их понимании с занятиями спортом. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
РИСУНОК 1. Образ спортивного человека | РИСУНОК 2. Образ не спортивного человека | ||
3 | Футболист, бьющий в ворота мячом | 5 | Работающий на компьютере человек: в двух случаях не спортивного телосложения и со всклокоченными волосами |
1 | Спортсмен с кубком в руках | 4 | Смотрящий телевизор: кожа желтого цвета; худой и грустный; веселый и полный человек |
7 | Штангист, поднимающий гири или штангу | 3 | Лежащий на диване довольный человек |
1 | Играющий в теннис | 3 | Грустный, астеничный стоящий человек |
1 | Дзюдоисты на тотами | 4 | Очень тучный и что-то кушающий человек |
1 | Хоккейный вратарь | 1 | Человек, принимающий наркотики |
1 | Бегун | ||
5 | Девочки со скакалкой, мячиком, в спортивной форме | ||
Всего: 20 | Всего: 20 |
Благодаря полученным данным можно сделать вывод: все дети в классе (20 человек) адекватно воспринимают образ физически развитого человека, могут в достаточно реалистичном виде (с учетом их возраста и умений ) отразить его в своих рисунках Хорошо понимают, что наличие плохих привычек: курение, употребление наркотиков и алкогольных напитков не способствует физическому развитию человека, а внешне и внутренне превращают его в слабого человека. Человек, занимающийся спортом, выглядит хорошо внешне, добивается побед в спорте, то есть у него все получается хорошо. Человек не спортивный, не имеет конкретного занятия, что, как следствие приводит его к выработке вредных привычек. И это учащиеся вполне ясно понимают, результаты диагностики это подтверждают, но школьники не имеют конкретного представления об идеале, путях достижения физической красоты. Работа в этом направлении фактически не ведется, анализ методических материалов это подтверждает.
В исследовательской работе сделана попытка объединения средств культурного наследия человечества – изобразительного искусства и физической культуры, для исследования возможностей их взаимодействия при воздействии на учащихся начальных классов.
С этой целью нами была разработана серия внеклассных занятий на спортивную тематику с включением произведений изобразительного искусства для учеников 4 А класса.
2.2 Разработка и анализ результатов проведения внеклассных занятий на спортивную тематику
Цель данного этапа работы – проектирование условий и возможностей эстетического развития учащихся начальной школы средствами изобразительного искусства на основе произведений живописи, скульптуры, графики, пропагандирующих красоту человеческого тела, спортивных состязаний и достижений в спортивной деятельности. Мы предполагаем, что серия внеклассных занятий с включением произведений изобразительного искусства и выполнением творческих работ на спортивную тематику, содержание которых разработано нами, будет способствовать началу знакомства учеников 4 класса с эстетикой спорта. Сможет усилить в них интерес к спортивной подготовке, но не просто из традиционного интереса к активному образу жизни, коллективному взаимодействию, что наиболее традиционно в этом возрасте у детей, а продемонстрировать возможности человека в деле формирования своего образа посредством освоения идеалов физической культуры в истории человечества.
Для этого при разработке занятий были использованы такие педагогические методы воздействия, как беседа по репродукциям картин и скульптурных изваяний, дидактические игры, презентации.
Тема: «Олимпийские игры».
На внеклассном занятии учащиеся знакомятся с историей и символикой Олимпийских игр, видами спорта, традиционными для состязаний в Древней Олимпии. Они узнают историю древнегреческого героя Милона Кротонского, ставшего героем благодаря упорству, каждодневным упражнениям. Ребятам предлагается игра на составление картинок с символами сочинской олимпиады.
Презентация помогает ученикам визуализировать информацию о Древней Элладе, увидеть статую Милона Кротонского, изображения спортивных состязаний, оставленных кистью древних мастеров в росписях ваз. Демонстрация красочных рисунков талисманов Олимпийских игр 20 века сопровождается фонограммой эмоциональной песни «Россия – чемпионка».
Тема: «Чествуем героев спорта. Олимпийские кубки», — выполнение эскиза спортивного кубка с элементами декора из спортивной символики.
