Методическая разработка урока «Выполнение и представление эскиза подарочной открытки».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 10 класс) на тему

Галицына Валентина Ивановна

Урок в форме имитационной игры для студентов колледжа 1 курса по профессии "Художник росписи по дереву".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc588 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

   УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО «МОПК»

_____________________________

                                     Герасимова Г. Г.

«_____» ________________20___г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по предмету МДК 01.01.

 «Разработка эскизов орнаментального оформления изделий из дерева»  

по профессии 54.01.10.

«Художник росписи по дереву» 1 курс

группа №  2

Тема урока: «Выполнение и представление эскиза подарочной открытки»

Разработала мастер п/о:

Галицына Валентина Ивановна

СОГЛАСОВАНО

На заседании метод. комиссии

_________________________

«____»______________20__г.

г. Сергиев Посад

2015 г.

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

Тема урока:  «Выполнение и представление эскиза подарочной открытки».

Цель урока: «Научиться самостоятельно разрабатывать эскиз подарочной открытки и работать в команде».

Задачи:

  1. ОБУЧАЮЩИЕ: 

- изучить технологию выполнения подарочной открытки;

- повторить сведения о декоративно-прикладном искусстве: основных     терминах, понятиях, и  законах.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развить и закрепить навыки учащихся при работе с темперными красками;  

- привить навыки к самостоятельной и ответственной работе при выполнении задания;

- развить творческую и познавательную активность учащихся.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- сформировать познавательный интерес учащихся к народному искусству (история открытки, история матрешки);

     - уметь анализировать характер межличностных отношений в команде;

-  воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству;

- сформировать такие качества, как уверенность в себе, инициативность,     стремление к творчеству.

     

2.ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ УСВОЕНИЯ:

- перевод эскизов через кальку,

- оформление готового изделия,

- роспись матрешки по собственным композициям.

Планируемый результат:

- умение разрабатывать эскизы,

- умение переводить эскизы при помощи кальки,

- умение выполнять роспись по образцу,  

- умение находить и исправлять допущенные ошибки,

- умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения по выполнению данной работы,

- умение бережного отношения к оборудованию, электроэнергии и к работе в целом.

3.УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

  1. Столы с подставками.
  2. ПК, мультимедиа проектор.

Материалы:

  1. Краски темпера.

Инструменты:

  1. Карандаши (Т, ТМ, М, 2М).
  2. Ластики.
  3. Калька.
  4. Черный маркер.

Наглядные пособия:

  1. Работы учащихся прошлых лет.
  2. Деревянные матрешки.
  3. Книги о Матрешке.

Алгоритм действия:

   По технологии изготовления эскиза в цвете по образцу.

Организационные формы обучения:

Урок практической работы. Организационная деятельность на уроке – коллективная. Форма проведения урока – имитационная игра.

Методы обучения:

- словесный,

- игровой (загадки, вопросы),

- демонстрационный,

- объяснительно-иллюстрационный.

Методы контроля:

- самоконтроль,

- индивидуальный,

- фронтальный,

- контроль со стороны преподавателя.

ПЛАН УРОКА.

I.  Организационная часть.

II. Основная часть.

  1. Закрепление пройденного материала:

А) игра «Вспомни определения и слова»;

Б) вопросы для повторения пройденного материала;

    2. Самостоятельная работа учащихся – оформление открытки (конверта).   III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.  (2 мин.)

1. Проверка присутствующих.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводный инструктаж. (3 мин).

1. Сообщение темы урока и формы проведения урока - имитационная игра. Это один из видов продуктивного обучения.

Тема урока:  «Выполнение и представление эскиза подарочной открытки».

Цель урока:   «Научиться самостоятельно разрабатывать эскизы подарочной открытки и работать в команде».

Учитель: Сегодня мы с Вами будем создавать ситуацию, приближенную к реальности. Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы – это будут 2 художественные мастерские. Теперь выберите себе командиров –это будут главные художники ваших мастерских. Еще 2 человека – это эксперты, или заказчики.

Слово заказчикам (Приложение № 1).

II. ОCНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Закрепление пройденного материала (Приложение № 2).

Задание 1. Игра «Вспомни определения и слова» - 5 мин. и 2 мин.

Для того, чтобы закрепить ранее полученные знания, для начала необходимо вспомнить как можно больше слов, понятий, которые характеризуют определение «Композиция», «Матрешка», «Декоративно-прикладное искусство».  

Каждый член команды по очереди пишет слова на листе бумаги. Затем главный художник команды зачитывает все слова. Побеждает та команда, которая придумала больше неповторяющихся слов (1 балл).

Вариант №1.

  1. Композиция
  2. Матрешка.
  3. Малютин.
  4. Звездочкин.
  5. Краски.
  6. Темпера.
  7. Грунт.
  8. Роспись.
  9. Городецкая роспись.
  10. Эскиз.    

                                 

Задание 2. Вопросы для повторения пройденного материала - 5 мин.и 2 мин.

Обеим командам раздаются конверты  с вопросами по теме: «Декоративно-прикладное искусство».  

Ответы готовятся всей командой сообща. Затем проверяется правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. 6 баллов).

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое Декоративно-прикладное искусство?
  2. Что такое народное искусство?
  3. Что общего между профессиональным и народным искусством?
  4. Где зародилась матрешка?
  5. Кто первый придумал форму матрешки в России?
  6. Кто был автором росписи первой матрешки?
  7. Что было изображено на первой русской матрешке?
  8. Какие традиционные центры изготовления матрешек Вы знаете?
  9. В чего одета традиционная Загорская матрешка?
  10.  Назовите основные особенности в росписи Загорской матрешки?
  11.  Что такое композиция?
  12.  Сформулируйте основной закон композиции.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 10 мин.

