: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»
план-конспект урока по краеведению по теме

Хворикова Любовь Венидиктовна

. Литературное краеведение. Урок в 6 классе

.С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде, «будто в кружева из самоцветов одевает.» И когда «эти кружева плетет, то самым дорогим словом украшает» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.kraevedenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 6 классе.

Тема: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»

Цель: 1) показать, как в произведении «Тютьнярская сторона» С.К.Власовой удалось передать особенности народной речи и легендарное прошлое нашего края;

          2) развивать устную монологическую речь, навыки анализа художественного текста;

          3) воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и истории земли родной.

Вид занятия: комбинированный урок (повторение изученного, знакомство с новым произведением, практикум)

Используемые методы обучения: частично-поисковый, наглядно- иллюстративный, использование ИКТ, раздаточного материала, работа по таблице

Ожидаемые результаты:                                                способы их контроля:

Знать:

Биографию С.К.Власовой, содержание сказа «Голубая жемчужина»

Взаимопроверка тетрадей, опрос по иллюстрациям

Иметь понятия:

Фольклор, легенда, предание, гипербола, инверсия, композиция, эпитет, сравнение

Находить в произведении (практикум)

Усвоить на уроке:

Содержание сказа «Тютьнярская старина»,убедиться в мастерстве сказительницы передавать народные легенды, сохраняя особенности языка

Фронтальный опрос по содержанию

Раздаточный материал, таблица (индивидуальная работа по анализу текста- выводы)

                                        Ход урока

       1.Сообщение темы и целей урока. Слайд № 2.

2.Проверка домашнего задания

   -взаимопроверка тетрадей по слайду № 3

   -проверка усвоения содержания сказа «Голубая жемчужина» по слайду № 4

3.Чтение сказа « Тютьнярская старина»

4.Контрольные вопросы по содержанию сказа. Слайд № 5.

 -К каким эпизодам сказа рисунки? Слайд № 6.

5.Словарно –понятийная работа. Слайд № 7.

6.Художественное своеобразие текста. Практикум (Работа над языком сказа в раздаточном материале по таблице Слайда № 8.)

7.Вывод (запись в тетради). Слайд № 9.

8. Памятка. Как рассказывать сказ. Домашнее задание. Слайд № 10.

                   Литература о С.К.Власовой

Лазарев А.И. О сказах Власовой. Челябинск, 1964

Шмаков А.А. Кудесница слова. Челябинск,1974.

               Произведения С.К.Власовой

Голубая жемчужина: легенды, предания, сказы дорев. Урала. Челябинск.,1957

Уральские сказы.Челябинск,1958

Поют камни:сказы. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд.-во,1964

Ансаровы огни:сказы. Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 1974

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Биография Серафимы Константиновны Власовой (1901-1972)- уральской сказительницы

1901г.--  родилась в городе Томске. Дом на Сибирском тракте, с детства видела много людей  в кандалах, среди них борцы за свободу. Отец- шорник, творец, рассказывал ей разные истории и небылицы, пел старинные песни. Его артистичность передалась дочери.

1908-1918г.-училась в церковно-приходской школе, затем- в Высшем начальном училище г.Томска, потом закончила школу 2 ступени и получила право учительствовать.

1920г.- вышла замуж и уехала на Верхнее-Исетский завод под Свердловск учительницей.

Затем переехали в Сысерть- родину Бажова. Сама атмосфера этого города была наполнена поэтическими сказаниями и легендами. Здесь впервые узнала она истории заводчиков Демидовых, о Хозяйке Медной горы.

С 1952г.- Жила и работала в Челябинске

1954г.- Сочинила первый сказ

1957г.- Вышла первая книжка «Уральские сказы»

15 последних лет жизни посвятила писательской деятельности. Написала книги:  «Голубая жемчужина», « Уральские сказы», «Сказание о Щелкане и Сулее», «Поют камни», «Герцогиня Акуля», «Клинок Уреньги», «Клады Хрусталь-горы»

1965г.- Принята в Союз писателей

1972г.- Умерла

 

«Чтобы писать сказы ,надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край»

«Без сказок скучно жить на свете»

«Говорят, нет на Урале горы, про которую бы люди сказ не сложили. Будто в кружева из самоцветов горы одели.

И когда эти кружева плели, то самым дорогим для рабочего человека словом украсили».  

УРАЛ ЛЮБИЛА И ХОРОШО ЗНАЛА. Об этом свидетельствуют те географические названия, о которых повествуется в ее сказах. Об озерах Увильды, Акакуль, Башкуль, Сабанаево, Зюраткуль- в сказе «Песни Сабаная», о Тургояке и Инышко- в сказе «Пугачевский клад», об Ильменском озере- в сказе «Иванов камень». О Кусе написан «Улин камень», в сказе «Герцогиня Акуля» действия происходят в Кыштыме, сказ «Тылсымлы-тау» повествует о Тамерлановой башне, «Глядень –гора»-о Таганае.

Словарно-понятийная работа

Фольклор (англ.: «народная мудрость»)- устное народное творчество

Легенда (лат.legenda- букв.: то, что следует прочесть») – произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание- жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения , передающиеся из поколения в поколение об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Композиция ( лат. Compositio- составление, соединение) – расположение, т.е. построение произведения.

