Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_9.docx | 70.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство 9 класс
Авторы программы
Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая учебная программа по искусству для 9- го класса 7вида, разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», автор Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской М.,Просвещение, 2012. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно – нравственных ориентаций. Для проведения занятий еженедельно отводится 0,5ч. учебного времени, при продолжительности учебного года 34 недели. Программа сжата с 34ч., до 17ч.
Методической основой программы являются современные концепции в области эстетики(Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столпович, Б. А. Эренгросс и др.),культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психолого – художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик – Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубенштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно – познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентности;
- формирование учений и навыков художественного самообразования.
Основное значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, адио – и видеоматериалы.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерными.
Список методической литературы:
Учебник для общеобразовательных учреждений- Сергеева Г.П. «Искусство 8-9 классы»,Москва, Просвещение 2012г.
Тематическое распределение количества часов
Разделы и темы | всего часов | Из них количество часов | |||
Теоретич. занятия | контрольные | лабораторные | практические | ||
1.Воздействующая сила искусства | 4 | ||||
Искусство и власть | 1 | 1 | |||
Какими средствами воздействует искусство? | 1 | 1 | |||
Храмовый синтез искусств | 1 | 1 | |||
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | 1 | |||
2.Искусство предвосхищает будущее | 4 | ||||
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | 1 | |||
Предсказание в искусстве. | 1 | 1 | |||
Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | 1 | |||
Художник и ученый | 1 | 1 | |||
3.Дар созидания. Практическая функция искусства | 6 | ||||
Архитектура исторического города. | 1 | 1 | |||
Архитектура современного города. | 1 | 1 | |||
Специфика изображений в полиграфии. | 1 | 1 | |||
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | 1 | |||
Декоративно – прикладное искусство. | 1 | 1 | |||
Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | 1 | 1 | |||
4.Искусство и открытие мира для себя. | 4 | ||||
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | 1 | |||
Литературные страницы | 1 | 1 | |||
Исследовательский проект «Пушкин – наше все». | 1 | 1 | |||
итого | 17 | 17 |
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального и изобразительного искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы – прозы и поэзии, театр – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы, а так же кино. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спицифика каждого из них.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно – эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура представляет перед школьниками как история развития человеческой памяти, велечайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа, творческая работа, конкурс , викторина.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный , текущий, итоговый , индивидуальный
Формы контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Основное содержание обучения, включая практическую часть по предмету.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (4часа).
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека ( внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок- музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дайнеки, П.Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действия, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П.Чайковский, А.Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И.Дунаевский, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок- музыка (В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Градский, А.Макаревич, В.Цой и др., современные рок- группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д.Эллингтон, Э.Фицджеральд, Л.Утесов, А.Цфасман, Л.Чижик, А.Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей ХIХ – ХХI вв. Поэзия В.Маяковского. Стихи поэтов – фронтовиков, поэтов – песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40 – 50 –х гг. ХХ в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно – творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (4 ч).
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказаний, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20 -21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоения их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Художественно – творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусств.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (6 ч).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурной, монументальной, скульптурной, декоративно – прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э.Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимися классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А.Пушкин, Н.Гоголь, М.Салтыков – Щедрин, Н.Лесков, Л.Толстой, А.Чехов, С.Есенин и др.; У.Шекспир, Дж.Свифт, В.Скотт, Ж.-Б.Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя)
Экранные искусства, театр.
Художественно – творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого – либо предмета бытового предназначения.
Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза – проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка)предмета быта.
Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (4 ч).
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально –хоровая , инструментально – симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.Бородин, М.Чюрленис, С.Рихтер, В.Наумов, С.Юдин, А.Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У.Шекспир, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, С.Есенин, И.Бунин, И.Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г.Козинцева, «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М.Захарова, «Небеса обетованные» Э.Рязанова, «Странствия Одиссея» А.Михалкова – Кончаловского, «Вестсайдская история» Д.Роббинса и Р.Уайза, «Страсти Христовы» М.Гибсона, «Призрак оперы» Д.Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно – творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео – и фотокомпозиций, учение в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Требования к подготовке учащихся по предмету.
