Диагностика художественного образования школьников
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
Представлена презентация с диагностикой художественного образования школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_no4_diagnostika_hud_razvitiya_sokolova_e.n.ppt | 576 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определения 1. Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса; дифференциации учащихся; совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. 2. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют улучшить условия обучения
2. Функции педагогической диагностики -информационная -прогностическая -контрольно-корректирующая -оценочная -стимулирующая
2. Задачи педагогической диагностики – определение особенностей усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; -определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения; – выявление характера трудностей ученика и установление их причины; – установление уровня овладения учебной деятельностью; – оценка изменений, происходящих в развитии учащихся.
3.Основные объекты педагогической диагностики индивидуально-личностные свойства ребенка; - деятельность, поведение и отношения воспитанников; формирующее влияние социальной среды, семейного, школьного и классного окружения; - характер и эффективность педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4. Диагностические методы - организационные - сравнительный - лонгэтюдный - эмпирические (добывание научных данных): наблюдение, самонаблюдение, опросники, тесты. - аналитические - моделирование - статистические (методы обработки результатов эксперимента) - интерпретационные - комплексные
5.Этапы диагностики диагностика может быть начальной, промежуточной, итоговой 1.Подготовительный - выделение предмета диагностики - определение цели. -гипотеза 2. Планирование диагностических действий - сбор данных - анализ данных, ситуации (условий) - выбор форм, методов, средств - составление программы деятельности педагога и учащихся 3. Организация взаимодействия педагога и учащегося - процесс решения педагогических задач - диагностика в структуре образовательного процесса: тесты рисуночные, анкетирование и т.д. 4. Контроль - контроль и оценка деятельности учащегося - синтез информации контроля. постановка диагноза 5. Заключение имеет части: констатирующую, аналитико-интерпретационную, рекомендательную. - формулирование выводов - анализ и оценка собственной деятельности - установление степени отклонения от намеченной программы -определение путей коррекции и планирование последующих этапов уч. процесса.
Творческий потенциал Творческие способности Свойства личности Интеллект (конвергентное Мышление) Дивергентное мышление мотивы Волевые качества воображение Уровень компетентности эмоциональность
Виды одаренности Общая интеллектуальная Специфическая академическая Творческая художественная и исполнительское искусство Психомоторная Лидерская Социальная Практическая (противопоставление художественной)
Сравнительная характеристика традиционного и креативного типов образования ( Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов Линия анализа Традиционный тип Креативный тип ориентации На стандарты На вариативность Вектор времени Реконструкция прошлого Созидание будущего мотивация Приобретение знаний Самореализация Характер информации Непротиворичивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляция чужими идеями Альтернативная , добывается самостоятельно, продуцирование своих идей Процесс познания Усвоение стандартов чужого опыта Преобразование, откоытие
Сравнительная характеристика традиционного и креативного типов образования Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергентное (творческое) Результаты Запланированы, известны Вероятностны, неизвестны Субъект-объектные отношения Человек- объект обучения Человек – субъект познания и творчества технологии Иммитационные, репродуктивные Проблемные, когнитивно-эвристические , кретивные, арт-технолологии Функции педагога Воздействие Взаимодействие , сопровождение Последствие Тезаурус академических знаний, алгоритмы Рефлексия актутальных достижений и мотивация перспективы
6.Диагностика эстетического и художественного развития личности Ответим на вопросы, определим общую позицию исследователя Как мы понимаем сущность и цель художественного развития? Какие методики , принципы диагностики, какие критерии успешности адекватны нашему предмету? Ради чего мы будем изучать и диагностировать? Как будем использовать результаты в образовательной практике?
Художественное развитие –это … Особое отношение к миру Направленность на преобразование впечатлений в художественные образы Художественное воображение (эмоционально-ценностное содержание в выразительных чувственно-воспринимаемых образах) Способность к диалогу с автором художественных произведений
Тесты на креативность Д. Гилфорда и П. Торренса Основные параметры креативности Беглость – быстрота выполнения тестовых заданий Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе Разработанность темы – количество и многообразие деталей, использованных сверх «необходимого минимума»
Что и как диагностируют в художественном развитии 1. Область знаний поддается тестированию Процесс и результат художественного творчества – безраздельно господствует принцип экспертизы совершенствовать себя как эксперта детского творчества
Принципы оценивания и диагностики художественного развития. «Понимающая» экспертиза должна преобладать над объективным «измерением» Потенциал и вектор художественного развития более значимы, чем уровень наличных достижений ребенка «Общие» художественно-творческие способности имеют приоритет перед специфическими качествами, необходимыми для деятельности в конкретных видах искусства
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) 1. Изучение интересов учащихся в области изобразительного искусства, их способности ориентироваться в разнообразии художественных стилей и направлений, в видах и жанрах изобразительного искусства 2. Изучение характера и уровня развития художественного восприятия учащихся 3. Изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся.
