Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драконом.
Это урок - практикум, где можно ощутить себя настоящим китайским живописцем, работающим тушью и специально заточенным пером.
Это урок - ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kitayu.doc | 379 КБ |
urok_po_kitayu.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Древние образы в декоративном искусстве Китая»
Цели:
- развивать художественно-творческие способности, образное мышление;
- воспитывать интерес к искусству других стран, формировать толерантные отношения;
- познакомить обучающихся с новой техникой рисования;
Оборудование для учителя:
- компьютер, мультимедийная презентация, видеофрагмент, музыкальный ряд, заготовка дракона;
для обучающихся:
- листы с примерами фактур, заготовки частей изображения дракона, тушь, чернильницы, палочки.
Ход урока.
I. Организационный момент
- Ву ан! – это значит «Добрый день»!
- Как вы думаете, жители какой страны так приветствуют друг друга? (Китай) (разворачивается свиток, где написана тема урока)
- Тема нашего урока «Древние образы в декоративном искусстве Китая»
II. Объяснение нового материала
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой необыкновенной, загадочной и очень древней стране.
(видеофрагмент слайд 1)
- (слайд 2) В традициях Китая существует праздник, главным действующим лицом которого является дракон. Во время этого праздника люди, одетые в национальные костюмы, торжественно проносят по главным улицам искусно сделанного дракона. Перед драконом несут ярко раскрашенный шар, символизирующий солнце.
- Ребята, а как вы считаете, дракон это реальное животное или его придумали люди? (Его придумали люди. Если дети скажут, что дракон реальное животное, спросить, а где вы его видели? )
(слайд3)
- Давайте посмотрим на каких животных похож дракон? (сопоставить)
(на змею), а чем он похож? (Тело)
- Причем похож не только внешне, но и внутренне – мудрый, как змея.
Когти – орла
Орел – величественный
Рога – оленя
Олень благородный
Хвост и лапы – тигра
Тигр – сильный
- Перед нами возникает собирательный образ животных, окружавших первобытных охотников. Они придумали дракона 4000 лет назад и до сих пор его изображение остается неизменным.
- Ребята, а как вы думаете, за что китайцы боготворят дракона, за что они его так почитают? (За то, что он защищает и оберегает их. Не только внешность брали от животных, но особенности характера)
- Китайский дракон является символом добра, мира и процветания. Считается, что он могуч и силен, умеет управлять реками и морями, в нем заключены стихийные силы природы, поэтому собрав богатый урожай, китайцы устраивают торжества, на которых благодарят дракона. (На последних словах подхожу к доске и открываю изображение дракона)
Постановка задачи
- Здесь, перед вами старинное изображение дракона. К сожалению, часть этого изображения со временем стерлась, сегодня нам предстоит восстановить его.
- Каждый из вас получил маленькую деталь этого изображения. Я предлагаю вам сделать нашего дракона ярким, волшебным, добрым. Станет ли он таким? Будет зависеть от каждого из нас и от всех нас вместе.
- А я помогу вам в этом. Посмотрите перед вами лежат очень необычные листы, в них зашифрованы четыре стихии: огонь, земля, вода и воздух. Каждый из этих фрагментов показывает нам характер изобразительной поверхности или, как говорят художники – фактуру. Если вы внимательно смотрели видеофильм, то без труда узнаете и воду, и облака. Под какими номерами они прячутся на ваших листах?
- А великую китайскую стену сможете найти, под каким номером? А мудрую змею, а горячие языки костра?
- Вот такими фактурами вы и будете заполнять, те части изображения, которые со временем были утрачены. А если кто-то захочет пофантазировать и на основе моих фактур сотворить что-то свое, то я буду очень рада.
- Мы сегодня в полной мере почувствуем себя китайскими мастерами, так как работать будем необычными для нас материалами – тушью и палочкой. (Учитель показывает материалы)
Техника безопасности
- Как вы думаете, как можно себя обезопасить при работе?
(С тушью нужно быть очень аккуратными, чтобы не разлить и не испачкать одежду.
С палочкой нужно обращаться осторожно, не поворачиваться, чтобы не причинить друг другу неприятностей.)
- Правильно, молодцы. (Если испачкаетесь, то после урока я открою вам маленький секрет, чем можно быстро отмыть тушь) – мыло «Антипятнин»
Физминутка (музыка)
- А теперь давайте глубоко вдохнем, расправим спинки и сделаем медленный выдох. И еще раз глубокий вдох и выдох.