В начале работы с учащимися учитель рассказывает о традициях чествования героев греческих олимпиад, о том, как воспитывались и обучались греческие юноши, как добивались побед в спортивных состязаниях. Беседа сопровождается демонстрацией скульптурных изваяний мастеров Древней Греции и современных скульпторов, репродукций картин русских художников. В презентации демонстрируются спортивные кубки различных форм и декоративного оформления, рассматривается их строение.
Практическая работа учащихся сводится к выполнению эскиза спортивного кубка, обращается внимание на соразмерность разных частей кубка. На кубок приклеиваются медальоны, на которых на следующем уроке ученики изобразят символы олимпийских игр. Помимо учебной задачи: выполнить эскиз кубка, учащимся необходимо продумать форму кубка, соответствующую форму медальона, выбрать вариант цветового решения работы.
Тема: «Чествуем героев спорта. Олимпийские кубки», — выполнение эскиза спортивного кубка с элементами декора из спортивной символики.
В ходе занятия учащиеся продолжают знакомство с творчеством русских художников, изображающих спортивные состязания (А. Самохвалов, Ю. Пименов, Г. Манизер, Т. Яблонская), знакомятся с пентаграммами, отражающими многообразие видов спорта, украшают кубок спортивной символикой. На медальонах предлагается изобразить спортсменов, атрибуты спорта. Необходимо продумать выразительность рисунка на основе передачи характерного движения спортсмена или отразить атрибуты изображаемого вида спорта. Такая работа сближает деятельность младшего школьника с деятельностью художника, которому необходимо спроектировать внутри себя движение спортсмена, представить и изобразить его на плоскости.
Тема: «Талисман Олимпиады 2014 года».
На этом занятии учащиеся продолжают знакомство с талисманами олимпийских игр. Они узнают о достаточно кропотливой работе художников по выбору образа для талисмана, над подбором выразительных средств для его воплощения в материале, о том, что на основе конкурсного отбора из большого количества претендентов, выбирается главный символ, эмблема и талисман каждой олимпиады.
Практическая работа учащихся сводится к выполнению рисунка талисмана на шаблоне круглой формы, аналогией олимпийской медали. Учащимся необходимо придумать свой талисман и объяснить свой выбор.
Тема: «На спортивных состязаниях».
На занятии учащиеся знакомятся с произведениями русского художника А. Дейнеки, создавшего более двух десятков живописных полотен, воспевающих красоту человека, занимающегося спортом, агитатора спортивного образа жизни. Спортивная тематика доминировала в творчестве знаменитого советского живописца 1920-60-х годов Александра Дейнеки. Созданные им образы стали историей, но до сих пор не утратили смысла и заразительного оптимизма. Сюжеты его контрастных по цвету и динамичных по композиции картин "Футболист", "Вратарь", "Бег" и "Лыжники", огромной мозаики "Хоккеисты", позволяют вспомнить былое величие советского спорта, который стал образом жизни многих миллионов людей, символом физической и духовной гармонии нового человека.
Практическая работа учащихся сводится к выполнению рисунка фигуры спортсмена, занимающегося определенным видом спорта. Учащимся необходимо сделать выбор вида спорта, продумать выразительность рисунка на основе передачи характерного движения и атрибутов изображаемого ими спортсмена, правильно передать пропорции фигуры человека. Такая работа сближает деятельность младшего школьника с деятельностью художника, которому необходимо спроектировать внутренним взором движение спортсмена, представить и изобразить его в момент победы или в разгар состязаний.
Таким образом, серия из пяти занятий может способствовать эстетическому воспитанию младших школьников, стать средством развития их физической культуры, активизации привлечения к спорту.
В результате наших наблюдений за обучаемыми, в ходе апробации занятий мы убедились, что учащиеся с большим интересом воспринимают предложенный им материал. В ходе рассказа, бесед, объяснений они сохраняли стабильное внимание, были активны, демонстрировали свою заинтересованность. Младшие школьники с удовольствием читали стихи о спорте, Олимпиаде, участвовали в играх, проводили физкультминутки, рассказывали об олимпийских талисманах.
