Технологическая карта урока изобразительного искусства в 3 классе МБОУ СОШ №3 Дата проведения_____________
Тема урока: «Замок белого лебедя». Тип урока: Урок общеметодологической направленности. Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Мир цвета». Задача урока: планировка фасада здания, цветовое решение (теплые или холодные оттенки). Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, развивать зрительное восприятие, наблюдательность и внимание, логическое мышление; совершенствовать умения и навыки работы художественными материалами. Формирование УУД: Личностные действия: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация. Регулятивные действия: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать план действий на уроке, планирование своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний и умений; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя дидактический материал и учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные действия: слушать и понимать речь других; планировать учебное сотрудничество; постановка вопросов, разрешение конфликтов, , умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Методы обучения: Монологический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа; индивидуальная работа. Средства обучения: Учебник С.Г. Ашикова «Изобразительное искусство» 3 класс, «Издательский дом Федоров», 2013г. Презентация к уроку «Замок Белого лебедя». Схема последовательности выполнения задания.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Предметные | УУД | 1.Организационный момент (1-2 минуты). | Проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. | Проверяют наличие принадлежностей. |
| Умение организовать свое рабочее место. | Самоорганизация. | 2. Формулировка темы урока. (1-2). Цели: организовать формулировку темы.
| С помощью учителя. | Какая тема урока сегодня? (Загадки.) Слайд 1. | Отгадать загадки. | - | умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; | 2.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Мотивация к учебной деятельности. (4-5 минут). Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий проблемную ситуацию .диалог | Беседа. Показ презентации. Задает вопросы . | Отвечают на вопросы. | Слушать, понимать. Ответить на вопросы. | умение ориентироваться в своей системе знаний и умений; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя дидактический материал и учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы. | определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать план действий на уроке, планирование своей деятельности; | 4.Самостоятельная работа учащихся (10 мин).
| Консультирует. | Применяют новые знания. Работают индивидуально. Выполняют: карандашный набросок; выполняют рисунок в цвете. | 1.Выполнить карандашом план фасада замка на фоне природы. 2. Раскрасить рисунок в теплой или холодной гамме. | Развивать зрительное восприятие, наблюдательность и внимание, логическое мышление; совершенствовать умения и навыки работы художественными материалами; применить знания о цвете. | умение ориентироваться в своей системе знаний и умений; применять новые и «старые» знания, умения и навыки в решении творческой задачи. | Первичное закрепление. Рефлексия. Цель: Зафиксировать новое содержание урока.
| Задает вопросы по новой теме. | Отвечают. | Фиксирование нового содержания урока. Ответить на ключевые вопросы. ( см. ниже). | Уметь отличать новое от уже известного; | умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Домашнее задание, комментирование. Цель: организовать выполнение. | Комментарии по выполнению Д.з. | Слушают, записывают. | В различных источниках (книгах, интернете) найди информацию о замке Нойшванштайн и познакомься с красивой легендой о Белом Лебеде. | Поисковая деятельность. Развитие кругозора, эстетического вкуса. | Умение извлекать информацию, представленную в разных формах. Нравственно-этическая ориентация. | Оценка работ. | Критерии оценки. ( Использование геометрических фигур, расположение здания на листе, однородность гаммы, аккуратность, этап выполнения работы) | Самооценка. | Оценит свою работу на основе критерия. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. | Способность к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |
