Урок по ИЗО "Пейзаж по представлению"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Аршинова Ольга Евгеньевна

Урок на закрепление темы Жанры в изобразительном искусстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пейзаж по представлению»

Вид занятия: рисунок (1час)

Тип урока: рисование по представлению

Цели урока:

- познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
- научить логически, мыслить, осознавать видимое;
- развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
- развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
- воспитывать любовь к природе.

Задачи урока Повторить изученный материал, виды и жанры изобразительного искусства, правила перспективы и композиции; выполнить рисунок пейзажа акварелью или другими средствами, используя правила художественного мастерства.

Оборудование к уроку.

Для учителя: конспект, наглядное пособие.

Для учащихся: альбом, акварель, палитра.

План урока.

1. Организационная часть
2. Объяснение нового материала
3. Самостоятельная работа

4. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Тема нашего урока: “ Пейзаж по представлению”.

Пейзаж - один из самых замечательных жанров в искусстве, поэтому эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения

А.С. Пушкина “Осень”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Часто в жизни мы многое не замечаем: красок, форм окружающей нас природы.

Поэты, музыканты помогают нам своими произведениями почувствовать все то прекрасное, что окружает нас. Читая строки того или иного произведения, мы создаем образы из прочитанных строк.

Вопрос учащимся.

Что мы видим из
строчек нашего
эпиграфа?

Желтый, красный лес.
Деревья, раскачивающиеся ветром.
Серое осеннее небо в ожидании
зимних морозов.

Кто же, как ни художник, дает нам возможность визуально почувствовать все прелести природы, помогает увидеть то, на что раньше мы, может быть, и не обращали внимание.

Рассматривая полотна Шишкина И.И., Васильева К.В., обязательно возникают положительные эмоции, чувства, радость прекрасного. Не перестаешь удивляться мастерству художника, умению передать самое главное. Обращаясь к жанру пейзажа, художники работают в различных видах изобразительного искусства.

Вопрос учащимся.

Какие виды искусства можно отнести еще к этому жанру? – графика.

Не только цвет может являться выразительным средством для передачи состояния природы. Например, пасмурное небо, где художник использует серые, охристые оттенки, или жаркое, летнее голубое небо. Линия и пятно в графике также могут нам дать представление о состоянии природы. Будь то солнечный день или пасмурный вечер. Сегодня мы поработаем именно в этом виде изобразительного искусства и попытаемся передать как композиционные задачи, так и состояние природы. А рисовальным материалом на нашем уроке будет художественный уголь.

Уголь используется художниками с глубокой древности. И обладает большими выразительными возможностями. Им можно выполнять пейзажи, портреты, натюрморты. Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие. Можно заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет. Им можно рисовать на картоне, холсте, бумаге. Он хорошо сочетается с другими материалами: сангиной, пастелью, цветным карандашом, мелом. Сегодня на уроке мы будем использовать мел. Он поможет нам при выполнении светотеневых задач. Тряпочкой стряхнем излишки угля, а выполненную работу закрепим лаком.

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.

Композиция - это латинское слово. Давайте вспомним, что же оно означает?

Составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Идеей в нашем случае является пейзаж, а его части - это деревья, небо, земля, горы, реки и т.д.

Композиция может быть замкнутой и открытой.

а) замкнутая композиция                         б) открытая композиция

http://festival.1september.ru/articles/503727/img1.gif

Учитывая правила перспективы, рассмотрим предложенные схемы (см. приложение № 1).

На доске составим композицию и тем самым закрепим термины, о которых говорили на уроке (учащиеся выполняют задание).

(Выполняя педагогический рисунок на доске, рассказываю о композиционном построении).

Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции.

 Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап - размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание.

 Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов. Так как мы выполняем зарисовки, а это быстрый рисунок, то тональные отношения делаем беглыми (показываются несколькими штрихами).

III. Самостоятельная работа.

Задачи самостоятельной работы:

1) выполнить композиционные построения:

а) центр композиции;
б) большие отношения: небо и земля;
в) распределение предметов;
г) мелкие детали.

2) показать тональные отношения только на первом этапе прорисовки.

При выполнении самостоятельной работы в исполнении учителя звучат стихотворения о природе.

Осень

Э. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!

Смотри, как роща зеленеет...

Федор Тютчев

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита -
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены -
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.

Лес в разные времена года

Весною лес проснется,
Подернется листвою
И соками нальется,
Готовясь будто к зною.

А летом всею мощью
Распустит кроны дерев,
Свою лесную рощу
Малиною измерив.

Но осень подкрадется…
Меняя одеянье,
Лес златом обернется…
Сплошное обаянье…

И белым одеялом
Укрывшийся зимою,
Задремлет лес устало,
Проснуться чтоб весною



IV. Итог урока.

Анализ выполненных работ выполняют сами ученики (анализируя работу соседа), а завершает анализировать учитель после мини – выставки, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"

Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока:Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех...

Урок-сказка. Рисование по представлению.

Конспект урока по ИЗО в 5-м классе на тему: «Урок-сказка. Рисование по представлению». Вид работы:Рисование по представлению. Графика. Цель:Комплексный подход к раскрытию характеристик образ...

Открытый урок на тему:"Цирковое представление"

ТЕМА:  ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ « ПАРАД – АЛЛЕ». ХУДОЖНИК И ЦИРК Тема коллективной композиции: « Цирк. Парад – алле». Форма  организации совместной  деятельности: совместн...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»  Урок-игра с театрализованным представлением...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: «Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: одинаковые по цвету». Тип урока: урок-закрепления нового знания.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...