Рабочая программа по изобразительному искусству( 5 класс) .Домашнее обучение.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 5 класса находящимися на домашнем обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному
искусству
на 2014 – 2015 уч. год
5 класс
по программе Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство» (5 класс)
Учитель: Четайкина В.Н. МБОУ СМШ №65 «Спектр»
ДОМАШНЕ ОБУЧЕНИЕ
Г.Липецк
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и программы основного общего образования по искусству для базового уровня.СаНПиН-2.4.2821-10
В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..
Обучение осуществляется по учебнику
5 класс Горяева Н.А. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2009 год.
Цели и задачи курса:
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
-декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
- Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Знакомство с народным костюмом Липецкого края.
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Знакомство с народным костюмом Липецкого края.
- Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный базисный учебный плана, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
- СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр» г. Липецка;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г .Липецка.
Сведения о программе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства. Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2010 г.).
Основание выбора программы
Соответствие программе «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство, а также программа логически развивает идеи начальной школы, Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.
Количество учебных часов
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 8.5часов в год, 1 час в месяц.0.25 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Виды и формы контроля
Оценка знаний и умений обучающихся производится с помощью различных форм – контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания. Выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков. Изучение курса завершается тестовым заданием.
Информация об используемом учебнике
Горяева Н.А. Изобразительное искусство, 5 класс. М. Просвещение 2009 год.
Содержание рабочей программы
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Требования для учащихся.
- .Дети должны:
• Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и процессе творческой практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
• Учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
• Проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений и навыков. Учащиеся должны понимать:
- Значение древних корней народного искусства;
- Связь времён в народном искусстве;
- Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
• Особенности народного искусства своего края, области.
Учащиеся должны:
- Знать несколько разных народных промыслов, историю их возникновения и развития;
- Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён;
Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 5 классе
№ урока | Число | Тема учебного занятия | Стандарт темы | Результат урока | Способы организации деятельности учащихся | Этапы изучения темы | Домашнее задание |
1 | «Древние образы в народном искусстве» «Русская народная изба» | Знать понятие и язык декоративно-прикладного искусства, формирование новых знаний о декоративно-прикладном искусстве Внешнее строение и убранство русской избы, анализ строения дома | Показать связь декоративно-прикладного искусства с явлениями жизни, изобразить чудо-коня | Практикум | Вводный урок по теме «Древние образы в народном искусстве» | Подобрать иллюстрации наличника | |
2 | «Конструкция и декор предметов народного быта» «Интерьер крестьянского дома» | Знать конструктивные особенности строения народного жилища, особенности украшения фронтона | Научить создавать сюжетно-декоративную композицию, изучить язык декоративно-прикладного искусства, изобразить украшение наличника. | Практикум | Расширение знаний | Поиск информации по теме | |
3 | Русский национальный костюм «Народная, праздничная одежда» Праздничные народные гулянья | Виды народной одежды и их декоративные особенности, виды головных уборов русских женщин и их декоративные особенности, | Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, выполнить эскиз мужского и женского костюма | Практикум | Расширение знаний | Принести ватман, подобрать иллюстрации с изображением народных гуляний | |
4 | Русский народный орнамент. Древние образы в современных народных игрушках. | Знать основные виды орнамента, его символы и принципы композиционного построения Древние образы в современных народных игрушках | Знать единство конструкции и декора в предметах народного быта, расписать разделочную доску | Практикум | Актуализация опорных знаний | Найти фотографии современных народных игрушек | |
5 | Символика. Гербы и эмблемы Что такое эмблемы и зачем они людям | Знать символический язык декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем | Сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов, выполнить композицию герба по группам и сочинить девиз к нему | Практикум | Расширение знаний | Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города с его иллюстрацией, уметь защитить свой герб | |
6 | Зачем людям украшения Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. | Знать социальную функцию декоративного искусства в организации общества, | Усвоить понятие эволюции и образное значение одежды, создать современную несуществующую обувь | Практикум | Вводный урок по теме: «Декор, человек, общество, время» | Подобрать иллюстрации людей и архитектуру Древней Греции | |
7 | Декоративное искусство Древней Греции .Греческая вазопись | Стиль и сюжет древнегреческий живописи по керамике | Понимать место и роль античного искусства в мировой художественной культуре, изобразить мифологический сюжет в чернофигурном стиле на сосуде любой формы | Практикум | Расширение знаний | Подготовить пересказ древнегреческого мифа и принести иллюстративный материал по теме «Мифы Древней Греции» | |
8 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. | Знать особенности средневековой одежды различных слоев общества | Уметь согласовывать между собой детали для объединения их в целый ансамбль, нарисовать фрагмент средневекового бала | Практикум | Обобщение знаний | Подготовиться к итоговому заданию по теме «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» | |
9 | «Мультипликационные герои» | Знать понятие искусство мультипликации, метод создания мультфильмов | Освоить понятие художник-аниматор, создать два кадра для мультфильма. | Практикум | Расширение знаний |
Литература и средства обучения
Алексеев В.В. Что такое искусство?- Вып.2.-М.,1979.
Гачев Г. Национальные образы мира.-М.,1988.
Геронимус Т. Сам себе мастер.- М.,2003.
Громыко М.М. Мир русской деревни.-М.,1991.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья.-М.,1988.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.-М.,1988.
История моды.-в кн.: Я познаю мир. Энциклопедия.-М.,1988.
Костерин Н.П. Учебное рисование.-М.,1984.
Мифологический словарь.-М., 1991.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.-М.,1983.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное рисование.-М.,1984.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/. Собр.
М. Забыл иным (Репринтное воспроизведение издания 1880г.).-М.,1990.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.-
«Титул».,2001. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты.-М.,1990
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного
рисования.-М., 1979.
Энциклопедический словарь юного художника.-М.,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 8 класс (домашнее обучение)
Программа предназначена для учителей физики, работающих с детьми с ОВЗ. Расчитана на 34ч (1 ч в неделю). Содержит календарно-тематическое планирование. Автор учебника- А.В.Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс (домашнее обучение)
Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - А.В...
Рабочая программа по физике 10 класс (домашнее обучение)
Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - Г.Я...
Рабочая программа по физике 11 класс (домашнее обучение)
Рабочая программа по физике предназначена для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Планирование учебного материала расчитано на 34ч (1ч в неделю). Автор учебника - Г.Я...
Рабочая программа для учащегося 3 класса ( домашнее обучение)
Данаая рабочая программа была специально разработа для ученика 3 класса, находящегося на домашнем обучении...
Рабочая программа по математике 6 класс. Домашнее обучение.
Рабочая программа для 6 класаа по учебнику:6 класс Математика Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс (домашнее обучение).
Рабочая программа для 9 класса по обществознанию для учащихся домашней формы обучения.Программа включает 17 часов за год (0,5 часа в неделю)....