Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме
Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора.
Вид урока:Коммуникативно-исследовательский.
Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.
Ведущий метод:общение.
Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия.
Комплексная цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. 1. Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. 1. Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.
РАЗВИВАЮЩАЯ. 1. Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания. 2. Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ. 1. Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.
· Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы. Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению.
Предварительная подготовка учащихся: Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_podkumke.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Представление научных знаний в табличном процессоре Excel"
Главные задачи: |
|
Тип урока: Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока: Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности: Построение обучения на основе взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод: общение. Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия. Комплексная цель урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
РАЗВИВАЮЩАЯ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.
Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению. Предварительная подготовка учащихся: Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL. Технические средства обучения: - компьютеры - видеопректор. СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зинаида Владимировна, я учитель информатики школы №2, но сегодня урок проведу у вас. Я вижу на бейджиках у вас написаны ваши имена….но все же я хочу чтобы вы их произнесли, например так: Меня зовут….Я себя люблю за то что… Я рада что вам есть за что себя любить, ведь любить себя, это уважать, а тот человек который уважает себя обязательно стремиться к тому чтобы уважали его, ну а если вас уже уважают, то определенно есть за что, а если есть за что значит у вас есть самое главное – ЗНАНИЯ! И вполне вероятно, что ваши знания нужны не только вам, но и возможно будущему поколению. Завтра, 8 декабря, Всемирный день науки, и поэтому я хочу посвятить сегодняшнее наше занятие именно наукам! Я покажу вам как самые разнообразные научные данные можно представлять, обрабатывать и в дальнейшем производить с ними исследования в такой популярной статистическо-бухгалтерской программе как Эксель. Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.
Для начала я предлагаю вам повторить интерфейс табличного процессора и заполнить исследовательскую работу по данной программе. Ваша работа состоит из трех заданий. Нам необходимо вспомнить все способы запуска программы, интерфейс и способы завершения работы с табличным процессором. (На экране интерфейс программы, ученики вспоминают и заносят в папки исследователя соответствующие данные). Какие данные можно заносить в ячейки? Как узнать адрес ячейки? С чего необходимо начать запись формулы? III. Выполнение практических заданийСамая главная, по моему мнению наука – экология, ведь именно от нее зависит насколько мы с вами будем здоровы, а от нашего с вами здоровья зависит уже все остальное. Остановимся чуть подробнее на воде. Как говорится без воды и ни туды, и не сюды. Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Объем пресных вод составляет около 35 млн. куб км., или 2,5% общих запасов воды на Земле. Самый большой запас воды находится в о.Байкал. Вообще я сама родилась и выросла в 70км от Байкала, могу с уверенностью сказать что это сааамое чисто озеро которое мне стоило повидать. Если зачерпнуть в бокал воды из Байкала то вы увидите насколько она прозрачная. Как и другие естественные экосистемы, водные экосистемы России испытывают сильное влияние человека; они загрязняются и истощаются в результате больших водозаборов, которые не компенсируются поступлением в водоемы воды с осадками и грунтовыми водами. Ученые - футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в результате борьбы за пресную воду. Задача №1. Представьте себе, что на Земле останется только один источник пресной воды- озеро Байкал. На сколько лет озеро Байкал обеспечит население всего мира водой? Разработка модели. Для построения математической модели определим исходные данные. Обозначим: V – объем озера Байкал – 23000 км3; N – население Земли – 6 млрд. человек; р – потребление воды в среднем на 1 человека в день – 300 л. Т.к. 1 л = 1 дм3 воды, необходимо выполнить перевод V воды озера из км3 в дм3, V (км3)= V* 109 (м3) = V * 1012 (дм3) Результат - количество лет, за которое население Земли использует воды озера Байкала, - обозначим g. Итак, g = (V* 1000000000000)/( N*р*365). Так выглядит электронная таблица.
