РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Калашникова Ирина Юрьевна

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»    основного общего образования по изобразительному искусству предназначена  для обучающихся  5 класса    МОУ  Новоульяновская   СОШ № 1.

 Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно - нравственного развития  и воспитания  личности гражданина России  и авторской программы «Изобразительное  искусство»  для  5-9 классов  под редакцией  народного художника России, академика РАО и РАХ  Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение»,  2014.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass.docx173.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1

Ульяновская область город Новоульяновск

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ№1

_________/Бурдина Т.Б./

           ФИО

«29»августа 2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 554 от30/08.2014

Директор МОУ СОШ №1

_________/НовиковаО.В./

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

      по   изобразительному искусству

Ступень обучения   -  основное  общее образование   5 А, 5 Б, 5 В  класс

Количество часов  -   34                         Уровень   -    базовый

Учитель  -     Калашникова Ирина Юрьевна  

                       высшая  квалификационная  категория.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО    

учителей  ИЗО, музыки и технологии

Руководитель МО

________/Калашникова И.Ю./

ФИО

Протокол № 1

от «28»августа 2014 г

2014  - 2015  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»    основного общего образования по изобразительному искусству предназначена  для обучающихся  5 класса    МОУ  Новоульяновская   СОШ № 1.

 Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно - нравственного развития  и воспитания  личности гражданина России  и авторской программы «Изобразительное  искусство»  для  5-9 классов  под редакцией  народного художника России, академика РАО и РАХ  Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение»,  2014.

Рабочая программа ориентирована  на использование УМК:

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.

Концепция  настоящей программы,  ее содержание, структура  и принципы  отбора  художественного  материала  нацелены  на   единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Углубление идеи  многообразных  взаимодействий  изоискусства  с учебными предметами – литературой, музыкой, историей, мировой художественной культурой, русским  языком,  природоведением.

      Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»   основного общего образования по изобразительному искусству в 5 классе реализуется  в течение одного  учебного  года.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

        Изучение изобразительного искусства в школе,  ориентированное на

развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Целью уроков изобразительного искусства в 5 классе является  изучение  группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств.

Задачи  художественного образования:

  • формирование представлений об  основных географических центрах народных промыслов России;
  • овладение элементарными приемами росписи предметов народного быта;
  • развитие ощущения гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • овладение основными сведениями о видах современного декоративно – прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • формирование у обучающихся навыков работы в области декоративно – прикладного искусства;
  • усвоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому пониманию смысла и замысла художественных произведений;
  • развитие у  обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
  • освоение языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий.

       В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих  умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания изоискусства;

- метод эмоциональной драматургии;

- стилевой подход;

- метод интонационно-стилевого постижения искусства;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Настоящая  программа составлена  в полном  соответствии с Базисным  учебным  планом  образовательных учреждений   общего  образования.  Она предусматривает   изучение предмета  «Изобразительное искусство»  один  раз  в неделю.   Авторская программа «Изобразительное искусство»  рассчитана   на  35 часов  в год.  У нас   34  рабочих  недели,   не включены  часы  резервного времени,  выделенные  на повторение  учебного материала.

Ценностные  ориентиры  содержания  курса  заключаются:

  • в формировании  и воспитании  у обучающихся  веры  в Россию, чувства  личной ответственности  за Отечество;
  • в формировании чувства  патриотизма  и гражданской солидарности;
  • в формировании  разностороннего, интеллектуально-творческого  и духовного развития;
  • в формировании основ  художественного мышления;
  • в ориентации  на успешную  социализацию  растущего  человека, становление его активной жизненной позиции,  готовности к взаимодействию  и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности  за будущее культурное  наследие.

Результаты  освоения  учебного  курса.

Предметные:

 понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

 осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

 выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

Метапредметные:

 приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

 научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

 смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Личностные:

 уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

 социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

 активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

 осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Содержание программы.

        Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса -  первый год обучения основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.

 Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

        Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности:   декоративно-прикладной,  художественно-конструктивной и проектной. 

