5 класс, урок провела 29 октября 2014 года. | № урока
8
| Тема урока |
Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания. |
Тип урока | Комбинированный |
Задание | Живописная композиция «Дерево» |
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.
|
| ЗАДАЧИ УРОКА
| Обучающие
| Учить, знакомить: - наблюдать окружающий мир;
- знакомить с творчеством мастеров-живописцев; формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства;
- анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства;
- знакомить с новыми приемами работы художественными материалами: вливание цвета в цвет, смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;
- передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.
|
Развивающие
| Развивать: - художественно-эстетическое восприятие мира природы, чувство прекрасного;
- наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».
- творчество, фантазию, воображение;
- усидчивость, аккуратность;
- художественно-образную и зрительную память;
- пространственное мышление, чувство цвета, живописные и композиционные навыки учащихся;
- творческое отношение к выполнению задания.
|
Воспитывающие | Воспитывать: - интерес к искусству живописи, творчеству мастеров- живописцев, к традициям чувашского народа;
- взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям отечественного искусства;
- художественный вкус;
- познавательный интерес к изучаемому предмету;
- способствовать возникновению у пятиклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства;
- экологическое и эстетическое отношение к миру природы;
- гордость и интерес к символам своей малой родины и своей республики.
|
Оборудование | Для учителя: презентация по теме урока, бумага, кисти, кисти (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон, гуашь (желтая, красная и черная) для демонстрации приемов работы. Для учеников: бумага, гуашь ( желтая, красная и черная), кисти (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон.
|
Планируемые результаты | Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств. Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи). |
Ход урока
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников
| УУД |
1. Организационный этап
| Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Проверка готовности к уроку.
| Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.
| Личностные УУД: -способность к самооценке; - положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: - организовывать контакт с одноклассниками. |
2. Введение в тему урока
| О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили о древних образах в искусстве. Давайте вспомним, какие образы любимы народом? Что больше всего люди любят изображать на картинах, в вышивках, в росписях? А о каком из древних образов мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: Летом шубу надевает, зимой снимает.
Мы будем сегодня говорить о дереве, а тема нашего урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны (древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы? Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания? (образ всего мира). СЛАЙД 1
|
Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
3. Актуализация знаний.
| Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете - каким будет творческое (практическое) задание по теме? (изображение дерева). Ребята, а мне кажется, что за пять лет учебы в школе вы узнали о деревьях всё. Так ли это? Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем ( этот урок даст нам новые знания, поможет понимать, любить, беречь и охранять природу, научит правильно изображать- рисовать деревья). |
Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.
| Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, умения; - положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: - делать обобщения, выводы. |
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
| Ребята, а у вас есть любимое дерево? Какое и почему? Как вы думаете, какое значение лес имеет в жизни человека? Какое значение может иметь для человека отдельное дерево? -дает тепло -защищает -очищает воздух -дает материал для строительства -кормит -лечит -обувает, дает краски и т.д. Мог ли в древности человек выживать без деревьев, без леса? А современный человек? Вот поэтому дерево и было для человека центром всего мироздания, символом жизни и продолжения рода. СЛАЙД 2 Люди всегда считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, взамен срубленного всегда сажали новое: «Йывăç вырăнне йывăç ларт» (Вместо срубленного дерева посади другое), говорили чуваши. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. У чувашского народа.