Дополнительная общеразвивающая программа "Нарисую целый свет"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Представленная дополнительная общеразвивающая программа «Нарисую целый свет» результат переосмысления новых требований к образовательному процессу в условиях обновленного законодательства.

Приоритетная цель программы «Нарисую целый свет», как и художественного  современного образования,  направлена на духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание программы направлено на развитие специальных, предметных и метапредметных умений: анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ (результат деятельности), оценивать его.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Рекомендована                                                                                  Утверждена

Методическим  советом                                                                   Директор

МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт. Нижний Одес                                МБОУ ДОД «ЦДОД»

                                                                                                     пгт. Нижний Одес

Протокол № 2 от 28.08.2014 г.                                        Приказ № 238 од от 03.09.2014 г.

Принята

Педагогическим советом

Протокол № 4 от 03.09.2014 г.

Дополнительная образовательная программа-

Дополнительная общеразвивающая программа

объединения

«Нарисую целый свет»

Направленность программы:  художественная

Предметная область – изобразительная деятельность 

Возраст учащихся 7-12 лет

                                                                                              Срок  реализации -2 года обучения                                                                        Автор: Билалова Марина Алексеевна

педагог дополнительного образования

пгт. Нижний Одес

2014г.

Введение

Приоритетная цель программы «Нарисую целый свет», как и художественного  современного образования,  направлена на духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Название программы «Нарисую целый свет» отображает желание детей младшего школьного возраста отобразить на бумаге весь мир, который в их глазах еще радостен и светел.  Чтобы сохранить  позитивное видение мира, раскрыть богатство красок ребенка, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, такие как: умения наблюдать и сопереживать, размышлять об окружающей реальности,  передавать свое видение мира с помощью рисунка, то есть, развивать специальные, предметные и метапредметные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ (результат деятельности), оценивать его.

Программа предлагает ребятам попробовать свои силы в творчестве художников графиков, живописцев, архитекторов, дизайнеров, мастеров народного творчества.

        Программа строится на принципах здоровьесбережения. На занятиях используются приемы арттерапии. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. Проведение психологических тренингов, способствует снятию напряжения, и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учащимися и педагогом.

Новизна  программы «Нарисую целый свет» предполагает:

  • расширить воспитательные ценности изобразительного  искусства в становлении творческой и социальной  активности личности учащихся;
  • направить силу художественного творчества на улучшение физического и психического состояния современного школьника посредством  использования, как классической методики обучения изобразительной деятельности, так и современных  течений изображений – медиативного и интуитивного рисования.
  • использовать методическую основу концепции современного образования – системно-деятельностный подход;
  • развивать предметные и метапредметные действия в условиях дополнительного образования;
  • разработать диагностические материалы по проблеме формирования УУД.

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время остро встает проблема духовно-нравственного становления личности,  умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, человека способного сострадать ко всему живому.

Педагогическая целесообразность

Программа ориентирована на решение проблем:

 -духовной «запущенности»   (в настоящее время «компьютерный мир» ограничивает «живое» общение  ребят, приучает их действовать по определенному образцу, заглушает творческий потенциал);

- социальной инертности (чаще члены общества жалуются на свои проблемы, обвиняя кого-то, но не себя);

- «изоштапов» (в рисунках детей преобладают художественны штампы: голубая полоска-небо, коричневая - земля, мультивизированные образы);

-  страха «чистого листа» (вдруг не получиться);

-  школьной усталости (ребята на занятия приходят после трудового школьного дня)

Программа составлена на идее открытости, что является особенностью данной программы. Обучение не должно, существовать в   автономном режиме, замкнутом на чем-то сугубо локальном, например, технологии изображения.  За техникой выполнения художественного продукта стоят вопросы не только качества поделки, но вопросы  социального развития  и гражданского становления детей.

Жизнедеятельность детского творческого объединения неразрывно связана с событиями: страны, республик, поселка, Центра. Юные художники принимают участие в социальных проектах, акциях. С помощью художественных плакатов, рисунков защищают права детей, экологию страны, борются за «чистую» речь и т.д.

На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

В программу внесены  работы,  выполняемые в соавторстве и сотворчестве.

Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание

На занятиях  учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке. У школьников есть возможность работать в своем темпе, реализовывать задачи своего уровня, используя различные техники, создавать интересные работы на любом этапе своего развития. Такие занятия создают для учащихся ситуацию успеха, что очень значимо в процессе становления личности.

Программа предусматривает два уровня усвоения учебного материала:

Первый репродуктивный, где обучающиеся уже имеют определенный интерес к изобразительному искусству, владеют элементарными навыками рисования, с помощью педагога  проявляют исполнительскую самостоятельность в реализации планов объединения.

