Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме
Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на основе регионального компонента» в марте 2012 года. Стажировочная площадка «ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации в процессе преподавания русского языка и литературы" в МБОУ "Средняя общеобразовательная школ №35 им. К.Д.Воробьёва" г. Курска призвана способствовать изучению опыта реализации ФГОС НОО, а также обобщению и внедрению опыта работы учителей основной школы, успешно интегрирующих элементы стандартов второго поколения в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_stazhir.pl_._ragulinoy_l.v..docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рагулина Лариса Владимировна, учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №35 им. К. Д. Воробьёва» г. Курска
Урок развития речи в 8кл. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по впечатлениям «Памятник Серафиму Саровскому скульптора Клыкова»
Урок построения системы знаний.
Ц.: учить систематизировать и наращивать знания, структуировать, проследить, какие знания есть у ребят, а каких ещё не хватает
Цели урока:
Учебные:
- Формировать умения работы над сочинением-описанием памятника
- Знакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры
- Учить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении;
- Обогащать словарь учащихся искусствоведческими терминами;
Развивающие:
- Развивать умения классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- Развитие коммуникативных навыков - умение работать в группах
- развивать устную и письменную речь учащихся, умение логически строить свои ответы
Воспитывающие:
- Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, к ее культурному наследию, к исторической памяти;
- прививать любовь к искусству, гордость за земляков – выдающихся личностей
Задачи:
- Собрать материал к сочинению,
- обучить порядку работы над сочинением такого типа.
- Повторить стили и типы речи, различные пласты лексики
Подготовка: презентации мини-проектов, выразительное чтение стихотворений, работа со словарем, подбор наглядного материала
- Организационный этап
- Приветствие1мин
- Объявление темы
- Осмысление темы1,5мин
- Постановка целей и задач урока
- Определение алгоритма действий - расшифровка темы2мин
- Формулирование актуальности работы, идеи урока (постановка проблемного вопроса с опорой на эпиграфы)
- Чтение эпиграфа как кратко и образно сформулированной гл. мысли2мин всей темы
Эпиграфы:
Ничего не боялся я столько,
Как жить в городе без истории,
преданий и памятников.
Аполлон Григорьев.
Уважение к минувшему –
вот черта,
отделяющая образованность от дикости
А.С.Пушкин.
- Как вы понимаете смысл высказываний А.Григорьева и А.с.Пушкина? Почему автор боялся жить в таком городе? У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.
Мы должны уважать своё прошлое, потому что это наши корни. Мы должны брать пример с тех, кто составил гордость России. Кто приумножил наши военные, культурные, научные ценности.
Памятник – от слова «память». Мы ставим памятники тому, кого уважаем, чтим, помним, кто жил до нас и творил полезные дела.
- Нам важно обращаться к теме исторической памяти, чтобы не быть «дикими» людьми, не помнящими своих корней. Мы любим малую родину, нам интересно всё, что с ней связано…
- Этап проверки домашнего задания
- Работа по алгоритму:
- Рассказ о Коренной (видео + информация Приходько + стихотворение Буцукиной М.); - Выделите ключевую фразу сообщения4мин
- Рассказ о скульпторе, история создания памятника (видео + Данилин И.) – определи главную мысль твоего очерка2мин
- Рассказ о Серафиме Саровском (историческая справка - Анохин В. + стихотворение Литвинова Е., Сергеева А.) – коротко определите значение этой фигуры в истории России?4мин
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе3мин
- к девочкам-чтецами классу: легко ли было работать над чтением стихотворения и его восприятием? Что затрудняло? ( церковный язык, устаревшая лексика, например, …) Вы нашли им толкование?...
- Чем оправдано использование этой лексики? Можно использовать её в ваших сочинениях? С какой целью?
- Запишите ещё слова, распределите синонимы в группы, вставьте пропущенные буквы: большой – гр.нд.озный – в.личествен?ый; с.здать – в.здвигнуть -соорудить; зап.ч.тлеть – ув.к.вечить
- Но невозможно описывать памятник, не зная его специфики как скульптурного сооружения. По ходу рассказа проведем словарно-лексическую работу. – Кондулинская Маша записывает на доске слова и даёт им толкование, подбирает синонимы: Пьедестал, постамент, скульптор, ваятель, художник, архитектор, статуя, монумент, скульптура3мин
Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.
Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал.
- Работа над речевыми конструкциями (на развороте доски)5мин
Продолжите фразу:
- Памятник кому? или чей? - …в чём разница? Д.п. и Р.п. – ответы учащихся
- Скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение Серафимом Саровским, его подвижническим трудом в России
- Памятник Серафиму Саровскому выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны
- Скульптор сумел передать (что?) душевное состояние святого
- Этап усвоения новых знаний и способов действия2мин
- В нашей работе важна не только идея, но и последовательность мыслей, логика рассуждения.
Примерный план сочинения:
- Вступление
- История памятника (где и когда был установлен).
- Автор памятника – скульптор Вячеслав Клыков
- Замысел художника.
- Основная часть.
- Общий вид памятника (поза персонажа).
- Детали памятника
- лицо;
- голова,
- руки;
- Постамент – основание памятника
- Впечатление от произведения: Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении. О чём заставил задуматься. (строгость и величавая простота – главное достоинство этого скульптурного произведения).