Инверсия (лат. Inversio – перестановка) – необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Эпитет (греч. Epitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Гипербола (греч. Huperbole- преувеличение)- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета, характерна для фольклора, используется для большей выразительности.

Памятка! Как рассказывать сказ

-Рассказывай медленно, плавно

-Сохраняй приметы сказа: повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, инверсии

-Начинай с присказки, завершай концовкой

РАБОТА  НАД  СОДЕРЖАНИЕМ  СКАЗА «ТЮТЬНЯРСКАЯ  СТАРИНА»

                Родина моя

                                            Саломатина Наташа, ученица 10 кл.

Озерная свежесть и прелесть зари

Леса вековые и горы…

Я больше не знаю такой красоты,

Чем эти родные просторы.

              Припев:     Там солнце самое лучистое

                                 Там озеро самое чистое

                                 И там живут мои друзья,

                                 Там Родина моя

Урал-богатырь охраняет красу,

Жемчужину нашего края.

И люди легенды в веках пронесут,

Земную любовь прославляя.

            Припев.

Весною здесь льются, журчат ручейки.

И грудью дышу я свободно.

Отсюда ведь мне никуда не уйти

Заявляю вам это я гордо

               Припев                                    

                                             РАБОЧИЕ  МАТЕРИАЛЫ                                            

Композиция:

Зачин



Основная часть

Концовка

Построение сказа                              

Начало, где указывается время и

место действия


завязка, кульминация, развязка  

Завершение

«Там, где шумит голубая волна Увильдов и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поет, родилась эта легенда»


«Народ с той поры это озеро Увильдами стал называть…»

Повторы

Усиливают впечатления

Кинула жемчужину, кинула ее вниз..

Гиперболы

Сказочные преувеличения

Награбил богатства видимо-невидимо

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Помогают выразить отношение к герою- симпатию, любовь

Солнышко

   

Постоянные эпитеты

Меткие, выразительные, постоянные эпитеты, переходящие из сказа в сказ

Сыра земля, ветры буйные

Ритм

Напевность, торжественность

Пословицы, поговорки

Передают мудрость и образность народного языка

«Гранит грызи», «правдой служить»

Лексика

Просторечные, иногда употребление диалектных слов

«робь сам…», «шабаш»

Синтаксис

Особенное построение предложений, инверсия

«стакане бездонном…»

Сравнения

Сопоставление 2 предметов

«Будто в стакане бездонном…»

                                                                                       

Контрольные вопросы

1.Откуда узнала сказительница о том, как появилось наше село на Урале? (Старики рассказывали…)

2. Кто такой Демидов? Чем занимались Демидов и князь Долгоруков в Петербурге? (Демидов-заводчик. Они играли в карты.)

3.Сколько людей должен был отдать князь Долгоруков Демидову? Жалел ли он об этом?

(77 мужчин, а «баб и детишек без счету». Не жалел об этом.)

4.Почему невзлюбил князь тютьнярцев? (После случая с иконой к свадьбе дочери считались вольнодумцами)

5. «Как дело было?»

6.Почему раньше Долгоруковы гордились крепостными из Тютьняр? (Хорошо рисовали)

7.Хорошая ли дочь была у князя Долгорукова? Почему?(Красивая, но злая и завистливая)

8. Как поступила она с художником Степаном и его невестой Дуняшей? Почему? (Не разрешила жениться. Выдала Дуняшу за самого последнего мужика в деревне)

9. Как отомстил Степан княжне? (На иконе в лице княжны выразил дьявольскую сущность.)

10. Как наказал род Степана князь Долгоруков? (Велел отрубить всем пальцы на одной руке. Стали Беспалые.)

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

ПРОБА  ПЕРА. Попытайтесь представить себя сказителем, напишите легенду и нарисуйте к ней иллюстрацию. Темы легенд: 1) Иломанова гора, 2) Белый и черный камни на берегу озера Сыргайды, 3) Откуда пошло название деревни Яумбаево.

Художественное своеобразие сказа С.К.Власовой. Наблюдения над языком произведения (Работа с текстом, пользуясь таблицей слайда № 6)

Отметить карандашом на листочках с текстом указанные в таблице элементы композиции, особенности синтаксиса и лексики, тропы.

 Вывод:

С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде, «будто в кружева из самоцветов одевает.» И когда «эти кружева плетет, то самым дорогим словом украшает»:

Есть в композиции зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты; особая напевность достигается инверсией. Много поговорок, сравнений, просторечий.

Рассказывать сказы С.К.Власовой надо, соблюдая правила сказывания.

                                           Серафима Константиновна Власова                                           

                                 Тютьнярская старина

     Многие старики, еще лет с полсотни назад, рассказывали, как появилось село Тютьняры. Потом уже оно стало называться Губернским или Кузнецким.

     При Демидовых это еще было. Как-то раз в Петербурге Демидов играл в карты с князем Долгоруковым. Под утро совсем проигрался Долгоруков. А, видать, хотел отыграться, и вот он поставил на карту деревню. Поставил и проиграл. На том игра и кончилась.