Продуктивно-творческий уровень направлен на развитие творческой самостоятельности детей через освоение синтеза предметов и на создание проектных заданий и творческого проектирования.

Цель программы – развить в каждом ребенке уверенность в своих возможностях и изоспособностях овладения искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям.

Задачи программы:

1. Формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине.

2. Развивать природные задатки и способности детей, прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.

3. Формировать у учащихся универсально - учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные) посредством изобразительной деятельности

4.Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

5.Стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи:

1-2-й год обучения

Воспитательные: Получение личностных результатов. Согласно своей направленности из программы воспитания.

  • развитие способности чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве;
  • формирование ответственного отношения и готовности к самовыражению через рисунок;
  • получение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • овладение элементарными основами творческой работы;
  • вырабатывание позитивного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру, умению сопереживать  и радоваться успеху других;
  • развитие толерантного отношения между «слабыми и «сильными» художниками.

Обучающие: Получение предметных результатов. (Усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний).

  • получение представлений о законах формопластики и композиции в их практическом применении;
  • приобретение знаний о цветоведении;
  • получение  знаний о видах изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, скульптура);
  • приобретение  опыта посредством линии, пятна и цветоформы отражать на бумаге свое душевное состояние и увидеть  в них получившиеся образы реальных форм:
  • формирование навыков работы в разнообразных техниках («монотопия», «воскография» , «аля-прима» т.п. );
  • приобретение элементарных знаний о законах композиции;
  • формирование умений посредством абстрактных формосочетаний созидать реальные формы прикладного, архитектурного и дизайнерского характера;
  • приобретение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов Коми и русского народов;
  • формирование навыков самостоятельного выполнения собственных тематических композиций с использованием художественно-выразительных средств;
  • формирование навыков самооценки собственной деятельности

Развивающие: Получение метапредметных  результатов (формирование универсальных учебных действий). (Регулятивные,  Познавательные,  Коммуникативные  по 2-м уровням)

1-й год обучения

Регулятивные

  • развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность;
  • формирование умений  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • формирование  способности учащихся принимать и сохранять учебную задачу в творческой деятельности;
  • формирование умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
  • приобретение умений выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки

Познавательные

- формирование умений находить нужную информацию в литературе,  Интернете;

- формирование способности учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Коммуникативные

- развитие умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи;

- развитие мотивации участвовать в диалоге;

- развитие простейших норм речевого этикета;

- развитие умения слушать и понимать речь других

2 -й год обучения

Регулятивные

  • развитие умений сотрудничать с педагогам и сверстниками при решении учебных проблем;
  • приобретение умений выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • развитие умений контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Познавательные

  • формирование у детей способности к самостоятельному приобретению знаний, а значит к саморазвитию;
  • формирование умений осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Коммуникативные

  • развитие умения слушать и вступать в диалог;
  • развитие мотивации участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • формирование способности оформлять свои мысли

Организационно-педагогические основы обучения.

        Программа «Нарисую целый свет» рассчитана на обучающихся в возрасте 7-12 лет.

Зачисление в группы осуществляются по желанию учащихся .

Срок обучения в объединении – 2 года.

В группе могут заниматься дети в количестве не более 15 человек.

По программе можно заниматься с детьми как младших, так и старших возрастных групп, а также со взрослыми. Исходя, из заинтересованности  и технических возможностей время и сроки проведения занятий могут варьироваться.

Режим обучения и расписания занятий составлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14.

Режим обучения.

Год обучения

Кол-во час.

В неделю

Кол-во недель в году

Всего часов

1

2

36

72

1

4

36

144

2

2

36

72

2

4

36

144

Расписание занятий

Продолжительность занятия

периодичность

Кол-во часов в неделю

1

2

72

2

2

144

Продолжительность одного часа – 45 минут, между занятиями перерыв 10 минут.

  График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи.

Развитию коммуникативных УУД  способствует  использование на занятиях как индивидуальных, так и групповых форм работы. Это позволяет ребенку на занятии проигрывать разные социальные роли, педагогу строить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие,  занятие  проект,  работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения творческого проекта. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.

Программа позволяет разработать «образовательный» маршрут  для обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и интересов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Нарисую целый свет»

- способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства.

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся в познавательной и практической творческой деятельности

  1. Коммуникативные результаты

-усвоение системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

  1. Регулятивные результаты

-использование элементарных умений, навыков и способов художественной деятельности.

  1. Познавательные результаты

-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, прикладном, архитектуре и дизайне.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

1-й год обучения.

