Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7.docx | 72.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида,основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №131, авторской программой общеобразовательных учреждений изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М.Неменского 1-9классы-М.:Просвещение, 2011г. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «изобразительное искусство и художественный труд» Под руководством Б.М.Неменского 1-9классы-М.:Просвещение, 2011г. Данная программа предназначена для работы по учебнику «Изобразительное искусство. 7 класс» под редакцией Б.М.Неменского; А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.: М., Просвещение,2011г. для проведения занятий еженедельно отводится 0,25ч., учебного времени, при продолжительности учебного года 34 недели. Программа сжата с 34ч., до 9ч.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое воспитание произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывается возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно – эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, и диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 и 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека » - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать , входить в чужие миры, учить живому ощущению жизни, дает возможность проникать в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных предметов, курсов, в том числе изучение предмета « Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительного искусства в объеме 1 учебного часа в неделю как наиболее распространенного. Данная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»- развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредствам овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
- Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека;
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки;
- Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное а жизни и искусстве , т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно – эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально – нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культур, как форме духовно – нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно – пространственной среды; а декоративная деятельность – это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развития способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особенный характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно –образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально – ценностных критерий жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и целостные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважении к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Осознание знания семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предположенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки,
- Принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать аргументировать и осваивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально – ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- Развитие визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного освоения мира, самовыражение и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей. Воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительного искусства, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности;
- Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Основное содержание обучения, включая практическую часть по предмету.
Изобразительное искусство в жизни человека
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека 2ч.
Пропорции и строение фигуры человека 0,5ч.
Лепка фигуры человека 1ч (Пр.р).
Набросок фигуры человека с натуры 0,5ч (Пр.р).
2 четверть. Поэзия повседневности 2ч.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры 0,5ч.
Сюжет и содержание в картине 0,5ч.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) 0,5ч.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) 0,5ч. (Пр.р).
3 четверть. Великие темы жизни 3ч.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 0,5ч. (Пр.р).
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века 0,5ч. (Пр.р).
Процесс работы над тематической картиной 0,5ч. (Пр.р).
Библейские темы в изобразительном искусстве 1ч. (Пр.р).
Место и роль картины в искусстве ХХ века 0,5ч.
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ 2ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение 0,5ч. (Пр.р).
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве0,5ч. (Пр.р).
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства 0,5ч. (Пр.р).
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 0,5ч. (Пр.р).
Тематическое распределение количества часов
Разделы и темы | Всего часов на тему | Из них количество часов | |||
Теоретические занятия | контрольные | лабораторные | практические | ||
1.Изображение фигуры человека и образ человека | 2 | ||||
Пропорции и строение фигуры человека | 0,5 | ||||
Лепка фигуры человека | 1 | ||||
Набросок фигуры человека с натуры | 0,5 | ||||
2.Поэзия повседневности | 2 | ||||
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 0,5 | ||||
Сюжет и содержание в картине | 0,5 | ||||
Жизнь в моем городе в прошлых веках(историческая тема в бытовом жанре) | 0,5 | ||||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 0,5 | ||||
3.Великие темы жизни | 3 | ||||
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 0,5 | ||||
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века | 0,5 | ||||
Процесс работы над тематической картиной | 0,5 | ||||
Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | ||||
Место и роль картины в искусстве ХХ века | 0,5 | ||||
4. Реальность жизни и художественный образ | 2 | ||||
Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 0,5 | ||||
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 0,5 | ||||
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 0,5 | ||||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 0,5 | ||||
Итого | 9 |
Требования к подготовке учащихся по предмету.
Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» включается в Рабочую программу.
Перечень средств обучения: учебно-лабораторное оборудование, технические и электронные средства обучения.