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 1.Методики, изучающие интересы 1. Методика «Заявка» Цель: выявить уровень развития интереса к изо искусству, узнать, что запомнилось, для того, чтобы составить план заключительного урока четверти, года. При подготовке обобщающего урока учитель учитывает пожелания учащихся. «+» Помогает оценить работу учащегося за четверть, привлекательна для учащихся, занимает мало времени. Принцип свободного выбора произведений изобразительного искусства В форме заявки ( показ на уроке с комментарием + показ без комментария + узнали самостоятельно) Задание:«Что бы вы хотели увидеть, назовите полюбившееся произведение» (или ФИО автора, или название или эпоху).
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Ленская) Примеры 6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 1.Методики, изучающие интересы 1. Методика «Заявка» Бланк обработки анкет учащихся по методике «Заявка» произведение сколько уч-ся назвали это произведение коэффициент оценка о котором шла беседа на уроке дети на уроках видели, но беседы о нем не было о котором на занятиях говорили, но показа не было о котором узнали самостоятельно количество учащихся в классе
1.Методики, изучающие интересы 2. Методика «Выбор» Учащимся предлагаются 6 репродукций – 4 произведения произвольно, 2 из программы. Возможные задания: - укажите произведения одного автора -укажите произведения одного жанра… опишите , по желанию, что вы думаете об этом произведении 6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 1.Методики, изучающие интересы 2. Методика «Выбор» Обработка ответов (Номера на бланке и на доске совпадают) Учащийся верно указал произведения, фамилию автора и название. В своем ответе дал оценку произведению и свои впечатления – 5 учащийся верно указал одно произведение, самостоятельно оценил произведение и мотивировал свой выбор -4 учащийся верно указал произведение , но не привел самостоятельных суждений – 4 учащийся верно указал одно произведение – 3 учащийся дал неверный ответ – 2
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2. Методики, выясняющие характер и уровень художественного восприятия Дает возможность определить характер и свойства художественного мышления учащихся, возможность коррекции по организации процессов восприятия произведений искусства. « –» не всех учащихся можно опросить во время урока. Возможно использование при проверке одной и той же картины на протяжении нескольких лет в оном и том же классе, это поможет учителю понять, как изменяются представления учащихся о содержании произведения, как меняется характер их восприятия. Проводится индивидуально, выборочно, фронтально Вопросы группируются по следующим параметрам: - главная мысль (задача автора, что хотел сказать автор этим произведением) -настроение (какое настроение вызывает эта картина, почему) -как ты оцениваешь это произведение? (нравится или не нравится оно тебе, почему ты так его оцениваешь)
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2. Методики, выясняющие характер и уровень художественного восприятия вопросы 1 вариант -1-3 класс 1. Как бы ты назвал эту картину? 2. Нравится тебе картина или нет? 3. Расскажи об этой картине человеку, который ее не знает, не видел, расскажи так, чтобы он смог составить о ней себе представление 2 вариант -4-6 класс и старше 1. Как бы ты назвал эту картину? 2. Нравится тебе картина или нет? 3 Расскажи об этой картине человеку, который ее не знает, не видел, расскажи так, чтобы он смог составить о ней себе представление. 4. Какие чувства, какое настроение вызывает у тебя эта картина? 5. Почему она вызывает у тебя такие чувства? 6. Что, по-твоему, хотел сказать автор этой картиной? Какова ее главная мысль? 7. Какими средствами автор добился того, что мы понимаем его главную мысль? 8.Не хочешь ли ты что-нибудь добавить или изменить в своем ответе на первый вопрос? 9. Вернись к своему ответу на второй вопрос. Осталась ли твоя оценка картины такой же или изменилась? Если изменилась, то в какую сторону? Объясни, почему ты так оцениваешь ее?
