Проект по теме: "Народные промыслы. Традиции и современное развитие"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Муралева Ирина Николаевна

Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализация данного проекта – путь к саморазвитию личности обучающихся через самореализацию в предметной деятельности. Каждый приобретает новые знания путем самостоятельной работы с информационными источниками.

На заключительном этапе проводится самоанализ и презентация работ. В процессе творчества школьники получают полное и глубокое удовлетворение от выполненной работы, развивается их творческая активность. Помимо работы над конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с педагогами, ребятами в группе, родителями, социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muraleva_i.n.razrabotka.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муралева Ирина Николаевна, учитель музыки и изобразительного искусства,

МКОУ ООШ д.Шкаланка Яранского района Кировской области.

ПРОЕКТ «РОДНИКИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализация данного проекта – путь к саморазвитию личности обучающихся через самореализацию в предметной деятельности. Каждый приобретает новые знания путем самостоятельной работы с информационными источниками. На заключительном этапе проводится самоанализ и презентация работ. В процессе творчества школьники получают полное и глубокое удовлетворение от выполненной работы, развивается их творческая активность. Помимо работы над конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с педагогами, ребятами в группе, родителями, социумом.

Тема проекта: «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – искусство.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: информатика, технология, изобразительное искусство, музыка.

Тип проекта – информационный, творческий.

Дидактические цели учебного проекта:

1.Расширить и углубить знания о народных художественных промыслах России.

2.Создать условия  для творческого самовыражения и самоутверждения.

3.Воспитывать  культуру восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; формировать  способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Компетентности, формируемые учебным проектом:

Учебно-познавательная

Информационная компетентность

Коммуникативная

Рефлексивная

Методические задачи:

Развивать способность выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению;

формировать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

совершенствовать умения обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении;

развивать умение оценивать эффективность своей работы и деятельность одноклассников;

пополнить багаж  знаний о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства; развивать творческие способности;

совершенствовать навыки работы с компьютером.

Основополагающий вопрос:

«Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»

Проблемные вопросы:

  • Как зародилось и развивалось на Руси
    декоративно-прикладное искусство?
  • В чём главные секреты  мастеров?
  • Продолжаются ли народные традиции в современном мире?
  • Каково значение народного творчества в нашей жизни?

Необходимое оборудование: ПК,  информационные источники, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для выполнения творческих работ: гуашь, клей ПВА, акриловые краски,  кисти, лак, деревянные заготовки  для изготовления разделочных досок, гипсовые заготовки для росписи дымковской игрушки, салфетки для выполнения работы в технике «декупаж», заготовка для изготовления подноса.

Аннотация:

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества.

Конец ХХ века обозначил рост интереса к духовной культуре нации. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство открывает перед нами мир красоты и мудрости, раскрывает душу народа, его изобретательность, любовь к природе, труду.

Мы – современное поколение людей – являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нам нашими предками.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальной традиции весьма актуально.

Самостоятельные исследования учащихся о народных промыслах:

  • Роспись по дереву – «Где живёт Жар-птица?»
  • Керамический промысел – «Гжельская сказка»
  • Игрушки из глины – «Глиняное чудо»
  • Резьба по дереву
  • Роспись подносов – «Цветущее Жостово»

Предполагаемые продукты проекта – презентации:

  • «Где живёт Жар-птица?»
  • «Гжельская сказка»
  • «Глиняное чудо»
  • Резьба по дереву
  • Виртуальная экскурсия в центр традиционных народных художественных промыслов Вятки
  • Ролик «Цветущее Жостово»

Творческие работы учащихся:

  • роспись разделочной доски (Городец);
  • шкатулка в технике квиллинг (Хохлома);
  • живописное панно, выполненное  в стиле Гжели;
  • изготовление разделочной доски (резьба по дереву);
  • поднос, украшенный в технике «декупаж» (Жостово).
  • Оформление выставки «Умелых рук творение»
  • Кроссворд
  • Буклет.

Проект рассчитан на 4 урока и внеурочную деятельность.

Этапы работы над проектом:

1.Установочное занятие (погружение в проект): цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов, анкетирование «Мои способности и проект».  (Приложение №1)

2.Организация деятельности:

Определение источников информации.

