РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» основного общего образования по изобразительному искусству предназначена для обучающихся 5 класса МОУ Новоульяновская СОШ № 1.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Изобразительное искусство» для 5-9 классов под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.docx | 173.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1
Ульяновская область город Новоульяновск
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СОШ№1 _________/Бурдина Т.Б./ ФИО «29»августа 2014г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 554 от30/08.2014 Директор МОУ СОШ №1 _________/НовиковаО.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Ступень обучения - основное общее образование 5 А, 5 Б, 5 В класс
Количество часов - 34 Уровень - базовый
Учитель - Калашникова Ирина Юрьевна
высшая квалификационная категория.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей ИЗО, музыки и технологии
Руководитель МО
________/Калашникова И.Ю./
ФИО
Протокол № 1
от «28»августа 2014 г
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» основного общего образования по изобразительному искусству предназначена для обучающихся 5 класса МОУ Новоульяновская СОШ № 1.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Изобразительное искусство» для 5-9 классов под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Углубление идеи многообразных взаимодействий изоискусства с учебными предметами – литературой, музыкой, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» основного общего образования по изобразительному искусству в 5 классе реализуется в течение одного учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение изобразительного искусства в школе, ориентированное на
развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Целью уроков изобразительного искусства в 5 классе является изучение группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств.
Задачи художественного образования:
- формирование представлений об основных географических центрах народных промыслов России;
- овладение элементарными приемами росписи предметов народного быта;
- развитие ощущения гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- овладение основными сведениями о видах современного декоративно – прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- формирование у обучающихся навыков работы в области декоративно – прикладного искусства;
- усвоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому пониманию смысла и замысла художественных произведений;
- развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
- освоение языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания изоискусства;
- метод эмоциональной драматургии;
- стилевой подход;
- метод интонационно-стилевого постижения искусства;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» один раз в неделю. Авторская программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов в год. У нас 34 рабочих недели, не включены часы резервного времени, выделенные на повторение учебного материала.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Результаты освоения учебного курса.
Предметные:
✓ понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
✓ осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
✓ выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
Метапредметные:
✓ приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
✓ научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
✓ смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Личностные:
✓ уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
✓ социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
✓ активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
✓ осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
Содержание программы.
Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержание уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, создание игрушек в традициях одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составление эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ, выполнение художественно-творческих проектов позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление обучающихся, повышать мотивацию обучения.
Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: практическая или творческая работа, устный опрос (собеседование), защита рефератов и презентаций, творческая работа, изовикторина, тест, выставка¸ конкурсы рисунков и проектов.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста:
1 четверть, 1 урок - входная диагностика по изобразительному искусству для
учащихся 5 классов;
1 четверть, 8 урок – итоговый тест по теме: «Древние корни народного
искусства»;
2 четверть, 4 урок – тематический тест по теме: «Искусство Гжели»;
2 четверть, 6 урок - тематический тест по теме: «Искусство Хохломы»;
2 четверть, 8 урок - итоговый тест по теме «Связь времен в народном искусстве»;
4 четверть, 8 урок – итоговый тест по теме «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
Содержание тем курса.
№ | Раздел учебного курса | Кол-во часов | Причина изменения количества часов | |
По авторской программе | По рабочей программе | |||
1 | Древние корни народного искусства | 8 | 8 | |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | 8 | |
3. | Декор-человек, общество, время | 11 | 10 | Авторская программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов в год. У нас 34 рабочих недели не включены часы резервного времени, выделенные на повторение учебного материала. |
4. | Декоративное искусство в современном мире | 8 | 8 | |
Итого | 35 | 34 |
- Древние корни народного искусства. (8 часов)
Обучающиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов и народно-праздничными обрядами.
- Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народного промысла.
