АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Галкина Елена Васильевна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 кл. 31,08,2018 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на методическом совете

протокол №_______

от  «___» ___________201__ г.

Принято

на педагогическом совете

протокол №_______.

«___» ___________ 201___ г.

             Утверждаю        

  директор  ___________/ Г.Г.Граховская

    «___» _________ 201___ г.

 

Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

для учащихся с ЗПР, обучающихся в общеобразовательных 7 «б» классах

 на 2017-21 учебный год

(35 часов)

Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское», АООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское»,

Авторской  программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 7 класс: учебник часть 1/  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015 ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 7 класс: учебник часть 2 /  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015

                                                                                                                                                                               

Составитель:

учитель  

  первой  категории

Галкина   Е.В.                                                                                                                                                                

Пояснительная записка

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, и с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном классе.

    Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

  Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. 

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

1.Планируемые результаты освоения курса.

   Ученики научатся знать и понимать:

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен знать/понимать

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

 уметь

  • Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
  • Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
  • Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
  • Создать художественный образ в композициях;
  • Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  • Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

        Сроки реализации программы.

5 класс 35 ч. – 1 час в неделю. В т. ч.- 17 часов из части, формируемой участниками образовательного процесса, отведено  внутри предметный модуль

 В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».

II.Содержание учебного предмета изобразительное искусство

Содержание учебного предмета

«Человек и среда его обитания» 9 часов  «Сказочный город» Архитектурный пейзаж - жанровая разновидность пейзажа. Линейная и воздушная перспектива. Фантазийный рисунок. «Ожившие вещи» (графика)» Натюрморт как рассказ о человеке. Органичное соединение натюрморта и интерьера. «Музыкальные инструменты» или «Мастерская художника»

«Атрибуты искусства» Приёмы выявления формы предметов при помощи цвета и света. Тоновые отношения. Передача воздушной перспективы. Интерьер. Наша школа в будущем» Интерьер как жанр искусства.

Линейная перспектива. Интерьер дома, школы. «Интерьер твоего дома» Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения. Выполнение рисунка интерьера. Учёт пространственного фона.

«Мир русской усадьбы» 7 часов.  Внешний облик дворян.  Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы 18 -19 веков. Архитектурные элементы здания.

Зарисовка архитектурных элементов. Интерьер дворянского особняка. Изображение интерьера по литературному описанию. «Светский костюм дворян.»  Одежда дворянского сословия 18 -19 века. Стилистика костюма.

«Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома». Человек как главный объект скульптуры. Рельеф «Танцующая пара». «Светские традиции.». «Традиции в дворянском обществе». Организация объёмной композиции. Народный мастер — носитель культуры.- 10 часов .  «Мастер вышивки». Цветной рисунок по мотивам узоров

«Народная игрушка». Школы глиняной игрушки. Импровизация. Лепка. «Роспись досочки».  «Ювелирное искусство» Ювелирное искусство - традиции и современность. Подбор материала для моделирования ювелирных украшений. «Человек в различных сферах деятельности» 9 часов. Галактическая птица. Графическая композиция на

космическую штриховки тему. Переработка геометрических тел. «Проект космической станции» Проектирование и конструирование макета станция. Создание пространственных конструкций. Модули станции. Работа в группе.

Разные материалы. «Защитник отечества». Строение, пропорции головы человека. Поворот и ракурс головы. Военный костюм и его атрибуты, знаки доблести. Фон в портрете как элемент раскрытия образа. «Спортивный праздник». Пропорции человека. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Выделение центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.

Тематическое планирование уроков ИЗО в 7 классе

Наименование разделов и тем

Количество часов

«Человек и среда его обитания»

Сказочный город

8

«Ожившие вещи» (графика)

Атрибуты искусства

Интерьер. Наша школа в будущем» (графика)

Интерьер твоего дома

Внешний облик дворян

Интерьер дворянского особняка

«Мир русской усадьбы»

6

Светский костюм дворян

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома

Светские традиции.

Традиции в дворянском обществе

«Народный мастер — носитель культуры.»

Мастер Вышивки

Народная игрушка

Роспись досочки

Ювелирное искусство

10

Человек в различных сферах деятельности

Галактическая птица

Проект космической станции

Защитник Отечества

8

Резерв

3

итого

35



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа п. Нивенское»

Рассмотрено

на методическом совете

протокол №_______

от  «___» ___________201__ г.

Принято

на педагогическом совете

протокол №_______.

«___» ___________ 201___ г.