почти в каждой деревне были священные деревья Киремет. СЛАЙД 3. Им люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились, задабривали злых духов, просили хорошего урожая. Есть в нашей местности места, связанные с Киремет? (Киремет варĕ, Киремет вăрманĕ (овраги и леса, где совершались жертвоприношения священным деревьям)). Дубы, вязы, березы относились к заповедным, священным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер. Ивы в деревнях охраняли от пожара и стихийных бедствий. Чуваши при строительстве сарая для скота использовали вяз, чтобы оберегать скотину, чтобы она лучше плодилась. «Хурама пек хунтăллă пулччĕр»,-говорили они о домашней живности (вяз очень кустится, ветвится при росте и имеет густую крону, поэтому желали, чтобы живность давала хороший приплод) . Также наши предки особо почитали дуб – юман. «Ватă юман-асатте» (старый дуб-дедушка_, «Юман – авалхи чăвашсен йăх палли» (дуб-символ чувашского народа), «Юман асамлă таса йывăç» (дуб-священное чистое дерево). В Ильинском лесничестве Моргаушского района имеется дуб, которому больше 300 лет. Он является памятником природы. Образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Благодаря древу жизни человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. СЛАЙД 4 Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира полностью помещалась по древу. СЛАЙД 5. Где вы еще видели использование образа дерева? В сказках, мифах. Продолжите строчку А.С.Пушкина: «У Лукоморья …», какое чудесное дерево было перед дворцом князя Гвидона? Это тоже образы древа жизни. СЛАЙД 6. Скажите ребята, а можно семью сравнить с деревом? Семья похожа на дерево, СЛАЙД 7. есть корни-предки, ствол-родители, ветки и плоды –детки (иногда родственников располагают в обратном порядке, на ветках располагают старшее поколение, ближе к корням-младшее). При составлении своей родословной-семейного дерева рисуют генеалогическое древо. Если родственников много, то можно составить целую рощицу из деревьев, показывающих родственные связи. Даже при проектировании памятников используют образ дерева-жизни.
СЛАЙД 8. Вы знаете, что в этом году отметили трагическую дату: 10 лет назад в школе в г.Беслан произошла страшная трагедия. Террористы захватили школу и удерживали в заложниках детей, родителей и учителей. В этой трагедии погибло более 300 детей и взрослых. В память о погибших спроектировали памятник «Древо скорби», которое тоже является символом жизни, древом жизни. Ствол как бы состоит из фигур четырех скорбящих женщин, которые держат на своих вытянутых руках-ветках безвременно ушедших детей – ангелов. А дети – это продолжение жизни, это цветы и плоды дерева. Без плодов у дерева нет продолжения жизни. Образ дерева используется в геральдике, то есть в символике государств, располагается на гербах городов, районов. Ребята, вы ежегодно активно участвуете в конкурсе на знание государственных символов. В символах каких государств вы видели образ древа жизни? СЛАЙД 9. «Дерево жизни» — главный элемент новых государственных символов Чувашской Республики — герба и флага, принятых 29 апреля 1992 года. Автор государственных символов Чувашии - народный художник Чувашии Элли Михайлович Юрьев. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. СЛАЙД 10. А теперь на слайде символы нашего Аликовского района. Что вы там видите? И на флаге, и на гербе также располагается древо жизни. Автор символов нашего района – заслуженный художник Чувашии А.В.Данилов.
|
Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека. Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их.
Рассматривают использование образа древа жизни в ДПИ и в Чувашской геральдике, в геральдике своего района. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.
| Личностные УУД: -положительное отношение к учению и познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - стремление к красоте. Познавательные УУД -слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
5. Динамическая пауза
|
Давайте немного отдохнем. Проводится физкультминутка. Ветер дует нам в лицо (взмахи руками). Закачалось деревцо ( наклоны в сторону). Ветерок все тише-тише (медленно приседаем). Деревцо все выше-выше ( встаем на цыпочки и тянемся вверх). | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. Коммуникативные УУД: - совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме. |
6. Первичное закрепление изученного материала | Ребята, давайте теперь сделаем выводы. Почему художники любят изображать деревья в своих произведениях? - что символизирует образ дерева в народном сознании? Почему? В каком порядке на образе дерева в древности располагали все живое? - каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему? | Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7. Постановка цели и задач урока
|
Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока.
- научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;
- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о предстоящем задании.