Заказчик предлагает сделать эскизы подарочной открытки - матрешки,  для своего магазина,  в котором продают сувениры и матрешки. Учащиеся должны придумать единую композицию, соблюдая следующие требования:

- аккуратность,

- яркая цветовая гамма,

- городецкая роспись,

- оригинальность.

Учащиеся делятся на 2 группы из 6-7 человек – это две художественные мастерские. Выбирают самостоятельно главного художника. Из учащихся 2 курса назначаются эксперты – 2-3 человека, которые будут оценивать качество работ и выступят в роли заказчиков. Открытки в форме матрешки выполнены заранее на предыдущем уроке. Сейчас необходимо оформить готовое изделие в классе.

Рекламная компания - (15 мин.):  

После того, как все открытки готовы, приступаем к рекламной компании.

Каждая группа выполняет заранее эскизы открытки –матрешки. Дается время для оформления открыток, мелкие детали. Капитаны команд делают доклад по темам, а затем вся команда рекламирует свои работы. Можно использовать стихи, слоганы и т.д. Реклама изделий – макс.10 баллов.

 1.Ростом разные подружки,

  Не похожи друг на дружку.

  Все они сидят друг в дружке,

 А всего одна игрушка. ( Матрешка).

2. Шли подружки по дорожке,

  Было их немножечко:

 Две Матрены, три Матрешки,

  И еще Матрешечка. (Набор матрешек).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Заключительный инструктаж: 5 мин.

Заказчики оценивают все конкурсы, а также выполненные заранее открытки.  За каждую лучшую открытку – от 1 до 18 баллов (высший балл по количеству человек в команде).

- сообщение о выполнении цели урока.

- анализ выполнения работ учащихся,

- разбор типичных ошибок,

-  комментирование оценок и показ самых лучших работ,
- выдача домашнего задания  (сделать эскизы на тему «Загорской матрешки».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Мы живем в прекрасном старинном городе Сергием Посаде, который с давних времен славится своими мастерами – игрушечниками. Первая матрешка тоже появилась в наших краях, в Абрамцево. В Сергиевом Посаде были организованы учебно-производственные мастерские, в которых наряду со столярными изделиями выпускались ковши и солонки, которые украшались резьбой, выжиганием и росписью. Позже эти традиции продолжили развивать на Загорской фабрике игрушек и сувениров. Здесь же изготовлялись и многоместные матрешки. Сейчас в Посаде действует много частных мастерских и магазинов, которые занимаются продажей матрешек. Вот и мы имеем такой магазин и хотели бы расширить его ассортимент. Поэтому мы хотим заказать Вам сделать эскизы открыток в виде матрешек. Думаем, что это будет хорошим дополнением к нашей продукции и рекламой.

Но сначала, мы хотели бы проверить Ваши теоретические знания - Игра «Вспомни определения и слова»

1). Для того, чтобы закрепить ранее полученные знания, для начала необходимо вспомнить как можно больше слов, понятий, которые характеризуют определение «Композиция», «Матрешка», «Декоративно-прикладное искусство».  

Каждый член команды по очереди пишет слова на листе бумаги. Затем главный художник команды зачитывает все слова. Побеждает та команда, которая придумала больше неповторяющихся слов (1 балл).

Например:

  1. Матрешка.

 Время 5 мин. Начали.

(Далее подводятся итоги этого задания).

2). Вопросы для повторения пройденного материала

Обеим командам раздаются конверты  с вопросами по теме: «Декоративно-прикладное искусство».  

Ответы готовятся всей командой сообща. Затем проверяется правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл (макс. 6 баллов).

Время 5 мин. Начали.

(Далее подводятся итоги этого задания).

3). Презентация. Теперь хотелось бы увидеть, как Вы владеете современными технологиями, умеете ли пользоваться компьютером и Интернетом.

Пожалуйста, покажите нам свои презентации. (Показ презентаций).

Время 10 мин. Начали.

4). Открытки. Теперь самое интересное -  хотелось бы увидеть Ваши открытки. Мы знаем, что Вы готовили их заранее. Вы можете доделать их сейчас, оформить, устранить недостатки.

Время 10 мин. Начали.

5). Оценка работ. Первая команда готовы – пожалуйста покажите Ваши работы.

Учащиеся каждой команды по очереди вывешивают эскизы с матрешками на доске. Выбирается лучший эскиз. Заказчики ставят баллы (от 1 до 18 баллов, высший балл по количеству человек в команде).

 Время 5 мин. Начали.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

  1. Что такое Декоративно-прикладное искусство?

  1. Кто первый придумал форму матрешки в России?

  1. Что общего между профессиональным и народным искусством?

  1. Что было изображено на первой русской матрешке?

  1. В чего одета традиционная Загорская матрешка?

  1. Что такое композиция?

  1. Что такое народное искусство?

2. Где зародилась матрешка?

3. Кто был автором росписи первой матрешки?

     4. Какие традиционные центры изготовления матрешек Вы знаете?

5. Назовите основные особенности в росписи Загорской матрешки?

6. Сформулируйте основной закон композиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Варианты готовых работ – матрешка в виде матрешки.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"

Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"

Тема урока :  Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...

Методическая разработка урока на тему "Эскиз семейного герба"

Методическая разработка урока 2 классТема « Эскиз семейного Герба» Цель:1.Создать эскиз семейного герба.Задачи:Обучающие.1. Вспомнить, как выглядит российский герб, что на нем изображено2. Расска...

Методическая разработка урока астрономии "Современные представления о происхождении Солнечной системы"

Методическая разработка урока астрономии «Современные представления о происхождении Солнечной системы»На протяжении многих веков вопрос о происхождении Солнечной системы и Земли волновал п...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...