Проект по теме: "Народные промыслы. Традиции и современное развитие"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализация данного проекта – путь к саморазвитию личности обучающихся через самореализацию в предметной деятельности. Каждый приобретает новые знания путем самостоятельной работы с информационными источниками.
На заключительном этапе проводится самоанализ и презентация работ. В процессе творчества школьники получают полное и глубокое удовлетворение от выполненной работы, развивается их творческая активность. Помимо работы над конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с педагогами, ребятами в группе, родителями, социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muraleva_i.n.razrabotka.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муралева Ирина Николаевна, учитель музыки и изобразительного искусства,
МКОУ ООШ д.Шкаланка Яранского района Кировской области.
ПРОЕКТ «РОДНИКИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализация данного проекта – путь к саморазвитию личности обучающихся через самореализацию в предметной деятельности. Каждый приобретает новые знания путем самостоятельной работы с информационными источниками. На заключительном этапе проводится самоанализ и презентация работ. В процессе творчества школьники получают полное и глубокое удовлетворение от выполненной работы, развивается их творческая активность. Помимо работы над конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с педагогами, ребятами в группе, родителями, социумом.
Тема проекта: «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – искусство.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: информатика, технология, изобразительное искусство, музыка.
Тип проекта – информационный, творческий.
Дидактические цели учебного проекта:
1.Расширить и углубить знания о народных художественных промыслах России.
2.Создать условия для творческого самовыражения и самоутверждения.
3.Воспитывать культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; формировать способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Компетентности, формируемые учебным проектом:
Учебно-познавательная
Информационная компетентность
Коммуникативная
Рефлексивная
Методические задачи:
Развивать способность выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению;
формировать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
совершенствовать умения обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении;
развивать умение оценивать эффективность своей работы и деятельность одноклассников;
пополнить багаж знаний о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства; развивать творческие способности;
совершенствовать навыки работы с компьютером.
Основополагающий вопрос:
«Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»
Проблемные вопросы:
- Как зародилось и развивалось на Руси
декоративно-прикладное искусство? - В чём главные секреты мастеров?
- Продолжаются ли народные традиции в современном мире?
- Каково значение народного творчества в нашей жизни?
Необходимое оборудование: ПК, информационные источники, проектор, интерактивная доска.
Оборудование для выполнения творческих работ: гуашь, клей ПВА, акриловые краски, кисти, лак, деревянные заготовки для изготовления разделочных досок, гипсовые заготовки для росписи дымковской игрушки, салфетки для выполнения работы в технике «декупаж», заготовка для изготовления подноса.
Аннотация:
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества.
Конец ХХ века обозначил рост интереса к духовной культуре нации. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Народное декоративно-прикладное искусство открывает перед нами мир красоты и мудрости, раскрывает душу народа, его изобретательность, любовь к природе, труду.
Мы – современное поколение людей – являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нам нашими предками.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальной традиции весьма актуально.
Самостоятельные исследования учащихся о народных промыслах:
- Роспись по дереву – «Где живёт Жар-птица?»
- Керамический промысел – «Гжельская сказка»
- Игрушки из глины – «Глиняное чудо»
- Резьба по дереву
- Роспись подносов – «Цветущее Жостово»
Предполагаемые продукты проекта – презентации:
- «Где живёт Жар-птица?»
- «Гжельская сказка»
- «Глиняное чудо»
- Резьба по дереву
- Виртуальная экскурсия в центр традиционных народных художественных промыслов Вятки
- Ролик «Цветущее Жостово»
Творческие работы учащихся:
- роспись разделочной доски (Городец);
- шкатулка в технике квиллинг (Хохлома);
- живописное панно, выполненное в стиле Гжели;
- изготовление разделочной доски (резьба по дереву);
- поднос, украшенный в технике «декупаж» (Жостово).
- Оформление выставки «Умелых рук творение»
- Кроссворд
- Буклет.
Проект рассчитан на 4 урока и внеурочную деятельность.