             Утверждаю        

  директор  ___________/ Г.Г.Граховская

    «___» _________ 201___ г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 7 «а» класса на 2017-18 учебный год

(35 часов)

Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское».

Составлена  на основе примерной программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство 7 класс» Автор: Ломов С. П.  Игнатьев С. Е. Москва. «Дрофа» 2015 г. Авторской  программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник /  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015

                                                                                                                                                                               

Составитель:

учитель  

  первой  категории

Галкина   Е.В.                                                                                                                                                                

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 «а» класса общеобразовательной школы составлена на основе:  

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; •        Закон Российской Федерации "Об  образовании" (в  ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования  (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год; 
  • Авторской  программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 7 класс: учебник часть 1/  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 7 класс: учебник часть 2 /  С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015
  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;
  • Учебного плана МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2017/2018 учебный год;
  • Календарного графика МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2017/2018 учебный год;.
  • Основной образовательной программа МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2017/2018 учебный год;.

Данная  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 7 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью .Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. 

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

1.Планируемые результаты освоения курса.

   Ученики научатся знать и понимать:

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен знать/понимать

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

 уметь

  • Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
  • Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
  • Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
  • Создать художественный образ в композициях;
  • Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  • Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

Ученики получат возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть готической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

• Определять последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изо и следовать им.

        Сроки реализации программы.

5 класс 35 ч. – 1 час в неделю. В т. ч.- 17 часов из части, формируемой участниками образовательного процесса, отведено  внутри предметный модуль «Загадочная живопись»

 В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».

Содержание учебного предмета ИЗО в 7 классе

II.Содержание учебного предмета изобразительное искусство

Содержание учебного предмета

Виды занятий

7 класс

Рисование с натуры

8

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

2

Резерв

3

Итого за год

35

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

— осознание ценности труда, науки и творчества;

— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Рисование с натуры (8 ч.)

Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива прямоугольника и круга. Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве. Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней. Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.

Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения, перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также художественной образности предметов. Цвет как средство выражения переживания от встречи с прекрасным. Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина).

Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения предметов сложной формы.

Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом изображаемого человека.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.)

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия, сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.). Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Условности передачи пространства в книжной иллюстрации. Создание художественного образа. Творчество ведущих художников-иллюстраторов.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.)

Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.

Интерьеры общественных и жилых зданий. Рукотворная красота, созданная архитекторами, дизайнерами, художниками. Красота монументальной декоративной живописи — мозаики, фрески, витражи. Задачи и принципы монументального искусства. Качества монументального искусства: строгие обобщенные формы, соразмерная содержанию динамика, долговечность используемых материалов.

Древнейшие украшения интерьеров — настенные росписи. Фреска — одна из техник стенных росписей. Техника мозаики, история возникновения и развития. Античная, византийская, современная мозаики.

Средневековый витраж. Витражные окна романского и готического стилей. Витражные геральдические композиции. Современное витражное искусство.

Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч.)

Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Перечень методической литературы, УМК

  1. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.
  2. Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство.5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений
  3. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 7 кл. 1 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 7 кл. 2 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.
  5. Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 7 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.
  6. Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 7 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

Перечень дополнительной литературы

  1. Алёхин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, Владос,1994 г.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989 г
  3. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Сварог и К, 1999 г.
  4. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл. в 4 ч. — Обнинск: Титул, 1996. (Ч. 1: Основы рисунка; Ч. 2: Основы живописи; Ч. 3: Основы композиции; Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов).

Дидактический материал

Дидактические материалы, подготовленные учителем.

Перечень ресурсов медиатеки

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  2. Библиотека изобразительных искусств

http://www.artlib.ru/

  1. Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru

http://gallerix.ru/

  1. Презентации по темам курса Изобразительное искусство, разработанные учителем.
  2. Энциклопедия русской живописи

http://www.artsait.ru/index.htm

Перечень технических средств обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экспозиционный экран


Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ урока.

Наименование разделов и тем

Кол. час.

1

Вид занятий: Рисование с натуры

3 ч.

Рисование с натуры букета осенних цветов. (Модуль)

1

Рисование с натуры натюрморта , (Модуль)

1

Завершение натюрморта в цвете. (Модуль)

1

2

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

2 ч.

Беседа «Красота вокруг нас» (исторический и бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт).

2

4

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

3 ч.

Красота монументальной декоративной живописи. Витраж из цветной бумаги  (Модуль)

1

Витраж из цветной бумаги (Модуль)

1

Завершение витража. (Модуль)

1

5

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

2 ч.

Осенний пейзаж. Монотипия.

1

Завершение осеннего пейзажа гелевой чёрной ручкой.

