Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе Орнамент
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Денисова Евгения Табрисовна

Декоративно – прикладное творчество - это часть культурного наследия страны. Педагоги общеобразовательных школ уделяют особое внимание изучению этого направления в образовании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo_ornament.docx374.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

открытого урока по предмету

изобразительное искусство

Разработала:

Денисова Е.Т., учитель ИЗО


Пояснительная записка.

        Декоративно – прикладное творчество - это часть культурного наследия страны. Педагоги общеобразовательных школ уделяют особое внимание изучению этого направления в образовании школьников.

        Тема «Декоративно – прикладное творчество»   является основной в планирование программы изобразительного искусства за 5 класс. Данный урок направлен на ознакомление обучающихся с  фольклорно-этнографическим и  декоративно – прикладным творчеством Народов Севера.

        Чтобы урок был интересен, в нем используются инновационные технологии, что вызывает интерес к изучению предлагаемого материала.

        Материал урока позволяет выработать навыки и умения выполнить стилизованный орнамент Северных народов, разучить некоторых элементы и движения, характерные для народов Севера, развивать эстетический вкус, интерес к истории народного творчества.

        Предлагаемый план-конспект урока включает в себя подробное описание деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе урока. В плане показано использование приемов развития умений обучающихся работать по парам, а затем в группе: украсить  шаблон кухлянки,  исполнить игровые  танцевальные задания и вместе создать общее панно из  изготовленных ими деталей.

Тема урока: «Народный орнамент»  

Цель: Познакомить обучающихся с   понятиями: «Декоративно – прикладное творчество»  и  «Фольклор». Познакомить обучающихся с особенностями украшения в одежде народов Севера,  их мифологией, музыкальной и фольклорно - этнографической культурой.

Задачи:

-  Образовательная: познакомить обучающихся  с декоративно – прикладным  творчеством народов Севера.

- Развивающая: научить выполнять элементы орнамента в стиле народов Севера.

- Воспитательная: прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма урока: урок-практикум.

Метопредметные связи : музыка, хореография, география, история, технология.

Словарная работа:

Стилизация - произведение сознательно написанное по какому ни будь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей.

Кухлянка - верхняя одежда Северных народов.

Орнамент – узор, построенный по принципу чередования геометрических или изобразительных элементов.

Оберег – символический знак, использующийся в древние времена в качестве защиты от злых духов (по народному поверяю)

Оборудование:

- рисунки с изображением орнаментов;

- несколько национальных костюмов, украшений, предметов быта народов Севера;

- стенд для коллективного панно

- компьютер, мультимедийное оборудование.

Оснащение для обучающихся:

- фломастеры,

- карандаши,

- ластик,

- клей, ножницы,

- шаблоны кухлянок,

- бумага,

- тесьма и пайетки,

- гуашь, кисти

Оформление доски:

дата, тема урока, словарные слова, рисунки с изображением орнаментов народов Севера.

На столе обучающихся: учебно-методический комплекс.

ХОД  УРОКА.

                Звучит музыка  « …»

Мотивация учебной деятельности обучающихся:

Дети входят в учебный класс, традиционное приветствие учителя и обучающихся.

Актуализация темы урока:

Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Вы обратили внимание, какая музыка звучит.  Посмотрите на оформление класса. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?  Ответы детей: ... О  Севере.

Учитель ИЗО: Правильно. Давайте с вами попробуем определить тему нашего урока. Тема нашего урока «Народный орнамент». А именно мы поговорим о орнаменте народов Севера.

Учитель ИЗО: Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.

Материалом для ДПТ может служить дерево, металл, глина, кость, камень. Художественные приемы весьма разнообразны: резьба, роспись, вышивка, чеканка и др.  

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов, соответствующих многогранностью самого отображаемого реального мира.

Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения.

Основные из них, - слово (литература), звук (музыка), колористические и пластические материалы (изобразительное искусство).

Согласно другой системе классификации, виды искусств подразделяют на три группы:

1. Пластические – изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура, фотография;

2. Динамические виды искусств, - музыка, литература.

3. Синтетические или зрелищные - хореография, литература, театр, кино.

В области декоративного искусства народов ханты особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело, используя его свойства.

Камчатка – это край, который населяют различные народы, сегодня численность их мала, но каждый народ, имея свою самобытную культуру, сохранил многообразие вековых традиций. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека. Народы и принадлежащее им искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая опыт многих поколений. Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой, мифологией, бытом и орнаментами, которые используют народы Камчатки в украшении своей одежды. Интересно, какой же, по вашему мнению, может быть музыка народов Камчатки? Что мы можем в ней услышать?

