Модуль В мире народного творчества
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бутурлакина Ирина Алексеевна

Модуль В мире народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_v_mire_narodnogo_tvorchestva.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

модуля «В мире народного творчества»

для обучающихся 5 – х классов

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Одна из главных особенностей народного творчества -  рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.

         Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

Учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Ожидаемые результаты освоения программы:

 Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами декоративно-прикладного  искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

  

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое обучение, ч

Практические работы, ч

I

Разновидности графики

4

0,5

3,5

II

Народные промыслы

3

1,5

1,5

III

Скульптура (малых форм), тесто

3

0,5

2,5

IV

Ты сам мастер

4

4

V

Художественное конструирование.

Оригами.

4

0,5

3.5

             Итого

18

2

16

 

 

Содержание дисциплины

Тема1. Разновидности графики. (4 ч).  

Значение рисунка в работе художника. Графические художественно - выразительные средства.

Тон, пятно, линия, точка, соотношение черного и белого. Мазки – пастозный,  легкий, насыщенный, прозрачный. Воск и акварель, гуашь – соотношение тона и цвета.

Практические работы.

Изучение и усвоение различных приемов графических работ в материалах (перо, тушь, кисть, мыло, краски, воск, наждачная бумага, бархатная бумага, стекло).

Тема 2.  Народные промыслы. (3 ч).

Центры народных промыслов. История развития промыслов. Технология росписей. Основы композиций. Виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи.

Тема 3.  Скульптура малых форм, соленое тесто. (3 ч).

Лепка на основе знакомства с народной игрушкой из теста. Традиционные приемы лепки. Основы материаловедения по тесту. Оправка, сушка, обжиг. Основные виды росписи.

Практическая работа. Лепка и роспись игрушек на основе традиционных приемов. Освоение приемов росписи кистью. Нанесение мазка.

Тема4. Ты сам мастер. (4 ч).

Выполнение в технике аппликации, панно, использование разнообразного материала .

Тема 5. Художественное конструирование. (4 ч).

Оригами. Художественное конструирование из бумаги. История появления бумаги и техники оригами. Технология. Приемы сгибания и складывания бумаги, надрезание, прокалывание. Составление композиций. Инструменты и принадлежности. Азбука бумажной пластики.

Практическая работа. Композиция с фигурками птиц и животных.

Учебно-тематический план

 

 

Наименование тем

кол-во часов

Из них

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

I

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Разновидности графики:

а) линейный рисунок

б) монотипия

в) гравюра наклейками

в) граттаж

г) рисование клеем

д) рисование на наждачной бумаге

4

0,5

3,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

 

 

II

2.1

2.2

2.3

Народные промыслы:

а) Городец

б) Хохлома

в) Гжель

3

1,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

 

 

III

3.1

 

3.2

3.3

 

Скульптура (малых форм), тесто

а) Материалы и инструменты

Приготовление соленого теста

б)  Розы. Соленое тесто

в)Народные игрушки. Соленое тесто

3

1

1

2

 

 

1

1

 

 

IV

4.1

 

4.2

Ты сам мастер

 

Панно  «Весна»  (коллективная работа)

Декоративные вазы

4

 

4

 

2

2

 

 

V

5.1

Художественное конструирование.

Оригами.

4

0,5

3,5

3,5

 

 

      Итого:

18

2

16

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гагарин, Б. М.Конструирование из бумаги / Б. Г. Гагарин. – Ташкент, 1992.

2. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по ИЗО для 5 класса / Н. А. Горяева, О. В. Островская. - М.: Просвещение, 2003.

3. Мейстер, А. Г. Бумажная пластина /  А. Г. Мейстер. – М. Астрель: АСТ, 2001.

4. Некрасова, М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова – М.: 1983.

5. Погуславская, И. Я.Русская глиняная игрушка. / И. Я, Погуславская.. – Л; 1975.

6. Попова, О. С. Народные художественные промыслы. – М.: Легкая пищевая промышленность, 1984.

7. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. / М. С. Соколова. - М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Хвостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А. С. Хвостов. - М.: Просвещение, 1981.

9. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: детская энциклопедия. Культура. /Н. В. Чудакова. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

10. Шпикалова,Т. Я. Изобразительное искусство: пособие для учителя / Т. Я. Шпикалова. - Просвещение, 1984.

11. Журналы «Народное творчество»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»

Частушки  Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...