Игровые технологии
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igrovye_tekhnologii.doc | 765.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Виды педагогических игр:
- По характеру деятельности: имитационные, социальные, трудовые, интеллектуальные, рекреационные, управленческие, психологические и другие.
- По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие и др.
- По предметной области: математические, музыкальные, театральные, литературные…
- По игровой среде: без предметов, настольные, компьютерные, комнатные, уличные, телевизионные.
- По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
- По характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные.
- По характеру игровой методики: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу действий;
Технология проведения учебного занятия – игры состоит из следующих этапов:
- Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договорённость об условиях и правилах, консультации).
- Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
- Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Игровые задания. (Анаграммы)
Этот приём позволяет проводить нестандартные, интересные и увлекательные не только уроки, но и мероприятия. Вопросы и задания составляются с учётом знаний учащихся в каждом классе.
Такой вид игровых заданий как анаграммы позволяет развивать у учащихся логическое мышление, применяя полученные ранее теоретические знания.
Пример 1. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к искусству.
- КАРКАС – К ----- (материал для рисования). (Краска)
- ЗАМОК - М---- (слой краски, наложенный одним коротким, отрывистым движением кисти). (Мазок)
- МОЛЬБА - А----- (сборник фотографий, репродукций). ( Альбом)
- КОРОБКА – Б------ (стиль в европейском искусстве XVII – XVIIIвв.) (Барокко).
- ЛИДА – Д--- (испанский художник XX в., представитель сюрреализма). (Дали Сальвадор).
- ТРОС – Т--- (скульптурное изображения туловища человека). (Торс).
- ТАЛАНТ – А----- (мужская статуя-опора). (Атлант)
- КОЛ + ОКНО – К------ (зверёк, хвостовой волос которого используют для изготовления художественных кистей). (Колонок).
- ОН ПИЛ – П---- (массивный столб). ( Пилон).
- ЭТАЖ + МИР – Э------ ( художественный музей).
( Эрмитаж)
- РЕ + РОТ – Р---- (стиль в искусстве, воспроизводящий старину). (Ретро)
- ЛЕВ + ТИНА –Л-- (российский пейзажист IXX в.). (Левитан).
- Пример 2. Если в эти слова вставить фамилии художников, то слова восстановятся:
- - - РБ (символ государства).
- - - НИЙ (высшая творческая способность).
- - - РОЙ (совершивший подвиг).
- - - ТРЫ ( спортивные чулки).
- - - РЦОГ (титул).
- (Ге Николай Николаевич).
- - - - - ТА (денежный знак).
- ПОРТ - - - - (вид кошелька).
(Моне Клод)
- Пример 3. Загадки и шарады.
- С буквой О - нужна чтоб спать,
- С буквой А – чтоб рисовать.
(Постель – пастель).
- Первой рисуют, в краски макая,
Пальцы, ладонь – всё вместе - вторая.
Третья и пояс, и шарф украшает
Да и у рыси на ушках бывает.
Ну а четвертой детишки все рады,
Много ведь ягодок в ней винограда. (Кисть)
- Дом как дом,
Сто карманов в нём,
В каждом кармане
Грядки с цветами. (Балкон).
Познавательные игры
Игра «Колорист». (Завершение темы «Цветоведение»)
Класс делится на три команды. Игра проводится в несколько туров, предполагающих определённые задания. На каждый тур предлагается определённое условие и время.
Тур 1. Задание: Найдите каждому понятию или предмету свой цвет – тот, который уже нашёл народ и вставил в поговорки.
Условие: отвечает каждый член команды по порядку, сразу после вопроса должен следовать ответ.
Тоска - . . . (Зеленая)
Кровь - . . . (Голубая)
Мухи - . . (Белые)
Лихорадка - . . (Золотая)
Волк - . . (Серый)
Лисица - . . (Рыжая)
Неблагодарность - (Чёрная)
Девица - . . . (Красная)
Руки - . . . (Золотые)
Юнец - . . . (Зелёный)
Очки - . . . (Розовые)
Тур 2. Задание: В течение двух минут команде следует ответить на цветные вопросы.
* Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча? (Жёлтую.)
*Какой цвет в радуге соседствует с красным? (Оранжевый)
*Какого цвета автомобильные стоп-сигналы? (Красного)
*Из-за носа, какого цвета получил прозвище Джузеппе в сказке «Золотой ключик»? (Сизого)
*Лошадей, какого окраса называют вороными? (Чёрного)
Тур 3. Здание: Найди нужные краски.
Условие: работает вся команда. Время: Две минуты на обсуждение
*Какой цвет получится в результате смешивания синего и красного?
А.Коричневый
Б.Зелёный
В.Фиолетовый
Г.Голубой
*Какой цвет надо использовать при раскрашивании помидора?
А.Основной
Б.Холодный
В.Составной
*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску цвета волос Мальвины?
А.Красная
Б.Синяя
В.Зелёная
Г.Белая
*Какой цвет имеет краска «индиго»?
А.Жёлтый
Б.Синий
В.Красный
Г.Фиолетовый
*Какого цвета клён осенью?
А.Зелёный
Б.Жёлтый
В.Красный
Г.Коричневый
*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску для раскрашивания мультипликационного героя Шрека?
Игра «Искусствоведческие забавы». (Фрагмент)
Подобные формы уроков проводят обычно в конце года, когда пройден весь материал по искусствоведению. Эти уроки основаны на теоретических знаниях учащихся, полученных в течение года. Данный приём игры позволяет в интересной, увлекательной форме проверить знания учащихся, касающиеся истории искусств. Игра делится на два этапа, определяющие своё задание и свои условия.
Первый этап: «Зазеркалье в мире искусств».