Этапы работы над проектом:
1.Установочное занятие (погружение в проект): цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов, анкетирование «Мои способности и проект». (Приложение №1)
2.Организация деятельности:
Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам:
- тема;
- требования к оформлению проектных папок; (Приложение №2)
- правила создания презентаций; (Приложение № 3)
- карта успешности (для самооценки); (Приложение № 4)
- правила публичного выступления (защита проекта); (Приложение № 5)
- критерии оценивания выступления; (Приложение № 6)
- анкета «Подводные камни проекта» (рефлексия). (Приложение № 7)
Формулирование идеи и замыслов, формирование проектных групп.
Утверждение тематики, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Определение технологии выполнения творческой работы по теме проекта,
подбор материалов, инструментов.
3.Поисково-исполнительный этап:
Сбор и уточнение информации;
Опрос, анкетирование.
Обработка и анализ полученных знаний.
Изготовление изделий ДПИ в соответствии с выбранной темой.
Промежуточные отчеты учащихся, индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
4.Обобщающий этап: оформление результатов.
Предзащита проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проектов.
5.Заключительный этап: публичная защита проектов.
Презентация проекта.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).
Анализ достижения поставленной цели.
6.Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Оценивание
- самооценка; оценивание одноклассниками; оценка руководителем проекта.
План-конспект урока по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»
в 9 классе (Презентация проекта «Родники народного творчества»).
1.Организационный момент.
2.Минутка вхождения в урок.
«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера». Б.М.Неменский, академик, народный художник.
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по данной теме. Народное декоративно-прикладное искусство существовало задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее.
Если порыться в старых бабушкиных сундуках, то можно найти много интересных вещей.
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи её искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили её: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь видом прикладного искусства.
«Работа хороша, если в ней польза и душа», - так говорится в русской пословице. Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, и надеюсь, что наставления, пожелания, в которых отражена народная мудрость, вы возьмете себе на заметку не только для работы на сегодняшнем уроке, но и в жизни.
Демонстрация ролика.
3.Целеполагание. В течение нескольких уроков мы работали над проектом по теме «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся: Сегодня мы подведём итоги работы над проектом.
Учитель: Верно, сегодня вы должны представить результаты своей деятельности. А также мы обобщим знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности в ходе реализации проекта.
(Учащиеся называют цель, задачи, проблемные вопросы проекта.)
Проект «Родники народного творчества».
Цель: Расширить и углубить знания о народных художественных промыслах России.
Задачи: 1.Изучить историю возникновения традиционных народных художественных
промыслов.
2.Выявить особенности современных форм бытования народного искусства.
3.Провести социологический опрос «Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».
4.Выполнить творческую работу по теме проекта.
5.Оформить выставку изделий народного творчества «Умелых рук творение».
Основополагающий вопрос:
«Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»
Проблемные вопросы:
- Как зародилось и развивалось на Руси
декоративно-прикладное искусство? - В чём главные секреты мастеров?
- Продолжаются ли народные традиции в современном мире?
- Каково значение народного творчества в нашей жизни?
4.Актуализация. Учитель: Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». А какие промыслы вам знакомы? Предлагаю выполнить следующее задание: назвать традиционные народные художественные промыслы (демонстрируются слайды с изображением изделий ДПИ).
5. Защита проекта. Учитель: В ходе реализации проекта были проведены исследования и оформлены проектные папки, результаты представлены наглядно в виде презентаций и роликов. Откройте, пожалуйста, таблички для оценивания выступлений, переходим к защите проекта.
Презентация «Глиняное чудо».
Цель: собрать подробную информацию и найти ответы на следующие вопросы:
- Когда зародилось керамическое искусство в окрестностях Каргополя, Тульской области и на Вятской земле?
- Каковы особенности производства глиняных игрушек?
- Где находит применение глиняная игрушка в настоящее время?
(Учащиеся задают вопросы выступающему)
Вопросы классу после выступления:
- Чем грунтуют дымковскую игрушку перед росписью?
- Что означают узоры на каргопольских игрушках?
- Какими красками расписывают филимоновскую игрушку?
- В чём отличие лепки каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской?
Гжельская керамика. Презентация «Гжельская сказка»
Цель: Изучить историю возникновения и развития Гжельского промысла.
Проблемные вопросы:
- Почему мастера Гжели исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина здесь - золото»?
- В чем самобытность мастеров Гжели?
- Какова история и перспектива развития Гжельского промысла?