Наименование раздела | Наглядный материал | Цифровые образовательные ресурсы | Оборудование |
1.Изображение фигуры человека и образ человека | 1.Учебные рисунки фигуры человека, рисунки великих мастеров Возрождения. 2.Скульптурные работы Мирона, Поликолета, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной | 1.Презентация. Египет: рельеф «Зодчий Хесира»,фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон, Дискобол; Поликлет. Дорифор. 2. Презентация. Эндрю Лумис. Собираем фигуру 3. Презентация. Забавы с карандашом Эндрю Лумиса | ПК, экран, проектор |
2.Поэзия повседневности | 1.Фрагменты фризовых росписей, персидская миниатюра, японская гравюра. 2. Сцены крестьянской жизни в картинах великих художников. 3. Произведения разных авторов с похожим сюжетом (К. Моне. Прогулка в парке, И. Левитан Осенний день, А. Пластов. Ужин трактористов. и др.) 4.Работы передвижников и местных мастеров | 1.Презентация. Поэзия повседневности. 2. Презентация. Классические японские гравюры | |
3.Великие темы жизни | 1.Примеры фресок эпохи Возрождения 2.Исторические произведения Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида, Рафаэля, Д.Веласкеса и др. | 1.Презентация. Тематическая (сюжетная) картина 2. Презентация. Гравюры к Библии | ПК, экран, проектор, Библия |
4. Реальность жизни и художественный образ | 1.Фотоальбом. Третьяковская галерея 2. Фотоальбом. Эрмитаж. | 1.Презентация. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 2. Презентация. Музеи мира | ПК, экран, проектор |
Формы и средства контроля знаний учащихся
выставки начальной школы |
устный опрос, наблюдение, практические работы |
самостоятельные работы |
выставка работ, презентации проектов |
входная диагностика |
наблюдение, тестирование, творческие работы |
мониторинг |
тест с многозначным выбором ответа, наблюдение |
мониторинг |
устный опрос |
письменный опрос |
самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты |
тестирование, готовое изделие |
наблюдение, устный опрос, рефлексия |
наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям |
наблюдение |
защита проекта, мониторинг |
Критерии оценки качества знаний учащихся по ИЗО и искусству:
- При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
- При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знаний программного материала;
- допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
- При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонения не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Изделие выполнено с грубыми отклонениями от норм, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Эстетический внешний вид изделия соответствует современным стандартам и нормам | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, но качество ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями, качество удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия. | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
- При выполнении тестов.
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе.
По программе Б. М. Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Дата прове дения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание |
Изобразительное искусство в жизни человека (9ч) Тема «Изображение фигуры человека и образ человека» (2 ч.) | ||||||||
1. | 11.09 | Пропорции и строение фигуры человека | 0,5 | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека. | Получать представления о строении фигуры человека и основных пропорций его тела. Обретать навыки изображения основных пропорций и схем конструкции тела человека. Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека. | Индивидуальный | Карандаш, бумага. ПК экран, проектор | Подобрать зрительный материал по видам искусств. Пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки. |
2. 3. | 18.09 2.10 | Лепка фигуры человека | 1 | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека – основные темы в скульптуре. Пространственный образ фигуры человека и ее движения. Скульптурное изображение человека в искусстве древности, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве ХIХ – ХХ вв. Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса (передача выразительности пропорций и движения). | Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи. Получать представления о пространственном восприятии скульптурного образа и метода его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики. Обретать навыки понимания восприятия скульптурного образа. Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленных на занятии. Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. | Индивидуальный | Пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки. ПК экран, проектор | Подобрать зрительный материал с изображением человека Пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки. |
4. | 16.10 | Набросок фигуры человека с натуры | 0,5 | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Умение обобщать, выделять главное ,отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека. Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). | Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы. Приобретать представление о задачах и приемах обратного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей. Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой. Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. | Индивидуальный | Мягкий карандаш или фломастер, бумага. ПК экран, проектор | Наброски с натуры друзей и знакомых |
Поэзия повседневности (8 ч) | ||||||||
5. | 13.11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 0,5 | Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины. Бытовой жанр, или жанровая картина, посвящена изображению повседневной жизни людей. Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в европейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и состраданием человеку. Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве ХIХ в. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. | Узнавать и объяснять понятие «тематическая картина», «станковая живопись». Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно – тематической картины. Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни. Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства. Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени. Получать представление о многообразии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины ( в частности, на примере сравнения картин на темы бытовой жизни в творчестве французских импрессионистов и русских передвижников). Рассуждать о месте и значении сюжетно – тематической картины в развитии культуры. | Индивидуальный | ПК экран, проектор | Подготовить презентацию о жанрах. |
