"В гости к батюшке Серафиму"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Пробуждение живого интереса к образу Серафима Саровского,к святыням земли Нижегородской,народным традициям.Изготовление пасхальных подарков и сувениров .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в журнал «Теория и практика дошкольного образования»
Методическая разработка конспекта занятия для детей старшего дошкольного возраста.
«В гости к батюшке Серафиму»
Составила:
Слисаренко Ирина Александровна, воспитатель по изобразительной деятельности, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка- детский сад № 41 «Звездочка»,г. Саров ,Нижегородская область,2014 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время в обществе возрастает интерес к православным ценностям, народным традициям. В образовании появляются программы, факультативы по основам православной культуры. Тем не менее, до сих пор основная роль в духовно-нравственном воспитании детей отводится семье. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к педагогической деятельности, объединение усилий детского сада и семьи в воспитании детей будет способствовать повышению общей педагогической культуры. Кроме того, предоставит возможность им лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение, а также поможет возродить систему ценностей, создаст почву, на которой вырастет новое общество людей, воспитанное на духовно-нравственных ценностях. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании детей.
Цель:
Пробуждение живого интереса детей к образу Серафима Саровского, к святыням Земли Нижегородской, народным традициям.
Задачи:
- Расширить представления детей о подвигах Серафима Саровского, великого святого, именем которого назван город;
- уточнить представления детей о памятниках православной культуры, народных традициях, праздниках;
- приобщить родителей к участию в образовательном процессе;
- воспитание в детях бережного отношения к святыням земли нижегородской, желания приобщиться к духовным ценностям ;
- вызвать интерес к изготовлению подарков и сувениров;
- закрепить умение аккуратно пользоваться гуашью, рисовать кончиком кисти;
- продолжить знакомство детей с искусством миниатюры на яйце, совершенствовать умение декоративного оформления силуэта яйца орнаментом.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей.
Знакомство детей с биографией Серафима Саровского.
Экскурсия в иконописную мастерскую.
Посещение храма Серафима Саровского.
Экскурсия на дальнюю и ближнюю пустынку, посещение родника, из которого батюшка брал воду, келии Серафима Саровского.
Фотовыставка « Путешествие по святым местам Сарова ».
Совместная с родителями выставка рисунков в галерее детского творчества «Я рисую Саров».
Написание рассказов со слов детей о посещении святых мест Сарова, Дивеева, о православных традициях и истории города.
Совместное с родителями занятие «В гости к батюшке Серафиму»
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры.
Знакомство с образом Преподобного Серафима Саровского.
Раскрытие понятия «Радость моя».
Знакомство с иконами Серафима Саровского.
Знакомство с памятниками православной культуры Земли Нижегородской.
Форма проведения занятия, виды деятельности.
Комплексное занятие.
Рассказывание , рисование.
Предполагаемый результат.
Расширение представлений детей о Серафиме Саровском , его подвигах.
Воспитание в детях желания приобщиться к духовным ценностям нашей земли, бережного отношения к святыням.
Дидактическое обеспечение
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Дидактическое оснащение и оборудование.
Книги об истории Саровской пустыни, музыкальный центр, фотографии, рисунки детей, музыка(колокольный звон), проэктор, силуэты, гуашь, кисти ,костюмы, вода.
Содержание занятия:
1.Мотивационно- ориентировочная часть
Инсценирование с помощью родителей.
Звучит музыка(колокольный звон)
Входят странники :взрослый и ребенок (на ногах у них лапти, в руках палка, за спиной –котомка, одеты в длинные юбки, на голове платочек):
-Здравствуйте, люди добрые. Мы странники. Идем по святым местам.
Разрешите нам отдохнуть и воды попить(пьют воду из стакана).
-Спасибо, люди, добрые. Как будто сил прибавила вода.
Воспитатель:
-Наша вода считается целебной. Кто будет ее пить –тот здоров будет, потому что сам батюшка Серафим брал эту воду.
Есть в земле саровской чудесная вода,
Бьет ключом волшебным из недр в лесах она.
Пил эту воду сам отец Серафим.
Источники святые он людям подарил.
В источниках Сарова целебная вода.
Попьешь водицы этой-здоровье на года.