Личностные результаты

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

  • осознать значимость темы искусства и отражать их в изобразительной деятельности;
  • выполнять рисунок по собственному замыслу;
  •  иметь представление о выразительности произведений изоискусства;
  • обрести навыки самооценивать эстетическую выразительность результатов своей художественной деятельности.

Регулятивные 

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

  • определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и самостоятельно;
  • планировать (в сотрудничестве с педагогом и ребятами или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
  • отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • вносить необходимые коррективы.

Познавательные результаты

Способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  •  использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии для создания художественного продукта;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновать выбор отвечать на вопросы «почему выбрал именно этот способ?»;
  • выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
    работу сверстников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные результаты 

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • донести свою позицию до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

  •  учиться планировать работу в группе;
  •  учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся      в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета

1.Теоретический компонент

По окончанию обучения учащийся знает:

  •  произведения основных видов изобразительного искусства;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  •  средства художественной выразительности (цвет, силуэт, контур и т.д.) в творческих работах;
  •  изобразительные возможности художественных материалов в процессе выполнения творческих работ;
  •  основные и составные цвета;
  • начальные сведения о светотени.

Имеет представления  о (об):

  • форме предметов в рисовании с натуры и его представлению;
  • архитектуре и её особенностях;
  • соотнесение тёплой и холодной цветовых гамм с мажором и минором в музыке;
  • многообразие и гармоническом единстве цветов различных колористических гаммах;
  • композиции как сочинение на тему;
  • одноплановой и многоплановой композиции в изображении природной, сказочной и архитектурно - фантастической среды.

2-й год обучения

Регулятивные результаты.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

  • оценивать ситуации и поступки;
  • объяснять смысл своих оценок, мотивов целей;
  • называть и давать характеристики;

Познавательные результаты.

 Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание);
  • перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять  причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового художественного продукта;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
    работу сверстников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • анализировать выразительность произведений изобразительного искусства;
  • оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности

Коммуникативные  результаты

 Умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

  • доносить свою позицию до других;
  • понимать другие позиции;
  • договариваться с людьми, согласуя свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать художественный продукт сообща

Предметные результаты

Учащиеся  владеет знаниями и имеет представления о (об):

  • соотнесении тёплой и холодной цветовых гамм с мажором и минором в музыке;
  • многообразии и гармоническом единстве цветов различных колористических гаммах;
  • композиции как сочинение на тему;
  • одноплановой и многоплановой композиции в изображении природной, сказочной и архитектурно- фантастической среды

Учащиеся владеет знаниями и имеет представления о (об):

  • светотени (свет, тень: собственная и падающая, блик, рефлекс);
  • изменяемости светотеневой и цветовой среды в зависимости от времени года, суток, состояния природы;
  • средствах выразительности в передаче образов природы ( свет, цвет, ритм, акцент, статика и динамика);
  • достижения единства в циклах, многофигурных композициях.

Формы     подведения     итогов    реализации  

 дополнительной общеразвивающей  программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний, умений, навыков учащихся.

Текущий контроль применяется для оценки качества управления материала.

Итоговый контроль – может принимать различные формы: диагностические, тестирования, выставки творческих работ учащихся и т.д.

Формы     подведения     итогов    реализации  

 дополнительной образовательной    программы

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Нарисую целый свет» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме творческой книжки (портфеля) достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

 Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Учебно-тематический план

 

Тема разделов

1-й год обучения

2-й год обучения

кол-во часов

кол-во часов

кол-во часов

кол-во часов

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1.

Комплектование групп

-

2

2

-

4

4

-

-

-

-

-

-

2.

Вводное занятие

-

1

1

1

1

2

1

-

1

1

1

2

3.

Культура художника

1

2

3

2

4

6

1

2

3

2

4

6

4.

Декоративно-прикладное творчество

1

4

5

2

8

10

1

4

5

2

4

6

5.

Дизайн

1

5

6

2

10

16

2

8

10

1

2

8

6.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

2

10

12

4

18

24

4

10

14

4

10

14

7.

Архитектура

1

3

4

1

10

11

1

3

4

2

4

8

8.

Композиция

1

13

15

4

21

26

5

10

15

4

10

15

9.

Медиативное рисование

8

8

5

10

15

-

8

8

5

10

15

10.

Творческие задания

Творческое проектирование

2

-

4

-

6

-

1

-

14

-

14

-

2

-

4

-

6

-

-

5

-

44

-

49

11.

Выставочная деятельность

-

1

1

1

3

4

1

1

2

2

2

4

12.