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам:

  • тема;
  • требования к оформлению проектных папок;             (Приложение №2)
  • правила создания презентаций;                                  (Приложение № 3)
  • карта успешности (для самооценки);                          (Приложение № 4)
  • правила публичного выступления (защита проекта);  (Приложение № 5)
  • критерии  оценивания выступления;                          (Приложение № 6)
  • анкета «Подводные камни проекта» (рефлексия).       (Приложение № 7)

Формулирование идеи и замыслов, формирование проектных групп.

Утверждение тематики, составление индивидуальных планов работы над проектами.

Определение  технологии выполнения творческой работы по теме проекта,

подбор материалов, инструментов.

3.Поисково-исполнительный этап:

Сбор и уточнение информации;

Опрос, анкетирование.

Обработка и анализ полученных знаний.

Изготовление изделий ДПИ в соответствии с выбранной темой.

Промежуточные отчеты учащихся, индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

4.Обобщающий этап: оформление результатов.

Предзащита проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проектов.

5.Заключительный этап: публичная защита проектов.

Презентация проекта.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Анализ достижения поставленной цели.

6.Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Оценивание

  • самооценка; оценивание одноклассниками; оценка руководителем проекта.

План-конспект урока по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

 в 9 классе  (Презентация проекта «Родники народного творчества»).

1.Организационный момент.

2.Минутка вхождения в урок.

«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».  
Б.М.Неменский,   академик, народный художник.

Учитель: Сегодня у нас заключительный  урок по данной теме. Народное декоративно-прикладное искусство существовало задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее.

Если порыться в старых бабушкиных сундуках, то можно найти много интересных вещей.

В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живет.

Сказка – умница и прелесть –

Красоту нам создает.

А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи её искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили её: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.

В России почти не было таких  мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь видом прикладного искусства.

«Работа хороша, если в ней польза и душа», - так говорится в русской пословице. Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, и надеюсь, что наставления, пожелания, в которых отражена народная мудрость, вы возьмете себе на заметку не только для работы на сегодняшнем уроке, но и в жизни.

Демонстрация ролика.

3.Целеполагание. В течение нескольких уроков мы работали над проектом по теме «Народные промыслы. Традиции и современное развитие».

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся: Сегодня мы подведём итоги работы над проектом.

Учитель: Верно, сегодня вы должны представить результаты своей деятельности. А также  мы обобщим знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности в ходе реализации проекта.

(Учащиеся называют цель, задачи, проблемные вопросы  проекта.)

Проект «Родники народного творчества».

Цель: Расширить и углубить знания  о народных художественных промыслах России.

Задачи:  1.Изучить историю возникновения традиционных народных художественных

                  промыслов.

        2.Выявить особенности современных форм бытования народного искусства.

              3.Провести социологический опрос «Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».

              4.Выполнить творческую работу по теме проекта.

              5.Оформить выставку изделий народного творчества  «Умелых рук творение».

Основополагающий вопрос:

«Народные промыслы – это забытое прошлое или славное настоящее?»

Проблемные вопросы:

  • Как зародилось и развивалось на Руси
    декоративно-прикладное искусство?
  • В чём главные секреты  мастеров?
  • Продолжаются ли народные традиции в современном мире?
  • Каково значение народного творчества в нашей жизни?

4.Актуализация. Учитель:  Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». А какие промыслы вам знакомы?  Предлагаю выполнить следующее задание:  назвать традиционные народные художественные промыслы  (демонстрируются слайды с изображением изделий ДПИ).

5. Защита проекта. Учитель: В ходе реализации проекта были проведены исследования и оформлены проектные папки, результаты представлены наглядно в виде презентаций и роликов. Откройте, пожалуйста, таблички для оценивания выступлений, переходим к защите проекта.

 Презентация «Глиняное чудо».

Цель: собрать подробную информацию и найти ответы на следующие вопросы:

  1. Когда зародилось керамическое искусство в окрестностях Каргополя, Тульской области и на Вятской земле?
  2. Каковы особенности производства глиняных игрушек?
  3. Где находит применение глиняная игрушка в настоящее время?

(Учащиеся задают вопросы выступающему)

Вопросы  классу после выступления:

  • Чем грунтуют дымковскую игрушку перед росписью?
  • Что означают узоры на каргопольских игрушках?
  • Какими красками расписывают филимоновскую игрушку?
  • В чём отличие лепки каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской?

Гжельская керамика.  Презентация «Гжельская сказка»

Цель: Изучить   историю возникновения и развития Гжельского промысла.