1

6

Вид занятий: Рисование с натуры

2 ч.

Натюрморт, Линейные построения. (Модуль)

1

Натюрморт, Тоновый рисунок. (Модуль)

1

7

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

1 ч

«Народ – творец прекрасного» (народное декоративно-прикладное искусство).

1

8

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

1 ч.

Декоративное рисование. Гжельская роспись. Прописи: цветы и птицы.

1

9

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

4 ч.

Трафаретный натюрморт. Композиция. (Модуль)

1

Завершение трафаретного натюрморта в цвете. (Модуль)

1

Зимний пейзаж (тушь на акварельном фоне). (Модуль)

1

Завершение работы над зимним пейзажем. (Модуль)

1

10

Вид занятий: Рисование с натуры

14 ч.

Рисование с натуры головы человека. (Модуль)

1

Завершение портрета. (Модуль)

1

Рисование с натуры фигуры человека (наброски). 

1

Рисование коня.

1

Иллюстрирование литературного произведения

1

Завершение работы в цвете.

1

Графика как вид изобразительного искусства. (Модуль)

1

Декоративный графический натюрморт.

1

Завершение декоративного графического натюрморта.

1

Бумажная гравюра. Эскиз.

1

Бумажная гравюра.

1

Беседа «Живопись как вид изобразительного искусства».

1

Изобразительное искусство зарубежных стран. (Модуль)

1

Защита творческих проектов «Монументальная живопись». (Модуль)

1

11

Резерв

3

                    Итого

35

Тематическое планирование

7 класс

№ урока.

Наименование разделов и тем

Кол. час.

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Освоение предметных знаний

УУД

Вид занятий: Рисование с натуры

1

Рисование с натуры букета осенних цветов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Контраст в живописи. Работа с акварелью без карандашного рисунка.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Завершить классную работу.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

2

Беседа «Красота вокруг нас» (исторический и бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт).

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Виртуальная экскурсия. Викторина.

Исторический и бытовой жанры. Закрепление навыков анализа художественных произведений. Язык изобразительного искусства.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Тестирование.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В), акварельные краски, беличьи кисти №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки.

Вид занятий: Рисование с натуры

3

Рисование с натуры натюрморта с веткой рябины или с веткой боярышника.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Изображение характерных особенностей изображаемого предмета. Развитие композиционных навыков.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести акварельные краски, беличьи кисти №1, №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки.

4

Завершение натюрморта в цвете.

Урок ознакомления с новым материалом.

Цветовой контраст. Техника лессировки в акварельной живописи.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

5

Красота монументальной декоративной живописи. Витраж из цветной бумаги (тема любая).

I этап - эскиз.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Задачи монументального искусства. Качества монументального искусства. Средневековый витраж.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести ножницы.

6

Витраж из цветной бумаги (тема любая).

II этап.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Технология изготовления витража из цветной бумаги.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Работа с ножницами и цветной бумагой.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Закрасить тушью или чёрным маркером перемычки. Принести цветную бумагу (лучше прозрачную), ножницы, клей ПВА.

7

Завершение витража.

III этап.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Завершить работу над витражом. Принести некрупные листья, травинки, ножницы, акварельные или гуашевые краски, газету для застилания парты, кисть №5, бумажные салфетки.

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

8

Осенний пейзаж. Монотипия.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Монотипия. Технология монотипии.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести чёрную гелевую ручку.

9

Завершение осеннего пейзажа гелевой чёрной ручкой.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Приёмы работы гелевой ручкой. Создание художественного образа.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В), затонированный лист бумаги, пастель или сангину.

Вид занятий: Рисование с натуры

10

Натюрморт, составленный из различной химической посуды. Линейные построения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Закрепление навыков конструктивного строения предметов.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести пастель или сангину.

11

Натюрморт, составленный из различной химической посуды. Тоновый рисунок.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Работа мягкими сухими материалами по тонированной бумаге. Фактура стекла и фарфора.

Завершить классную работу.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

12

«Народ – творец прекрасного» (народное декоративно-прикладное искусство).

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Виртуальная экскурсия. Викторина.

Систематизация знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Тестирование.

Принести синюю гуашь или акварель, кисти №1, №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

13

Декоративное рисование. Гжельская роспись. Прописи: цветы и птицы.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

История промысла гжельских мастеров. Стилизация форм растительного мира в гжельской росписи. Мазок с растяжкой.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести синюю гуашь или акварель, кисти №1, №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки.

14

Гжельская роспись. Композиция.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Принципы создания гжельских композиций.