- Декор – человек, общество, время (10 часов)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами РФ, Ульяновска, Ульяновской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
4.Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Создание декоративной работы в материале
( творческий проект)
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела: | Тема урока: | Кол-во часов: |
Древние корни народного искусства. | Древние образы в народном искусстве. | 1 | |
Убранство русской избы. | 1 | ||
Внутренний мир русской избы. | 1 | ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | ||
Русская народная вышивка. | 1 | ||
Народный праздничный костюм. | 1 | ||
Народные праздничные обряды. | 2 | ||
Связь времён в народном искусстве. | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 | |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | ||
Щепа. Роспись по дереву. | 1 | ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | ||
Декор – человек – общество - время. | Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». | 1 | |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | ||
Одежда говорит о человеке. | 3 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 3 | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | ||
Декоративное искусство в современном мире. | Современное выставочное искусство. | 1 | |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы (проект) в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики). | 7 |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
- УМК
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
- Дидактический материал:
- Репродукции картин русских и зарубежных художников (печатный и электронный вариант);
- презентации к урокам;
- познавательные материалы (ребусы, художественный словарик);
- контрольно-измерительные материалы: тесты в печатном и электронном виде;
- вопросы для самопроверки при первичном закреплении материала;
- методички: последовательность рисования;
- видеотека по каждому уроку изобразительного искусства;
- словарь-методичка «Специальные термины изоискусства».
3. Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран проекционный,
- компьютерные программы: Get-audio, Audacity
4. Учебно-практическое оборудование:
- муляжи фруктов, овощей;
- изделия декоративно-прикладного искусства;
- гипсовые орнаменты;
- керамические изделия (вазы, кринки и др.)
- драпировки;
- предметы быта (кофейники, самавар и др.)
Литература
Методические пособия для учителя:
1.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред.
Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
2. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М.,
Просвещение, 2012.
3.5класс по Неменскому, Порохневская М.А., Волгоргад 2003г.
4. 5 класс по Неменскому, Свиридова О.В., Волгоргад 2006г.
5.Конспекты уроков по изо. искусству, мифологии и фольклору по
Шпикаловой, Неретина Л.В., М., 2004г.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Картины в технике аппликации, Митителло К., М., 2005г.
- Рисование (для обучения детей в семье, детсаду и далее), Мосин
И.Г., Екатеринбург 1998 г.
- Декоративное оформление, Соловьёв С.А., М., 1987 г.
- 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира,
Камышановка З.А., Ярославль 1998
- Искусство современного интерьера – школьнику, Глинки В.А., М., 1984
- Творчество у истоков гражданственности, Плюхни В.У., М.,1989 г.
- Художественное краеведение в школе, Смирнов В.Г.,М., 1987 г.
- К вершинам искусства, Алтаев А., М., 1979 г.
- Край наш родной, Кузьминский Н.А., Саратов 1982 г.
- Дети рисуют, Аллахвердова Н., М., 1980 г.
- Искусство понимать искусство, Толстых А.В., м., 1990 г.
- В.Б.Пинчук (скульптор), Андреева Ю., М., 1988 г.
- Обучение детей технике рисования, Комарова Т.С.,М., 1976 г.
- Основы изоискусства и методика руководства изо. деятельности
детей, Косминская В.Б., М., 1981 г.
- Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе,
Грошенков И.А., М., 1993 г.
- Иголка волшебница, Ерёменко Т.И., М., 1988 г.
- Кустарные промыслы Симбирского – Ульяновского Поволжья,
Анисимова Е.Ю., Ульяновск 2004 г.
- Первые шаги в мире искусства, Горяева Н.А., М., 1991 г.
- Изобразительное искусство (художник, педагог, школа), Алёхин А.Д.,
М., 1984 г.
- Аппликационные работы в нач. классах, Шеблыкин Н.К., М., 1990 г.
- Как прекрасен этот мир, Хижняк Ю.Н., М., 1981 г.
- Декоративно – прикладное искусство в школе, Хворостов А.С., М., 1981
- Рисунок в педпрактике учителя, Терентьева А.Е., М., 1981 г.
- Внеклассное занятие по труду, Беляков Н.Д., М., 1969 г.
- Рисовать – это просто, Альберт Г., Минск 2001 г.
- Плетение, Орейли С., С-Петербург 1989 г.
- Добрым людям на загляденье, Арбат Ю., М., 1963г.
- Основы художественного ремесла, Барадулин В.А., М., 1978г.
- Золотые травы России, Емельянова Т.Е., Горький 1973г.