Культурно-досуговая деятельность

-

6

6

-

16

16

-

6

6

-

-

16

13.

Итоговое занятие

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

2

3

Итого:

10

62

72

24

120

144

21

51

72

43

101

144

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1.

1-й год обучения

Комплектование групп

Формирование учебных групп и составление расписания

Сбор заявлений и медицинских справок, анкетирование родителей и детей. Экскурсия в выставочный зал детских работ  Центра.

Предоставить:

медицинскую справку

заявление о приеме

анкету

2.

Вводное занятие

1-й год обучения

Знакомство учащихся с содержанием курса первого уровня.  Понятие об изобразительном искусстве. Знакомство с рабочим местом. Планирование проведения занятий

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Оборудование и материалы , необходимые для занятий

Понятие о назначении различных рабочих инструментов. Название технологий и технологических приемов   изображение. Способы обработки.  Особенности работы с различными изо-материалами

2-й год обучения

Знакомство  учащихся с содержанием курса второго уровня.

Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые требования к творческим работам  учащихся. Выставка работ учащихся прошлых лет.

Отвечать на вопросы по материалу, изученных раннее ( ТБ, ПБ)

Осуществлять поиск необходимой информации . Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Осваивать правила техники безопасности при работе с материалом и инструментом той или иной техники изображения.

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видами работ и используемыми  материалами и инструментами.

Исследовать экологичность художественного материала

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Предлагать темы для занятий, выставок,

досуговых мероприятий в творческом объединении.

2

Культура художника

Беседа: «В мастерской художника»

Понятия о правилах хорошего тона. Понятия о правах и обязанностях гражданина. Устав объединения учащихся.

Понятие «здоровый образ жизни». Физическое здоровье мастера, как главное условие его творческого успеха. Особенности организации труда художников (рабочая поза, освещение  рабочего места, гигиена труда и отдыха и т.п.) Тренинги и упражнения на укрепление здоровья и развития внимания, восприятия, мышления, глазомера, моторики рук.

Осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Осваивать приемы укрепления здоровья.

Выполнять самостоятельно упражнения на закрепления здоровья

3

Декоративно-прикладное творчество

1-й год обучения

Беседа: « Орнамент как рассказ об окружающем мире», «Русское и Коми народное творчество»

Творческое задание.

- рисование в полосе, круге, квадрате, узоров из форм растительного и животного мира, а также из геометрических форм  по образцам и самостоятельно;

- упражнения приемов рисования кистью простейших элементов растительного  мира   и геометрических узоров на примерах народной росписи Коми;

- самостоятельное составление декоративной росписи.

Тема занятий: «Красивый ковер», «Чудо платье «и т.п.

2-й год обучения

Беседы:

-«История развития народного искусства»;

Творческие задания

- рисование в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике  на основе декоративной переработке формы и цвета объектов растительного и животного мира;

- выполнение эскиза и роспись бытового изделия – сосуд, предметы деревянной сказочной мебели;

Индивидуальные и коллективные составления сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Находить и отбирать информацию об истории и видах декоративного искусства.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять  элементы орнамента

Осваивать способы и правила росписи ткани.

Вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий

Анализировать изделие, планировать последовательность изготовления художественного продукта под руководством педагога.

Оценивать выполняемое изделие  

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

5

Дизайн

1-й год обучения

Беседа: «Волшебный дизайн»»

Примерные задания:

- дизайн посуды: ваза, кувшин;

- дизайн одежды;

- промышленный дизайн (транспорт)

2-й год обучения

Беседа:

- «Моделирование объектов дизайна»

- «Народный праздничный костюм» и т.д.

Примерные задания:

-  дизайн  посуды (выполнить проект чайного сервиза);

- сделать эскиз фантазийного макияжа;

- дизайн одежды;

- моделирование прически;

- проектирование мебели;

- промышленный дизайн

Находить и отбирать информацию о творчестве дизайна

Осваивать способы и правила  создания дизайнерских образов.

Находить, выделять новое в обыденном.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий

Моделировать образ

Анализировать новый образ

Оценивать дизайнерский образ

Отвечать на вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

6

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

по памяти и т.д.

1-й год обучения

Беседы: «Тайны натюрморта», «Детский портрет»,

«Искусство пейзажа»

- Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертанию предметов, простейших натюрмортов из предметов, чистых и ясных по цвету.

Этюды осенней, весенней и летней природы с натуры или по памяти.

Живописные этюды с натуры птиц, животных, интерьера.

 Примерные задания:

Рисование насекомых , птиц, животных, растений.

Выполнение набросков животного и растительного мира с передачей пропорций, строения, пространственного положения натуры.