- Этап первичной проверки понимания изученного4мин
В какой форме вы могли бы или хотели изложить собственное впечатление от увиденного?
1. статья 2. рассказ об увиденном (письмо) размышление - эссе
информативность Лиричность идейность
научн.-попул. Доверительность публицистичность
пов.с эл.опис описание рассуждение
- Обычно труднее всего начать сочинение, но вам поможет вариативность выбранных жанров, а вот над основной частью сочинения надо бы поработать
Теперь я прочитаю вам фрагменты сочинений учащихся прошлых лет. Послушайте их и выскажите своё мнение о стиле, типе речи, о задаче автора, об уместности использования в определённых жанрах сочинений.10мин
- Монумент Клыкова очень прост, отличается глубиной психологического раскрытия образа святого человека. Отсутствие усложняющих второстепенных деталей сосредотачивает внимание зрителей на главном – на образе самого Серафима Саровского. Достигнуто максимальное портретное сходство (прижизненных портретов мало, но иконописная традиция опиралась на достоверность изображаемого). Обаяние памятника, его достоинство заключается также и в том, что он не подавляет, своими размерами, бронзовая фигура поэта кажется очень естественной, живой, и эта иллюзия не покидает нас, даже если мы близко подойдем к памятнику.
- Клыков изображает Серафима Саровского в момент страстного моления. Все детали памятника: поворот кисти рук, воздетая к небесам голова, пристальный, страждущий взгляд – подчеркивают отрешённость старца, его упоение молитвой Царице Небесной. Он весь вдохновение, весь полет, устремлённость ввысь.
Обо всем этом напоминает нам и надпись на пьедестале: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас», и общий вид памятника, и все его детали.
Статуя Серафима Саровского была бы заурядным произведением, если бы она воплощала только обычные черты пожилого человека. Но скульптор в холодном металле запечатлел состояние христианского вдохновения, не передаваемое словами течение мыслей, момент погружения в молитву.
- Это памятник знаменитому земляку, исполнившему обед молчания, великому столпнику, народному защитнику.
Фигура святого находится в состоянии исполнения подвижнического обета: скульптор В. Клыков изобразил его молящимся на камне. Руки воздеты к небесам, и внимание присутствующих обращено на ладони. Они выдают в Серафиме Саровском человека, который много работал, испытал тяготы простого труда.
Сейчас он говорит небесам что-то важное, сокровенное, в его сосредоточенном взгляде мы читаем не только печаль, но и веру – веру в недюжинные народные силы русского человека. Это взгляд мудрого пророка, погружённого в глубокие размышления, осенённого божественным вдохновением.
Он хочется поделиться своими сомнениями и тревогами. Он так погружён в себя, что не обращает внимания на посторонние предметы и движение вокруг него. Скульптор Клыков изобразил святого старца в момент произнесения молитвы.
- Автор передал простоту и духовную силу Серафима Саровского. Его одежда проста и вместе с тем величественна. Длинное монашеское одеяние ниспадает свободными складками. Отшельник страстно всматривается в небесную даль. Эта даль и расстояний, и времени. Вокруг памятника ощущается благодать, покой и гармония.
- Этап закрепления новых знаний и способов действия1,5мин
- Ваше впечатление? Что бы вы взяли в свои работы, чего не хватает?
- Этап применения знаний и способов действия5мин+3мин
- Объединение класса в три группы, для того чтобы попробовать собственные силы в написании набросков сочинений: 1 – статья, 2- рассказ об увиденном (письмо), 3 – философское размышление, эссе
- Обмен мнениями, оценка одноклассников
- Этап обобщения и систематизации знаний2мин
- Вернёмся к началу урока, к нашим планам и целям: всего ли мы смогли сегодня достичь, со всеми ли задачами мы справились?
- Можем ли мы противопоставить себя, современных жителей 21века тем «дикарям», о которых рассуждал А. С. Пушкин? Возможно ли причисление нашего города к тем, в которых опасался жить А. Григорьев? (нет, т.к. мы любим свою историю, восторгаемся нашими предками…)
- Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий2мин
- Работа с оценочными таблицами. Оцените проделанную вами работу, оставив +/-. Если остались какие-то пробелы в знаниях, то придётся дома чуть дольше поработать над Д/з
- Этап информации о Д/з1,5мин
- Из вашей оценочной таблицы ясно, какого этапа в освоении темы не достаёт до выставления полноценной отметки – это Д/з
- Как считаете, что логичнее всего предложить для домашнего закрепления? Завершения работы? – описание сочинений по вариантам (рядам)
- Может, кто-то придумает своё оригинальное задание?
- Вы можете выбрать любой жанр сочинения. Однако, при любом выборе центральной, обязательной частью сочинения должно стать описание конкретного памятника.
- Этап подведения итогов2мин
Хочу отметить грандиозную поисковую работу и тех, кто представлял мини-проекты. Спасибо им.
- Этап рефлексии2мин
Я - …
Мы - …
Дело - …
- На уроке было самым трудным ….; самым простым….; самым интересным……
П +……
М -…….
И интересно….. СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....
Урок развития речи на тему"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему : "Святая материнская любовь"...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...
Методическая разработка на тему Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения".
Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии....