Модуль В мире народного творчества
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Модуль В мире народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_v_mire_narodnogo_tvorchestva.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
модуля «В мире народного творчества»
для обучающихся 5 – х классов
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из главных особенностей народного творчества - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч | Из них | |
Теоретическое обучение, ч | Практические работы, ч | |||
I | Разновидности графики | 4 | 0,5 | 3,5 |
II | Народные промыслы | 3 | 1,5 | 1,5 |
III | Скульптура (малых форм), тесто | 3 | 0,5 | 2,5 |
IV | Ты сам мастер | 4 | 4 | |
V | Художественное конструирование. Оригами. | 4 | 0,5 | 3.5 |
Итого | 18 | 2 | 16 |
Содержание дисциплины
Тема1. Разновидности графики. (4 ч).
Значение рисунка в работе художника. Графические художественно - выразительные средства.
Тон, пятно, линия, точка, соотношение черного и белого. Мазки – пастозный, легкий, насыщенный, прозрачный. Воск и акварель, гуашь – соотношение тона и цвета.
Практические работы.
Изучение и усвоение различных приемов графических работ в материалах (перо, тушь, кисть, мыло, краски, воск, наждачная бумага, бархатная бумага, стекло).
Тема 2. Народные промыслы. (3 ч).
Центры народных промыслов. История развития промыслов. Технология росписей. Основы композиций. Виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи.
Тема 3. Скульптура малых форм, соленое тесто. (3 ч).
Лепка на основе знакомства с народной игрушкой из теста. Традиционные приемы лепки. Основы материаловедения по тесту. Оправка, сушка, обжиг. Основные виды росписи.
Практическая работа. Лепка и роспись игрушек на основе традиционных приемов. Освоение приемов росписи кистью. Нанесение мазка.
Тема4. Ты сам мастер. (4 ч).
Выполнение в технике аппликации, панно, использование разнообразного материала .
Тема 5. Художественное конструирование. (4 ч).
Оригами. Художественное конструирование из бумаги. История появления бумаги и техники оригами. Технология. Приемы сгибания и складывания бумаги, надрезание, прокалывание. Составление композиций. Инструменты и принадлежности. Азбука бумажной пластики.
Практическая работа. Композиция с фигурками птиц и животных.
Учебно-тематический план
№
| Наименование тем | кол-во часов | Из них | Дата проведения | ||
Теория | Практика | План | Факт | |||
I 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | Разновидности графики: а) линейный рисунок б) монотипия в) гравюра наклейками в) граттаж г) рисование клеем д) рисование на наждачной бумаге | 4 | 0,5 | 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 |
|
|
II 2.1 2.2 2.3 | Народные промыслы: а) Городец б) Хохлома в) Гжель | 3 | 1,5 0,5 0,5 0,5 | 1,5 0,5 0,5 0,5 |
|
|
III 3.1
3.2 3.3
| Скульптура (малых форм), тесто а) Материалы и инструменты Приготовление соленого теста б) Розы. Соленое тесто в)Народные игрушки. Соленое тесто | 3 | 1 1 | 2
1 1 |
|
|
IV 4.1
4.2 | Ты сам мастер
Панно «Весна» (коллективная работа) Декоративные вазы | 4 |
| 4
2 2 |
|
|
V 5.1 | Художественное конструирование. Оригами. | 4 | 0,5 | 3,5 3,5 |
|
|
Итого: | 18 | 2 | 16 |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гагарин, Б. М.Конструирование из бумаги / Б. Г. Гагарин. – Ташкент, 1992.
2. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по ИЗО для 5 класса / Н. А. Горяева, О. В. Островская. - М.: Просвещение, 2003.
3. Мейстер, А. Г. Бумажная пластина / А. Г. Мейстер. – М. Астрель: АСТ, 2001.
4. Некрасова, М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова – М.: 1983.
5. Погуславская, И. Я.Русская глиняная игрушка. / И. Я, Погуславская.. – Л; 1975.
6. Попова, О. С. Народные художественные промыслы. – М.: Легкая пищевая промышленность, 1984.
7. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. / М. С. Соколова. - М.: ВЛАДОС, 2002.
8. Хвостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А. С. Хвостов. - М.: Просвещение, 1981.
9. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: детская энциклопедия. Культура. /Н. В. Чудакова. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
10. Шпикалова,Т. Я. Изобразительное искусство: пособие для учителя / Т. Я. Шпикалова. - Просвещение, 1984.
11. Журналы «Народное творчество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...