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2. Методики, выясняющие характер и уровень художественного восприятия Обработка результатов Уровневая характеристика свойств восприятия произведений искусства: 1 уровень Целостный уровень художественного восприятия – проникает в авторскую позицию; – сводит все полученные впечатления в единую систему; - связывает собственную оценку произведения с его художественным содержанием - эмоциональное суждение основаны на адекватном восприятии пафоса картины 2 уровень Фрагментарный уровень художественного восприятия - нет четкого понимания замысла автора; -попытки проникновения во внутренний мир персонажей опираются на отдельные компоненты произведения, на отдельные признаки их материального воплощения, а не на их совокупность; -затруднена оценка сложных произведений (не связывает собственную оценку с его художественным содержанием) эмоциональные суждения опираются на отдельные компоненты произведения, а не на адекватное восприятие пафоса всего произведения. 3 уровень Дохудожественный уровень восприятия -нет адекватного понимания замысла автора (автор репродуцирует, то, что видит; -отсутствуют личные переживания по отношению к содержанию произведения; оценка и эмоциональные суждения опираются на ассоциации, не связанные с содержанием произведения.
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2.Методики, выясняющие характер и уровень художественного восприятия Обработка результатов При анализе результатов выделяются высказывания: передающие настроения, чувства и эмоциональные состояния самого воспринимающего, персонажей, автора картины - эмоциональные суждения; высказывания о себе, как субъекте восприятия, авторе, персонажах, других людях, включаемых воспринимающим в систему осмысления произведения искусства - коммуникативно-рефлексивные суждения; высказывания, раскрывающие общественно-значимое содержание произведения, оценку – интеллектуальные суждения. __________________________________________________________ На высокий художественный уровень восприятия выходят те ученики, у которых все три вида суждений находятся в равновесии и обычно связаны в единой фразе.
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 3. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся 1.Методика «Пять рисунков» ( 5 рисунков – определено в опыте) Задание выполняется на одном уроке, ½ листа, карандаш, без резинки Порядок проведения Раздать каждому по пять листков. Задание: «Рисовать можно все , что захотите, что любите рисовать, что умеете, что хотели бы нарисовать, но никогда не рисовали На обратной стороне ученик ставит номер, фамилию, класс, о чем его рисунок 1-2 предложения ( запись позволяет лучше понять содержание: у детей замысел рисунка гораздо глубже, чем его воплощение)
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2. Методики, направленные на изучение творческой отзывчивости и образного мышления учащихся 1.Методика «Пять рисунков». Обработка результатов. Рисунки одного ученика рассматриваются серией. Отмечаются параметры: Оригинальность – показатель поможет определить характер изобразительной деятельности – творческая –нетворческая, репродуктивная Движение помогает оценить уровень мышления. Известно, умение передавать динамику объектов и персонажей в рисунке свидетельствует о развитом воображении ребенка Эмоциональность фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося, на те жизненные явления, которые послужил основой замысла свидетельствуют о высоком уровне развития замысла. Выразительность качественная характеристика рисунка. Ученик может передавать движение персонажей, но его рисунок при этом может быть схематичным, может передавать эмоциональное состояние природы, но его рисунок при этом будет стереотипным по композиции. Графичность – показатель объективной оценки графических навыков. Выяснение связей этого показателя с характером изобразительной деятельности.
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 3. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся Методика «Пять рисунков». Обработка результатов. Анализ. 1 этап Первые три параметра - направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной/репродуктивной деятельности. Развитие воображения, эмоциональной отзывчивости относятся к замыслу (оцениваются способности к творческому мышлению) Показатели «выразительность» и «графичность» характеризуют достоинства творческой продуктивной деятельности ученика и относятся к рисунку ( к тому, что получилось, а не к тому, что задумывалось), характеризуют уровень владения учеником художественно-графическими средствами выразительности рисунка.