Проблемные вопросы:

  • Почему мастера Гжели исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина здесь - золото»?
  • В чем самобытность мастеров Гжели?
  • Какова история и перспектива развития Гжельского промысла?

(После выступления учащиеся задают вопросы)

Учитель задает вопросы классу:

  • Чем отличалась посуда, выполненная в технике майолики, от изделий гжельских мастеров второй половины 19 в.?
  • Как отличить настоящие изделия гжельских мастеров от изделий, выполненных «под гжель»?

Работа на интерактивной доске. Отгадывание анимированного кроссворда  «Традиционные народные художественные промыслы».

Демонстрация презентации «Где живёт Жар-птица?»

Цель: Изучить и систематизировать информацию о видах росписи по дереву.

Проблемные вопросы:

1.Каковы наиболее известные виды росписи по дереву и  как  они зарождались?

2.В чем своеобразие каждого из этих промыслов?

3.Какова техника выполнения росписи?

4.Почему народные промыслы не забыты?

(Учащиеся задают вопросы)

Вопросы задает учитель:

  • Хохлому называют золотой. Как получается золотой фон на хохломских изделиях?
  • Какие цветы используют для городецкой росписи?
  • Почему изделия Полхов-майданской росписи отличаются особой яркостью?

Демонстрация презентации «Резьба по дереву».

Цель: собрать и обобщить информацию по данной теме.

Задачи:

  • Изучить историю резного дела в России;
  • Выявить характерные особенности разных типов резьбы по дереву.

(Учащиеся задают вопросы)

Учитель задает вопросы классу:

  • В чем отличие плосковыемчатой и рельефной резьбы?
  • Какой вид резьбы самый сложный?

Демонстрация ролика «Цветущее Жостово»

Цель работы:

Изучить особенности Жостовской росписи и развитие декоративной живописи в настоящее время.

Проблемные вопросы:

  • Где изготовляли первые лакированные подносы из металла?
  • Кем была открыта первая мастерская в Жостово?
  • В чем уникальность народного промысла?
  • Как развивается Жостовское искусство сегодня?

(Учащиеся задают вопросы по содержанию)

Работа на интерактивной доске. Задание классу: соединить стрелками название вида ДПИ с изображением.

Учитель: Как говорится в русской народной пословице, деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Все выполнили творческие работы в соответствии с темой проекта, побывав в роли мастеров и даже современных художников-прикладников. Ведь современный художник свободен в воплощении своего творческого замысла. Переходим к презентации творческих работ.

Презентация творческих работ.

  • роспись разделочной доски (Городец);

Уч-ся: Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие! 

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает,

До чего красивый он!      

(демонстрация разделочной доски)

  • шкатулка в технике квиллинг (Хохлома)

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

(демонстрация шкатулки, украшенной росписью под хохлому и орнаментом, выполненным в технике квиллинг).

  • живописное панно, выполненное  в стиле Гжели

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая Гжель.

(демонстрация панно «Гжельская сказка»)

  • изготовление разделочной доски

 (резьба по дереву)

На мою работу полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Дощечки точеные, узоры кручёные!     (демонстрация изделий) 

  • роспись дымковской игрушки

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Полюбуйтесь, девица в венце,

Румянец на лице.

Собой хороша,

Стоит не дыша.

(демонстрация расписных игрушек и комментарии к работе)

  • поднос, украшенный в технике «декупаж» (в стиле Жостово)

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

(демонстрация работы, пояснения)

Учитель: Хорошо, а сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие в г.Киров в центр традиционных народных художественных промыслов.    Просмотр презентации.

Учительь: Решетова Ю. и Чернядьева Ан.  познакомят с результатами социологического опроса    на тему    «Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни».

Результаты социологического опроса (демонстрация презентации).

Вопросы

Ответы

1.Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

1. Наиболее известными видами ДПИ, по мнению участников опроса, являются: вязание, вышивка, резьба, керамика.

2. Какие народные промыслы  вам знакомы?

2.Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Городец и Жостово находятся в рейтинге первыми.

3. Востребованы ли народные промыслы в современном обществе?

40% - утвердительный ответ

31% - «да, иногда»

17% - «не очень востребованы»

11% - «нет»

3. Каким видом творчества вы занимаетесь?

Наиболее распространено среди населения вязание, вышивка, резьба и роспись по дереву.