     Доволен был выигрышем Демидов. Не раз читал он донесения  с Урала от приказчиков своих: людей, мол, людей надо для новых заводов. А где их взять?

     И тут вдруг целая деревня! Как не порадоваться такой удаче…

    Семьдесят семь душ мужского пола должен был передать Долгоруков Демидову вместе с деревней. Бабы шли так, на придачу , без счета.

    На другой день отдал приказ Долгоруков своим подчиненным- скрепить грамотой передачу деревни Тютьняры на вечное владение Демидову. И не жалел об этом.

    Невзлюбил князь тютьнярцев за вольнодумство.

Расскажу по порядку, как дело было. Возле деревни, на речке Тютьнярке, что за Воронежем бежит, находилось старинное поместье Долгоруковых.

    Без малого чуть ли не с первых Долгоруковых здесь венчались князья. Свадьбы справляли, а потом надолго уезжали.

    Гордились Долгоруковы крепостными из Тютьняр. Первыми живописцами были они. В Петербурге весь Долгоруковский дворец был расписан тютьнярскими мастерами, всей княжеской родне расписывали палаты тютьнярцы.

    У Долгоруковых была дочка на выданьи- невеста, значит. Была она с виду ангел, а снутри черт или сатана сама.

    Но не ведали дворовые об этом, пока княжна не вздумала пораньше, до свадьбы, прикатить в Тютьняры. Приехала не одна, а с женихом.  Охотились они в лесах, народ борзыми травили.

   Забегали дворовые, засуетились. Принялись дом и церковь обновлять. А приказ был самого князя- все подправить, новые иконы написать.

   Приставил приказчик новые иконы написать для церкви первого живописца- мастера Степана. На картинах у него , как живое, все получалось, и краски не блекли, как у других.

   Незадолго до того, как начать писать иконы, собирался Степан жениться. Полюбил он девку одну дворовую. Дуней звали. Тихая, ласковая девка была, а красотою- поярче самой княжны.

   Пришел Степан с Дуней к княжне- благословенья просить. Так заведено было.

   Там они оба на колени перед княжной встали, а княжна как посмотрела на Дуняшу, аж вздрогнула вся: такая красота перед ней стояла.

   Из зависти, конечно, отказала сразу же княжна. А немного дней спустя приказала выдать Дуню замуж за самого последнего мужика в деревне.

   Говорят, и у дыма тень бывает, а у Степана после такой беды на сердце тоска целой тучей легла. Затаил он злобу на княжну…

   Ну вот, пришло время барской свадьбы. Множество гостей приехало со всех мест. Сам князь с княгиней пожаловали из Петербурга. Женихова родня явилась разряжена, что твой иконостас. Все в каменьях дорогих, в шелка и бархаты одеты.

    Началось венчанье. Стоит жених возле княжны рядом. Перед ним икона, а с нее она- его невеста смотрит ::в углах ротика улыбка, над головой сияние святой. Точь-в-точь была нарисована княжна. Известно, Степанова работа. Доволен жених, довольна и невеста.            Но вдруг слышит жених, что по сторонам будто гости шепчутся о чем-то. Певчие из себя выходят, орут что есть сил «Многие лета…», а шепот перебить не могут.

   Сиятельная сваха, что стояла немного поодаль, сбоку, шепнула невесте на ушко чего-то; та побледнела, испугалась, задрожала вся. Оказалось: жених с невестой стояли против иконы и они портрет видели с княжны, а кто по бокам- другое на иконе увидали.

    Будто два изображения на одном и том же лице: сверху ангельское, а под ним обличие сатаны.

   Сквозь кисейку шарфа на иконе рога казались; а вместо улыбки какой-то дьявол скалил зуб.

   Что тут поднялось: с княжной – удар, жених сбежал. А дворовые ликовали. Тихонько, чтобы, конечно, господа не слыхали. Ловко Степан икону написал.

    Господа, хоть и в ударах были, но сразу же хватились. Узнали Степанову работу. Приказали произвести над ним расправу: засечь Степана до смерти плетью…

   Обшарили весь двор, деревню, вокруг Тютьняр на сотни верст. Искали , как иголку в сене, но Степана не нашли. Исчезла с ним и Дуня.

  Взялись тогда господа за родню Степана, а ее, почитай, половина Тютьняр. Каждому, кто был в родстве со Степаном, отрубили пальцы на одной руке, чтобы картин они больше не писали. Вот как князь остервенел. Хотел было продать князь Тютьняры вместе с народом, но никто их не покупал: узнали, что беспалые они, крепостные-то.

    С той поры так и стали тютьнярских дворовых звать «беспалыми», а когда их пригнали на Урал к Демидову, то приказчик чохом всех их приписал: « Беспаловы- тютьнярцы».

    Оттого и по сей день полсела носят фамилию Беспаловы…

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"

     «Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа

«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала....

Идейно-художественное своеобразие сказа Н.С. Лескова "Левша"

Презентация поможет учителю в проведении уроков литературы по сказу Н.С. Лескова "Левша". Предлагаемые задания к анализу эпизодов произведения могут быть использованы учителем для работы с текстом как...