Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".
методическая разработка
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена для учителей школ, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития, вариант 2. Цель урока: актуализировать количественные представления (пустой/полный).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskaya_razrabotka_pustoypolnyy.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету «Математические представления»
для 4 класса «Особый ребёнок»
по теме: «Количественные представления. «Пустой/полный».
Шабалина Е.В..,
учитель надомного обучения «Особый ребёнок» ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития, вариант 2. Цель урока: актуализировать количественные представления (пустой/полный).
В методической разработке раскрываются приемы проведения урока по теме: «Количественные представления. «Пустой/полный» для учащейся 4 класса «Особый ребёнок», находящейся на индивидуальном обучении.
Для обучающейся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени, сочетающееся с психическими расстройствами. Процесс обучения затруднен в связи с речевыми нарушениями. Ученица понимает обращенную речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремится к общению, пользуясь вокализацией, звукоподражаниями, картинками. Незначительно снижен объем движений крупных суставов рук. Уровень развития мелкой моторики позволяет обучающейся захватывать, удерживать и манипулировать различными предметами.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти; развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
Тема: Количественные представления «Пустой/полный»
Цель: Актуализировать количественные представления (пустой/полный).
Тип урока: Применение знаний на практике.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать закреплять умения выделять понятия «пустой», «полный», через практические упражнения;
- продолжать учить узнавать птиц: зимующих, домашних, перелетных;
- актуализировать активный и пассивный словарь с помощью средств альтернативной коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
- тренировать использование индивидуального функционального хвата;
- расширять и обогащать сенсорный опыт путём взаимодействия с различными материалами и предметами;
- поддерживать коммуникативные связи на доступном уровне.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик на взаимодействие с учителем во время выполнения совместных действий.
Оборудование и материалы: Колокольчик, пиктограммы по теме «пустой/полный»; «вылить»; «высыпать»; «наполнить»; «налить»; « зимующие птицы», «перелетные птицы», «домашние птицы»; «семечки», «трава», «червяки». Кормушка, семечки, ведро с совком, трава, контейнер, поднос, червяки( мармеладные), миска, контейнер с крупой, вода в бутылке, фланелеграф.
Планируемые результаты:
- различает предметы по признаку «пустой/полный»;
- выбирает графический символ (из двух, трех альтернатив) по заданию учителя;
- выполняет элементарную вербальную инструкцию учителя (самостоятельно или с физической подсказкой): «Посмотри», «Возьми», «Держи», «Положи»;
- выполняет манипулятивные действия с предметами, предлагаемыми в ходе урока, по физической подсказке (в случае необходимости – с физической помощью):
- наполняет кормушку семечками, используя совок,
- наполняет контейнер травой с помощью рук,
- наполняет тарелку червяками руками,
- наливает воду в бутылку используя воронку
- принимает помощь взрослого при выполнении совместных действий (не убирает руку, не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций);
- следит за действиями своих рук.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
I. Организационная часть. Приветствие. | |
Проверяет позиционирование учащейся. Предлагает позвонить в колокольчик. Отмечает в расписании урок. Сообщает тему урока. Демонстрирует графические символы «пустой», «полный». Сегодня на уроке мы вспомним такие понятия как: «пустой» и «полный». | Выполняет просьбы учителя в рамках индивидуальных возможностей. Звонит в колокольчик. Смотрит, слушает. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». |
II. Основная часть. | |
Мы с тобой знаем зимующих, домашних и перелетных птиц. Демонстрирует графические символы с изображением птиц. А чем мы кормим зимующих птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Правильно, семечками. Демонстрирует кормушку. Какая она, пустая или полная. Верно, пустая, а чтобы она стала полной, нужно ее наполнить или высыпать. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью контейнера с семечками, совка и кормушки. Предлагает наполнить ученице. А теперь наша кормушка какая, пустая или полная. Верно, полная, потому что мы ее наполнили. А чем мы кормим домашних птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Правильно, травой. Демонстрирует пустой контейнер. У меня есть контейнер, какой он, пустой или полный. Чтобы контейнер стал полным травой, что нужно сделать. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Правильно, наполнить. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью подноса с травой и контейнера. Предлагает наполнить ученице.
А теперь наш контейнер какой пустой или полный. Правильно, полный, так как мы его наполнили. А чем мы кормим перелетных птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Верно, они любят червяков Демонстрирует тарелку. У меня есть тарелка, какая она пустая или полная. Правильно пустая, чтобы она стала полной надо ее… Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Правильно, наполнить. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью миски с червяками и тарелки. Предлагает наполнить ученице. А теперь наша тарелка стала пустой или полной. Правильно, полной, так как мы ее наполнили. Мы можем накормить всех птиц. Вика хорошо занималась и пришло время немного отдохнуть. Динамическая пауза. Предлагает послушать аудиозапись с пением птиц. Вика отдохнула и готова продолжать. Еда у птиц есть, а вода, чтобы их напоить нет. У меня есть контейнер. Демонстрирует контейнер с крупой. Какой он, пустой или полный. Верно, он полный, воду в такой контейнер налить нельзя. Что нужно сделать, чтобы контейнер стал пустым. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Верно, нужно высыпать крупу. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью ведра с совком и контейнера. Предлагает ученице выполнить задание. А теперь наш контейнер пустой или полной. Правильно, пустой, так как мы из него высыпали крупу. И теперь мы можем налить в контейнер воды. Демонстрирует действия по наполнению контейнера водой. Предлагает ученице наполнить контейнер водой. Теперь мы можем и напоить птиц. | Выбирает графический символ из з-х предложенных: «зимующие птицы», «домашние птицы», «перелетные птицы». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Слушает. Проявляет положительные эмоции. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. |
III. Заключительная часть. Подведение итогов и прощание. | |
Сегодня на уроке мы вспомнили понятия: «пустой» и «полный». Демонстрирует графические символы: «пустой», «полный». Мы знаем, чтобы предмет стал полным, надо его наполнить, а чтобы стал пустым-высыпать. Демонстрирует графические символы: «наполнить», «высыпать». Подводит итоги, выделяет основные достижения обучающейся в ходе урока. Сообщает об окончании урока, предлагает позвонить в колокольчик. | Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит, слушает, звонит в колокольчик. |
Библиография:
- Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Издательсво «Э», 2016. – 224 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
- Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
- Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой.- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения на тему: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы». В номинации: "Лучший конспект урока".
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения по ФГОС....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...