Интегрированный урок в 11 классе "Представление научных данных в табличном процессоре"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

 

Тип урока:Урок – исследование возможностей табличного процессора.

 

Вид урока:Коммуникативно-исследовательский.

 

Характерные особенности:Построение обучения на основе взаимодействия всех  участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.

 

Ведущий метод:общение.

 

Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия.

 

Комплексная цель урока:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

1.      Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

1.      Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ.

1.          Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания.

2.          Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.

1.      Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.

 

·         Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы.

Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению.

 

Предварительная подготовка учащихся:

Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_podkumke.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Представление научных знаний в табличном процессоре Excel" 

Главные задачи: 

  1. Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники.
  2. Развивать у учащихся познавательный интерес.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: Урок – исследование возможностей табличного процессора.

Вид урока: Коммуникативно-исследовательский.

Характерные особенности: Построение обучения на основе взаимодействия всех  участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.

Ведущий метод: общение.

Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия.

Комплексная цель урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

  1. Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

  1. Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.

РАЗВИВАЮЩАЯ.

  1. Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания.
  2. Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.

  1. Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.

  1. Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы.

Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению.

Предварительная подготовка учащихся:

Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL.

Технические средства обучения:

- компьютеры

- видеопректор.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент..................................................................3 мин.
  2. Повторение пройденного материала.................................................6 мин.
  3. Выполнение практических заданий…............................................22 мин.
  4. Домашнее задание...............................................................................2 мин.
  5. Релакс...................................................................................................3 мин.
  6. Подведение итогов урока...................................................................4 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

       Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зинаида Владимировна, я учитель информатики школы №2, но сегодня урок проведу у вас.

       Я вижу на бейджиках у вас написаны ваши имена….но все же я хочу чтобы вы их  произнесли, например  так:  Меня зовут….Я себя люблю за то что…

       Я рада что вам есть за что себя любить, ведь любить себя, это уважать, а тот человек который уважает себя обязательно стремиться к тому чтобы уважали его, ну а если вас уже уважают, то определенно есть за что, а если есть за что значит у вас есть самое главное – ЗНАНИЯ! И вполне вероятно, что ваши знания нужны не только вам, но и возможно будущему поколению.

       Завтра, 8 декабря, Всемирный день науки, и поэтому я хочу посвятить сегодняшнее наше занятие именно наукам! Я покажу вам как самые разнообразные научные данные можно представлять, обрабатывать и в дальнейшем производить с ними исследования в такой популярной статистическо-бухгалтерской программе как Эксель.

        Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.


II. Повторение пройденного материала

    Для начала я предлагаю вам повторить интерфейс табличного процессора и заполнить исследовательскую работу по данной программе.

     Ваша работа состоит из трех заданий. Нам необходимо вспомнить все способы запуска программы, интерфейс и способы завершения работы с табличным процессором.

(На экране интерфейс программы, ученики вспоминают и заносят в папки исследователя соответствующие данные).

Какие данные можно заносить в ячейки?

Как узнать адрес ячейки? С чего необходимо начать запись формулы?

III. Выполнение практических заданий

   Самая главная, по моему мнению наука – экология, ведь именно от нее зависит насколько мы с вами будем здоровы, а от нашего с вами здоровья зависит уже все остальное.

Остановимся чуть подробнее на воде. Как говорится без воды и ни туды, и не сюды.  Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Объем пресных вод составляет около 35 млн. куб км., или 2,5% общих запасов воды на Земле. Самый большой запас воды находится в о.Байкал.

Вообще я сама родилась и выросла в 70км от Байкала, могу с уверенностью сказать что это сааамое чисто озеро которое мне стоило повидать. Если зачерпнуть в бокал воды из Байкала то вы увидите насколько она прозрачная.

Как и другие естественные экосистемы, водные экосистемы России испытывают сильное влияние человека; они загрязняются и истощаются в результате больших водозаборов, которые не компенсируются поступлением в водоемы воды с осадками и грунтовыми водами.

Ученые - футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в результате борьбы за пресную воду.

Задача №1. Представьте себе, что на Земле останется только один источник пресной воды- озеро Байкал. На сколько лет озеро Байкал обеспечит население всего мира водой?

Разработка  модели.

Для построения математической модели определим исходные данные. Обозначим:

V – объем озера Байкал – 23000 км3;

N – население Земли – 6 млрд. человек;

р – потребление воды в среднем на 1 человека в день – 300 л.

Т.к. 1 л = 1 дм3 воды, необходимо выполнить перевод V воды озера из км3 в дм3,

V (км3)= V* 109 (м3) = V * 1012 (дм3)

Результат - количество лет, за которое население Земли использует воды озера Байкала,

- обозначим g.

Итак, g = (V* 1000000000000)/( N*р*365).

Так выглядит электронная таблица.

 

А

B

1

Задача об использовании вод Байкала

2

Исходные данные:

 

3

V (км3)

 

4

N (чел.)