- Дерево рассказывает сказки, Ёлкин В., М., 1978г
- Русские народные картинки, Балдина О., М., 1972г.
- Изобразительное искусство в школе продлённого дня, Чарнецкий Я.Я.,
М., 1991 г.
- Родник творчества, Максимов Ю.В., М., 1988г.
- Роспись по дереву, Махмутов Х.И., М., 1987г.
- Художественная иллюстрация на уроках, Сотников А.Т., М., 1970г.
- Искусство Древнего мира, Дмитриева Н.А., М., 1986г.
- Чудеса из ткани своими руками, Нагибина М.И., Ярославль 1997г
- Чтобы ожили стены (витражи), Дитмар К., М., 1977г.
- Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок, Горичева В.С., Ярославль
2000г.
- Калейдоскоп чудесных ремёсел, Гомозова Ю.Б., Ярославль 1999г.
- 100 поделок из ненужных вещей, Цамуталина Е.Е., Ярославль 2002г.
- Журналы «Эскиз» 2007, 2008г, 2009.
- Игрушки из ничего, Литвиненко В.М., С-Петербург 2000г.
- Прекрасное своими руками, Газарян С., М., 1986г.
- Обучающие игры (делай и играй), Гибсон Р., М., 1995г.
- Шаг за шагом «Азбука изоискусства» (рабочая тетрадь), Князева М.Л.,
М., 1995г.
- Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья, Шабалина
Л.П., Ульяновск 1993г.
- Методика организации уроков коллективного творчества, Колякина
В.И., М., 2004г.
- Детская энциклопедия в вопросах и ответах «Мир культуры»
(литература, живопись, архитектура, балет), Чернякевич О.М.,
Смоленск, 2001г.
- Художественная студия в школе, Волков И.П., М., 1993г.
- Приобщение школьников к искусству, Волков И.П., М., 1982г.
- Беседы и дидактические игры на уроках по изоискусству, Абрамова
М.А., М., 2002г.
- Изоискусство в современной школе, Пьянкова Н.И., М., 2006г.
- Краткая история искусств, Дмитриева Н.А., М., 1986г.
- Какого цвета радуга, Каменева Е., М., 1987г.
- Учебное рисование, Костерин Н.П., М., 1984г.
- 1000 загадок, Ёлкина Н.В., Ярославль, 1998г.
- 300 вопросов и ответов о животных, Алексеев В.А., Ярославль, 1997г.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, Тарабарина Т.И.,
Ярославль, 1998г.
- 300 вопросов и ответов о птицах, Анашкина Е.Н., Ярославль, 1998г.
Интернет-ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие электронные версии и медиатека учителя:
1.Современные художники http://www.artrussia.ru/russian/
2.Художники России http://www.artuser.ru/index/tag/rossija
3.Видео уроки по изо Яндекс видео http://video.yandex.ru/users/kondrashinakatia/tag/видеоурок%20по%20изо/
4.Сайт мастер-класс по изо Школа радости http://izoradosti.narod.ru/master.htm
5.Сайт мастер-класс по изоМы вместе http://pedsovet.su/load/117-1-0-7775
6.Творческие мастер-класс для всех Яндекс я.ру http://clubs.ya.ru/4611686018427443965/
7.Всероссийских дистанционных олимпиадах!http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/10652.html
8.Арт-талант http://www.art-talant.org
9.Страна мастеров http://stranamasterov.ru
10.Сайт творчества http://www.big-big.ru/soczialnyie
11.Сайт музеи мира http://muzei-mira.com
12.Музеи мира http://www.museum.ru/wm/
13.Сайт музеев всего мира http://priroda.inc.ru/muzei.html
14.Музеи мира в интернете http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm
15.Сайт МУЗЕИ МИРА
МУЗЕИ МОСКВЫ
МУЗЕИ РОССИИ http://supercook.ru/spr-01-mus.html
16.Коллекция музеев мира http://gallerix.ru/album/Museums
17.Самые необычные музеи мира http://piters.in/muzei-mir/
11.Сайт музеи мира http://muzei-mira.com
12.Музеи мира http://www.museum.ru/wm/
13.Сайт музеев всего мира http://priroda.inc.ru/muzei.html
14.Музеи мира в интернете http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm
15.Сайт МУЗЕИ МИРА
МУЗЕИ МОСКВЫ
МУЗЕИ РОССИИ http://supercook.ru/spr-01-mus.html
16.Коллекция музеев мира http://gallerix.ru/album/Museums
17.Самые необычные музеи мира http://piters.in/muzei-mir/
Дополнительное пособие для обучающихся:
1.Горяева Н.А. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному
искусству для 5 класса, под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах
№ п\п | Дата: | Тема урока: | Коли-чество часов | Тип урока | Форма контроля | Планируемые результаты: | ФОПД | Нагляд- ность, ИКТ | Домашние задание: | Коррекция | |||||||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||
1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства» 8 часов | |||||||||||||||||||||
1. | 5.09 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | входная диагностика (тест). | Ознакомление со славянской орнамента-льной символикой и ее историей, с декоратив-ными, орнаментальными композициями в традиции народного искусства | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки | В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки» | Подобрать информацию по теме. | ||||||||||