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 2. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся Методика «Пять рисунков». Обработка результатов. Анализ. 2 этап Ранжирование рисунков по уровням художественной выразительности, с целью выяснения количества учеников в классе, находящихся на творческом уровне. Данные позволяют судить о динамике художественного развития, при сравнении результатов задания каждого года. Из пяти рисунков ученика выбирается лучший по его художественным достоинствам, затем лучшие ранжируются по трем уровням выразительности
1 уровеньхудожественного рисунка 1 тип появилась самостоятельность в выборе содержания, выходит на художественное обобщение, на яркую эмоциональную выразительность, проявляется отношение автора к содержанию рисунка владеет художественно-графическими средствами выразительности 2 тип самостоятельность при выборе содержания, передача эмоциональных и динамических состояний но художественное обобщение и выразительность самого рисунка ниже 2 уровеньфрагментарной выразительности 3 тип выполнен по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных и динамических состояний, но не выходит на художественное обобщение, художественно-графические средства выразительности не соответствуют развитой форме его замысла 4 тип владеет развитой формой художественно-графической выразительности (передает пространтсво, пропорции, владеет композиционными навыками, но замысел не имеет развитой формы содержания рисунка, не предполагает передачу эмоциональных и динамических состояний объектов изображения 3 уровеньдохудожественного рисунка 5 тип замысел ученика базируется на личных наблюдениях автора, но не имеет развитой формы, а уровень владения художественно-графическими средствами нельзя назвать выразительными (есть изображение, но нет выражения) 6 тип стереотипные изображения, когда ученик идет по пути репродуцирования , не проявляет самостоятельности в выборе содержания рисунка Методика «Пять рисунков». Обработка результатов. Выводы 6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 3. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся Методика «Пять рисунков». Обработка результатов. Интерпретация Результаты анализа рисунка одного ученика сводятся в таблицу: № рисунка 1 2 3 4 5 оригинальность + + + - - движение - + + - - эмоциональность - - + - - выразительность + - + - - графичность + + + + - № 3 - лучший, а по уровню выразительности он может быть отнесен к одному из первых трех типов Главное выяснить, какое отношение формируется у детей к собственной изобразительной деятельности: творческое\нетворческое. Если по параметру «оригинальность 75 % и больше, то творческое отношение на уроках формируется, развивается, если меньше 50%, то программа учителем еще не освоена, скорее всего он навязывает детям какие-то образцы или другие причины. Если по параметру «Эмоциональность» – 75 %- в классе развивается эмоциональная отзывчивость, идет процесс познания через изобразительную деятельность, это значит, что данные уроки выполняют свою цель.
3. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся 2.Методика «Вид из окна» Цель: изучение творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, способности выражать в своей изобразительной деятельности эстетическое отношение к окружающему миру, к миру своих переживаний. Инструкция Детям даем 2 темы что я вижу из окна, когда мне грустно что я вижу из окна, когда мне радостно Дети выбирают одну тему, исполняют в цвете, худ. материал выбирает ребенок. На обратной стороне листа записывает тему и о чем рисунок. Время – 1 урок 6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры
6.Диагностика художественного развития (Н.В. Карпова, Н.А. Лепская) Примеры 3. Методики, направленные на изучение творческой активности и самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и образного мышления учащихся 2.Методика «Вид из окна» Обработка результатов. Анализ. Разложить работы на 2 стопки- грустно/радостно. Отметить в бланке те рисунки, где грустное настроение передается и через цвет, и через сюжет. Интерпретация В результате будет видно, сколько учащихся решили поставленную задачу, как творческую, кто испытывает затруднения в цветовом решении , кто испытывает затруднения на стадии замысла. Можно ранжировать рисунки по уровням художественной выразительности, как в методике «Пять рисунков».
7. Литература Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 1999. – 140 с. Битинас Б. П., Катаева Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – 1993. – № 2. Бирич И.А., М.Т. Ломоносова Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: в 2 кн.- М., :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. - СПб, 2000. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. – Дубна: Феникс+, 2009. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. Уч. пособие. -М.:изд МПСИ, 2008,- 584 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка в системе художественного образования и воспитания школьников.
Исследовательская работа по проблеме художественного воспитания и образования....
Программа дополнительного образования школьников "Художественная вышивка"
Данная программа предназначена для детей 10 – 12 лет, что соответствует 5 – 7 классам. Оптимальное количество членов кружка – 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социа...
Проблема диагностики художественных способностей учащихся
Презентация подготовлена для научно-практиеской конференции, затрагивающей проблемы диагностики художественных способностей учащихся...
«Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство»
Цель: изучение сформированности навыков и умений.Форма: предметный.Вид: тематический.Методы контроля: изучение документации....
Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников
Статья предназначена для учителей изобразительного искусства, технологии и педагогов дополнительного образования....
Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....
«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...