Рабочие программы по искусству 8,9 классы
рабочая программа (мировая художественная культура, 8 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Искусство» разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по искусству 8,9 классы | 57.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС Протокол № 5 от «27» мая 2012 г. Председатель МС Г.Е.Гладышева_______________ | «Согласовано» Завуч филиала ____________Г.Е.Гладышева | «Утверждена приказом» Приказ № 68 от «27» мая 2012 г. Заведующий филиалом Т.С.Лапшина____________ |
Рабочая программа
по искусству
для 8-9 классов.
2012 -2017 г.г.
Пояснительная записка
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Нормативно правовые документы.
Рабочая программа «Искусство 8-9 классы» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения.
Сведения о программе.
Рабочая программа учебного предмета «Искусство» разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Обоснование выбора программы.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всегообщества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Информация об изменениях программы
При составлении данной рабочей программы внесены органичные дополнения, корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, ненарушающие содержательной концепции курса программы.
Место и роль учебного предмета
Данная программа разработана в соответствии с базисным учебным планомобразовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство». Программа рассчитана на 2 года обучения – 8 - 9 класс. Всего на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов.
Информация о количестве часов
Программа рассчитана на 2 года обучения – 8 - 9 класс. Всего на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков:
1. Урок –объяснение нового материала
2 .Урок - закрепление
3. Урок - обобщение
4. Комбинированный урок
5 Интегрированные уроки
Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.
Общеклассные формы: урок, контрольный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения
- информационные технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,
индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Формирование ключевые компетенции обучающихся:
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
В процессе прохождения курса предмета « Искусство» формируются ключевые компетенции учащихся:
эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение
человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентированная компетенция, позволяющая обучающимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая компетенция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении обучающихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искусстве ( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- практическая деятельность,
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды работ (наброски,зарисовки5-10 мин),
- виды работ, связанные с анализом картин или творчества художника;
- составление учащимися авторской творческой работы;
- составление учащимися коллективной творческой работы.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, фронтальный.
Формы контроля: объяснение рисунка, тесты, выставка работ, самооценка, взаимооценка.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного
- опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в
- жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики
- художественного образа, особенностей средств художественной
- выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой
- деятельности, художественным традициям своего народа и
- достижениям мировой культуры.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений
между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-
эстетическая компетентности.
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира,
- осознавать в ней место отечественного искусства;• понимать и интерпретировать художественные образы,
- ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в
- произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для
- этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из
- других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде
- художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охват
Информация об используемом учебнике.
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г.. + электронная версия
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2010г.
Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Учащиеся должны уметь:
Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.
Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного браза.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствхудожественного произведения.
Записывать (рассказывать о) свои впечатлений от посещения театра, музея,выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; отполюбившихся художественных произведений.
Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
Различать виды, стили и жанры искусства.
Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в
различных видах и жанрах искусства. Различать основные жанры народной и
профессиональной музыки.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Учащиеся должны уметь:
Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам и др.; художественные
произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.
Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Составлять музыкально-литературные композиции.
Подготовить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).
Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость.
Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).
Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями и анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык
литературныРассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.
Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Учащиеся должны уметь:
Понимать роль искусства в жизни человека и общества: использовать коммуникативные свойства искусства.
Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.
«Прочитывать» информацию, заключенную в памятниках культуры.
Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа
общения.
Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.
Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.
Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края
(города, поселка и др.) и подготовить рассказ о значимых культурно- исторических объектах своего края.
Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности и знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.
Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.
Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности, понимать ее коммуникативное значение.
Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.
Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.).
Выявлять стилистические особенности художественного перевода.
Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседневной и др.
Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.
Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.
Разработать сценарий народного праздника (по выбору учащихся), использовать его знаки и символы.
Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.
Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).
Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.
Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, в драматургии фильма.
Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Учащиеся должны уметь/знать:
Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.
Создавать эскизы плаката или рекламной листочки на социально-значимые темы.
Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.) и участвовать в их презентации перед младшими.школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.
Разработать художественную идею и замысле совместного проекта.
Определить свою роль (участие) в проекте.
Наметить способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.
Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Осуществить презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
- Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Учащиеся должны уметь/знать:
Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.
Создавать эскизы плаката или рекламной листочки на социально-значимые темы.
Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.) и участвовать в их презентации перед младшими.школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.
Разработать художественную идею и замысле совместного проекта.
Определить свою роль (участие) в проекте.
Наметить способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.
Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Осуществить презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.
Содержание 9 класс.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Учащиеся должны знать/уметь:
Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов.
Называть общие (типические) черты.
Высказывать своё отношение к различным художественным образам.
Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.
Пользоваться справочной литературой.
Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением народу определённых чувств и мыслей средствами искусства.