- А сейчас закройте глаза и представьте себе, что вы рисуете окружность глазками.
- Откройте глазки и представьте себе, что ваши реснички это крылья бабочки. Давайте изобразим порхание бабочки нашими ресничками.
- А теперь представьте себе, что ваши руки это цветок лотоса. Давайте покажем, как распускается и закрывается цветок. (Согнуть руки в локтях. Кисти рук поднять вверх ладонями друг к другу. На счет раз – прогнуть ладонь, на счет два – сжать пальцы в кулак.)
III. Практическая работа
- А теперь приступаем к работе.
Показ учителя
- Китайские художники мастерски владеют линией. Многие годы они тренируют свою руку, заботятся о её гибкости и силе. Движение руки должно быть абсолютно точным, потому что исправление написанного просто невозможно.
- Сейчас мы с вами потренируемся – проведем несколько плавных линий на обычных листах бумаги. Почувствуем, сколько туши взять, с какой силой нужно надавить на палочку, если туши много ее не смывают, потому что смывать тушь водой бесполезно, её убирают тряпочкой. Палочкой можно проводить разные линии. Можно перевернуть палочку и попробовать писать обратным концом. (Дети проводят плавные линии)
- А теперь попробуйте изобразить спиральки. ( Спиральки)
- Выбирайте любую фактуру, которая вам понравилась на листе или придумайте свою и ею заполните чешуйку нашего дракона. После того как работа будет закончена, нам нужно будет собрать все части в единое целое.
Самостоятельная работа учащихся.
Звучит китайская музыка
(Во время самостоятельной работы осуществляю индивидуальный подход, слежу за посадкой и аккуратностью детей)
(По окончании практического задания оцениваю учащихся – раздаю цветные жетоны (за хорошую работу – желтого цвета, за отличную – красного)
(Когда ребята заканчивают работать)
- Обратите внимание на обратной стороне ваших фрагментов стоят номера – эти номера у нас и на самом драконе. Вам просто нужно подойти и приклеить свой фрагмент на место.
IV. Закрепление
- Посмотрите, какой замечательный получился дракон.
- Вспомните, встречается ли упоминание о драконе в русских сказках? (Да. В былинах – Змей Горыныч) (слайд Змей Горыныч)
- В чем отличие Змея Горыныча от дракона? (У Змея три головы и он – злой, а китайский дракон – добрый)
- Ребята! Вспомните мультфильм, где Змей Горыныч не только добрый и смешной, но еще и помогает людям? Вы наверняка все видели его. (мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч») (слайд из мультфильма)
- Так от кого тогда зависит характер и поведение этих персонажей? (От людей, которые их придумывают)
- От нас с вами. В одиночку никто из нас не сделал бы ничего подобного. Мы разные, но мы вместе, а когда мы вместе у нас все получается хорошо, мы умеем творить добро.
V. Итог урока
Выставление оценок
- Каждому из вас во время практической работы я раздала кружочки разного цвета. Поднимите у кого кружочки желтого цвета. Эти ребята сегодня хорошо работали на уроке. А теперь поднимите у кого кружочки красного цвета – вы работали сегодня отлично. Посмотрите, что обозначают эти цвета.
(На доске)
Красный – любовь, счастье
Желтый – радость, жизнь
Оранжевый – энергия, теплота
Каким одним словом называются эти цвета? (теплые)
Рефлексия
- В заключении мне бы хотелось, чтобы вы ответили на один вопрос «Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным?»
- Можете начать такими словами…
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
1.сегодня я узнал…
2.было интересно…
3.теперь я могу…
4.было трудно…
5.меня удивило…
6.мне захотелось…
- Еще полчаса назад мы были едва знакомы, а теперь благодаря совместному творчеству стали ближе и роднее. Я благодарю вас за сотрудничество и желаю вам дальнейших творческих успехов.
Фактуры
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс
конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....
приложение к урока в 5 классе "История декоративного искусства. Греческая вазопись"
приложение содержит обрзцы греческого орнамента, виды ваз....
Конспект урока по ИЗО на тему "Декоративное искусство Древнего Египта"
разработка урока...
Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"
Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...
Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...
Урок в 5 классе "«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их символам...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...