Выполнение графических и живописных упражнений на разных этапах занятия.

2-й год обучения

Беседы:

- «Виды изобразительного искусства», «Виды графики»

- «Портрет и его разновидности»

-« Бытовой жанр»;

- «Исторический жанр»;

- «Анималистический жанр»

- «Изображение транспорта в произведениях художников»

Примерные задания:

- рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов;

- рисование с натуры фигуры человека, насекомых, птиц, животных, растений;

- выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, животных , птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов.

Участвовать в целеполагании  работы над той или иной композицией.

Определить последовательность действий

Изучить натурную постановку (планирование) .

Представить какая картина в итоге получиться  (прогнозирование).

Постоянно сверять рисунок с натуры с постановкой (контроль)

Проводить (под руководством педагога) необходимые исправления (коррекция).

Определять удовлетворение своим художественным продуктом (самооценка)

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

7.

Архитектура

1-й год обучения

Беседа: «Древнерусское зодчество»

- познакомить с профессией архитектор;

 - дать представление об основных элементах здания (фундамент, фасад, фронтон и т.д.)

- способствовать формированию умения самостоятельно создавать новые формы архитектуры.

Примерные задания:

- проектирование сказочного замка, дома и т.д.

2-й год обучения

Беседа «Современное зодчество»

Примерные задания:

- проектирование храма, малый архитектурных форм (беседки, стелы  и т.д.)

Участвовать в целеполагании  работы.

Определить последовательность действий.

Представить какое здание получится (прогнозирование).

Проводить (под руководством педагога) необходимые исправления (коррекция).

Определять удовлетворение своим художественным продуктом (самооценка)

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

8

Композиция

1-й год обучения

Беседы: «Жанры изобразительного искусства»        

-«Красота родной природы в творчестве русских и Коми художников»;

- «Сказка в изобразительном искусстве»

Примерные задания:

Иллюстрирование литературных произведений; русских и Коми сказок.

2-й год обучения

Беседа: «Пейзажная живопись», «женский портрет»

Примерные задания:

-«Моя мама», «Моя семья»

«Моя Родина» и т.д.

Планировать поиск и выделение нужной информации  (под руководством педагога, который обеспечивает наличие нужного материала) для создания  художественной тематической композиции, ведет хронометраж выполнения задания и организует обсуждение итогов поиска (общеучебные действия)

Проводить обработку найденной информации для создания тематической композиции:

- анализ – с целью выделения существенного и несущественного (выбрать характерные детали образа, чтобы в общих чертах придать ему узнаваемость);

- синтез – с целью составления целого из частей;

-выявление причинно-следственных связей ( в картине необходимо соблюдать масштаб, а также следить за соотношением света  и тени для передачи объема);

- постановкой и решением проблемы для самостоятельного нахождения способов  достижения сформулированных целей

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

9.

Медиативное рисование

Творческие задания:

- «Моё настроение» (линейное, пятнографическое)

- «Эврика» - пятнографические  психоразгрузки в соавторстве по двое или целым коллективом. Цель: познание всех видов штриховки и выполнения образа формы.

- «Через линию» - пятнографические психоразгрузки выполняемые в соавторстве (вдвоем). Цель: познание энергетической значимости пятна.

- «Камертон» - линейная психоразгрузка с установкой от педагога к учащимся

Отражать на бумаге свое душевное состояние и увидеть в них получившиеся образы реальных форм

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу сверстников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

Совместно договариваться о правилах работы в соавторстве.

Созидать реальные формы прикладного, архитектурного и дизайнерского характера посредством абстрактных формосочетаний

10.

Творческие задания.

1-й год обучения

 

Разработка тематических  композиций  для участия в  ежегодных конкурсах детских творческих выставках

Беседа: «Девство без границ», «Безопасность глазами детей», «Экология глазами детей»  и т.п.»

Планировать поиск и выделение нужной информации  (под руководством педагога, который обеспечивает наличие нужного материала) для создания  художественной тематической композиции, ведет хронометраж выполнения задания и организует обсуждение итогов поиска (общеучебные действия)

Проводить обработку найденной информации для создания тематической композиции:

- анализ – с целью выделения существенного и несущественного (выбрать характерные детали образа, чтобы в общих чертах придать ему узнаваемость);

- синтез – с целью составления целого из частей;

-выявление причинно-следственных связей ( в картине необходимо соблюдать масштаб, а также следить за соотношением света  и тени для передачи объема);

- постановкой и решением проблемы для самостоятельного нахождения способов  достижения сформулированных целей

Учитывать позицию других детей, партнеров по общению или  деятельности

Уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного  обсуждения выявленных проблем  и разрешать их во взаимодействии со сверстниками и преподавателем

10.1.