2. | 12.09 | Убранство русской избы | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Фронталь-ный опрос. Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. | Символическое значение знаков в декоративном убранстве избы. Создание эскизов декоративного убранства избы. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций | социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | В/ф» Народные промыслы». Презентация «Русская изба» | Завершение работы над украшением русской избы | ||||||||||
3. | 19.09 | Внутренний мир русской избы | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. Беседа по теме урока. | Устройство традицион-ной жилой среды. Создание цветовой композиции внутреннего пространства избы. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности | Рисунок на тему: «В русской избе». Вырезание из картона предметов быта. | Презентация «Интерьер русской избы» | Нарисовать предметы русского быта | ||||||||||
4. | 26.09 | Конструк-ция и декор предметов народного быта | 1 | Комбини-рованный | Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ. | Характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Выразительная форма предметов крестьянско-го быта и её украшение | умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. | В/ф «Народные промыслы». | Украсить эскизы посуды орнаментом | ||||||||||
5. | 3.10 | Русская народная вышивка | 1 | Комбинированный | Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. | Традиционные для вышивки сочетания цветов. Навыки декоративного обобщения. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций | Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ | Выполнение узора вышивки на полотенцах в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка. | Презентация «Русское вышитое полотенце» | Подготовить материал по теме «Народный костюм» | ||||||||||
6. | 10.10 | Народный празднич-ный костюм | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. Эстетичес-кая оценка выполнен-ных костюмов. | Значение традицион-ного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Эскизы народного костюма. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения | активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | Презентация «Народный праздничный костюм» | Завершение работы над эскизами праздничного народного костюма | ||||||||||
7. 8. | 17.10 24.10 | Народные празднич-ные обряды Завершение работы | 2 | Комбинированный Обобщения и системати-зации знаний. Урок-путешествие | Творческое обсужде-ние выполнен-ных работ итоговый тест по теме: Древние корни народногоискусства . | Проявление в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Подбирать материал по колориту и традициям народного орнамента | организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию | Изготовление куклы Масленицы. Работа над куклой. | Презентация «Празднич-ные гулянья» В/ф «Празднич-ные гулянья» | Оформить лицо куклы Масленицы Подготовить доклад на тему «Народные промыслы. Игрушки». |
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах
№ п\п | Дата: | Тема урока: | Коли-чество часов: | Тип урока | Форма контроля | Планируемые результаты: | Организация самостоятельной деятельности | Нагляд- ность, ИКТ | Домашние задание: | Коррекция | |||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
2 четверть. Тема «Связь времён в народном искусстве» 8 часов | |||||||||||||||||
9 10 | 7.11. 14.11 | Древние образы в современных народных игрушках Завершение работы | 2 | Комбинированный Применение знаний и умений | Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ | Ознакомление с дымковской, филимоно-вской, каргопольской игрушками Различие народных игрушкек. Единство формы и декора в игрушке Передача декоративных элементов с учётом традицй. | умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | . Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов Работа над декоративной росписью игрушки | Презентация «Народные промыслы. Игрушки». В/ф «Народные промыслы. Игрушки». | Украсить эскиз игрушки декоративной росписью Посмотреть дома и принести образцы гжельской посуды | ||||||
11 | 21.11 | Искусство Гжели | 1 | Комбинированный | Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ | Особеннос ть росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Передача единства формы и декора. Выполнение приёмов письма в манере мастеров Гжели | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; | Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели | Презентация «Гжель. Посуда и игрушки» | Подготовить сообщения по теме «Гжель» | ||||||
12 | 28.11 | Городец-кая роспись | 1 | Комбинированный | тематический тест по теме: «Искусство Гжели Творческое обсуждение выполнен-ных работ. | Основные приёмы городецкой росписи. Передача единства формы и декора. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. | Презентация «Городецкие мастера» | Завершение работы над городецкой росписью | ||||||