Наряду с наблюдением, нами были изучены результаты продуктивной деятельности учеников 4 А класса. Рисунки они выполняли различными материалами, в этом им был предоставлен выбор. Изображая, спортивные кубки, ребята испытывали затруднения в создании симметричного изображения, это несколько затормаживало процесс рисования, но на следующем этапе при выполнении атрибутов и спортивной символики, они были очень довольны результатами своей деятельности. Большинство учеников посвятило кубки своим любимым видам спорта.
Хорошо справились ребята и с изображением олимпийского талисмана, им было очень интересно придумывать свой талисман и потом рассказывать, почему именно такой образ был выбран. Большая часть учеников нарисовала талисманы олимпиады в Сочи.
Наиболее трудоемким для ребят оказалось задание изобразить спортсмена на соревнованиях, это связано с тем, что фигуру человека в движении младшие школьники зачастую рисуют с пропорциональными ошибками и очень сложно передавать движение в рисунке. Мы предложили им модели человечков с подвижными частями тела, что облегчило процесс проектирования движения для задуманного образа. Работы получились хорошие, соответствующие поставленной цели. Ребята изобразили футболистов, штангистов, гимнасток, теннисиста, чемпиона с медалью. Цвета, используемые в работах, яркие, радостные, что тоже имеет значение, так как отражает настроение, помогает увидеть красоту спортивных событий.
Наблюдение за учащимися в ходе проведения занятий, анализ продуктов деятельности учащихся позволил сделать вывод: учащиеся заинтересованно воспринимают информацию, связанную с историей, традициями проведения спортивных состязаний. Они с большим энтузиазмом создавали образ физически развитого человека. Занятия проходили в атмосфере эмоционального подъема, активности, желания сотрудничества с учителем. Ученики высказывали свое мнение, заметно было старание добиться значимых результатов в изобразительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных
факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.
Исследование показало, что познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наше предположение о том, что одно из направлений эстетического воспитания – воспитание физической культуры средствами изобразительного искусства способно пробудить в ученике желание заниматься спортом, повышать свою физическую культуру, подтвердилось.
Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало используют средства изобразительного искусства в целях популяризации физической культуры, что в рамках подготовки нашей страны к Олимпийским играм является достаточно актуальным. Кроме этого, задача физического развития человека всегда была и будет актуальной во все времена существования человека. Убедиться в этом нам помог обзор материалов, отражающих исторический путь развития физической культуры в разные периоды и эпохи культурного развития человечества. Без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту, высокий интеллектуальный потенциал, находящиеся в прекрасной физической оболочке.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 1999. — №6.
- Бакшева Т.В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта / Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. - Ставрополь: Кавказский край, 2001.
- Беляев А. А. Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат, 1987.
- Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Учеб. Пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
- Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М.: Высш. шк., 2002.
- Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М. 1993.
- Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект // Физическая культура. - №2, 1998.
- Кларк К. Нагота в искусстве: Исследование идеальной формы. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
- Коваленко Л. М. Утверждать здоровый образ жизни // Начальная школа. — №12. — 2006.
- Ковинько Л. В. Растим здоровых, умных и добрых: Учеб. Пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 1983.
- Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1998.
- Кузин В.С. Программа «Изобразительное искусство. 1-4 классы». М., Академия, 2009.
- Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — Спб.: «Норинт», 1998.
- Кулагина И. «Физ-ра» или Физическая Культура? // Искусство в школе. — 2007. — №1.
- Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие. — М.: Прометей, 1992.
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001.
- Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
- Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. — М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.
- Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» М., Академия, 2009.
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2005.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника: Учеб. Пособие. — М.: МГППУ, 2006.
- Степаненков Н. К. Педагогика: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Скакун В.М., 2001.
- Теория и методика физического воспитания. Под. ред. Б.А. Ашмарина М.: Просвещение, 1990.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - Теория и методика физического воспитания и спорта. - Академия. - М. - 2006.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изо и дпи с древних времен до эпохи Возрождения. — 2-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володохин и др. — М.: АВАНТА, 2005.
- http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post120727257/ Спорт в живописи. mkrf.ru
- rusmuseum.ru, mkrf.ru.
- http://bibliotekar.ru/rIskusstvo/5.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности
Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...
Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.
Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую п...