Ответы: Ответы могут быть различны. (Голоса чаек, медведя, моря и т.д.).

Учитель: Правильно, все, что вы называете, это подражание звукам природы, это все то, что окружает аборигена Камчатской земли. Этот человек может и веселиться, и мечтать, и грустить. Его близкий друг, кормилица, слушатель – это природа от которой он зависит, которой поклоняется. Камчадал бесконечно благодарен природе за все то, что она ему дает. Поэтому он и использует ее голос, голос природы. Вслушайтесь, в его пении слышны крики чаек, всплеск сурового моря, звуки бескрайней тундры и грозных огнедышащих гор-вулканов.

Вопросы:

- Какие народности населяют Север? (Чукчи, Эвенки, Коряки, Якуты и . т.д.)

- Какой транспорт предпочитают коренные жители Севера (олень, собачьи упряжки)

- О чем говорят  музыка  и танец Севера? (о природе, животных, окружающей действительности)

- Как называют  верхнюю национальную одежду  Северные народы (кухлянки)

Молодцы ребята!

Учитель ИЗО:  Хорошо. Мы убедились в ваших знаниях о народах Северного края.

Но наверняка каждый из вас, хоть раз в жизни задумывался о том, откуда берется все то, что нас окружает? Откуда же взялись узоры на одежде?

         Сегодня я поведаю вам  одну Северную легенду. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕГЕНДА

Звучит музыкальная тема № 1. На фоне учитель изо  рассказывает легенду.

Рассказчик (Учитель ИЗО): Когда-то, давным-давно народы Севера считали себя детьми Ворона Кутха. Даже седые вершины огнедышащих гор не припомнят то время, когда прародитель земли создал эту страну для жизни. Пролетая над водной гладью, приказал Кутха сыну своему стать землёю, а сам на лыжах пошёл по этой земле. Там, где проходил он, образовались впадины, ущелья, долины. А по краям горы высокие. И, чтобы не замёрзло всё живое на рождённой им земле, вдохнул Кутха в горы высокие свой горячий дух. А ещё придумал зори, невиданной красоты, и тундру украсил брусникой и ароматной морошкой. В каждой долине Ворон-бог реку положил, и в ручьях, протоках этих развёл кижуча да чавычу. И людей сотворил Кутха, чтоб в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой промышляли. Посмотрел Кутха на то, что сотворил и был очень рад всей красоте. Но посещала его грусть, что не может он все, что его окружает уместить на своей одежде. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу. И попался ему мудрый Лосось. Стал молить его Лосось:

- Отпусти меня, Кутха! Исполню твое любое желание!

Подумал Кутха и говорит:

- Посмотри вокруг! Какую красоту я создал! Хочу, чтобы это все всегда было со мной.

Лосось: Что ж. Хорошо, пусть будет так.

Кутха: Хочу, чтобы эти непреступные горы были со мной!

Лосось: Возьми эти горы. (Дает полоску с узором гор; Рисунок 1).

Кутх: Посмотри на эти реки! Хочу, чтобы и они были со мной!

Лосось: На тебе реки. (Дает полоску с узором реки; Рисунок 2).

Кутх: Посмотри на небо! Видишь на нем северное сияние? Его тоже создал я, как бы мне хотелось его иметь на своей одежде!

Лосось: Возьми. Вот северное сияние. (Дает полоску с узором северного сияния; Рисунок 3).

Кутх: Посмотри на тундру. Сколько в ней много разных трав, ягод, красок! Как бы хорошо она своим ковром лежала на моей одежде.

Лосось: Хорошо. Вот тебе узоры тундры. (Дает полоску с узором тундры; Рисунок 4).

Кутх: Взгляни, видишь, вдалеке моя юрта, а рядом пасутся олени.

Лосось: Вот тебе и эти узоры. (Дает полоску с узором юрты и оленей; Рисунок 5 и Рисунок 6).

Кутха: Как стала красива моя кухлянка! Все есть на ней и все мне по сердцу! Спасибо тебе мудрый Лосось.

Лосось: Но это еще не все! Вот тебе еще один узор. Всегда носи его с собой, на любой одежде. Пусть бережет тебя от злых духов-завистников. (Дает узор оберега; Рисунок 7).

Поблагодарил Кутха мудрого Лосося, да и отпустил обратно в море. Так на кухлянке и появились узоры. До сих пор их народы Севера вышивают на своей одежде.

Учитель ИЗО: Ребята, теперь вы знаете, откуда взялись узоры на одежде Северян?

Какие рисунки часто встречаются на одеждах? (ответы детей – горы. Реки. Олени, и т.д.)