13 | 5.12 | Хохлома | 1 | Комбинированный | Творческое обсуждение выполнен-ных работ. | Основные приёмы хохломской росписи. Передача единства формы и декора. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Хохломы | Презентация «Хохломская посуда» | Завершение работы над хохломской росписью | ||||||
14 | 12.12 | Жостово | 1 | Комбинированный | тематический тест по теме: «Искусство Хохломы Просмотр и обсуждение выполнен-ных работ. | Основные приёмы жостовской росписи. Передача единства формы и декора. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. | Презентация «Жостовские букеты» | Завершение работы над жостовской росписью | ||||||
15 | 19.12 | Щепа. Роспись по дереву. | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Просмотр и обсуждение выполнен-ных работ. Эстетичес-кая оценка выполнен-ных работ | Характерные особенности мезенской деревянной росписи, Основные приёмы росписи; создание композиции росписи в традиции мезенской росписи. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. | Презентация «Мезенская деревянная роспись» | Подготовить доклад на тему «Мезенская деревянная роспись» | ||||||
16 | 26.12 | Роль народных художественных промыслов в современ-ной жизни. | 1 | Обобщения и система-тизации. Урок-викторина | Творческое обсужде-ние выполнен-ных работ Итоговый тест по теме «Связь времен в народном искусстве» | Произведения ведущих центров народных худ. промыслов. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ | . Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признаку. | Презентация «Занимательная викторина» | Составить кроссворд на тему «Декоратив-ное искусство» |
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах
№ п\п | Дата: | Тема урока: | Коли-чество часов | Тип урока | Форма контроля | Планируемые результаты: | Организация самостоятельной деятельности | Нагляд- ность, ИКТ | Домашние задание: | Коррекция | ||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
3 четверть. Тема «Декор – человек, общество, время» 10 часов | ||||||||||||||||
17 | 16.01 | Зачем людям украшения | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Фронталь-ный опрос. | Смысл декора не только как украшенияа как социального знака, определяющего роль хозяина вещи | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала | Нравственно-эстетическое оценивание; повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; | Рассмотрение и обсуждение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран | Презентация «Украшения в жизни человека» | Составить презентацию на тему «Декор костюма людей разного статуса и разных стран» | |||||
18 19 | 23.01 30.01 | Роль декорати-вного искусства в жизни древнего общества Заверше-ние работы. | 2 | Комбиниро-ванный Примене-ние знаний и умений | Презентации работ учащихся и оценка результата | Характерные признаки произведений ДПИ Древнего Египта. Технология продавли-вания рельефа Создание эскизов украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Понимание роли изо. Искусств в жизни человека | Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, браслета) Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание ручкой рельефа. | Презентация «Великие творения людей» Презентация «Орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта» | Подготовить доклад на тему «Искусство Древнего Египта» Подобрать книги с иллюстрация-ми бала во дворце. | |||||
20 21 22 | 6.02 13.02 20.02 | Одежда говорит о человеке Продолже-ние темы. Завершение работы. | 3 | Комбинированный Примене-ние знаний и умений Проверкаи коррекция знаний и умений | Творческое обсуждение выполнен-ных работ. | Соотношение образного строя одежды, мебели с положением её владельца в обществе Передача в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера и костюма людей | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» Изображение мебели и отдельных элементов. Изображение фигурок людей в костюмах. | Презентация «Великие творения людей» Презентация «Эпоха барроко» Работы учашихся прошлых лет | Проработать детали эскиза «Бал во дворце» Подготовить худ. материал для работы (по выбору) Узнать у родителей о родословной семьи | |||||
23