План урока. 1.Организационный момент (1-2 минуты). 2. Формулировка темы урока. (1-2). 3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. 4. Самостоятельная работа учащихся (10 мин). 6. Физкультминутка для глаз (1 мин). 7. Самостоятельная работа учащихся (10 мин). 8. Физкультминутка . 9. Домашнее задание( 1-2 мин). 10. Подведение итогов работы (5 мин). Ход урока I. Оргмомент. (1-2). II. Постановка темы урока. Учитель. Неприступно, одиноко, На скале крутой, высокой, Мрачной глыбою на вид Он у озера стоит. Сквозь старинные бойницы В гладь озерную глядится. (Замок). Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт. Переставишь ударенье — И на двери он висит. (Замок) Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива. Эта птица всем известна - Гадким он утёнком был. Да и сказка интересна. Ведь ты ее не позабыл? (Лебедь). Слайд 1. Давайте посмотрим на экран. Тема сегодняшнего урока «Замок Белого лебедя». Ш. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Вводная беседа. Слайд 2.Однажды Ханса Кристиана Андерсена пригласили в замок руководить постановкой сказок для одного мальчика. Это был не просто мальчишка- это был принц Людовик Баварский, будущий король. Слайд 3. Сказочник и трехлетний принц подружились. Андерсену удалось поразить воображение юного принца и поселить в его сердце мечту о справедливости, благородстве, красоте. Как ты думаешь, какая сказка Х.К.Андерсена произвела на принца большое впечатление? Ответы детей: Гадкий утенок. Слайд 4.Принца Людвига называли сказочным принцем. Его волшебные мечты воплотились в реальный замок, который стал настоящим произведением искусства. Слайд 5. На высокой скале парит, как лебедь, Белый замок. Замок-сказка, одно из самых необычайных зданий, когда-либо созданных человеком. Архитектору нужно было проявить находчивость, чтобы строгие архитектурные формы замка напоминали образ белого лебедя. Слайд 6. Петр Ильич Чайковский был очарован видом прекрасного дворца, и полагают, что именно здесь зародилась гениальная идея балета Лебединое озеро. Не один день провел он около замка и любовался сказочным видом. Слайд 7. В настоящее время прекрасный замок является музеем. Здесь мы видим внутренний двор замка. Остановить просмотр. Сегодня на уроке мы нарисуем замок. Как же мы это сделаем? Ответы учащихся. Слайд 8. Ответьте на вопрос: На какие геометрические фигуры можно условно разбить здание замка? Слайд 9. Ответы детей: прямоугольники, квадраты, треугольники, полукруги, арки. III. Постановка проблемы. Вы согласны с тем, что здание сначала нужно спланировать? (Что вы нарисуете первым?). Ответы детей. Слайд 10. Посмотрите на схему и прочитайте порядок работы над рисунком замка. Ответы детей. (Разметить на листе бумаги верх, низ и боковые стороны? Сделать наметку стен, крыш, окон? Нарисовать линию горизонта, окружающий пейзаж? Затем приступить к раскрашиванию.) Слайд 11. Учитель повторяет за детьми последовательность выполнения рисунка. Для начала отметим нижнюю и верхнюю границу замка. Обозначим боковые линии. Затем набросаем линии замка (прямоугольники). Далее нарисуем башни c заостренными крышами. Можем расположить башни симметрично. Добавим окна и большие ворота. Теперь нарисуем зубчики стены. Какие у вас есть вопросы? Слайд 12. Затем нарисуем линию горизонта, обозначим первый, второй и дальний планы. На небе нарисуем плывущие облака. Сотрем лишние линии и раскрасим рисунок. Выполните работу в теплых или в холодных тонах. Как вы это сделаете? Ответы детей (будем добавлять в используемые цвета теплые или холодные оттенки) Может ли, например, красный цвет быть холодным? Ответы детей. Слайд 14. Таблица теплых, локальных и холодных цветов. -Верно, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный» цвет, можно получить цвета более «теплого» или «холодного» оттенков.Допустим, берем зеленый цвет. Чтобы сделать его «теплым», надо добавить желтый цвет, получится желто-зеленый оттенок. Теперь в этот же зеленый добавим синий цвет. Оттенок зеленого сразу изменится. Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным». То же самое происходит, если мы добавляем в фиолетовый цвет красный или синий. Добавим красный, цвет становится красно-фиолетовым – «теплым». Добавим синий, цвет становится сине-фиолетовым – «холодным» .Если добавить в оранжевый цвет красный, то получившийся красно-оранжевый оттенок будет «теплым» или «холодным»? А если вместо красного в оранжевый добавим желтый цвет, получившийся желто-оранжевый цвет будет «холодным» или «теплым»? Как будет выглядеть замок выполненный в теплых тонах? В холодных? Ответы детей: Сказочный, радостный, веселый. -Мрачный, зловещий, страшный. Слайд 13 . Давайте посмотрим на замки и скажем, какой замок хотел изобразить художник? Работа с иллюстрациями книг. V. Самостоятельная работа обучающихся. Рисование плана замка простым карандашом. VI. Физкультминутка .Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз. |