Учитель ИЗО: Правильно. Молодцы. Все эти рисунки составляют орнамент,  который. Не только  украшает одежду, но и служит оберегом.

Знакомство с видами орнаментов, оберегом (работа с электронным учебником, поиск информации)

Характерной особенностью культуры народов ханты является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами.

 Многие мотивы орнамента имеют символические значения, которые можно распределить по группам.

  1. Геометрический орнамент (определение)

Пример: Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха .Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры.

  1. Зооморфный орнамент

Пример: Одни из них связаны с изображением зверей.         птиц, рыб, земноводных.

  1. Растительный орнамент

Пример:  Горы, травы, ягоды

4. А еще есть орнамент связанный   с человеком и его бытом.

В современной одежде, сейчас, чаще используются некоторые элементы одежды и её украшения. Этот стиль называется фольклорный. Современные художники-модельеры используют приём СТИЛИЗАЦИИ.

Стилизация – это произведение сознательно написанное по какому ни будь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей.

Я  предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников модельеров. Ваша задача изобразить на шаблонах кухлянок узоры  и орнаменты  используя прием  стилизации.

Но прежде чем мы приступим выполнять практическое задание, давайте немного отдохнем и разомнем свои кисти рук.

Физ. минутка (под музыку дети повторяют движения из танцев народов Севера)

Объяснение  выполнения задания.

А чтобы узоры  ложились гладко, вам поможет  музыка народов Севера.  

Звучит музыка. Дети выполняют работу

Выполнение работы заключается в нанесении рисунков узора на шаблон-кухлянку в том смысловом порядке, в котором он располагается на кухлянке.

Учитель  Изо: Ребята, мы видим, что вы уже закончили своё творчество. Покажите свои работы..(дети поднимают из вверх). Какие веселые  и жизнерадостные они у вас получились.  Молодцы.

Ребята, обратите внимание на вот это панно. Это Северная деревня. В ней когда-то жили очень веселые люди. Но теперь здесь стало скучно. И жителей совсем не осталось. Давайте заселим ее  вашими веселыми жителями.

(дети прикрепляют на панно свои работы.)

Итоговые вопросы урока:

1. Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на уроке? (ОТВЕТЫ)

2. Как  называют бога северные народы? (Кутха)

3.  Какие виды орнаментов вы узнали?

4. Что такое стилизация?

5.  Какие отличительные особенности в музыке народов Севера?

 Молодцы вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке.

 Вам понравилось? (ответы детей)

Рефлексия: 

У вас на столах лежат ленты четырёх  цветов. Выберите пожалуйста ленты с цветом вашего сегодняшнего  настроения ( на слайде представлен выбор цвета желтый- радость, красный-удовольствие, синий- счастье, зеленый-восторг)

Посмотрите еще раз на это прекрасное панно, какое красивое  оно у нас  получились, но что то здесь не хватает? (ответы детей )

Правильно! Здесь не хватает северного сияния. А давайте мы свами ваши ленты прикрепим к нашему панно и у нас получится настоящие северное сияние.

Ну, а теперь настало время для настоящего праздника.

Ребята, а вы знаете, что основным традиционным танцем народов Севера является хоровод- «Ёхорьё». Я предлагаю вам встать в круг и станцевать танец .

Учитель: Занятие наше подходит к концу. Посмотрите еще раз на это прекрасное панно, какое красивое  оно у нас  получились. Молодцы!

До свидания ребята!

В создании работы было обращение к следующим материалам:

1.Виттер И., Новик Ю. Мода от природы: Традиционная корякская одежда, изготовленная в конце ХХ века / И. Виттер, Ю. Новик. – Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания “Новая книга”, 2004. – 260 с.

2.Корчагин Ю., Шарахматова В. Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки / Ю. Корчагин, В. Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В. Беринга, 2008. – 116 с.

3.Камчатские и русские народные песни. Камчатская хоровая капелла. Художественный руководитель и дирижер – Евгений Морозов. Компакт диск: КСН 0203, SONY DADC, 2002.

4.Интернет  ресурсы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом ....

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Конспекта урока изобразительного искусства «Красота марийского орнамента»

Урок построен на создание эскизов в которых применяется традиционный марийский орнамент в современных техниках исполнения: печатной технике и стиле граффити с целью украшения транспорта, стен городски...

Открытый урок изобразительное искусство 7 класс

Открытый урок по изобразительному искусству 7 класс."Народное искусство.часть художественной культуры.Традиции и современность"...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений находить и создавать ритм в орнаменте в полосе.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с понятиями «орна...