        В содержание уроков входит  составление декоративной композиции  традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи,  создание игрушек в традициях одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской,  составление эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм  работ, выполнение художественно-творческих  проектов   позволяет развивать  творческое воображение  и художественно-образное  мышление обучающихся,  повышать мотивацию обучения.

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:  практическая или творческая  работа, устный опрос (собеседование),  защита рефератов и  презентаций,   творческая работа,   изовикторина,   тест, выставка¸ конкурсы рисунков и проектов.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста:

1 четверть, 1 урок -  входная диагностика по изобразительному искусству для  

                                  учащихся 5 классов;

1 четверть, 8 урок – итоговый тест  по теме: «Древние корни народного

                                  искусства»;

2 четверть, 4 урок – тематический тест по теме: «Искусство Гжели»;

2 четверть, 6 урок - тематический тест по теме: «Искусство Хохломы»;

2 четверть, 8 урок - итоговый тест по теме «Связь времен в народном искусстве»;

4 четверть, 8 урок – итоговый тест по теме «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».


Содержание  тем  курса.

Раздел  учебного  курса

Кол-во часов

Причина  изменения  количества  часов

По  авторской  программе

По рабочей программе

1

Древние  корни народного искусства

8

8

2

Связь времен в  народном искусстве

8

8

3.

Декор-человек, общество, время

11

10

Авторская программа «Изобразительное искусство»  рассчитана   на  35 часов  в год.  У нас   34  рабочих  недели   не включены  часы  резервного времени,  выделенные  на повторение  учебного материала.

4.

Декоративное искусство в современном мире

8

8

Итого

35

34

  1. Древние корни народного искусства. (8 часов)

        Обучающиеся  знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов и народно-праздничными обрядами.

  1. Связь времен в народном искусстве (8 часов)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народного  промысла.  

  1. Декор – человек, общество, время (10 часов)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами РФ, Ульяновска, Ульяновской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

4.Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

         Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Создание декоративной работы в материале

( творческий проект)

Учебно-тематический  план  

Тема раздела:

Тема  урока:

Кол-во часов:

Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве.

1

Убранство  русской избы.

1

Внутренний мир русской избы.

1

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

Русская народная вышивка.

1

Народный праздничный костюм.

1

Народные праздничные обряды.

2

Связь времён в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.

2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

Щепа. Роспись по  дереву.

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Декор – человек – общество - время.

Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

1

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

Одежда говорит о человеке.

3

О чем рассказывают гербы и  эмблемы.

3

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Декоративное искусство в современном мире.

 Современное выставочное искусство.

1

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы (проект) в материале (выполнение вазы, игрушки, витража,  

       мозаики).

7

Учебно-методическое  и материально-техническое

обеспечение  образовательного  процесса.

  1. УМК
  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.
  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.

  1. Дидактический  материал:
  • Репродукции картин  русских  и зарубежных художников (печатный и электронный вариант);
  • презентации к урокам;
  • познавательные материалы (ребусы, художественный словарик);
  • контрольно-измерительные материалы:  тесты в печатном и электронном виде;
  • вопросы для самопроверки при первичном закреплении материала;
  • методички: последовательность рисования;
  • видеотека по каждому уроку изобразительного искусства;
  • словарь-методичка «Специальные термины изоискусства».

3.        Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • компьютерные  программы: Get-audio, Audacity

4.        Учебно-практическое оборудование:

-        муляжи фруктов, овощей;

-      изделия декоративно-прикладного искусства;

-      гипсовые орнаменты;

-      керамические изделия (вазы, кринки и др.)

-      драпировки;

-      предметы быта (кофейники, самавар и др.)

Литература

Методические пособия для учителя:

1.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни    

    человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса под ред.

    Б.М. Неменского.- М., Просвещение, 2012.

2. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное

     искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Б.М. Неменского.- М.,

     Просвещение, 2012.

3.5класс по Неменскому, Порохневская М.А., Волгоргад 2003г.

4. 5 класс по Неменскому, Свиридова О.В., Волгоргад 2006г.