Творческое проектирование в разработке тематических композиций.

2-й год обучения

1.Привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества.

2.Осмысление проектной деятельности (на практическом уровне). Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством педагога.

Темы исследований:

«Природа и народные традиции Севера»,

 «Живой символ Республики Коми»,

«Север – край неповторимый»,

«Заповедные уголки республики»,

«Природа -  наш общий дом».

Искать и отбирать информацию о природе и народных традициях Севера и т.д.

Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством педагога: ставить цель, составлять план, распределять роли, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, осуществлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность. Создавать композицию, используя грамотно средства её составления.

Выполнять  простейшие экономические расчеты по себестоимости художественного продукта, изготовленного в данном объединении. Осваивать правила экономного расхода материалов

Самоценивать качество выполненного творческого проекта

10.2

Проект «Безопасность глазами детей»

1.Повторение правил безопасности на дороге, правил пожарной безопасности

2.Воспитание  чувства ответственности у детей и подростков, содействовать освоению детьми правил безопасного поведения

Проблемные вопросы:

Знаете ли вы причины пожаров?

Какими способами можно предотвратить трагедии при пожаре (или  аварий на дороге)?

Каким образом художники могут предотвращать трагедии?

Темы исследований:

1. «Причины пожаров (в лесу, доме и т.д.»

2. Художники – помощники пожарных (или полиции)

3. «Профессия –пожарный»

4. «Техника для тушения огня»

5. «Форма пожарного»

Изделие

Создание коллективной  книги

- «Правила езды на велосипеде»);

-«Правила пожарной безопасности»

Находить и отбирать информацию для отражения темы композиции.

Осваивать правила осторожного обращения с огнем.

     

Создать композицию:

-продумать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

-выбрать е изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей композиции;

-определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

-продумать процесс выполнения  композиции.

выполнять анализ (выделение признаков) рисунков;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для отражения темы композиции.

- составлять план выполнения творческой  задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,        исправлять ошибки;

 - учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

11.

Выставочная деятельность

Правила подготовки и участия в отчетной выставке.

Понятие о критериях оценки качества изделий. Правила оформления готовых изделий.

Осваивать правила подготовки и проведения  детских выставок художественного творчества.

Распределять между собой функции: администратор, экскурсоводы; представители СМИ.

Помогать учителю в подготовке торжественного открытия отчетной выставки.

Самооценивать результаты художественного труда

12.

Культурно-досуговая деятельность

Задачи:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать познавательную активность детей, воображение , фантазию;

- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма , взаимовыручки.

Участвовать в организации и проведении  коллективно - творческих дел, в праздниках, КВН, экологических акциях, социальных проектах  на уровне детского объединения, Центра

( с учетом возраста и уровня развития)

13.

Итоговое занятие

Анализ своей работы за год, оценивание своей работы с помощью педагога. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших Выставка работ.

Работа с родителями, с активом общественности, с попечительским советом

Презентовать свои работы, объяснить их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполненных работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям.

Управление развитием детского коллектива

Задачи:

- формирование способности членов коллектива к согласованным действиям, четкому распределению обязанностей;

- формирование ответственности у детей за работу коллектива;

- развитие у детей управленческих функций

срок

цель

форма

сентябрь

Определить уровень развития коллективных отношений.

Формирование актива детского коллектива

Метод определения- наблюдение

В течение года

Выявление проблем и достоинств коллектива.

Формирование коллективных взаимоотношений в процессе обучения на основе потребности общаться

Метод коллективных поручений

Метод соавторской деятельности

Игры

Психологические тренинги по снятию барьеров в межличностных отношениях

В течении года

Активизация участия детей в массовых воспитательных мероприятиях ЦДОД, социальных акциях.

Стимулирование детей принимать участие в детских творческих выставках на уровне района, республики, страны

Выставка.

апрель

Формирование активизации участия и самостоятельного проведения выставок обучающимися

Открытие итоговой выставки детских творческих работ

Работа с родителями.

Срок

цель

форма

сентябрь

Ознакомление родителей с содержанием программы. Создание фонда помощи по обеспечению материалами и инструментами необходимых на занятиях ИЗО

Родительское собрание

октябрь

Привлечение родителей к соучастию в образовательном процессе детского коллектива

Совместное занятие с родителями

декабрь

Формирование творческого сотрудничества детей и родителей

Совместное занятие с родителями

апрель

Подведение итогов овладения ЗУН детей за год. Планирование на следующий год

Открытое занятие

Методическое обеспечение общеразвивающей  программы.