 

5

Р(л)

 

6

g год

=(ВЗ*1000000000000)/(В4*В5*365)

7

 

 

Компьютерный эксперимент. 

Выполнение задания на компьютере в Microsoft Office Excel.

Дополнительные вопросы:

2. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если потребление воды увеличится до 400 л на человека?

3.Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если население Земли уменьшится до 5,7 млрд. человек?

А сейчас обратимся к такой науке как физика.

Задача №2.

Мы знаем, что Земля круглая и что существует притяжение Земли, именно поэтому любой предмет падая падает именно на Землю, а никак не иначе. Давайте попытаемся смоделировать путь свободно падающего тела (без начальной скорости).

Вам вспомнилась формула: S=gt2/2. Это математическая модель. Используя эту формулу, мы можем построить таблицу, в которой отобразим зависимость переменной S от t. Это будет табличная модель. Также можно построить графическую модель свободно падающего тела. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).

Время
(с)

1

2

3

4

5

6

Путь (м)

9,8

39,2

88,2

156,8

245

352,8

Рисунок 1.

Все это мы смогли сделать, потому что из курса физики нам известна зависимость S от t для свободно падающего тела. Но, если обратиться к истории, то станет ясно, что человек не всегда обладал знаниями об этой информационной модели.

Кем же было исследовано свободное падение тел?

Существует легенда о том, что, изучая свободное падение тел, Галилео Галилей отпускал разные шары с высокой наклонной башни в г. Пиза. Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения, Галилео Галилей установил законы падения тел. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).

Данные измерений, полученные Галилеем, носили массовый характер, т.е. их было достаточно много. В дальнейшем они были обобщены и проанализированы. Таким образом собранные данные называются статистическими.

Существует специальная наука статистика.

Статистика – это наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных.

Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов.

Задача №3

Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ.

Цель: выявить эту зависимость.

Для того чтобы зависимость выявить вначале необходимо собрать данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек) и уже по этим данным построить точечную диаграмму.

Этап моделирования:

  1. строим таблицу.
  2. строим точечную диаграмму по данным таблицы. (Рисунок 2.)

Рисунок 2

подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам.

Теперь мы с вами выяснили, где более менее  благоприятная ситуация и может даже решим  посетить это прекрасное место.

Коммуникативный тренинг на 3  минуты

«Я хочу…»

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводится в кругу.

Ребята! Давайте немного с вами отвлечемся от цифр, и представим что нам представился случай когда можно загадать самое заветное желание, а исполнится оно только в том случае, если его произнести вслух, при этом надев на себя шапку магистра. Каждый поочередно говорит предложение, начинающиеся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по ЕГЭ»

Знаете, а я хочу на этих каникулах отдохнуть в теплых странах. Например в той где более  благоприятная экологическая обстановка и где сейчас выше +20. Давайте с вами проведем анализ ценовой политики по авиаперелетам.

Продолжение практической работы

Задача№4. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах?

Стоимость авиабилетов на самолёты

Курс $

30,23

 

 

Цена в р.

Цена в $

Анталия

7735

 

Стамбул(Турция)

6000

 

Варна(Болгария)

8600

 

Прага(Чехия)

10678

 

Франкфурт(Германия)

5000

 

Выбор за вами. К примеру, я хочу сейчас перенестись на берег Белого моря…в Турцию, но знаете, говорят там сильно развита преступность и нам надо  быть готовым к тому, чтобы быть бдительным, а в случае чего самому смочь раскрыть преступление, и в этом нам тоже поможет Электронные таблицы Эксель. (именно этой программой пользуется криминалисты-эксперты).

 Итак, послушайте задание:

Задача №5.

    На месте совершения преступления вы обнаружели след от обуви. Есть пара свидетелей, которые утверждают, что это был молодой человек -  лет 26-28, не больше... наша задача собрать как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.

Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

Рост = (( длина ступни - 15)*100)/15,8

Длина шага = длина ступни * 3

Ширина ступни = Рост / 18

Длина пятки = Рост / 27

Голова = Рост / 8

Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45


Я вам сейчас раздам образцы следов преступников, а вы попробуйте определить их основные параметры и помочь следствию.

Подведение итогов.

Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой непростой, на первый взгляд программы M.Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь что полученные знания вы будете применять и дальше в своих профессиях.

 Домашняя работа.

В папках исследователя построить диаграмму изменений ваших ученических достижений (мониторинг по всем дисциплинам за 1-е полугодие), проанализировав который вы убедитесь в правильности вашего выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Технологии работы в табличном процессоре MS Excel 2003.

Практические работы могут быть использованы как на уроке, так и для индивидуального обучения....

Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.

Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...

Методические указания по изучению табличного процессора Excel

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе Excel 2003, к каждому уроку составлены диференцированные практические задания. Объем методички 75 листов....

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Представление числовых данных в среде табличного процессора

Открытый урок по теме "Представление числовых данных в среде табличного процессора" 9 класс...