5.Конспекты уроков по изо. искусству, мифологии и фольклору по  

    Шпикаловой, Неретина Л.В., М., 2004г.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Картины в технике аппликации, Митителло К., М., 2005г.
  2. Рисование (для обучения детей в семье, детсаду и далее), Мосин  

И.Г., Екатеринбург 1998 г.

  1. Декоративное оформление, Соловьёв С.А., М., 1987 г.
  2. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира,        

Камышановка З.А., Ярославль 1998

  1. Искусство современного интерьера – школьнику, Глинки В.А., М., 1984
  2. Творчество у истоков гражданственности, Плюхни В.У., М.,1989 г.
  3. Художественное краеведение в школе, Смирнов В.Г.,М., 1987 г.
  4. К вершинам искусства, Алтаев А., М., 1979 г.
  5. Край наш родной, Кузьминский Н.А., Саратов 1982 г.
  6. Дети рисуют, Аллахвердова Н., М., 1980 г.
  7. Искусство понимать искусство, Толстых А.В., м., 1990 г.
  8. В.Б.Пинчук (скульптор), Андреева Ю., М., 1988 г.
  9. Обучение детей технике рисования, Комарова Т.С.,М., 1976 г.
  10. Основы изоискусства и методика руководства изо. деятельности  

детей, Косминская В.Б., М., 1981 г.

  1. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе,

Грошенков И.А., М., 1993 г.

  1. Иголка волшебница, Ерёменко Т.И., М., 1988 г.
  2. Кустарные промыслы Симбирского – Ульяновского Поволжья,

Анисимова Е.Ю., Ульяновск 2004 г.

  1. Первые шаги в мире искусства, Горяева Н.А., М., 1991 г.
  2. Изобразительное искусство (художник, педагог, школа), Алёхин А.Д.,

М., 1984 г.

  1. Аппликационные работы в нач. классах, Шеблыкин Н.К., М., 1990 г.
  2. Как прекрасен этот мир, Хижняк Ю.Н., М., 1981 г.
  3. Декоративно – прикладное искусство в школе, Хворостов А.С., М., 1981
  4. Рисунок в педпрактике учителя, Терентьева А.Е., М., 1981 г.
  5. Внеклассное занятие по труду, Беляков Н.Д., М., 1969 г.
  6. Рисовать – это просто, Альберт Г., Минск 2001 г.
  7. Плетение, Орейли С., С-Петербург 1989 г.
  8. Добрым людям на загляденье, Арбат Ю., М., 1963г.
  9. Основы художественного ремесла, Барадулин В.А., М., 1978г.
  10. Золотые травы России, Емельянова Т.Е., Горький 1973г.
  11. Дерево рассказывает сказки, Ёлкин В., М., 1978г
  12. Русские народные картинки, Балдина О., М., 1972г.
  13. Изобразительное искусство в школе продлённого дня, Чарнецкий Я.Я.,

М., 1991 г.

  1. Родник творчества, Максимов Ю.В., М., 1988г.
  2. Роспись по дереву, Махмутов Х.И., М., 1987г.
  3. Художественная иллюстрация на уроках, Сотников А.Т., М., 1970г.
  4. Искусство Древнего мира, Дмитриева Н.А., М., 1986г.
  5. Чудеса из ткани своими руками, Нагибина М.И., Ярославль 1997г
  6. Чтобы ожили стены (витражи), Дитмар К., М., 1977г.
  7. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок, Горичева В.С., Ярославль

2000г.

  1. Калейдоскоп чудесных ремёсел, Гомозова Ю.Б., Ярославль 1999г.
  2. 100 поделок из ненужных вещей, Цамуталина Е.Е., Ярославль 2002г.
  3. Журналы «Эскиз» 2007, 2008г, 2009.
  4. Игрушки из ничего, Литвиненко В.М., С-Петербург 2000г.
  5. Прекрасное своими руками, Газарян С., М., 1986г.
  6. Обучающие игры (делай и играй), Гибсон Р., М., 1995г.
  7. Шаг за шагом «Азбука изоискусства» (рабочая тетрадь), Князева М.Л.,

М., 1995г.