Компьютерный эксперимент. Выполнение задания на компьютере в Microsoft Office Excel. Дополнительные вопросы: 2. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если потребление воды увеличится до 400 л на человека? 3.Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если население Земли уменьшится до 5,7 млрд. человек? А сейчас обратимся к такой науке как физика. Задача №2. Мы знаем, что Земля круглая и что существует притяжение Земли, именно поэтому любой предмет падая падает именно на Землю, а никак не иначе. Давайте попытаемся смоделировать путь свободно падающего тела (без начальной скорости). Вам вспомнилась формула: S=gt2/2. Это математическая модель. Используя эту формулу, мы можем построить таблицу, в которой отобразим зависимость переменной S от t. Это будет табличная модель. Также можно построить графическую модель свободно падающего тела. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).
Рисунок 1. Все это мы смогли сделать, потому что из курса физики нам известна зависимость S от t для свободно падающего тела. Но, если обратиться к истории, то станет ясно, что человек не всегда обладал знаниями об этой информационной модели. Кем же было исследовано свободное падение тел? Существует легенда о том, что, изучая свободное падение тел, Галилео Галилей отпускал разные шары с высокой наклонной башни в г. Пиза. Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения, Галилео Галилей установил законы падения тел. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1). Данные измерений, полученные Галилеем, носили массовый характер, т.е. их было достаточно много. В дальнейшем они были обобщены и проанализированы. Таким образом собранные данные называются статистическими. Существует специальная наука статистика. Статистика – это наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных. Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов. Задача №3 Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ. Цель: выявить эту зависимость. Для того чтобы зависимость выявить вначале необходимо собрать данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек) и уже по этим данным построить точечную диаграмму. Этап моделирования:
Рисунок 2 подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам. Теперь мы с вами выяснили, где более менее благоприятная ситуация и может даже решим посетить это прекрасное место. Коммуникативный тренинг на 3 минуты «Я хочу…» Цель: отработка рефлексивных навыков. Упражнение проводится в кругу. Ребята! Давайте немного с вами отвлечемся от цифр, и представим что нам представился случай когда можно загадать самое заветное желание, а исполнится оно только в том случае, если его произнести вслух, при этом надев на себя шапку магистра. Каждый поочередно говорит предложение, начинающиеся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро. Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по ЕГЭ» Знаете, а я хочу на этих каникулах отдохнуть в теплых странах. Например в той где более благоприятная экологическая обстановка и где сейчас выше +20. Давайте с вами проведем анализ ценовой политики по авиаперелетам. Продолжение практической работы Задача№4. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах?
Выбор за вами. К примеру, я хочу сейчас перенестись на берег Белого моря…в Турцию, но знаете, говорят там сильно развита преступность и нам надо быть готовым к тому, чтобы быть бдительным, а в случае чего самому смочь раскрыть преступление, и в этом нам тоже поможет Электронные таблицы Эксель. (именно этой программой пользуется криминалисты-эксперты). Итак, послушайте задание: Задача №5. На месте совершения преступления вы обнаружели след от обуви. Есть пара свидетелей, которые утверждают, что это был молодой человек - лет 26-28, не больше... наша задача собрать как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
Подведение итогов. Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой непростой, на первый взгляд программы M.Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь что полученные знания вы будете применять и дальше в своих профессиях. Домашняя работа. В папках исследователя построить диаграмму изменений ваших ученических достижений (мониторинг по всем дисциплинам за 1-е полугодие), проанализировав который вы убедитесь в правильности вашего выбора. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)
Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...
Технологии работы в табличном процессоре MS Excel 2003.
Практические работы могут быть использованы как на уроке, так и для индивидуального обучения....
Компьютер в помощь учащимся ( на примере табличного процессора Calc)
Интегрированный урок...
Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.
Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...
Методические указания по изучению табличного процессора Excel
В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе Excel 2003, к каждому уроку составлены диференцированные практические задания. Объем методички 75 листов....
Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...
Представление числовых данных в среде табличного процессора
Открытый урок по теме "Представление числовых данных в среде табличного процессора" 9 класс...