6. | 20.11 | Сюжет и содержание в картине | 0,5 | Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины. Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей, интерьер как составляющие картинного образа. Понятие темы, содержания и сюжета в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.) | Характеризовать сюжетно – тематическую картину как обобщение и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Объяснять понятие «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи. Характеризовать смысловую разницу между содержанием и сюжетом при восприятии произведений. Характеризовать уровни восприятия зрителем картины. Участвовать в обсуждении содержания и средств выражения в произведениях бытового жанра. Обретать опыт художественного наблюдения и образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. | Индивидуальный | Гуашь или акварель, графические материалы (по выбору), бумага. ПК экран, проектор | Подготовить презентацию о жанрах. |
7. | 11.12 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 0,5 | Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобразительное искусство о жизни в исторической Москве и Санкт – Петербурге. Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом. | Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям. Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест. Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Приобретать навыки в изобразительном творчестве. Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников). | Индивидуальный | Графические или живописные материалы (по выбору), бумага. ПК экран, проектор | Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки |
8. | 18.12 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 0,5 | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник как образ счастья. Праздник разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное. Создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). | Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал. Учиться понимать значение праздника в культуре народа. Развивать представление о средствах выразительности в изобразительном искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус. Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. | Индивидуальный | Гуашь, кисти, бумага, вырезка из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. ПК экран, проектор | Подумать над созданием карнавального костюма, Цветная бумага, ножницы, клей гуашь, кисти, бумага, вырезка из журналов. |
Великие темы жизни (3ч) | ||||||||
9. | 22.01 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 0,5 | Значительность исторического жанра в иерархии сюжетно – тематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Монументальная росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения как изображение общественных идей (изображения торжественных событий современной жизни, обращение к античному прошлому как героическому идеалу). Прославление человека как героя истории в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Картина как выражение идейно – образной концепции автора, воплощение его взглядов и эстетических идеалов. Исторический и мифологический жанры в искусстве ХVII – начала ХIХ в. Как «высокий» жанр на основе религиозных, мифологических и конкретном – исторических сюжетов. Торжественная по своему строю многофигурная картина. Благородный и величественный пафос, слияние исторической реальности с фантазией и аллегорией, трагизм противоборства и драматический дух протеста. | Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве. Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Характеризовать понятие «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство». Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров исторической картины. | Индивидуальный | ПК экран, проектор | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему. |
10. | 29.01 | Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века | 0,5 | Появление исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки. Развитие тематической картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание значения живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Широкий интерес к истории в творчестве русских художников второй половины ХIХ в. Внимание к драматическим противоречиям истории, достоверность психологических и бытовых характеристик, обличительное, критическое отношение к несправедливости и угнетению, идеи демократизма. Социальный, этический пафос в изображении народа. Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова. | Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве. Характеризовать значение тематической картины ХIХ в. Развитии русской культуры. Участвовать в обсуждении содержания и средств произведений классического русского искусства исторического жанра. Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального создания и образа национальной истории. Учиться называть имена нескольких известных русских художников ХIХ в. И их наиболее известных произведений, узнавать эти произведения. Узнавать и характеризовать основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина. | Индивидуальный | ПК экран, проектор | Подобрать материал по теме «Великие русские живописцы» Подготовить презентацию |
11. | 12.02 | Процесс работы над тематической картиной | 0,5 | Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах – поисках композиционного решения картины. Этюды и зарисовки – сбор натурального материала. Развитие композиции и продолжение работы над эскизами. Подготовительный рисунок и процесс творческого живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Роль наблюдательности и воображения в творчестве художника. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины. | Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на историческую тему. Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей. Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта. Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине. Получать творческий опыт разработки и создания изобразительного образа на выбранный исторический сюжет. Приобретать опыт и навыки изображения в процессе разработки исторической темы. Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры, обнаруживать в процессе творческой работы смысл событий. | Индивидуальный | Карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции. ПК экран, проектор | Карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции. |