24 25 | 27.02 13.03 20.03 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. Продолже-ние темы. Завершение работы. | 3 | Комбинированный Примене-ние знаний и умений Проверка и коррекция знаний и умении | Творческое обсуждение выполнен-ных работ. | Символические элементы герба и использовать их при создании собственного и семейного проекта герба Композиция герба. | принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Эстетическое оценивание работ Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; | Создание эскиза собственного герба. Создание семейного герба. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. | Презентация «История геральдики» Презентация «Искусство составления герба» | Проработать детали на собственном гербе Посоветова-ться с родителями над созданием семейного герба Завершение работы над гербом | |||||
26 | 27.03 | Роль декоратив-ного искусства в жизни человека и общества | 1 | Обобщения и система-тизации - выставка | Анализ результата коллектив-ной работы | Систематизация зрительного материала по ДПИ по социально-стилевым признакам. Особенности худ. языка классического ДПИ. | умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения | Духовно-нравственное развитие детей | . Выполнение различных аналитически-творческих заданий. | Выставка работ учащихся «Декор-человек-общество» | Подобрать материал по теме «Современное ДПИ» |
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах
№ п\п | Дата: | Тема урока: | Коли-чество часов: | Тип урока | Форма контроля | Планируемые результаты: | Организация самостоятельной деятельности | Нагляд- ность, ИКТ | Домашние задание: | Коррекция | |||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» 8 часов | |||||||||||||||
27 | 10.04 | Современ-ное Выставо-чное искусство | 1 | Ознакомле-ние с новым материалом | Фронталь-ный опрос | Разнообразие материалов, форм современного ДПИ, его особенностях Использование в речи новых терминов, связанные ДПИ. | умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Беседа на тему «Обращение современных художников ДПИ к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства» | Презентация «Современное ДПИ» | Выбрать несколько вариантов для будущего панно, подобрать материал. | ||||
28 | 17.04 | Ты сам мастер (выполнение эскиза коллаж) | 7 | Комбиниро-ванный | Обмен мнениями по вопросам современ- ного декоративного искусства | Особенности и традиции изготовления панно, витражей, коллажей, декоратив-ных украшений интерьеров школы. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ. | Выполнение эскиза коллажа (техника по выбору учащихся) | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Работа над панно | ||||
29 | 24.04 | Ты сам мастер (деление общей композиции на фрагменты) | Применение знаний и умений | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой | Язык ДПИ, практические навык,и использование формы, объёма, цвета, фактуры и др | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; | Выполнение деталей коллажа (техника по выбору учащихся) | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Работа над панно | |||||
30 | 1.05 | Ты сам мастер (изготовле-ние деталей для панно | Проверка и коррекция знаний и умений | Творческое обсуждение работ | Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы. Использование формы, объёма, цвета, фактуры и др | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Выполнение деталей коллажа (техника по выбору учащихся) | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Работа над панно | |||||
31 | 8.05 | Ты сам мастер (изготовле-ние деталей для панно) | Применение знаний и умений | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой | Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы Использование формы, объёма, цвета, фактуры и др | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ | Выполнение деталей коллажа (техника по выбору учащихся) | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Работа над панно | |||||
32 | 15.05 | Ты сам мастер (монтаж декоративного панно) | Проверка и коррекция знаний и умений | Творческое обсуждение работ | Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ; | Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. | Презентация «Декорати-вно-прикладное искусство» | Работа над панно | |||||
33 | 22.05 | Ты сам мастер (монтаж декоративного панно) | Применение знаний и умений | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой | Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству | Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Работа над панно | |||||
34 | 29.05 | Ты сам мастер (отчётная выставка) | Обобщения и систематизации знаний | Эстетичес-кая оценка результата работы | Участие в подготовке итоговой выставки творческих работ. | работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся | Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ | Отчётная выставка учащихся | Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство» | Летние задание: пленэрные зарисовки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....