  1. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья, Шабалина

Л.П., Ульяновск 1993г.

  1. Методика организации уроков коллективного творчества, Колякина

В.И., М., 2004г.

  1. Детская энциклопедия в вопросах и ответах «Мир культуры»

(литература, живопись, архитектура, балет), Чернякевич О.М.,  

Смоленск, 2001г.

  1. Художественная студия в школе, Волков И.П., М., 1993г.
  2. Приобщение школьников к искусству, Волков И.П., М., 1982г.
  3. Беседы и дидактические игры на уроках по изоискусству, Абрамова

М.А., М., 2002г.

  1. Изоискусство в современной школе, Пьянкова Н.И., М., 2006г.
  2. Краткая история искусств, Дмитриева Н.А., М., 1986г.
  3. Какого цвета радуга, Каменева Е., М., 1987г.
  4. Учебное рисование, Костерин Н.П., М., 1984г.
  5. 1000 загадок, Ёлкина Н.В., Ярославль, 1998г.
  6. 300 вопросов и ответов о животных, Алексеев В.А., Ярославль, 1997г.
  7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, Тарабарина Т.И.,

Ярославль, 1998г.

  1. 300 вопросов и ответов о птицах, Анашкина Е.Н., Ярославль, 1998г.

Интернет-ресурсы:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса  используются  следующие электронные  версии и   медиатека учителя:

1.Современные художники http://www.artrussia.ru/russian/

2.Художники России http://www.artuser.ru/index/tag/rossija

3.Видео уроки по изо  Яндекс видео http://video.yandex.ru/users/kondrashinakatia/tag/видеоурок%20по%20изо/

4.Сайт мастер-класс по изо Школа радости  http://izoradosti.narod.ru/master.htm

5.Сайт мастер-класс по изоМы вместе  http://pedsovet.su/load/117-1-0-7775

6.Творческие мастер-класс для всех  Яндекс  я.ру       http://clubs.ya.ru/4611686018427443965/

7.Всероссийских дистанционных олимпиадах!http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/10652.html

8.Арт-талант  http://www.art-talant.orgАкадемии Развития Творчества Конкурсы и олимпиады для школьников Академия Развития Творчества «АРТ-талант»

9.Страна мастеров  http://stranamasterov.ru

10.Сайт творчества  http://www.big-big.ru/soczialnyie

proektyi/tvorchestvo.htmlBiG-BiG.ru - это портал лучших сайтов и интересного в сети

11.Сайт музеи мира  http://muzei-mira.com

12.Музеи мира   http://www.museum.ru/wm/

13.Сайт музеев всего  мира  http://priroda.inc.ru/muzei.html

14.Музеи мира в интернете  http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm

15.Сайт МУЗЕИ МИРА 
МУЗЕИ МОСКВЫ 
МУЗЕИ РОССИИ 
http://supercook.ru/spr-01-mus.html
http://gallerix.ru/src/w/logoi.png

16.Коллекция музеев мира  http://gallerix.ru/album/Museums

17.Самые необычные музеи мира  http://piters.in/muzei-mir/

11.Сайт музеи мира  http://muzei-mira.com

12.Музеи мира   http://www.museum.ru/wm/

13.Сайт музеев всего  мира  http://priroda.inc.ru/muzei.html

14.Музеи мира в интернете  http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm

15.Сайт МУЗЕИ МИРА 
МУЗЕИ МОСКВЫ 
МУЗЕИ РОССИИ 
http://supercook.ru/spr-01-mus.html
http://gallerix.ru/src/w/logoi.png

16.Коллекция музеев мира  http://gallerix.ru/album/Museums

17.Самые необычные музеи мира  http://piters.in/muzei-mir/

Дополнительное пособие для обучающихся:

 1.Горяева Н.А. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному  

    искусству для 5 класса, под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012.