Теоретической основой данной программа являются  концепция личностно-ориентированного образования и системно-деятельностный подход (ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения и использования на практике)

Учебный процесс при практической реализации данной программы следует осуществлять по принципу воспитывающего обучения. При этом достигается органическая связь между приобретением художественных знаний, умений и навыков воспитанниками и формированием их личности. Именно воспитывающее обучение является  дидактическим  принципом, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах художественно-эстетическом обучении.

Занятия проходят с учётом:

- возрастных особенностей обучающихся;

- соответствие материала основной идеи занятия;

- психологического состояния учащихся.

Основные методические приёмы  обеспечения программы.

Методы художественного воздействия:

  • Метод эмоционально-образной драматургии урока

направлен на эмоциональное освоение содержания.  Каждое занятие это игровое действие  Педагог выступает в роли режиссёра, актёра, художника, психолога и т.д.

  • Метод воспитания эстетического восприятия – эмоционального и познавательного – строится на создании зрительного ряда.

Зрительный ряд может быть представлен в любом виде – репродукции, фотографии, детские работы и работы педагога и т.д.

  • Метод сопоставления, нахождения связей, общностей  и различий. Учим ребенка всматриваться, анализировать (цвет, характер, настроение, назначение и пр.)
  • Метод коллективных и индивидуально-групповых работ

Такие работы помогают учащимся координировать совместные действия , вызывают чувства гордости

   При проведении занятий применяются проблемные и поисковые методы, а так же методы, формирующие поведения и чувства. Данные методы опираются на принципы взаимодействия учителя с учеником:

  1. Выбор эстетической формы и её психологическое содержание.
  2. Вхождение или перевоплощение в образ формы:

 по внешнему виду: худой – толстый, высокий – низкий, круглый – квадратный и т.д.

- по психологическому содержанию: прежде всего добрый или злой, весёлый – угрюмый. Далее: энергичный – усталый, возбуждённый – равнодушный.

  1.  Самооценка своего настроения и полученных знаний и навыков.
  2.  Обогащение игровыми формами содержание занятий.
  3.  Приобщение  к знаниям: от простого любопытства к наблюдательной любознательности с учётом психологической окраски: нравится – не нравится, приятно-неприятно.
  4.   Создание атмосферы эстетического  и этического воздействия на психику учащегося с целью выявления духовного потенциала  и творческого дара личности:

- с помощью музыки;

- с помощью цветовой формопластики;

- с помощью жестов и слов;

- с помощью созерцания и любования.  

Развитие проектного мышления является одной из основной идеи программы. Получив знания созидательного творчества, учащиеся уже с младшего возраста создают проекты-эскизы. Это проекты игрушек, транспорта, посуды и т.д.

           

Этапы творчества

  1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.
  2. Планирование. Поиск источников информации. Определение способов сбора и анализа информации, способа представления результатов.
  3. Исследование. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения.
  4. Результат. Анализ информации.
  5. Самооценка. Формирование выводов.

Психологическое обеспечение программы

    Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  •  создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретение знаний, умений и навыков (тесты по направленности личности);
  • побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
  •  применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
  • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и родителей дополнительными образовательными услугами.

Этапы педагогического контроля

Стартовый контроль

Цель: Выявить исходный уровень подготовки  учащихся, скорректировать учебно-тематический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы

методика

критерии

Форма проведения

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ»

 (Н.А.Лепская)

«Несуществующее животное»

Самостоятельность (оригинальность)  Динамичность 

Эмоциональность  Выразительность 

Рисуночный тест

наблюдение

Текущий контроль.

Определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, обеспечить ритмичность и организованность учебной работы; своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения. Оценивать  степень усвоения УУД.

Психическое состояние ребенка по рисунку

Рисуночный тест:  «Один и вместе»

Проверка теоретических знаний

Проверка практических работ

Теоретические знания (по основным разделам программы

-владение специальной терминологией

Критерии оценки  универсальных учебных действий

Личностные УУД (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор)

Навыки восприятия художественных произведений, наблюдательность, творческое воображение.

Способность к приобретению опыта эстетических впечатлений.

Умения наблюдать и всматриваться в многообразие и красоту узоров в природе.

Чувства  уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Познавательные УУД

(умения результативно мыслить и работать с информацией

Умения делать отбор информации.

Умения добывать знания о  творчестве художников.

Умения сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства ( по жанрам, по изосредствам, по «настроению» картины и т.д.)

Регулятивные УУД (умения организовать свою деятельность)

Определять и формулировать цель  работы над композицией.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Уметь определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Коммуникативные УУД( умение общаться, взаимодействовать с людьми

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и дилогической речи.

