Методическая разработка урока астрономии "Современные представления о происхождении Солнечной системы"
методическая разработка по астрономии (10, 11 класс) по теме
Методическая разработка урока астрономии «Современные представления о происхождении Солнечной системы»
На протяжении многих веков вопрос о происхождении Солнечной системы и Земли волновал прежде всего философов, так как фактический материал в этой области почти отсутствовал. Первые научные гипотезы о происхождении Солнечной системы и Земли, основанные на научных наблюдениях, появились лишь к концу 18 века.
В презентации вы найдете цели урока, основной материал, план урока, литературу, которую можно использовать при подготовке к уроку.
Методическая разработка включает краткий план-конспект урока и презентацию по теме урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока астрономии «Современные представления о происхождении Солнечной системы»
Вступление
На протяжении многих веков вопрос о происхождении Солнечной системы и Земли волновал прежде всего философов, так как фактический материал в этой области почти отсутствовал. Первые научные гипотезы о происхождении Солнечной системы и Земли, основанные на научных наблюдениях, появились лишь к концу 18 века.
В презентации вы найдете цели урока, основной материал, план урока, литературу, которую можно использовать при подготовке к уроку.
Цели урока:
Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.
Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.
Основной материал:
общие характеристики планет Солнечной системы. Гипотеза О.Ю.Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.
Учебник: Астрономия 10-11 класс. УМК Чаругина В.М.
План урока
Актуализация знаний:
- Какие объекты присутствуют в Солнечной системе? На какие две группы делятся планеты Солнечной системы?
- По каким характеристикам различаются две группы планет?
- Чем объясняется различие плотности двух групп планет?
- Есть ли различие между группами планет по количеству спутников?
- По каким орбитам движутся планеты? Что можно сказать о направлении их движения?
Изучение нового материала:
- Гипотезы происхождения Солнечной системы (гипотезы Канта и Лапласа)
Гипотезы об образовании нашей Солнечной системы можно разбить на две группы: катастрофические и эволюционные.
Первые гипотезы появились задолго до того, как стали известны многие важные закономерности Солнечной системы.
1. Гипотеза Канта - первая универсальная естественно-философская концепция, разработанная в 1747-1755гг. В его гипотезе небесные тела произошли из гигантского холодного пылевого облака под действием тяготения. В центре облака образовалось Солнце, а на периферии - планеты. Таким образом, изначально высказывалась мысль, что Солнце и планеты возникли одновременно.
2. Гипотеза Лапласа - в 1796г выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из единой раскаленной вращающейся газовой туманности, не зная теории И. Канта. Планеты зарождались на границе туманности путем конденсации охлажденных паров в плоскости экватора и от охлаждения туманности постепенно сжималась, вращаясь все быстрее и когда центробежная сила становится равной силе тяготения, образуются многочисленные кольца, которые, уплотняясь, делясь на новые кольца, создали сперва газовые планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Газовые планеты, остывали и сжимались, образуют вокруг кольца из которых затем возникли спутнике планет (кольцо Сатурна считал верностью своих рассуждений). В теории одновременно происходит формирование всех тел Солнечной системы: Солнца, планет, спутников. Приводит 5 фактов (явно недостаточно)- особенностей Солнечной системы, исходя из закона тяготения. Это первая, разработанная в математической форме, теория и существовала почти 150 лет, вплоть до теории О. Ю. Шмидта.
Гипотеза Канта-Лапласа не могла объяснить, почему в солнечной системе более 98% момента количества движения принадлежит планетам.
Слайд - Гипотеза О. Ю. Шмидта
Согласно наиболее разработанной гипотезе, выдвинутой советским академиком Отто Юльевичем Шмидтом, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.
Космогоническая гипотеза разработана О.Ю. Шмидтом в 1944-1949 г. г. и развита его сотрудниками и последователями.
На слайде вы видите схему образования планет по теории Шмидта.
Слайд - Все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5 - 5 млрд лет тому назад.
Анализ содержания радиоактивных элементов в земной коре, исследования метеоритов и лунного грунта, а также геологические данные указывают на то, что вероятный возраст Земли близок к 4,5 миллиардам лет.
