Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
статья на тему
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyahudozhobrazovanie.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Шлепакова Елена Борисовна –
педагог дополнительного образования ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
Приобщение детей к знаниям, опыту и ценностям, накопленным предшествующими поколениями, осуществляется на основе организаций основного и дополнительного образования. Современная школа как базовая составляющая отечественного образования направлена на реализацию основных учебных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Однако, сегодня наблюдается острая потребность не только в специальных знаниях, но и в полноценном развитии личности, способной к самообразованию, творческой деятельности, проявлению активной жизненной позиции. Область образования и развития, выходящая за пределы общеобразовательного стандарта, находится в сфере деятельности организаций дополнительного образования, которая рассматривается как «важнейшая составляющая современного образовательного пространства».
Основным преимуществом дополнительного образования остается свобода в выборе образовательной деятельности, ее всеохватность, наличие оригинальных рабочих программ, разработанных, как правило, самими педагогами в соответствии с интересами, природными склонностями и способностями детей.
Особое место в процессе формирования целостной картины мира школьника занимают предметы художественного цикла. Искусство как наиважнейший компонент общего представления обучающегося о мире, его проблемах и взаимосвязях аккумулирует многовековой опыт человечества, обладая большим познавательным потенциалом, способным проникнуть в сложные процессы духовной жизни человека, обогатить его эмоционально-чувственный опыт.
Общение с искусством формирует эстетические потребности и вкусы учащихся, приобщает их к мировым художественным ценностям. Воспитание на лучших образцах профессионального и народного творчества прививает любовь к родной и мировой культуре.
Духовное воспитание школьников напрямую связано с искусством, которое выступает средством формирования и развития этических принципов и идеалов и позволяет реализовать их нравственный потенциал.
В школьной программе предметам художественного цикла отведена второстепенная роль, а количество учебных часов сведено до минимума. За данное время невозможно удовлетворить потребности детей в художественном развитии, дать необходимые знания, привить навыки практической художественно-творческой деятельности. Учреждения и отделения дополнительного образования заполняют образовавшуюся нишу.
Образовательная программа «Художественное макетирование» знакомит детей с удивительными свойствами бумаги – материала с неисчерпаемыми возможностями, идеально подходящего для детского творчества.
Курс занятий художественным макетированием составлен в определенной последовательности по возрастанию сложности технологических приёмов работы с бумагой. Содержание данной программы дает возможность выстроить целостное образовательное пространство, в котором ребенок может осуществить свободный выбор в той сфере деятельности, которая наиболее соответствует его личностным интересам, потребностям, способностям; предоставляет возможность свободного самоопределения и самореализации. Кроме того, в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития.
Простота приемов работы с бумагой дает большой простор фантазии, позволяет создать неповторимые композиции, развивать творческие способности ребенка, а также развивать мелкую моторику. На занятиях художественным макетированием происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира. Важным является то, что формирование умений происходит в едином процессе ознакомления учащихся с историей, культурой, эстетическими ценностями и творческим наследием различных народов.
Художественная деятельность в рамках кружка представлена как теоретическими, так и практическими часами, и сочетает различные формы образовательной деятельности: традиционные практические занятия, викторины, беседы, наблюдения с последующим их воплощением в макетировании, конкурсы, выставки. Программа позволяет соприкоснуться с такими областями знаний, как история, литература, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
В кружке «Художественное макетирование» обучаются дети 7-10 лет. Занятия направлены на формирование воображения ребенка, воплощение в макете его образных представлений. В этот возрастной период важно усвоение первичных практических навыков и умений в области макетирования, развитие координационных, умственных и зрительных способностей. В этом возрасте наблюдение и изучение окружающей действительности является основополагающим для формирования у детей адекватного представления о предметах и их претворения в макете. При изучении разделов программы используется многоуровневый подход. Основными формами являются беседа, адаптированная к возрасту ребенка, метод малых групп, анализ проблемной ситуации, позволяющие раскрыть его творческие возможности.