Календарно-тематическое  планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах

п\п

Дата:

Тема урока:

Коли-чество часов

Тип урока

Форма контроля

Планируемые результаты:

ФОПД

Нагляд-

ность, ИКТ

Домашние

задание:

Коррекция

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

     1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства» 8 часов

1.

5.09

Древние образы

в народном

искусстве.

1

Ознакомле-ние с новым материалом

 входная диагностика (тест).

Ознакомление  со славянской орнамента-льной символикой и ее историей, с  декоратив-ными, орнаментальными композициями в традиции народного искусства

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки

В/ф

«Народные промыслы».

Презентация «Солярные знаки»

Подобрать информацию по теме.

2.

12.09

Убранство      

русской избы

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Фронталь-ный опрос.

 Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ.

Символическое значение знаков в декоративном убранстве избы.

Создание эскизов декоративного убранства избы.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций

социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства,

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

В/ф»

Народные промыслы».

Презентация «Русская изба»

Завершение

работы над

украшением

русской избы

3.

19.09

Внутренний мир русской избы

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. Беседа по теме урока.

Устройство традицион-ной жилой среды.

Создание цветовой композиции внутреннего пространства избы.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности

Рисунок на тему: «В русской избе». Вырезание из картона предметов быта.

Презентация «Интерьер русской избы»

Нарисовать предметы русского быта

4.

26.09

Конструк-ция и декор предметов народного быта

1

Комбини-рованный

Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ.

Характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Выразительная форма предметов крестьянско-го быта и её украшение

умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

В/ф

«Народные промыслы».

Украсить эскизы посуды орнаментом

5.

3.10

Русская народная вышивка

1

Комбинированный

Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ.

Традиционные для вышивки сочетания цветов.

Навыки декоративного обобщения.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения; находить общее решение на основе согласования позиций

Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ

Выполнение узора вышивки на полотенцах в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.

Презентация «Русское вышитое полотенце»

Подготовить материал по теме «Народный костюм»

6.

10.10

Народный празднич-ный костюм

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Просмотр и обсужде-ние выполнен-ных работ. Эстетичес-кая оценка выполнен-ных костюмов.

Значение традицион-ного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Эскизы народного костюма.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения

активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Презентация «Народный праздничный

костюм»

Завершение работы над эскизами праздничного народного костюма

7.

8.

17.10

24.10

Народные празднич-ные обряды

Завершение работы

2

Комбинированный

Обобщения и системати-зации знаний. Урок-путешествие

Творческое обсужде-ние выполнен-ных работ 

итоговый тест  по теме: Древние корни народногоискусства

.

Проявление в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства.

Подбирать материал по колориту и традициям народного орнамента

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ

активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию

Изготовление куклы Масленицы.

Работа над куклой.

Презентация «Празднич-ные гулянья»

В/ф

«Празднич-ные гулянья»

Оформить лицо куклы Масленицы

Подготовить доклад на тему «Народные промыслы. Игрушки».


Календарно-тематическое  планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах

п\п

Дата:

Тема урока:

Коли-чество часов:

Тип урока

Форма контроля

Планируемые результаты:

Организация самостоятельной деятельности

Нагляд-

ность, ИКТ 

Домашние задание:

Коррекция

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

     2 четверть. Тема «Связь времён в народном искусстве» 8 часов

9

10

7.11.

14.11

Древние образы в современных народных игрушках

Завершение работы

2

Комбинированный

Применение знаний и умений

Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ

Ознакомление с дымковской, филимоно-вской, каргопольской игрушками

Различие народных игрушкек.

Единство формы и декора в игрушке

Передача декоративных элементов с учётом традицй.

умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

.

Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Работа над декоративной росписью игрушки

Презентация «Народные промыслы. Игрушки».

В/ф

«Народные промыслы. Игрушки».

Украсить эскиз игрушки декоративной росписью

Посмотреть  дома и принести образцы гжельской посуды

11

21.11

Искусство Гжели

1

Комбинированный

Творчес-кое обсужде-ние выполнен-ных работ

Особеннос

ть росписи, цветового строя, главные элементы орнамента.

