Кружок изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка кружка
"Акварелька"
Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек 7-9 лет. Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений и их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник используемых на занятиях поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края Татарстана, на примере творчества местных художников и культурных ценностей.
Цель:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; воспитание уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Формы организаций занятий .
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Форма организации занятии:
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Ожидаемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
|
|
|
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и теплые цвета; применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении, как выразительных средствах в композиции.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: конкурсы, выставка детских работ, в конце года готовится итоговая выставка работ. Основными формами представления результатов работы являются: творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству.
№ | Тема урока | Содержание | Оборудование | Дата по | Кол-во часов | |
плану | факту | |||||
1 2 3 | Рисование рябины. Силуэт "Сочетания белого и черного" Стилизованная веточка . | Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих весенние пейзажи. Учить рисовать осеннюю рябину. Метод сухой кисти. Гуашь. Научиться передавать пространство темным силуэтным рисунком. Графический материал. Искусство моделирования, преобразования формы предмета. | Формат А4 кисти белка №5, гуашь, тонированная бумага. Картон черного цвета, гуашь. Фломастеры, пастель. | 02.09 - 14.09 | 02.09. 09.09. 16.09. | 1 1 |
4 5 6 | Рисование осеннего пейзажа. "Улица ночного города". | Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих осенние пейзажи. Учить рисовать осенние пейзажи, изображать разные породы деревьев; применять элементарные законы перспективы. | Формат А4 кисти белка №8,4, акварельная бумага, акварель краски. | 16.09. - 30.10. | 23.09. 30.09. 07.10. | 1 2 |
7 8 | Рисование животных тушью(кошка, собака) | Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных тушью, используя штрихи графики. Передавать среду обитания. | Формат А4, тушь, кисти №1,4 белка, перо. | 14.10. - 26.10. | 14.10. 21.10. | 2 |
9 10 11 | Рисование животных гуашью " Любимые животные" | Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками. | Формат А4, кисти №4, акварельная бумага , акварельные карандаши. Гуашь рисование "тычком" | 28.10. - 09.11. | 28.10. 18.11. | 3 |
12 13 | Рисование зимующих птиц | Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками. | Тонированная бумага формат А3, гуашь, кисти №4,6, палитра. | 28.10. - 09.11 | 2 | |
14 15 | Рисование зимнего пейзажа. " Мороз и солнце ...." | Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | Формат А4, акварельные краски, мятая, акварельная бумага., кисти №8,4. палитра. | 11.11. - 23.11. | 2 | |
16 17 | Новогодняя открытка. " Мои желания на новый год" | Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | Формат№4, самоклеющаяся цветная бумага, аракал. Кисти, клей, губка, палитра. | 25.11. - 7.12. | 2 | |
18 19 | Учимся рисовать портрет, " Моя любимая бабушка" | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; схемы изображения частей головы. Учить выполнять зарисовки частей головы (глаз, нос, губы) | Формат А4, простой карандаш, ластик, тонированная бумага, мел. | 9.12. - 21.12. | 2 | |
20 21 | Учимся рисовать человека "Мой любимый герой " | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты с изображением рук; таблицу-схему изображения кистей рук. Учить выполнять зарисовки кистей рук; передавать объем при помощи светотени. | Формат А4, цветные карандаши. | 23.12. - 04.01. | 2 | |
22 23 | Портрет человека в фас(графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс) | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас, передавать объем | Формат А4 , простой, угольный карандаш. | 06.01. - 18.01. | 2 | |
24 25 | Портрет человека в профиль (графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс) " Исторический бораз" | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в профиль, передавать объем | Формат А4, акварельная бумага. | 20.01. - 01.02. | 2 | |
26 27 | Рисование цветов. Красота одного лепестка. | Рассмотреть открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. | Формат А4 акварельные краски , письмо по мокрому, кисти №4,6, акварельная бумага. | 03.02 - 15.02. | 1 1 | |
28 29 | Пуантилизм. " Космос" | Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать их точками. | Формат А4, кисти №1,4, гуашь, палитра, ватные палочки. | 17.02 - 01.03. | 2 | |
30 31 | Рисование играющих детей | Учить рисование фигуры человека в движении зимой на улице; соблюдать пропорции фигуры человека; передавать в своем рисунке радостную атмосферу играющих детей. | Формат А4, простой карандаш, акриловые краски, палитра, кисти №5 | 03.03 - 15.03. | 2 | |
32 | Рисование зайца | Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания; шёрстку животных рисовать концом кисти. | ФорматА3, кисти №5, ватные палочки, сангина, пастельные мелки, тонированная бумага. | 17.03 - 05.04. 12.04 - 26.05. | 1 | |
33 34 | Рисование лисы | 2 | ||||
35 36 | Рисование медведя | 1 | ||||
37 38 | Рисование белки | 2 | ||||
Итого часов | 38 |
Литература:
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
- Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Для родителей и обучающихся.
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
- Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Кружок "Юные инспекторы движения"
В целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Кружок "Уроки здоровья".
Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....
кружок "Диалог"
календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...
Кружок "Школьный корреспондент"
Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....