12. 13. | 26.02 5.03 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 | Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Занятие 1. Древнерусская иконопись. Образ в иконе. Иконописный канон. Роль иконы в средневековой Руси. Великие русские иконописцы: духовный свет Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Занятия 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени. Вечные темы в искусстве и их ценностное и нравственное выражение в произведениях искусства разных времен. Создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество, Возвращение блудного сына и другие по выбору. | Приобретать представления о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства. Приобретать опыт восприятия произведений крупнейших европейских художников на темы Священной истории. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета. Получать представления о смысловом различии между иконой и картиной. Узнавать о высоком значении древнерусской иконописи. Называть имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. | Индивидуальный | Гуашь или графические материалы (по выбору), бумага. ПК экран, проектор | Выполнить зарисовки. Провести поисковую работу на тему «Монументальная скульптура». |
14. | 9.04 | Место и роль картины в искусстве ХХ века | 0,5 | Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве ХХ в. Искусство мечты и печати (М. Шагал, П. Пикассо). Активность личностного видения. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм С. Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Трагические темы в искусстве середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Проблема взаимоотношений между поколениями, личностью и обществом, природой и человеком. Беспредметное, абстрактное искусство ХХ в. | Приобретать представления о метафорическом претворении реальности в изобразительном искусстве. Учиться понимать множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ в. Осознавать значение возрастания личностной позиции художника ХХ в. в произведениях изобразительного искусства. Анализировать художественно – выразительные средства произведений изобразительного искусства ХХ в. Осознавать и объяснять связь изобразительно – выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи. Понимать и рассказывать о множественности изобразительных языков в российском искусстве второй половины ХХ в. Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве. | Индивидуальный | ПК экран, проектор | |
Реальность жизни и художественный образ (2 ч) | ||||||||
15. | 16.04 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 0,5 | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как формы взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способностей иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосфера произведения, а также своеобразие понимания произведения художником, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги. Выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него; сбор необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), сочинение эскизов будущих иллюстраций и исполнение их. | Характеризовать временные и пространственные искусства. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа. Получать представление об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами.
| Индивидуальный | Графические материалы ( по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага. ПК экран, проектор | Построить эскизы будущих иллюстраций по выбранному литературному произведению. |
16. | 23.04 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 0,5 | Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала ХХ века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства. | Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре. Получать представление об активном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала ХХ в. Уметь: проводить конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. | Индивидуальный | ПК экран, проектор | Примеры знакомых произведений. |
17. | 14.05 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 0,5 | Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем двух – трех великих художников. | Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства. Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении. | Индивидуальный | ПК экран, проектор, подборка слайдов о великих художниках и их произведения | Презентация «Музеи мира» |
18. | 21.05 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 0,5 | Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке и др. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Влияние художественного музея и особенностей его коллекции на развитие художественной культуры и понимание искусства. Культурная ценность музейных коллекций и задачи защиты культуры перед социальными вызовами ХХI в. | Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи. Получать представления об особенности художественных коллекций крупнейших музеев. Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия. Объяснять культуростроительную роль музеев.
| Индивидуальный | ПК экран, проектор | Работа над проектом |
Итого | 9 |
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
Форма 1. Выполнение программы за отчетный период
ФИО учителя: Михеева И.Н.
Предмет: ИЗО
Класс : 7
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
1 четверть | |||||
2четверть | |||||
3четверть | |||||
4четверть |
Форма2. Выполнение практической части программы за отчетный период
ФИО учителя | Класс | Предмет | Лабораторные работы (указать дату) | Практические работы (указать дату) | ||
По плану | Фактически проведено | По плану | Фактически проведено | |||
1 четверть | ||||||
Михеева И.Н. | 7 | ИЗО | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Из...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год...