(После выступления учащиеся задают вопросы)
Учитель задает вопросы классу:
- Чем отличалась посуда, выполненная в технике майолики, от изделий гжельских мастеров второй половины 19 в.?
- Как отличить настоящие изделия гжельских мастеров от изделий, выполненных «под гжель»?
Работа на интерактивной доске. Отгадывание анимированного кроссворда «Традиционные народные художественные промыслы».
Демонстрация презентации «Где живёт Жар-птица?»
Цель: Изучить и систематизировать информацию о видах росписи по дереву.
Проблемные вопросы:
1.Каковы наиболее известные виды росписи по дереву и как они зарождались?
2.В чем своеобразие каждого из этих промыслов?
3.Какова техника выполнения росписи?
4.Почему народные промыслы не забыты?
(Учащиеся задают вопросы)
Вопросы задает учитель:
- Хохлому называют золотой. Как получается золотой фон на хохломских изделиях?
- Какие цветы используют для городецкой росписи?
- Почему изделия Полхов-майданской росписи отличаются особой яркостью?
Демонстрация презентации «Резьба по дереву».
Цель: собрать и обобщить информацию по данной теме.
Задачи:
- Изучить историю резного дела в России;
- Выявить характерные особенности разных типов резьбы по дереву.
(Учащиеся задают вопросы)
Учитель задает вопросы классу:
- В чем отличие плосковыемчатой и рельефной резьбы?
- Какой вид резьбы самый сложный?
Демонстрация ролика «Цветущее Жостово»
Цель работы:
Изучить особенности Жостовской росписи и развитие декоративной живописи в настоящее время.
Проблемные вопросы:
- Где изготовляли первые лакированные подносы из металла?
- Кем была открыта первая мастерская в Жостово?
- В чем уникальность народного промысла?
- Как развивается Жостовское искусство сегодня?
(Учащиеся задают вопросы по содержанию)
Работа на интерактивной доске. Задание классу: соединить стрелками название вида ДПИ с изображением.
Учитель: Как говорится в русской народной пословице, деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Все выполнили творческие работы в соответствии с темой проекта, побывав в роли мастеров и даже современных художников-прикладников. Ведь современный художник свободен в воплощении своего творческого замысла. Переходим к презентации творческих работ.
Презентация творческих работ.
- роспись разделочной доски (Городец);
Уч-ся: Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие!
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего красивый он!
(демонстрация разделочной доски)
- шкатулка в технике квиллинг (Хохлома)
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
(демонстрация шкатулки, украшенной росписью под хохлому и орнаментом, выполненным в технике квиллинг).
- живописное панно, выполненное в стиле Гжели
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье.
Русская звонкая Гжель.
(демонстрация панно «Гжельская сказка»)
- изготовление разделочной доски
(резьба по дереву)
На мою работу полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Дощечки точеные, узоры кручёные! (демонстрация изделий)
- роспись дымковской игрушки
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Полюбуйтесь, девица в венце,
Румянец на лице.
Собой хороша,
Стоит не дыша.
(демонстрация расписных игрушек и комментарии к работе)
- поднос, украшенный в технике «декупаж» (в стиле Жостово)
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
(демонстрация работы, пояснения)
Учитель: Хорошо, а сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие в г.Киров в центр традиционных народных художественных промыслов. Просмотр презентации.
Учительь: Решетова Ю. и Чернядьева Ан. познакомят с результатами социологического опроса на тему «Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».
Результаты социологического опроса (демонстрация презентации).