Выпускники научатся:
- Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- Организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
- Мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
- Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обращая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- Учувствовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
- Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком – либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Личностными результатами изучения искусства являются:
Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству и жизни;
Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно- эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
Оценка и самооценка художественно – творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно – творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно – образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно – эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретая умения и навыков работы с различными источниками информации.
Перечень средств обучения: учебно-лабораторное оборудование, технические и электронные средства обучения.
Наименование раздела | Наглядный материал | Цифровые образовательные ресурсы | Оборудование |
1. Воздействующая сила искусства | Наскальная живопись, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити). | Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П.Чайковский, А.Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И.Дунаевский, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок- музыка | ПК, экран, проектор |
2. Искусство предвосхищает будущее | Музыкальные произведения (звукосочетания) на тему «Музыка космоса». | ||
3. Дар созидания. Практическая функция искусства | Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э.Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). | Фрагменты немого кино. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино | |
4. Искусство и открытие мира для себя | Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. | Фрагменты кинофильмов: «Гамлет» Г.Козинцева, «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М.Захарова, «Небеса обетованные» Э.Рязанова, «Странствия Одиссея» А.Михалкова – Кончаловского, «Вестсайдская история» Д.Роббинса и Р.Уайза, «Страсти Христовы» М.Гибсона, «Призрак оперы» Д.Шумахера |
Тесты - Приложение№1
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся
выставки начальной школы |
устный опрос, наблюдение, практические работы |
самостоятельные работы |
выставка работ, презентации проектов |
входная диагностика |
наблюдение, тестирование, творческие работы |
мониторинг |
тест с многозначным выбором ответа, наблюдение |
мониторинг |
устный опрос |
письменный опрос |
самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты |
тестирование, готовое изделие |
наблюдение, устный опрос, рефлексия |
наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям |
наблюдение |
защита проекта, мониторинг |
Критерии оценки качества знаний учащихся по искусству:
- При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
- При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знаний программного материала;
- допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приспособлениями и другими средствами.
- При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонения не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Изделие выполнено с грубыми отклонениями от норм, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Эстетический внешний вид изделия соответствует современным стандартам и нормам | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, но качество ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями, качество удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия. | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
- При выполнении тестов.
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Календарно-тематическое планирование по искусству в 9 классе.
№ п/п | Дата прове дения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Оборудование | Домашнее задание |
Тема: 1.Воздействующая сила искусства(4ч.) | ||||||||
1. | 4.09 | Искусство и власть | 1 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Понятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. | - Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. - Выявлять сходство и различие этих образов. - Называть общие черты. - Высказывать свое отношение к различным художественным образам. - Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. - Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. - Пользоваться справочной литературой. - Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением. - Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы. - Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. | Входной, ТО | Проектор, экран, ПК, диск. |
Стр.102 – 107 |
2. | 25.09 | Какими средствами воздействует искусство? | 1 | Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонации и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. | - Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма». - Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. - Передавать графически композиционное построение картины. - Выявлять особенности построения (формы) музыки. - Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. - Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы. - Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. | ТО | Проектор, экран, ПК, диск. | Стр.108 – 115 |
3. | 9.10 | Храмовый синтез искусств. | 1 | Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. | - Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств. - Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений. - Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии. - Соотносить характер значения музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма. - Осознание учебной задачи - Постановка целей, осуществления - Планирование деятельности на уроке и способов дома - Организация рабочего места - Рациональное размышление учебных деятельностей, средств, рациональное использование учебного времени | ТО | Стр.116 – 119 | |
4. | 23.10 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально- образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально- образного содержания музыки сценическими средствами. | - Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. - Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др. - Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер. - Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу. - Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера. Осознание учебной задачи - Постановка целей, осуществления - Планирование деятельности на уроке и способов дома - Организация рабочего места - Рациональное размышление учебных деятельностей, средств, рациональное использование учебного времени | Тематический | Стр.120 – 121, плакат, рекламная листовка по теме | |
Искусство предвосхищает будущее (4 ч) | ||||||||
5. | 13.11 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | - Называть сказки, народные придания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. - Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства. - Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. - Размышлять о соотношении науки и искусства. - Составлять собственный прогноз будущего средствами какого –либо вида искусства. - Слушать, запоминать - Владеть приемами рационального запоминания - Работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществления взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно- образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Входной | Проектор, экран, ПК, диск. | Стр.122 - 124 |