Отстаивать свою точку зрения.

Понимать другие позиции. Договариваться с людьми, согласуя ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы что-то сделать сообща.

Викторина

Проблемные задачи

Игровые ситуации и упражнения

Тестовые задания

выставка

Творческие работы

обсуждение

Итоговый контроль

Определить степень достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. Оценить УУД

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5 РИСУНКОВ» 

(Н.А.Лепская)

тестирование

Психическое состояние ребенка по рисунку

Рисуночный тест:  

«Один и вместе»

Проверка практических работ

Критериями оценивания художественных работ являются следующие параметры:

-оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),

-техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),

-техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

-адекватность выбранного художественного материала;

-оригинальность замысла;

-использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа

Наблюдение

Собеседование

Викторина

Творческая защита

Деловая игра

Отчетная выставка

Степень выраженности каждого показателя выявляется

 по четырем уровням:

  1. уровень -  оптимальный (высокий образовательный результат.  (полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне Центра, района, республики, России);
  2. уровень - достаточный (полное освоение программы);
  3. уровень  -  средний, т.е. базовый    (полное освоение программы,

но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

  1. уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий)

Результаты аттестации учащихся  по программе

анализируются по следующим параметрам:

Количество учащихся освоивших программу «Нарисую целый свет»:

  • полностью освоивших образовательную программу;
  • освоивших программу в достаточной степени;
  • слабо освоивших программу.

Количество детей, переведённых или непереведенных на следующий этап обучения.

Количество выпускников по программе, уровень их подготовленности по каждому требованию программы.

Формы фиксации полученных результатов подготовки учащихся 

по программе «Нарисую целый свет»

Сводные карты художественно-творческого развития по группам, с учетом возраста детей.

Лист индивидуальных достижений (личная творческая  книжка ребенка)

Условия реализации программы

Учебный кабинет

Материально-учебная база: проекционная, звукозаписывающая аппаратура, аудио-видео аппаратура, шкафы и приспособления для хранения методических материалов и пособий (репродукций, таблиц, объектов натурных постановок и прочее. Устройство для сменных выставок детских работ. Комплектование библиотеки по предмету. План работы кабинета.

Для успешного программы  необходимы изо материалы, инструменты.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.

Литература:

Нормативная база

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ.

Глава 10. Дополнительное образование

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  3. ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре и порядке утверждения общеразвивающей программы МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт Нижний Одес
  4.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-026339-9.
  5. Устав МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт. Нижний Одес (новая редакция).

Для педагога

  1. Вислоушкин В.И. Образовательная программа «Экспресс-рисование».
  2. Вислоушкин В.И.- «Мои уроки экспересс- рисования»Сыктывкар, 1984 год.
  3. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник».
  4. Ларина В.П. «Проектирование образовательных результатов дополнительных образовательных программ» (рекомендации).- Киров
  5. Немецкий Б.Н. «Мудрость красоты». МП,1987.
  6. Сивкова Л.Е  «Дополнительная образовательная программа:  структура, содержание, технология разработки». - Сыктывкар
  7. Сокольникова Н.М. «Методика преподавания изобразительной деятельности» - Москва – «АКАДЕМИЯ» -2012.
  8. Сухомлинский В.А «Методика воспитания коллектива», Москва, «Просвещение», 1981.
  9. «Управление воспитательной системой школы», Педагогическое общество Росси, Москва, 1999г.
  10. Шабанова В.А  «Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству»- МГИКиИ.

Интернет ресурсы

  1. localhost/D:/программа%20Тв%20проек.%20изо/Творческие%20проекты.mht
  2. file:///H:/программа/структура.pdf 

«Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога»

  1. wiki/it each/ru|images|e1|Exatrtmpie/doc

 «Развитие универсальных учебных действий в реализации дополнительных образовательных программ».

Для учащихся:

  1. Аксенов Ю.Г.«Рисунок и живопись», М/1973
  2. Аластер Смит «Энциклопедия рисования», М «Росмен» 2000
  3. Браун Девид  «Как научиться рисовать лошадь» «Эксмо-пресс»/2001
  4. Браун Девид «Как научиться рисовать собаку», «Эксмо-пресс» /2001
  5. Виффен Валерии «Как напучиться рисовать натюрморт» «Эксмо-пресс»/1997
  6. Чармиан Э. «Как научиться рисовать цветы», «Эксмо-пресс»1997
  7. «Энциклопедический словарь юного художника», М/»Педагогика»/1983
  8. «Этюды об изобразительном искусстве», М, «Просвещение», 1984
  9. «Энциклопедия живописи» -АСТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"

Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...