Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства.Памятники архитектуры – эстафета народной культуры"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
На уроке изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры " обучающиеся знакомятся с историческими памятниками нашей страны. Школьникам предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками, нарисовать и описать работу по теме «Город и общество».
Цели и задачи урока изобразительного искусства в 8 классе. Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры :
• Сформировать представление о стилях.
• Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
• Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
• Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
• Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
• Развивать творческую и познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28280_.-_8_-_.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Губанова Ольга Владимировна,
учитель изобразительного искусства и черчения
Муниципального бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»
города Новокузнецка Кемеровской области
Урок изобразительного искусства в 8 классе
Тема урока: Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление о стилях.
- Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
- Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
- Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
- Развивать творческую и познавательную активность.
Материалы и оборудование:
Репродукции:
- Древний Египет. Храм.
- Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.
- Деревянное зодчество. Кижи.
- Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.
- Самарканд. Площадь Регистан. Древний город Таллин.
- Рыцарский замок-собор Нотр Дам в Реймсе.
- Японский пейзаж.
Репродукции художественных стилей:
- Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн
- Собор Парижской богоматери
- Казанский собор
- Петровский дворец
- Ажурная башня Шаболовки
- Венские стулья
Слайды
- Музей деревянного зодчества: Кижи (силуэт)
- Город-музей: Ростов Великий
- Музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Вид царского дворца в Коломенском. Новодевичий монастырь.
- Уголок старой Москвы. «Погодинская изба»
- Государственная Третьяковская галерея (Москва)
- Покров на Нерли на фоне пейзажа.
- Ярославль. Собор с колокольней.
Ход урока:
- Знакомство с историческими памятниками нашей страны.
В Самарканде происходит знакомство со сказочно-прекрасными памятниками узбекской национальной архитектуры (мечеть, медресе, мавзолей, дворец-крепость). Набор слайдов «Самарканд»
Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии- древний город Таллин на берегу Финского залива.
Задание. Обучающимся предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками.
При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон колоннами - основной тип общественного здания в античной архитектуре.
Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с колонами и ступенями.
Знакомство с образом художественной культуры средневековой Западной Европы. В качестве характерных примеров готики рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.
Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за власть-постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда - суровый, мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы вокруг стен.
Знакомство с архитектурой разных народов продолжается в Японии. Несколько столетий назад японские архитекторы построили удивительные сооружения –японские храмы «пагоды», сказочные терема с интересными формами крыш, с причудливо загнутыми вверх углами. Японский дом невозможно представить без миниатюрного сада с карликовыми деревьями в 30 сантиметров высотой, которые выращивают 300 лет многие поколения людей; «сада камней», «сада водопада», сада для любования.
(Слайды:
Японский пейзаж.
Хиросигэ. Вид Фудзи.
Утамара. Большие головы.
Киенага. Прогулка. Икэбана.
Хокусай. Над потоком.
В Древнем Египте треугольник и пирамида это не одно и то же. Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира- большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных) форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений –трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.
Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально расположенная трёхгранная призма. На театральной площади - фонтан, похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.
Задание. Продумать и описать:
-современные многоэтажные здания на левом берегу с башенками «Изумрудный город»;
-здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей, венчающиеся башней;
-красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;
-собор в Кузнецком районе
Задание. Продумать, найти и описать здание интересной формы. А также необычную форму здания, собора других стран и городов с фотографией, репродукцией, схемой.
- Практические задания. Нарисовать в объёме:
-«Рыцарский замок» (Дом – крепость), эпоха средневековья (Франция, Германия, Италия, романский стиль)
-«Город будущего» Фантазия. Дом из геометрических тел.
Дополнительный материал.
Основные художественные стили:
Романский стиль.
Крестово-купольный храм, 4 опоры – арки полуциркульные. Собор-базилика -2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.
Замки Италии- нарядные, многоярусные. В Германии и Франции –монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта- не роскошь, а основательность.
Готический стиль.(17век)
Храм- стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное, воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух. Пример, собор Парижской богоматери.
Ренессанс.
Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.
Барокко (искривлённая жемчужина)
Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний дворец. Собор Смольного монастыря.
Рококо (18 век, раковина)
Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина. Дворцовый стиль.
Классицизм (образцовый)
Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль, парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский дворец.
Ампир
Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр. Исакиевский собор.
Модерн («летучность»)
Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки – мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.
- «Спальный район»
В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией «Спальный район»…. Жильё - бетонная коробка. А для многих ребят в классе эти коробки- малая Родина. И для них эти места будут самими дорогими картинами детства или… не будут. Как пища человеку нужны визуальные впечатления. Городской дизайн – это мостик между архитектурой и человеком.
- Практическое задание.
Обучающимся предлагается нарисовать и описать работу по теме «Город и общество»:
- Прогулка по тихим переулкам.
- На центральной улице
- В большом магазине.
- Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного дома (фото).
- Подъезд, двор дома.
- Городской парк вечером.
- Район моего города.
- Заключение.
Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…
Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.
Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, равнодушен к Родине. Кто он тогда?
Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь грязную лужу…
Литература
- Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”
- Гартман К.О. Стили. – М.: Просвещение, 2000.
- Гутнев А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М.: Просвещение, 1990.
- Иконников А.В. “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство, Москва, 1990 г.
- Кильпе Т.А. Основы архитектуры. – М.: Высшая школа, 2002.
- Лалидов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурной композиции.- М.: Просвещение, 1938.
- Мелодинский Д.А. Архитектурная пропедевтика. - М.: Просвещение, 2000.
- Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура, зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1.
- Электронные ресурсы:
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов (поиск
произведений искусства по времени, стране, стилю и др.)
http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям
http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»
Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада». Целью данного урока является знакомство учащихся с пр...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...