Использование народного канона в выполнении своей творческой работы.

Принести синюю гуашь или акварель, кисти №1, №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки.

15

Завершение гжельской росписи.

1

Урок применения знаний и умений.

Использование мазков с растяжками для завершения своей творческой работы.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Завершить классную работу. Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

16

Трафаретный натюрморт. Композиция.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Техника трафаретной живописи.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести ножницы.

17

Трафаретный натюрморт. Изготовление шаблонов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Техника трафаретной живописи. Шаблоны в трафаретной живописи.

Работа с ножницами.

Принести гуашевые краски, толстую щетинную кисть или губку, газету, бумажные салфетки.

18

Завершение трафаретного натюрморта в цвете.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Живописные отношения и пространство в натюрморте. Приёмы работы гуашью и губкой. Передача цветом объёма и пространства в натюрморте.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. 

Принести акварельные краски, беличьи кисти №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки, тушь, трубочку от шариковой ручки.

19

Зимний пейзаж (тушь на акварельном фоне).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Упражнения с тушью.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести акварельные краски, беличьи кисти №3, №5, бумажную палитру, бумажные салфетки, тушь, трубочку от шариковой ручки, гуашевые белила.

20

Завершение работы над зимним пейзажем.

1

Урок применения знаний и умений.

Композиция пейзажа. Световая и цветовая перспектива в пейзаже.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Рисование с натуры

21

Рисование с натуры головы человека.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Пропорции головы человека.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия. Самооценка.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкие цветные художественные материалы.

22

Завершение портрета.

1

Урок применения знаний и умений.

Светотеневые отношения. Закрепление навыков работы с мягкими материалами.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

23

Рисование с натуры фигуры человека (наброски).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Изображение человека с передачей его пропорций и пространственного положения. Работа с мягкими материалами.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

24

Рисование коня.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Изображение коня с передачей его пропорций и пространственного положения. Работа с мягкими материалами.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия. Самооценка.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы.

Прочитать рассказ Ф. Абрамова "О чём плачут лошади", выбрать фрагмент для иллюстрации.

25

Иллюстрирование литературного произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади».

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Передача характерных особенностей эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта и времени действия;

Применение законов наблюдательной перспективы (высокий или низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия. Самооценка.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения творческой работы.

Принести цветные художественные материалы.

26

Завершение работы в цвете.

1

Урок применения знаний и умений.

Световая и цветовая перспектива в пейзаже.

Завершить классную работу.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

27

Графика как вид изобразительного искусства.

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Виртуальная экскурсия. Викторина.

Графика. Язык графики. Закрепление навыков анализа художественных произведений.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Тестирование.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В) и чёрную гелевую ручку.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

28

Декоративный графический натюрморт.

1

Урок применения знаний и умений.

Самостоятельное решение композиции натюрморта.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия. Самооценка.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения творческой работы.

Принести гелевую чёрную ручку.

29

Завершение декоративного графического натюрморта.

1

Применение декоративных фактур для передачи объёма предметов.

Принести мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

30

Бумажная гравюра. Эскиз.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Гравюра на бумаге. Самостоятельное решение композиции гравюры.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение контролировать и оценивать свои действия. Самооценка.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения творческой работы.

Принести копировальную бумагу, карандаш, ножницы, картон, клей ПВА.

31

Бумажная гравюра. Изготовление матрицы. Печать.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Технология изготовления бумажной гравюры. Создание художественного образа.

Принести газету, губку, чёрную гуашь, цветную ксероксную бумагу, бумажные салфетки.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

32

Беседа «Живопись как вид изобразительного искусства».

Урок обобщения и систематизации знаний. Виртуальная экскурсия. Викторина.

Живопись. Язык живописи. Закрепление навыков анализа художественных произведений.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Тестирование.

33

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры.

Урок ознакомления с новым материалом. Виртуальная экскурсия. Викторина.

Знакомство с творчеством выдающихся зарубежных мастеров 17-19 веков

Умение слушать, смотреть, видеть, наблюдать, вести диалог.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Тестирование.

Подготовиться к выступлениям со своими мультимедийными проектами «Монументальная живопись».

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

34,

35

Защита творческих проектов по теме «Монументальная живопись».

2

Урок – защита ученических проектов.

Расширение кругозора.

Умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Умение выражать свои мысли во время выступления.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Адаптированная рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Из...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 кл. 31,08,2018 год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 кл. 31,08,2018 год...

Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 5-8 классов (ФГОС)

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год...