Вопросы | Ответы |
1.Назовите виды декоративно-прикладного искусства. | 1. Наиболее известными видами ДПИ, по мнению участников опроса, являются: вязание, вышивка, резьба, керамика. |
2. Какие народные промыслы вам знакомы? | 2.Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Городец и Жостово находятся в рейтинге первыми. |
3. Востребованы ли народные промыслы в современном обществе? | 40% - утвердительный ответ 31% - «да, иногда» 17% - «не очень востребованы» 11% - «нет» |
3. Каким видом творчества вы занимаетесь? | Наиболее распространено среди населения вязание, вышивка, резьба и роспись по дереву. |
4. Назовите народных умельцев нашего поселения | М.С. Моричев (д. Олинские) – плетение из ивовых веток В. Мальцев (м. Знаменка) - лозоплетение В.А.Моисеев ( д. Побекнур) – роспись по дереву С. А.Шатунов ( с. Салобеляк) – резьба по дереву К.А. Лебедева ( д. Козловаж) – вышивка Н.Н. Щеглова ( д. Шкаланка) – резьба по дереву, вязание И.В. Чернядьева (д. Шкаланка) – роспись по дереву, вязание |
5. Как возрождать интерес к народным промыслам? | Варианты ответов: участвовать в районной программе «Возрождение народных промыслов»; приобщать с детских лет; организовывать конкурсы на лучшее изделие ДПИ, устраивать праздники, посвященные народным промыслам; водить школьников на экскурсии в музеи ДПИ; создавать кружки, проводить мастер-классы с участием мастеров ДПИ; рассказывать историю и технологию выполнения на уроках и внеклассных занятиях; организовывать выставки изделий ДПИ; проводить мероприятия. |
6. Почему нужно беречь народное искусство? | Народные промыслы – это раритет. Народные промыслы – это ценная ручная работа. Традиции нужно помнить, сохранять и дорожить. Народные промыслы нужно сохранять, чтобы использовать в быту. Народные промыслы – это красиво. Народные промыслы - это доход. Народные промыслы – это история нашей страны. |
Самооценка.
Учитель: Оцените свои презентационные и рефлексивные умения в карте успешности. (Приложение № 4).
Учитель: А сейчас подведем итоги вашей работы над проектом. Какие выводы вы сделали?
Учащиеся делают выводы по проекту:
- Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности и стало одной из важнейших областей народного творчества.
- Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников.
- Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.
Народные художественные промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и сёлах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий. И главное их достоинство – именно оригинальность.
- Предметы быта украшали повсеместно, но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковская игрушка отличаются единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приёмами письма и обработки изделий.
- Произведения традиционных народных художественных промыслов знакомы, их любят во всём мире.
- Они являются визитной карточкой России.
Рефлексия. Результаты анкетирования. (Приложение №6)
Учитель: Свои впечатления о работе над проектом вы отразили в анкете «Подводные камни» проекта.
С какими трудностями вы столкнулись, работая над проектом?
- Какие «подводные камни» были препятствием в ходе проектной работы, зависящие от вас, от других?
- Назовите удачные моменты – паруса вашего проекта.
Работа на интерактивной доске.
Оцените свою активность участия в проекте и обозначьте, насколько пополнился багаж ваших знаний.
Активность
Увеличение багажа знаний
Итог урока.
Всем большое спасибо за работу. Вы молодцы, не смотря на вашу занятость, нехватку свободного времени и другие трудности, вы справились с поставленными целями и задачами. А оценим мы вашу работу на следующем уроке, рассмотрев результаты самооценки и внешней оценки ваших результатов. Спасибо за урок!
Список литературы
Киселёва, Н.В. Информационные технологии на уроках МХК/авт.-сост.Н.В.Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп./ Н.Ю.Пахомова. – М.:АРКТИ, 2008.
Полунина, В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/В.Н.Полунина. – М.: ВНМЦ НТ КПР МК, 2000.
Свиридова, О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Сеннова, А.П. Где живет Жар – птица. – Горький: Волго – Вятское кн. изд-во, 2000.
Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие/ И.С.Сергеев, В.И.Блинов. – М.:АРКТИ, 2007.
Туманова, Е.С., Романова, Л.Ю., Старостина, Т.В. Изобразительное искусство.4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия/авт.-сост. Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Хапилина, И.А. Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии/авт.-сост. И.А. Хапилина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
Щербакова, С.Г.Формирование проектных умений школьников: практические занятия/С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.
Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие".
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие" по программе Б.М Неменского....
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.
Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема: Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...
Разработка урока. «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСКУССТВО ГЖЕЛИ»
Тип урока: изучение нового материала.Вид занятия: декоративное рисование.Цель урока: ознакомить учащихся с искусством Гжели....
Проект на тему: « Народное искусство и культурное наследие »
Актуальность проекта: специфика жизни современного молодого и провинциального города, наша географическая отдаленность от столицы Республики создают некую "оторванность" от истори...
Проект на тему "Народные промыслы"
Тема данной работы актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому что ими издавна славилась земля русская.Целью проекта являлась практи...