(Авдошин Дмитрий)
Странники:
-Ребята, а как называется этот город? (Город Саров)
- Значит, мы пришли правильно. А за то, что вы угостили нас святой водой, мы вас отблагодарим. (Заглядывает в мешок) Угадайте, что там?
Отгадайте загадку:
«Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.(книга)
(достает из котомки книгу)
-Спасибо, ребята. Но мы, пожалуй, пойдем дальше. До свидания.(уходят).
Воспитатель:
-Давайте прочитаем название. Эта книга о истории нашего города.
С именем какого человека связано название нашего города?( С именем Серафима Саровского)
-Кто был, по вашему мнению, Серафим Саровский?
Что вы знаете о нем? ( Он святой. Во всех храмах есть его иконы.)
-Вы видите, что не так много нам известно об этом человеке. Но мы ведь гордимся, что мы его земляки. Что же нам делать? Вы хотите узнать о нем больше?
(Да. Мы хотим узнать о нем больше: как он жил ,кем он был, почему стал святым. Узнать , какие места в Сарове связаны с его именем.)
Преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых через 70 лет после смерти. Сегодня он самый почитаемый святой не только на Руси, но и за ее пределами.
- Кого называют святыми?( люди, которые при жизни творили чудеса, помогали людям и не забывали о Боге.)
Еще при жизни Серафим Саровский обладал даром исцеления и прозорливости, к нему приезжали отовсюду за советом, и он никому не отказывал в помощи. Серафима Саровского считают покровителем земли Нижегородской.
Воспитатель:
-Давайте послушаем рассказы о чудесах и подвигах Серафима Саровского . Узнаем , какие места в городе Сарове связаны с его именем?
Я вас приглашаю в гости к батюшке.
2. Биография Серафима Саровского. Рассказ детей по презентации.
Родился в Курске в семье богатого купца, владельца кирпичных заводов. Прохор Мошнин рано потерял отца. Так звали преподобного Серафима в детстве. В семилетнем возрасте он упал с колокольни собора, который строила его мать после смерти отца. Но остался целым и невредимым.
А второе чудесное исцеление произошло в десятилетнем возрасте. Прохор заболел. Ему приснилась Богородица, она пообещала вылечить его. В это время случайно крестный ход проходил по этой улице . Мать приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы, и мальчик исцелился.
В 17 лет Прохор решил уйти в монастырь. Мать благословила его и дала медный крест, который носил преподобный до самой смерти.
Сначала Прохор пошел в Киево-Печерскую Лавру за благословением, чтобы пойти в Саровскую обитель.
Так Серафим Саровский стал монахом. Он жил в уединении в лесу, в келии. Ходил в одной одежде и зимой и летом, соблюдал посты и питался со своего огорода.
Молился дни и ночи напролет. Одно время отец Серафим тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на большом гранитном камне.
Звери не трогали старца. Огромный медведь ел из рук Преподобного Серафима и не причинял ему вреда.
Но однажды разбойники пришли и избили его почти до смерти. Серафим Саровский чудом остался жив, но от полученных травм он остался сгорбленным . И даже после этого он всех простил.
Вернувшись в обитель, преподобный Серафим долгое время жил в уединении. Однажды к нему явилась Божия Матерь и повелела принимать посетителей. Тысячи людей стали приходить к старцу, и каждого он принимал с любовью, кланяясь в ноги, и говорил: «Радость моя!», «
Христос воскрес!»
Люди приходили к преподобному Серафиму за помощью со своими бедами, болезнями, скорбями.
Серафим Саровский был основателем Свято-Троице Дивеевского монастыря.
Скончался старец во время уединенной молитвы 15 января. Преподобный Серафим прожил? 74 года.
Памятник Серафиму Саровскому был изготовлен в 1991 году скульптором Вячеславом Клыковым и установлен на Дальней пустынке ,в лесу.
Старец божий, старец кроткий
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Благодатной силой веет
На молящих от него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.(А.Ладыгин)
3.Физкультминутка. (ребенок показывает движения ,все повторяют)
А сейчас немного отдохнем.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два.
Плечи выше поднимаем,
а потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно.
Скачем выше, скачем дружно.
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
4. Практическая часть.(дети расписывают силуэты яичка)
-Давайте вспомним, какие слова говорил Серафим Саровский всем людям?
