Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Козловская Амалия Рштуниевна

Статья предназначена для учителей изобразительного искусства, технологии  и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx634.68 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников

                                                                                                        Разработчик:

Козловская Амалия Рштуниевна,

учитель изобразительного искусства

ГБОУ кадетская школа, Пушкинский район

     Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодёжи с учётом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та среда, где происходит становление личности.

Особое место в содержании курса «Изобразительное искусство и  художественный труд» отводится декоративной творческой работе. Изготовление поздравительной открытки является примером такой работы .Учащиеся должны овладеть  простейшими способами и приёмами работы с разными художественными и сопутствующими материалами, в разных техниках, и технологиях. Итогом художественно-творческой деятельности  на уроках искусства будет развитие творческих способностей, пространственного мышления, которые являются основой эстетического воспитания личности.

Открытки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо – поздравительная открытка!

Изготовление открытки развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность выбранной темы курсовой работы.

Целью данной работы является ознакомление с видами изготовления открыток и  возможностями использования их в жизни человека. Работа с открыткой позволяет решить  образовательные и    воспитательные задачи:

  • дать учащимся сведения о технологии изготовления открыток в разных техниках;
  • развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук
  • способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению открыток;
  • развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ;
  • способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  • воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.
  • формировать культуру труда и совершенствовать  трудовые навыки.   

                       

                             История открытки

Сейчас объяснять, что такое открытка, нет необходимости никому – ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты. Более того, многие считают, что без открыток настоящий праздник в принципе не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья.

Трудно представить, но открытки появились не так давно. Впрочем, случилось это в достаточно отдаленный от нас момент времени – коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история открытки.

Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бернардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки – они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

Однако у китайцев есть своя версия истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же Несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

         В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

       Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".[1]

        Сейчас наметилась новая страница этой истории. С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную.

 Композиция и цветовое решение в открытке.

 Композиция происходит от лат. compositio — составление, сочинение, соединение. Открытки украшают  композициями из разных элементов : цветы, насекомые,  животные ,символы .

. Любая композиция имеет цвет и форму. Это основные элементы  дизайна.

Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. В основе всех  композиций лежат простые геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) или кривая линия (полумесяц).

      Круглая (овальная) форма композиции образуется, когда  все детали вписаны в круг или овал. Если ваша композиция будет располагаться на квадратной или круглой основе, то она будет иметь круглую форму. Если основа прямоугольная, то композиции будет иметь овальную форму.

Круглая композиция может быть центральным элементом . В центре круглой композиции находятся самые крупные, яркие, эффектные  детали. Например, это может быть 1 цветок,  2 или 3. Когда в центре 3 цветка, то не следует брать все одинаковые цветы. Хорошо смотрятся два одинаковых цветка и один похожий по цвету, но немного другой. Все крупные цветы должны смотреть прямо вперёд на зрителя, они могут немного ложиться друг на друга. Размещаем листья вокруг цветов, группируя по 2-3. Завершить композицию можно тонкими завитками. Они могут выходить за контур композиции.  Можно украсить композицию мелкими полубусинами, стразами, объемным контуром.

      Треугольная композиция образуется, когда определен и оформлен композиционный центр и сформированы острые углы.

 Но детали  могут располагаться не только в пределах геометрических форм. Они могут  располагаться по  кривой линии, имитируя волну или ветку.  Здесь нет чётких правил, главное, чтобы цветы были  сгруппированы. Количество цветов в группах должно быть разным, количество групп по желанию.  Главное чтобы все элементы были контрастными по форме, текстуре и размеру (круглые цветы и вытянутые бутоны, матовые и блестящие, большие и мелкие). Тогда вся композиция будет выглядеть насыщенной, интересной, и появится движение.

 Серповидная (в виде полумесяца) композиция – очень интересная для открыток. Самое главное – это сделать изящно выгнутые «хвостики», ориентируясь на форму полумесяца.  «Хвостики» полумесяца лучше сделать разной длины. В одной работе можно сделать  2 серповидные композиции, но одна должна быть больше другой.

       Размеры и формы открыток могут быть совершенно разными. Наиболее удобные и привычные формы – квадрат и прямоугольник. И уже имея такую основу, можно заготовить фон нужной формы и размера. Впрочем, форму может диктовать тематика праздника. Например, новогодние открытки могут быть круглыми – в виде шара или в форме елки, звезды. Валентинки чаще всего делаются в форме сердца. А пасхальные открытки часто выполнены в форме яйца.[2]

       На какие же праздники мы делаем открытки? Это, конечно, Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, день рождения и т.д. Сейчас все чаще дарят открытки на Пасху и День святого Валентина. Что же характерно для открыток к разным праздникам?

        Для новогодних открыток характерно несколько традиционных цветовых сочетаний. Прежде всего, это красный и зеленый, золотой и белый, голубой и серебряный. Символы без которых не обходится ни одна новогодняя открытка, - это  елка, Дед Мороз, снег, звезды, олень, снеговик, коньки, снежинки, гирлянды, шары, пуансетия…

         Для рождественских  открыток мы берем материалы спокойных, приглушенных тонов, используем неяркую бумагу и украшения. Символами этого праздника являются свечи, ангелы, огонь, рождественская звезда.

         14 февраля мы отмечаем День святого Валентина – День всех влюбленных. Праздник для России молодой, но очень любимый многими. Символами этого праздника, конечно, являются сердца, цветы, стрелы, амур, купидон. Основные цвета – красный и розовый.

         Какую открытку подарить мужчинам на  23 февраля? Основные цвета для таких открыток –это белый, синий, красный (цвета российского флага),а также защитный (особенно комуфляжная расцветка), серебряный и золотой. Символы соответствующие: тельняшка, якоря, ленты, корабли , самолеты, звезды и т.д.

         Следующим популярным праздником в календаре числится праздник    8 Марта – Международный женский день. Цвета, используемые в поздравительных открытках к этому празднику, самые разнообразные. Это могут быть и яркие весенние тона, и нежные спокойные пастельные оттенки. Символы  8 Марта – цветы, бабочки, восьмерка и самые разные ассоциации, связанные с женственностью.

         Актуальные символы для пасхальных открыток – это кролик, крашеные яйца, цветы, цыплята. Цвета чаще всего используют нежные, неяркие: желтый, светло-зеленый, сиреневый, белый… Пасха прежде всего христианский праздник, поэтому религиозные символы тоже будут уместны[3].

           Открытки, выполненные в технике АППЛИКАЦИЯ

(детские работы)

IMGP2728                         IMGP2748

  IMGP2732                 IMGP2753


[1] http://www.bestreferat.ru/referat-

[2] http://scrap-info.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в системе художественного образования и воспитания школьников.

Исследовательская работа по проблеме художественного воспитания и образования....

Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

Авторские открытки

Открытки готовлю на базе Power Point. Сохраняю в формате рисунка. Пока не владею фотошопом....

Программа дополнительного образования школьников "Художественная вышивка"

Данная программа предназначена для детей 10 – 12 лет, что соответствует 5 – 7 классам. Оптимальное количество членов кружка – 12 -15 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социа...

Диагностика художественного образования школьников

Представлена презентация с диагностикой художественного образования школьников....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...