В зазеркалье все слова во фразах – перевёртыши; каждое слово заменено на омоним или просто другое слово. Просим детей опознать известные им картины по данным словесным представлениям.
*«Ужин на песке». («Завтрак на траве», Мане.)
*«Мальчик в кубе». («Девочка на шаре», Пикассо.)
*«Освобождение агитатора». («Арест пропагандиста», Репин.)
*«Петербургская улица». (Московский дворик, Поленов.)
*«Покладистый жених». («Разборчивая невеста», Федотов.)
*«Большаков в Кедрове». («Меншиков в Берёзове», Суриков.)
*«Заждались». («Не ждали», Репин.)
*«Хлюпики». («Богатыри», Васнецов.)
*«Белый круг». («Чёрный квадрат», Малевич.)
Второй этап: Верификатор.
Скажи в ответ слово «да» или «нет».
*Словом «Барокко» сначала называли жемчужину причудливой формы. (Да)
* Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это ящик с принадлежностями для рисования и живописи.)
* Эпоха Ренессанса была перед эпохой Возрождения. (Нет. Это два названия одной и той же эпохи европейской культуры XIII – XVIвв.)
*Леонардо да Винчи был левшой. (Да.)
*Боттичелли – это не имя, а прозвище. (Да. Боттичелли означает «бочонок», а настоящее имя художника Алессандро Филипепи.)
*До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Писали в основном парадные портреты.)
* «Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины Сальвадора Дали. (Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)
*«Свой автопортрет Карл Брюллов написал всего за несколько часов. (Да.)
*Первая кисть Казимиру Малевичу была куплена в аптеке. (Да. Такой смазывали больное горло.)
*Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. ( Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 году.)
Викторина «Художественные омонимы». (фрагмент)
Условие викторины: Отгадайте слово, имеющее два разных значения.
1.Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант).
2.Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть).
3.Не только единица уровня громкости звука, но и дальний план картины. (Фон).
4.Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама).
5.Не только чудаковатый человек, но и подлинник произведения искусства. (Оригинал).
6.Не только приставка для образования наименования дольных единиц, в 100 раз меньших исходных, но и имя великого итальянского живописца и архитектора эпохи Возрождения – Рафаэля. (Санти).
7.Не только спортсмен, делающий промахи в стрельбе, но и плохо рисующий художник. (Мазила).
8.Не только швейная принадлежность, но и острый шпиль здания. (Игла)
Шуточные викторины (фрагмент)
1.Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце).
2.Что художник вгоняет в краску? (Кисть).
3.Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (Картину).
4.Художник с чувством юмора? (Карикатурист).
5.Врач произведений искусств? (Реставратор).
6.С ударением на первом слоге – глагол прошедшего времени множественного числа, с ударением на втором слоге – фамилия испанского живописца, представителя сюрреализма? (Дали – Дали).
*Кто такой Живописец?
А.Человек, умеющий быстро писать, стенографист.
Б.Писатель, пишущий живые, веселые рассказы.
В.Художник.
Г.Очень быстро и много рисующий человек.
* Как заканчивается крылатая фраза: «Талантам надо помогать, бездарности . . .»?
А.И так при деле.
Б.Пробьются сами.
В.Поможет спонсор.
Г.И так не плохо.
*Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
А.Точит карандаши.
Б.Сгущает краски.
В.Моет кисти.
Г.Ломает палитру.
*Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?
А.Три богатыря.
Б.Три поросёнка.
В.Три мушкетера.
Г.Три толстяка.
Викторина «Расширяем кругозор».(фрагмент)
* Шесть цветов радуги подразделяются на две группы: «тёплые» и «холодные». Какой цвет входит в обе группы? (Зелёный).
* Без какого орудия труда не обойтись ни художникам, ни археологам? (Кисти).
* Назовите самый древний рисовальный материал? (Уголь).
*Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам? (Этюд).
* Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «Тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «Мёртвая природа». Что это за жанр?
(Натюрморт).
*Скажите по-французски «Покрытие лаком», если для вас это торжественное открытие выставки?
(Вернисаж. Накануне открытия выставки картины покрывали лаком, от такого обычая происходит это название).
* Как на таитянском диалекте звучит слово «рисунок»?
(Тату. Это слово первым из европейцев употребил в 1773 г. Капитан Джеймс Кук).
* Кто автор фразы: «Жизнь коротка, искусство вечно»?
А.Аристотель
Б.Нерон
В.Гиппократ
Г.Леонардо да Винчи
*Какой из этих цветов не относится к тёплым?
А.Оранжевый
Б.Синий
В.Жёлтый
Г.Коричневый
*Каким бывает цвет?
А.Сытым
Б.Пересыщенным
В.Насыщенным
Г.Объевшимся
* Какой инструмент в истории изобразительных искусств самый молодой?
А. Уголь
Б.Кисть
В.Карандаш
Г.Фломастер
*Как называется художник, специализирующийся на изображении животных?
А.Баталист
Б.Анималист
В.Маринист
Г.Пейзажист
Игра «Восстанови радугу»
На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет карточки. Учащиеся должны восстановить последовательность.
Игра «Кто быстрее?»
Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет. Темп игры постепенно увеличивается.
Игра «Чёрный ящик» (загадки о материалах художника).
Тема: «Чем рисует художник?» (фрагмент).
В коробку кладётся предмет, имеющий отношение к изобразительному искусству, а детям предлагается угадать, что это за предмет по наводящим загадкам.
Маленький Ивашка,
Красная рубашка,
Где носом ткнёт
Там черту проведёт (карандаш)
Разноцветные сестрицы заскучали без водицы
Дядя длинный и худой носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(Кисточка, краски)
Игры могут быть активными или пассивными, если на уроке применяются активные игры, это может вполне заменить динамическую паузу. Удачной игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...