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостностный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства.
Передавать графически композиционное построение картины.
Выявлять особенности построения (формы) музыки.
Сопоставлять особенности композиции произведений изобразительного и музыкального искусства.
Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.
Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура» «ритм», «пропорции», «форма».
Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.
Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений. Объяснять её значение в создании различных образов.
Создавать в технике аппликации (или на компьютере) композиции по собственном замыслу или на заданную тему.
Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.
Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Инсценировать фрагменты оперы, мюзикла и др.
Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-оперСоздавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу (по выбору учащихся).
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определённых чувств и мыслей.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Учащиеся должны знать/уметь:
Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
Писать эссе о заинтересовавшем явлении современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего.
Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.
Приводить примеры научного значения художественного знания.
Выявлять жизненные ассоциации музыки.
Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня.
Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».
Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.
Участвовать в создании средствами искусства (по выбору учащихся) композиции,
отражающей представления о будущем России, мира. Пользоваться справочной литературой.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Понимать значение симметрии и антисимметрии в искусстве и науке.
Создавать цветовую партитуру музыкального фрагмента.
Интерпретировать художественнее образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров.
Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.
Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на выбранную тему.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Учащиеся должны знать/уметь:
Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).
Изучать облик своего города (района, посёлка, деревни) и выявлять его особенности с позиции традиций новаторства.
Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда.
Делать фотомонтаж или готовить компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем посёлке(селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских праздниках», «Традиции и современность в облике моего города».
Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством.
Пользоваться словарями по искусству.
Описывать особенности изображений городов на старинных гравюрах.
Определять общее и особенное в музыке и архитектуре.
Чертить план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города (по выбору).
Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города (посёлка, села)»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или детской игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.
Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.
Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его. Разрабатывать и выполнять оформление компакт-диска с любимой музыкой или кинофильмом; пригласительного билета; поздравительной открытки; программы музыкального концерта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).
Пользоваться справочной литературой, определять стили дизайна (классицизм, модерн, минимализм, хай-тек и др.).
Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства.
Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладногоискусства.
Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов.
Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.
Готовить с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумывать музыкальное сопровождение.
Подбирать образцы устного народного творчества. Проводить экскурсии по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.
Составлять перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Классическая музыка», «Народная музыка». «Современная музыка». Сравнивать его перечнем других учеников.
Выявлять художественные предпочтения.
Определять принадлежность музыкального произведения к области лёгкой или серьёзной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.
Подготавливать программу вечера песни.
Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»). Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху.
Подбирать музыкальные записи. Подготавливать выступления танцевальных пар.
Знать принципы работы фотоаппарата.
Создавать портретную галерею учителей или одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.
Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.
Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.
Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных. Литературных образов.
Выполнять коллективную работу, посвящённую моде литературных образов. Выполнять коллективную работу, посвящённую моде XXв.
Подбирать популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.
Систематизировать телевизионные передачи по жанрам.
Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.
Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы для дискуссий на темы: « Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизненного смысла» и др.
Оформлять пригласительный билет. Поздравительную открытку, эскиз одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создавать эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшение или эскиз украшения (художественная
роспись, резьба, лепка) предметы быта.
Разрабатывать и проводить конкурс «Музыкальные пародии». Разрабатывать эскизы костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю.Составлять программы концерта (серьёзной и лёгкой музыки), конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.
Проводить исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Учащиеся должны знать/уметь:
Размышлять о произведениях различных видов искусства.
Высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические). Музыка, литература, театр. Кино и др.
Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.
Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фото- композиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов,музыкантов и др.
Раздел 4. Учебно-тематический план.
№ | Содержание. | Кол-во часов |
8 класс. | ||
Тема 1. | Искусство в жизни современного человека. | 3 |
Тема 2. | Искусство открывает новые грани мира. | 7 |
Тема 3. | Искусство как универсальный способ общения. | 7 |
Тема 4. | Красота в искусстве и жизни. | 10 |
Тема 5 | .Прекрасное пробуждает доброе. | 8 |
Всего. | 35 | |
9 класс | ||
Тема 1. | Воздействующая сила искусства. | 9 |
Тема 2. | Искусство предвосхищает будущее. | 7 |
Тема 3. | Дар созидания. Практическая функция. | 11 |
Тема 4. | Искусство и открытие мира для себя. | 8 |
Всего. | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г.. + электронная версия
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала»
- Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
- Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
4.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
5.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по искусству 8-9 классы
рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...
Рабочая программа по Искусству 8-9 классы
Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....
Рабочая программа по искусству 8-9 класс
Составлена на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...
Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...
Рабочая программа по искусству 8-9 классы
Рабочая программа, "Искусство" 8-9 кл, предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе
Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...