Определяют задачи урока: - научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок;
- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
8. Усвоение нового учебного материала
| Полюбуемся произведениями И.И.Шишкина. «Царь лесов» - так называли современники Ивана Ивановича Шишкина(1832—1898) , великого русского живописца и поэта леса. Он писал и рисовал деревья, воспевал их красоту. СЛАЙД 11. Что вы чувствуете, глядя на эти картины? («Березовая роща» и «Дубы»).Есть ли схожесть у картин . Какая? Чем отличаются? Где располагался художник, когда писал эти две картины (в тени за деревьями,а свет пробивается через мозаику листьев). А почему мы чувствуем эту прохладу? Какие цвета использует художник в тени? На солнце? Хотелось бы вам сейчас оказаться на месте художника? Почему? А теперь рассмотрим следующие картины. Есть ли среди них знакомые? Где вы их видели?. СЛАЙД 12. Давайте внимательно рассмотрим стволы зимних деревьев. Одинакова ли их толщина и как она изменяется по мере роста дерева? Рассмотрим, как располагаются ветки на стволах. |
Слушают учителя. Рассматривают произведения живописца, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражает художник свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства. ( слайды) |
Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации.
|
9. Усвоение и закрепление нового учебного материала в творческой практической деятельности | Теперь мы попробуем выполнить вместе со мной рисунок дерева, которое уже сбросило листья и ждет зимы. Как вы думаете, почему я выбрала дерево без листьев? ( У него хорошо виден ствол и ветви). Работать мы будем сразу кистью и красками, вместе со мной. В итоге нашей практической работы должна получиться примерно такая картина. СЛАЙД 13. Как расположим лист альбома? Почему? Давайте определим этапы нашей практической работы:1) определить задний план, фон, его цвет; 2) правильно нарисовать ствол и ветки; (Учитель рисует на ватмане на доске). Начнем с фона, определим место, где у нас будет солнышко. Берем желтую краску, тонкую кисть и рисуем круг в центре. На палитре в желтый добавляем капельку красного, получаем оранжевый и дорисовываем ореол. Берем губку (сухую) и аккуратно по кругу моделируем плавный переход желтого в оранжевый, другим чистым концом губки моделируем переход оранжевого в красный. Красным заполняем все остальное (тут пригодится широкая кисть) Пока фон подсыхает, сделаем небольшую паузу.
|
Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения. Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок. Выражают в творческой работе свое отношение к природе. | Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; - освоение новых видов деятельности; - участие в творческом, созидательном процессе; -способность к самооценке своих действий; Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка. |
10. Динамическая пауза
| Физкультминутка. Давайте нарисуем в воздухе закатное солнышко (делаем большие круги руками) и потянемся к небу, как деревце (встаем на цыпочки и тянемся вверх). Молодцы, продолжим нашу работу. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья
|
11. Продолжение практической деятельности | Приступим к рисованию дерева, это самое сложное. Берем черную краску и намечаем ствол, основные ветки. Краски берем чуть - чуть. (после промывки кисть просушиваем в губку, краску берем сухой кистью иначе линии и веточки могут потечь) Тренируем степень нажатия: в основании веточки сильнее, вытягивая, постепенно уменьшаем давление и веточка истончается. Если кисть подкручивать, то получим коряжистую, волнистую веточку. Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Изображая дерево, будем внимательно следить за направлением веток. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Работаем аккуратно, не спеша. ( Целевой обход учителя) |
|
|
11. Рефлексия
| Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Что вам больше всего понравилось на уроке? А что не понравилось? Что получилось? Что не получилось? Почему? Давайте посмотрим на наши работы. Нравятся ли вам они? Если не нравится, то почему? У кого, по вашему мнению, самая удачная работа? Почему? Мне очень понравилась ваша сегодняшняя работа. Вы смело работали без предварительного наброска, работали аккуратно, и у вас все получилось. Молодцы! | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. |
12. Информация о домашнем задании
| Домашнее задание: сделать набросок любимого дерева карандашом.
| Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: - ответственное отношение к учению. |