Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства.Памятники архитектуры – эстафета народной культуры"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

На уроке изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры " обучающиеся знакомятся с историческими памятниками нашей страны. Школьникам предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками, нарисовать и описать работу по теме «Город и общество».

Цели и задачи урока изобразительного искусства в 8 классе. Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры : 

• Сформировать представление о стилях. 
• Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории. 
• Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории. 
• Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка. 
• Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала. 
• Развивать творческую и познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28280_.-_8_-_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Губанова Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства и черчения

Муниципального бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26»

города Новокузнецка Кемеровской области

Урок изобразительного искусства в 8 классе

Тема урока: Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры

Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о стилях.
  • Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
  • Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
  • Развивать творческую и познавательную активность.

Материалы и оборудование:

          Репродукции:

  • Древний Египет. Храм.
  • Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.
  • Деревянное зодчество. Кижи.
  • Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.
  • Самарканд. Площадь  Регистан. Древний город Таллин.
  • Рыцарский замок-собор  Нотр Дам в Реймсе.
  • Японский пейзаж.

Репродукции художественных стилей:

  • Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн
  • Собор Парижской богоматери
  • Казанский собор
  • Петровский дворец
  • Ажурная башня Шаболовки
  • Венские стулья

Слайды

  • Музей деревянного зодчества: Кижи (силуэт)
  • Город-музей: Ростов Великий
  • Музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Вид царского дворца в Коломенском. Новодевичий монастырь.
  • Уголок старой Москвы. «Погодинская изба»
  • Государственная Третьяковская галерея (Москва)
  • Покров на Нерли на фоне пейзажа.
  • Ярославль. Собор с колокольней.

Ход урока:

  1. Знакомство с историческими памятниками нашей страны.

В Самарканде происходит знакомство со сказочно-прекрасными памятниками узбекской национальной архитектуры (мечеть, медресе, мавзолей, дворец-крепость). Набор слайдов «Самарканд»

Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии- древний город Таллин на берегу Финского залива.

Задание.  Обучающимся  предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками.

При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон колоннами - основной тип общественного здания в античной архитектуре.

Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с колонами и ступенями.

Знакомство с образом художественной культуры средневековой Западной Европы. В качестве характерных примеров готики рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.

Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за  власть-постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда - суровый, мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы вокруг стен.

Знакомство с архитектурой разных народов продолжается в Японии. Несколько столетий назад японские архитекторы построили удивительные сооружения –японские храмы «пагоды», сказочные терема с интересными формами крыш, с причудливо загнутыми вверх углами. Японский дом невозможно представить без миниатюрного сада с карликовыми деревьями в 30 сантиметров высотой, которые выращивают 300 лет многие поколения людей; «сада камней», «сада водопада», сада для любования.

(Слайды:

Японский пейзаж.

Хиросигэ. Вид Фудзи.

Утамара. Большие головы.

Киенага. Прогулка. Икэбана.

Хокусай. Над потоком.

В Древнем Египте  треугольник и пирамида это не одно и то же. Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира- большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных) форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений –трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.

Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально расположенная трёхгранная призма. На театральной площади -  фонтан, похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.

Задание. Продумать и описать:

-современные многоэтажные здания на левом берегу с башенками «Изумрудный город»;

-здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей, венчающиеся башней;

-красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;

-собор в Кузнецком районе

Задание. Продумать, найти и описать здание интересной формы. А также необычную форму здания, собора других стран и городов с фотографией, репродукцией, схемой.

  1. Практические задания. Нарисовать в объёме:

-«Рыцарский замок» (Дом – крепость), эпоха средневековья (Франция, Германия, Италия, романский стиль)

-«Город будущего» Фантазия. Дом из геометрических тел.

Дополнительный материал.

Основные художественные стили:

Романский стиль.

Крестово-купольный храм, 4 опоры – арки полуциркульные. Собор-базилика -2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.

Замки Италии- нарядные, многоярусные. В Германии и Франции –монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта- не роскошь, а основательность.

Готический стиль.(17век)

Храм- стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное, воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух. Пример, собор Парижской богоматери.

Ренессанс.

Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.

Барокко (искривлённая жемчужина)

Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний дворец. Собор Смольного монастыря.

Рококо (18 век, раковина)

Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина. Дворцовый стиль.

Классицизм (образцовый)

Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль, парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский дворец.

Ампир

Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр. Исакиевский  собор.

Модерн («летучность») 

Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки – мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.

  1. «Спальный район»

В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией «Спальный район»…. Жильё - бетонная коробка. А для многих ребят в классе  эти коробки- малая Родина. И для них эти места будут самими дорогими картинами детства или… не будут. Как пища человеку нужны визуальные впечатления. Городской дизайн – это мостик между архитектурой и человеком.

  1. Практическое задание.

Обучающимся предлагается нарисовать и описать работу по теме «Город и общество»:

  • Прогулка по тихим переулкам.
  • На центральной улице
  • В большом магазине.
  • Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного дома (фото).
  • Подъезд, двор дома.
  • Городской парк вечером.
  • Район моего города.

  1. Заключение.

Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие  фотографии родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…

Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.

Если человек  безразличен к судьбе памятников своей страны, равнодушен к Родине. Кто он тогда?

Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь грязную лужу…

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”
  2. Гартман К.О. Стили. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Гутнев А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Иконников А.В. “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство, Москва, 1990 г.
  5. Кильпе Т.А. Основы архитектуры. – М.: Высшая школа, 2002.
  6. Лалидов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурной композиции.- М.: Просвещение, 1938.
  7. Мелодинский Д.А. Архитектурная пропедевтика. - М.: Просвещение, 2000.
  8. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура, зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1.
  9. Электронные ресурсы:

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов (поиск

произведений искусства по времени, стране, стилю и др.)

http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства

http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»

Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада».      Целью данного урока  является знакомство учащихся с пр...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...