Рабочая программа по искусству 8-9 классы
рабочая программа по музыке по теме

Ирина Владимировна Кошель

Рабочая программа,  "Искусство" 8-9 кл,  предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_8-9.docx39.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

       Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2011 год.

Данная программа разработана в соответствии  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9  классах.  В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в  неделю).  

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

—    формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

,,   приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

mовладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—  формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—  углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—   воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

—   формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных,

изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе

раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного челове

ка, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  1. освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  2. знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  3. устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники основной школы научатся:

  1. воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
  2. понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
  3. описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  4. структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  1. сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  2. работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  3. культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

       

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся

  1. ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  2. организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
  3.   мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
  4. воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  1. развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  2. реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  3. оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

  1. аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
  2. использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
  3. участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

 

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9  класса:

 Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  1. иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  2. определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  3. знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  4. размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  5. давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  6. исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  7. выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  8. использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

        

            Учебно - тематическое планирование .
 8 класс

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Контрольные работы

Искусство в жизни
современного человека.

3

1

1

Искусство вокруг нас.

1

2

2

Художественный образ – стиль – язык.

1

3

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Искусство открывает
новые грани мира.

7

4

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

5

5

Зримая музыка.

1

6

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

7

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

1

8

8

Как начиналась галерея.

1

9

   9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

10

10

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Искусство
как универсальный способ общения.

7

11

11

Мир в зеркале искусства.

1

12

12-13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

13

14

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

14

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

15

16

Символы в жизни и искусстве.

1

16

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

1

Красота в искусстве и жизни.

10

17

18

Что есть красота.

1

18

19

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1

19

20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1

20

21

Есть ли у красоты свои законы.

1

21

22

Есть ли у красоты свои законы.

1

22

23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

23

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

24

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

25

26

Как соотноситься красота и польза.

1

26

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Прекрасное пробуждает доброе.

8

27

28

Преобразующая сила искусства.

1

28

29

Преобразующая сила искусства.

1

29

30

Преобразующая сила искусства.

1

30

31

Преобразующая сила искусства.

1

31

32

Преобразующая сила искусства.

1

32

33

Преобразующая сила искусства.

1

33

34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

1

35

          Всего:

35

2

Учебно - тематическое планирование
9 класс

№п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Контрольные работы

Воздействующая сила искусства.

9

1

1

Искусство и власть.

1

2

Искусство и власть

1

3

Искусство и власть

1

2

4

Какими средствами воздействует искусство?

1

5

Какими средствами воздействует искусство?

1

3

6

Храмовый синтез искусств.

1

7

Храмовый синтез искусств.

1

4

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Искусство предвосхищает будущее.

7

5

10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

1

11

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

1

6

12

Предсказание в искусстве.

1

7

13

Художественное мышление в авангарде науки.

1

14

Художественное мышление в авангарде науки.

1

8

15

Художник и ученый.

1

16

Художник и ученый.

1

Дар созидания.
Практическая функция.

11

9

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

10

18

Архитектура исторического города.

1

11

19

Архитектура современного города.

1

12

20

Специфика изображений в полиграфии.

1

13

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

14

22

Декоративно-прикладное искусство.

1

15

23

Музыка в быту.

1

16

24

Массовые, общедоступные искусства.

1

17

   25

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

1

  26

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

1

18

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Искусство и открытие мира для себя.

8

19

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

20

30

Литературные страницы.

1

21

31

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

1

1

32

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

1

33

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

1

34

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

1

35

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

1

   Всего:

35

2

   Итого:

70

4

Учебно-методический обеспечение «Искусство 8-9 класс»

  1. Программа «Музыка. Искусство 5-9 классы.», М., Просвещение, 2011г.
  2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г.
  3. Методическое пособие для учителя «Уроки  музыки 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2011-2012г.
  4. «Хрестоматия музыкального материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...