Передача единства формы и декора. Выполнение  приёмов письма в манере мастеров Гжели

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели

Презентация «Гжель. Посуда и игрушки»

Подготовить сообщения по теме «Гжель»

12

28.11

Городец-кая роспись

1

Комбинированный

тематический тест по теме: «Искусство Гжели

Творческое обсуждение выполнен-ных работ.

Основные приёмы городецкой росписи.

Передача  единства формы и декора.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма.

Презентация «Городецкие мастера»

Завершение работы над городецкой росписью

13

5.12

Хохлома

1

Комбинированный

Творческое обсуждение выполнен-ных работ.

Основные приёмы хохломской росписи.

Передача единства формы и декора.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Хохломы

Презентация

«Хохломская посуда»

Завершение работы над хохломской  росписью

14

12.12

Жостово

1

Комбинированный

тематический тест по теме: «Искусство Хохломы

Просмотр и обсуждение выполнен-ных работ.

Основные приёмы жостовской росписи.

 Передача единства формы и декора.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

Презентация

«Жостовские букеты»

Завершение работы над жостовской  росписью

15

19.12

Щепа. Роспись по  дереву.

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Просмотр и обсуждение выполнен-ных работ. Эстетичес-кая оценка выполнен-ных работ

Характерные особенности мезенской деревянной росписи,

Основные приёмы росписи; создание композиции росписи в традиции мезенской росписи.

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

Презентация

«Мезенская деревянная роспись»

Подготовить доклад на тему «Мезенская деревянная роспись»

16

26.12

Роль народных художественных промыслов в современ-ной жизни.

1

 Обобщения и система-тизации. Урок-викторина

Творческое обсужде-ние выполнен-ных работ Итоговый тест по теме «Связь времен в народном искусстве»

Произведения ведущих центров народных худ. промыслов.

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ

.

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признаку.

Презентация

«Занимательная викторина»

Составить кроссворд на тему «Декоратив-ное искусство»

Календарно-тематическое  планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах

п\п

Дата:

Тема урока:

Коли-чество часов

Тип урока

Форма контроля

Планируемые результаты:

Организация самостоятельной деятельности

Нагляд-

ность, ИКТ 

Домашние задание:

Коррекция

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

     3 четверть. Тема «Декор – человек, общество, время» 10 часов

17

16.01

Зачем людям украшения

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Фронталь-ный опрос.

Смысл декора не только как украшенияа как социального знака, определяющего роль хозяина вещи

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала

Нравственно-эстетическое оценивание;

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

Рассмотрение и обсуждение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран

Презентация «Украшения в жизни человека»

Составить презентацию на тему «Декор костюма людей разного статуса и разных стран»

18

19

23.01

30.01

Роль декорати-вного искусства в жизни древнего общества

Заверше-ние работы.

2

Комбиниро-ванный

Примене-ние знаний и умений

Презентации работ учащихся и оценка результата

Характерные признаки

 произведений ДПИ Древнего Египта.

Технология продавли-вания рельефа

Создание эскизов украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности

Понимание роли изо. Искусств в жизни человека

Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, браслета)

Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание ручкой рельефа.

Презентация «Великие творения людей»

Презентация «Орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта»

Подготовить доклад на тему «Искусство Древнего Египта»

Подобрать книги с иллюстрация-ми бала во дворце.

20

21

22

6.02

13.02

20.02

Одежда говорит о человеке

Продолже-ние темы.

Завершение работы.

3

Комбинированный

Примене-ние знаний и умений

Проверкаи коррекция знаний и умений

Творческое обсуждение выполнен-ных работ.

Соотношение образного строя одежды, мебели с положением её владельца в обществе

Передача в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера и костюма людей

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения,

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце»

Изображение мебели  и отдельных элементов.

Изображение фигурок людей в костюмах.

Презентация «Великие творения людей»

Презентация

«Эпоха барроко»

Работы учашихся прошлых лет

Проработать детали эскиза «Бал во дворце»

Подготовить худ. материал для работы (по выбору)

Узнать у родителей о родословной семьи

23

 

24

25

27.02

13.03

20.03

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Продолже-ние темы.