(Радость моя, Христос воскрес)
-А когда говорят такие слова, на какой праздник?(на Пасху)
- А что является символом пасхи?(яичко),что на пасху принято дарить друг другу? (крашеные яички)
Скоро и у нас будет праздник Пасха .
-Вот если бы вы сейчас встретили Серафима Саровского, что бы вы ему подарили?(яичко)
Давайте нарисуем подарок для батюшки Серафима.
Яйцо- символ вечного возрождения природы, бесконечности жизни. Расписные яйца -это древнее славянское искусство, связанное с ритуалом воспевания Солнца как источника жизни. И солнечные знаки- самые распространенные элементы росписи. Рассмотрим таблицу элементов росписи.
Давайте возьмем по одному силуэты яичка и оформим его красивым узором.
Сначала надо разделить поверхность яйца с помощью линий на секторы .
Затем нанести узор. Следите, чтобы (цветы, листочки, точки ,кружочки.)располагались ритмично. Рисуйте аккуратно, кончиком кисточки.
(Дети рисуют под музыку)
А сейчас давайте рассмотрим , какие красивые яички вы нарисовали, и подарим их родителям.
5.Рефлексивно-оценочная часть(родители вместе с детьми обсуждают и отвечают на вопросы)
А теперь давайте подведем итоги. Попросим родителей сесть вместе с детьми и ответить на вопросы .
Вопросы:
- О каком человеке мы сегодня говорили?
- Каким вы его запомнили?( добрым)
- Что из его жизни вам особенно запомнилось? (чудеса)
- С кем из животных особенно дружил Серафим Саровский?
-Догадайтесь и назовите самую главную добродетель, которую проявлял преподобный Серафим в своей жизни. ( Терпение и покорность воле Бога, любовь к ближнему и радость каждому человеку «Радость моя»)
Вывод:
И мы можем гордиться ,что на нашей земле жил великий святой Серафим Саровский. Давайте повторим все вместе слова, какими он встречал всех людей.(радость моя)И пусть в мире будет больше добра и радости.
Рефлексивный момент.
А теперь давайте оформим плакат «Мое настроение». На листочке нарисуем человечка с улыбочкой ,если вам было интересно, и вы узнали что-то новое. А если вам было скучно, и вы ничего не запомнили, то нарисуйте человечка без улыбочки. Давайте прикрепим листочки на доске .(под музыку)
Список литературы:
1. Краткая летопись Серафимо- Дивеевского монастыря с жизнеописанием его основателей Преподобного Серафима Саровского и схимонахини Александры, урожденной А.Ф. Мельгуновой. - Арзамас, 1991.-73 с.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,2006.-168 с.
3.Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры ,православия.-3-е изд., доп.- Саров: ЗАО «ИНФО»,2006.-400 с.-2000 экз.
4.Степашкин В.А. Хроника событий, связанных с именем Преподобного Серафима Саровского(Часть 3)//Преподобный Серафим Саровский: предания и факты.-3-е издание,
испр. и доп.- Саров: ЗАО «ИНФО»,2009.-с. 148-263.-264 с.-1000 экз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова
Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно...
: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»
. Литературное краеведение. Урок в 6 классе.С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде,...
Житие преподобного Серафима Саровского
Цель: воспитывать доброту, милосердие, послушание на примере жизни Серафима Саровского...
Сценарий литературного спектакля к празднику Пасхи. (По книге Т. Веронина «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
В книге рассказывается о девочке Серафиме, которая воспитывалась в детском доме. Её родители были репрессированы, поэтому отношение к Фимке в детдоме было особое: она бесконечно терпела об...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИЗО ДЛЯ 6 КЛАССА (IV четверть) Соколовой Серафимы Викторовны..
Данный раздел программы «Человек и пространство. Пейзаж» ориентирован на работу по учебнику: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс./ под. ред. Б.М. ...
"В гостях у батюшки - Байкала"
Цель: повторить и обобщить знания учащихся об истории, культурных традициях и экологических особенностях озера Байкал.Задачи:· Способс...
Урок-сказка «В гостях у батюшки Глагола» Обобщение знаний по теме «Глагол» в 6 классе
На уроке повторения по теме по теме «Глагол» учащиеся 6-го класса отправятся в сказочное путешествие в гости к батюшке Глаголу, побывают в селении Неопределенной формы, в городах-спу...