КТП по изобразительному искусству 9 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Каплун Ольга Владимировна

КТП по изобразительному искусству 9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_9_kl.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рекомендовано министерством образования РФ. Москва "Просвещение"2014.

Общая характеристика учебного предмета

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Цель программы:

5 год обучения (9  класс)

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;
  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным  на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2014

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.

Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов;

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Программный минимум.

УУД.

Кол-во уроков

Календарные сроки.

Коректировка даты.

 Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.

1-2

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.

Просмотр и исследование произведений различных видов  синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

2

01.09-06.09

08.09-13.09

3-4

Театр и экран- две грани изобразительной образности

 а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа  места действий

2

15.09-20.09

22.09-27.09

5

Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.

а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.

.Начало работы над макетом спектакля

1

29.09-04.09

6-7

 Сценография как искусство и производство

а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.

Создание эскиза декорации ( в любой технике)  по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

2

06.10-11.09

18.11-25.11

8-9

 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..

а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.

Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

2

27.10-01.11

03.11-08.11

10

.Театр кукол

а)  Знакомство с видами театральных кукол  и способами работы с ними.

Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.

1

10.11-15.11

11

.Театрализованный показ проделанной работы.

а) Подведение итогов четверти.

Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.

1

17.11-21.11

 Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

12

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.

1

27.11-06.12

13

Фотография- расширение изобразительных возможностей.

а)  Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.

Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

1

08.12-13.12

14

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры

1

15.12-20.12

15

Всеобщность законов композиции.

а) Художественно- композиционные моменты в съемке.

Обсуждение действенноси художнического опыта  в построении картины и в построении кадра.

1

22.12-31.12

16

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.

Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

1

09.01-17.01

17

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.

Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.

1

19.01-24.01

18

Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии.

а)  Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.

Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.

1

26.01-31.01

19

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.

 Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.

1

02.02-07.02

20

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.

Проведение выездной фото и видеосъемки.

1

09.02-14.02

21

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

а) Подведение итогов четверти

Выставка работ учащихся.

1

16.02-19.02

Азбука экранного искусства

22

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.

Съемка простых форм движения.

1

26.02-07.03

23

Сюжет и кино. Сценарий и   раскадровка.

а) Фильм, как последовательность кадров.

Роль сценария в фильме.

1

09.03-14.03

24

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

16.03-21.03

25

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

23.03-28.03

26

Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.

Создание сценария своего музыкального видеоклипа.

1

30.03-04.04

27

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

Компьютерный практикум по созданию анимационной    кинофразы по своему сценарию.

1

06.04-08.04

Фильм - искусство и технология

28

О природе художественного творчества.

а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.

Сообщения по теме.

1

15.04-18.04

29

Связи искусства с жизнью каждого человека

а) Личные связи  человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия

Подготовка устных и письменных рефератов.

1

20.04-25.04

30

Искусство среди нас

а) Возможности зрителя в отборе фильмов.  Роль рекламы.

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.

1

27.04-02.05

31

Каждый народ Земли- художник

а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты

1

04.05-09.05

32

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.

Устные и письменные сообщения.

1

11.05-16.05

33

Синтетические искусства. Их виды и язык.

а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.

Практические и теоретические проекты на тему урока.

1

18.05-23.05

34

Современные проблемы пластических искусств.

а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.

Устные и письменные сообщения.

1

18.05-23.05

35

Вечные истины искусства ( обобщение темы)

а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.

Устные и письменные сообщения.

1

25.05-30.05

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по ФГОС

Планируемые результаты урока:личностные: формирование духовной потребности к изучению культуры своего народа; развитие эстетической сферы учащихся через чувство сопричастности к родным "корням"; форми...

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС

Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учащиеся сами определяют границы своих знаний (с помощью словаря) и формулируют направление проблемы (этнокультурной направленности)...

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...

Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Саратовской области Администрация Перелюбского муниципального района МБОУ "ООШ с. Смородинка" РАССМОТРЕНО ...