Завершение работы.

3

Комбинированный

Примене-ние знаний и умений

Проверка и коррекция знаний и умении

Творческое обсуждение выполнен-ных работ.

Символические элементы герба и использовать их при создании собственного и семейного  проекта герба

Композиция герба.

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения,

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Эстетическое оценивание работ

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

Создание эскиза собственного герба.

Создание семейного герба.

Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Презентация

«История геральдики»

Презентация «Искусство составления герба»

Проработать

детали на собственном гербе

Посоветова-ться с родителями над созданием семейного герба

Завершение работы над гербом

26

27.03

Роль декоратив-ного искусства в жизни человека и общества

 1

Обобщения и система-тизации - выставка

Анализ результата коллектив-ной работы

Систематизация зрительного материала по ДПИ по социально-стилевым признакам.

Особенности  худ. языка классического ДПИ.

умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения

Духовно-нравственное развитие детей

.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

Выставка работ учащихся «Декор-человек-общество»

Подобрать материал по теме «Современное ДПИ»

Календарно-тематическое  планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классах

п\п

Дата:

Тема урока:

Коли-чество часов:

Тип урока

Форма контроля

Планируемые результаты:

Организация самостоятельной деятельности

Нагляд-

ность, ИКТ 

Домашние задание:

Коррекция

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

     4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» 8 часов

27

10.04

Современ-ное

Выставо-чное

искусство

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Фронталь-ный опрос

Разнообразие материалов, форм современного ДПИ, его особенностях

Использование в речи новых терминов, связанные ДПИ.

умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам

принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Беседа на тему «Обращение современных художников ДПИ к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства»

Презентация «Современное ДПИ»

Выбрать несколько вариантов для будущего панно, подобрать материал.

28

17.04

Ты сам мастер

(выполнение эскиза коллаж)

7

Комбиниро-ванный

Обмен мнениями по вопросам современ-

ного декоративного искусства

Особенности и традиции изготовления панно, витражей, коллажей, декоратив-ных украшений интерьеров школы.

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ.

Выполнение эскиза коллажа

(техника по выбору учащихся)

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Работа над панно

29

24.04

Ты сам мастер

(деление общей

композиции на

фрагменты)

Применение знаний и умений

Обмен мнениями в процессе знакомства с работой

Язык ДПИ, практические навык,и использование формы, объёма, цвета, фактуры и др

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

Выполнение деталей коллажа

(техника по выбору учащихся)

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Работа над панно

30

1.05

Ты сам мастер

(изготовле-ние деталей для панно

Проверка и коррекция знаний и умений

Творческое обсуждение работ

   Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической  работы.  

Использование формы, объёма, цвета, фактуры и др

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Выполнение деталей коллажа

(техника по выбору учащихся)

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Работа над панно

31

8.05

Ты сам мастер

(изготовле-ние деталей для панно)

Применение знаний и умений

Обмен мнениями в процессе знакомства с работой

Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы  

Использование формы, объёма, цвета, фактуры и др

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ

Выполнение деталей коллажа

(техника по выбору учащихся)

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Работа над панно

32

15.05

Ты сам мастер

(монтаж декоративного панно)

Проверка и коррекция знаний и умений

Творческое обсуждение работ

Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы.  

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями ДПИ;

Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.

Презентация «Декорати-вно-прикладное искусство»

Работа над панно

33

22.05

Ты сам мастер

(монтаж декоративного панно)

Применение знаний и умений

Обмен мнениями в процессе знакомства с работой

Принципы декоратив-ного обобщения в процессе выполнения практической работы.  

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству

Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Работа над панно

34

29.05

Ты сам мастер

(отчётная выставка)

Обобщения и систематизации знаний

Эстетичес-кая оценка результата работы

Участие в подготовке итоговой выставки творческих работ.

работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся

Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к ДПИ

Отчётная выставка учащихся

Презентация «Декоратив-но-пркладное искусство»

Летние задание: пленэрные зарисовки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...