Солнце и планеты начали формироваться около 5 млрд. лет назад.
Благодаря спокойной эволюции Солнца, умеренно обогревающего Землю, на ней около 3 млрд. лет назад зародилась жизнь.
Слайд - Облако, из которого образовались тела Солнечной системы, представляло собой смесь частиц, которые относились к трем компонентам: скальному, ледяному и летучему.
Именно из этих трех компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы.
Слайд - Облако сжималось и вращение его ускорялось.
Под действием усилившихся при этом центробежных сил облако превратилось в диск
Вещество уплотнилось и превратилось в кольцо, вращающееся вокруг центра.
Под влиянием сильного нагрева из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном это самые распространенные во Вселенной – водород и гелий) и оставались лишь твердые тугоплавкие частицы.
Слайд - Вначале сжатие облака гравитационными силами привело к образованию центрального горячего ядра – будущего Солнца. Оно захватило себе основную часть массы облака – примерно 99,87% .
Слайд - Согласно гипотезе Шмидта, процесс формирования планет представляется следующим образом.
В дискообразном газопылевом облаке вследствие взаимодействия его частиц возникали многочисленные сгущения. Множество мелких сгущений разрушалось из-за взаимных столкновений, некоторые выпадали на крупные сгущения, которые в свою очередь ещё больше увеличивались в размерах и уплотнялись, создавая зародыши планет.
Неупругие удары при столкновениях сгущений вели к тому, что зародыши планет постепенно обособлялись, а их орбиты становились всё более похожими на окружности.
Эволюция облака привела к тому, что основная масса вещества оказалась сосредоточенной в немногих крупных телах – больших планетах.
Слайд - Из этого вещества впоследствии сформировались планеты земной группы, поэтому они оказались небольших размеров.
Слайд - Вдали от Солнца летучие вещества намерзали на твердые частицы, относительное содержание водорода и гелия оказалось повышенным.
Объем периферийных частей облака был больше, а стало быть, больше и масса вещества, из которого образовались далекие от Солнца планеты.
Слайд - Не всё вещество протопланетного облака вошло в состав планет и их спутников.
Между орбитами Марса и Юпитера, где значительное гравитационное влияние Юпитера мешало росту сгущений и нарушало устойчивость их орбит, образовались малые планеты – астероиды, которые и в нашу эпоху часто сталкиваются друг с другом и с планетами.
Слайд - Согласно современным представлениям, образование протопланетного облака связано с процессом формирования звезд.
Рефлексия (ответить на вопросы по изученному материалу):
- По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?
- Каков возраст планет Солнечной системы?
- Какая гипотеза происхождения Солнечной системы на сегодняшний день считается общепризнанной гипотезой?
- Какие процессы происходили в ходе формирования планет по данной гипотезе?
Домашнее задание:
§ 18.
Дополнительное задание:
На основе данных приложения VI:
- определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы;
сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет
Информационные источники:
- Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень/ В.М.Чаругин. - - М.: Просвещение, 2018. – 144 с. : ил. (Сферы 1 - 11).
- CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка урока «Выполнение и представление эскиза подарочной открытки».
Урок в форме имитационной игры для студентов колледжа 1 курса по профессии "Художник росписи по дереву"....
Методическая разработка урока 6 класс Тема: Тепловой и солнечный удар. Обморожение и переохлаждение. Первая медицинская помощь.
Цель: - познакомить с методами предотвращения обморожения и переохлаждения, солнечно и теплового удара;- научить оказывать первую помощь при данных травмах.Оборудование:...
Методическая разработка урока астрономии 11 класс.
Предлагаемая методическая разработка «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны» предназначена для учителей физики и астрономии, работающим по УМК Б.А. Воронцов- Вельяминов,...
Презентация к уроку астрономии 11 класса "Малые тела Солнечной системы"
Презентация к уроку астрономии "Малые тела Солнечной системы"...
Методическая разработка Индивидуальная карточка по теме Земля - планета Солнечной системы
Карточка позволяет организовать самые разнообразные формы работы по теме Земля - планета Солнечной системы. Может быть выдана в распечатанном виде для самостоятельной работы по учебн...