Особое место в процессе обучения представляет диалог. Небольшим по численности группам предоставляется время для диалогического общения, возможность высказаться каждому обучающемуся при характеристике персонажа, описании и оценки собственных чувств, ощущений, переживаний. Данный тип художественного общения особенно важен для формирования индивидуального образа персонажа, который в дальнейшем найдет воплощение в созданном учащимся макете. Занятия на темы «Создание макетов по сюжетам литературных произведений» значительно расширяют воображение ребенка, дополняют его собственное видение образа литературного персонажа.
Так, при знакомстве со сказками французского писателя Шарля Перро, педагог обращает внимание детей на произведения французских художников 17-18 веков. В картинах этой эпохи изображены сцены из светской жизни, где можно получить правильное представление о пропорциях человека, рассмотреть образы, моду, стиль одежды, прически, аксессуары, а также цветовую гамму, соответствующую эпохе. При создании образа принца ребята могут ориентироваться на костюм кавалера с картины Антуана Ватто «Капризница». А образ Золушки, убегающей с королевского бала, может ассоциироваться с девушкой, изображенной на картине Ж.О.Фрагонара «Поцелуй украдкой». В этой картине превосходно передана мимолетность движения, очень тонко разработаны предметы и ткани. При создании образа феи, педагог знакомит учащихся с картиной Никола Ланкре «Танцовщица Камарго».
Курс «Художественное макетирование» предполагает создание макетов персонажей различных исторических эпох. При создании макетов учащиеся знакомятся с историческими фактами и событиями, образом жизни людей, историей костюма, историей ювелирного искусства.
Разрабатывая макеты персонажей Древней Греции, Древнего Египта, Киевской Руси учащиеся изучают художественные особенности костюма и дают характеристику персонажам - купцу, знатной даме, простой горожанке и другим. На занятиях происходит изучение Великих сражений, воинского облачения, снаряжения, оружия. При разработке макетов князя, воина, гончара, прялочника, каменщика, сапожника, торговца и других учащиеся получают представление о социальном статусе, развитии профессий, народных ремесел.
Программа «Художественное макетирование» включает в себя разработку макетов персонажей в костюмах 17 – 19 веков, учащиеся знакомятся с картинами ведущих французских живописцев, с разными стилями и их характерными особенностями. Искусство того времени должно было ласкать глаз, удовлетворять изысканному «хорошему вкусу» и украшать. Оно должно было легко и остроумно показывать приятные и красивые стороны жизни или уводить подальше от ее «скучной прозы».
На занятиях в кружке «Художественное макетирование» складывается особая культурно-образовательная среда, в которой формируются личностные качества, характер обучающегося, воля, трудолюбие, эмоции, эстетический вкус, общая культура. Ребята овладевают особенностями передачи цвета и формы предметов, построения сюжетной композиции, техниками работы с бумагой. Педагог осуществляет особый подход к каждому учащемуся, определяет уровень сложности и оригинальности предложенного ему задания.
Выставочная деятельность в творческом объединении «Художественное макетирование» способствует развитию самореализации личности, обеспечивает обучающимся контакты с социумом. Отчетные выставки являются формами промежуточной и итоговой аттестации. В их экспозиции входят работы всех учащихся, выполненные за межаттестационный период. Лучшие работы детей экспонируются на районных и городских выставках, конкурсах и фестивалях.
Курс «Художественное макетирование» является важным компонентом в системе дополнительного художественного образования, в котором развивается творческая и познавательная активность детей, реализуются их личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны
обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...
Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования
Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...
Из опыта работы педагога дополнительного образования детей
В помощь педагогам дополнительного образования....
Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является развитие ...
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...
Выступление из опыта работы педагога дополнительного образования И. А. Никулиной по программе
«Применение учебно – методического комплекса при обучении детей вокально – эстрадному пению» Целевая аудитории: педагоги дополнительного образования, руководители вокальных, хоровых студий,...
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...