4. Назовите народных умельцев нашего поселения

М.С. Моричев (д. Олинские) – плетение из ивовых веток

В. Мальцев (м. Знаменка) - лозоплетение

В.А.Моисеев ( д. Побекнур) – роспись по дереву

С. А.Шатунов ( с. Салобеляк) – резьба по дереву

К.А. Лебедева ( д. Козловаж) – вышивка

Н.Н. Щеглова ( д. Шкаланка) – резьба по дереву, вязание

И.В. Чернядьева (д. Шкаланка) – роспись по дереву, вязание

5. Как возрождать интерес к народным промыслам?

Варианты ответов: участвовать в районной программе «Возрождение народных промыслов»;

приобщать с детских лет; организовывать конкурсы на лучшее изделие ДПИ, устраивать праздники, посвященные народным промыслам; водить школьников на экскурсии в музеи ДПИ;  создавать кружки, проводить мастер-классы с участием мастеров ДПИ; рассказывать историю и технологию выполнения на уроках и внеклассных занятиях; организовывать выставки изделий  ДПИ; проводить мероприятия.

6. Почему нужно беречь народное искусство?

Народные промыслы – это раритет.

Народные промыслы – это ценная ручная работа.

Традиции нужно помнить, сохранять и дорожить.

Народные промыслы нужно сохранять, чтобы использовать в быту.

Народные промыслы – это красиво.

Народные промыслы  - это доход.

Народные промыслы – это история нашей страны.

Самооценка.

Учитель:  Оцените свои презентационные и рефлексивные умения в карте успешности. (Приложение № 4).

Учитель: А сейчас подведем итоги вашей работы над проектом.  Какие выводы вы сделали?

Учащиеся делают выводы по проекту:

  • Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности и стало одной из важнейших областей народного творчества.
  • Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников.
  • Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.

Народные художественные промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и сёлах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий.  И главное их достоинство – именно оригинальность.

  • Предметы быта украшали повсеместно, но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковская игрушка отличаются единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приёмами письма и обработки изделий.
  • Произведения традиционных  народных художественных промыслов знакомы, их любят во всём мире.
  • Они являются визитной карточкой России.

Рефлексия. Результаты анкетирования. (Приложение №6)

Учитель: Свои впечатления о работе над проектом вы отразили в анкете «Подводные камни» проекта.

С какими трудностями вы столкнулись, работая над проектом?

  • Какие «подводные камни» были препятствием в ходе проектной работы, зависящие от вас, от других?
  • Назовите удачные моменты – паруса вашего проекта.

Работа на интерактивной доске.

Оцените свою активность участия в проекте и обозначьте, насколько пополнился багаж ваших знаний.

Активность

Увеличение багажа знаний 

Итог   урока.                                                                                  

Всем большое спасибо за работу. Вы молодцы, не смотря на вашу занятость, нехватку свободного времени и другие трудности, вы справились с поставленными целями и  задачами. А оценим мы вашу работу на следующем уроке, рассмотрев результаты самооценки и внешней оценки ваших результатов. Спасибо за урок!

Список литературы

Киселёва, Н.В. Информационные технологии на уроках МХК/авт.-сост.Н.В.Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп./ Н.Ю.Пахомова. – М.:АРКТИ, 2008.

Полунина, В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/В.Н.Полунина. – М.: ВНМЦ НТ КПР МК, 2000.

Свиридова, О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Сеннова, А.П. Где живет Жар – птица. – Горький: Волго – Вятское кн. изд-во, 2000.

Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие/ И.С.Сергеев, В.И.Блинов. – М.:АРКТИ, 2007.

Туманова, Е.С., Романова, Л.Ю., Старостина, Т.В. Изобразительное искусство.4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия/авт.-сост. Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Хапилина, И.А. Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии/авт.-сост. И.А. Хапилина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.

Щербакова, С.Г.Формирование проектных умений школьников: практические занятия/С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие".

Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие" по программе Б.М Неменского....

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...

Разработка урока. «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСКУССТВО ГЖЕЛИ»

Тип урока: изучение нового материала.Вид занятия: декоративное рисование.Цель урока: ознакомить учащихся с искусством Гжели....

Проект на тему: « Народное искусство и культурное наследие »

Актуальность проекта: специфика жизни современного молодого и провинциального города, наша географическая отдаленность  от столицы Республики создают некую "оторванность" от истори...

Проект на тему "Народные промыслы"

Тема данной работы актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому  что ими издавна славилась земля русская.Целью проекта являлась практи...