6. | 27.11 | Предсказание в искусстве. | 1 | Общность и специфика восприятия художественного образа в различных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к проведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. | - Выявлять жизненные ассоциации музыки. - Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. - Размышлять о соотношении науки и искусства. - Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. - Слушать, запоминать - Владеть приемами рационального запоминания - Работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществления взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно- образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | ТО | Стр.126 | |
7. | 11.12 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве ХХ в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. | - Приводить примеры научного значения художественного знания. - Участвовать в разработке музыкально- литературного сценария на тему «Колокольные звоны России». - Слушать, запоминать - Владеть приемами рационального запоминания - Работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществления взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно- образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | ТО | Стр.130 | |
8. | 25.12 | Художник и ученый. | 1 | Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра). Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. | - Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира. - Пользоваться справочной литературой. - Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента. - Слушать, запоминать - Владеть приемами рационального запоминания - Работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществления взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно- образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Тематический, тест | Проектор, экран, ПК, диск. | Стр.132 -133 Стр. 134 - 135 |
Дар созидания. Практическая функция (6 ч) | ||||||||
9. | 22.01 | Архитектура исторического города. | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурной окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемы, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. | - Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др. - Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах. - Слушать запоминать, владеть примерами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществление взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно - образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Индивидуальный | Стр.138 | |
10. | 29.01 | Архитектура современного города. | 1 | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. | - Изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. - Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда. - Слушать запоминать, владеть примерами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществление взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно - образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | ТО | Стр.142 | |
11. | 5.02 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрация к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, иронические, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе – по выбору учителя). | - Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника – графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации. - Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его. - Слушать запоминать, владеть примерами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществление взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно - образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Индивидуальный | Стр.146 - 151 | |
12. | 12.02 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ – ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий : машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово – парковых ансамблей и т. д. | - Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). - Слушать запоминать, владеть примерами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществление взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно - образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Тематический | Проектор, экран, ПК, диск. | Стр.152 |
13. | 19.02 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно – прикладное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно – прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. | - Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно – прикладного искусства. - Соотносить народные песни с произведениями декоративно – прикладного искусства. - Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. - Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса. - Слушать запоминать, владеть примерами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля, осуществление взаимоконтроля, самооценки - Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно - образной выразительности - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения - Работа со справочниками, словарями. | Индивидуальный | Стр.156 - 161 | |
14. | 12.03 | Изобразительная природа кино. | 1 | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. | - Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. - Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. - На основе анализа кинофильмов формировать вопросы дискуссии на тему : «Зло мгновенно в этом мире, неизбывная доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др. - Слушать, запоминать владеть приемами рационального запоминания, - Работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником). - Владение способами самоконтроля - Осуществления взаимоконтроля, самооценки. | ТО | Стр.174 Стр.176 - 178 | |
Искусство и открытие мира для себя (4 ч) | ||||||||
15. | 16.04 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящим перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. | - Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). - Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. - Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства. - Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. -Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. - Классификация, обобщение, систематизация доказательств - Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование | Входной | Проектор, экран, ПК, диск. | Стр.182 |
16. | 23.04 | Литературные страницы. | 1 | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. | - размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). -Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. - Классификация, обобщение, систематизация доказательств - Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование | Тематический | Стр.184 | |
17. | 7.05 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все». | 1 | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства… | - Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности; - Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. - Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). - Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. - Построение модели (алгоритма) деятельности. - Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др. | Итоговый | С.186-8, Выпол - нить мини – проект |
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
Форма 1. Выполнение программы за отчетный период
ФИО учителя: Михеева И.Н.
Предмет: искусство
Класс : 9
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
1 четверть | |||||
2четверть | |||||
3четверть | |||||
4четверть |
Форма2. Выполнение практической части программы за отчетный период
ФИО учителя | Класс | Предмет | Лабораторные работы (указать дату) | Практические работы (указать дату) | ||
По плану | Фактически проведено | По плану | Фактически проведено | |||
1 четверть | ||||||
Михеева И.Н. | 9 | искусство | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ
В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...
Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ
В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...
Рабочая программа по географии 7 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на основании нормативно-правовых документов. При...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ составлена на основе пр...