КТП по изобразительному искусству 9 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рекомендовано министерством образования РФ. Москва "Просвещение"2014.
Общая характеристика учебного предмета
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цель программы:
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2014
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.
Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.
Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов;
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе
По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Программный минимум. УУД. | Кол-во уроков | Календарные сроки. | Коректировка даты. |
Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств. | ||||||
1-2 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента. | 2 | 01.09-06.09 08.09-13.09 | |
3-4 | Театр и экран- две грани изобразительной образности | а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. | Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий | 2 | 15.09-20.09 22.09-27.09 | |
5 | Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. | а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. | .Начало работы над макетом спектакля | 1 | 29.09-04.09 | |
6-7 | Сценография как искусство и производство | а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. | Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж | 2 | 06.10-11.09 18.11-25.11 | |
8-9 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. | а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. | Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски. | 2 | 27.10-01.11 03.11-08.11 | |
10 | .Театр кукол | а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. | Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа. | 1 | 10.11-15.11 | |
11 | .Театрализованный показ проделанной работы. | а) Подведение итогов четверти. | Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов. | 1 | 17.11-21.11 | |
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | ||||||
12 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ. | 1 | 27.11-06.12 | |
13 | Фотография- расширение изобразительных возможностей. | а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. | Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века» | 1 | 08.12-13.12 | |
14 | Грамота фотографирования и операторского мастерства. | а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры | 1 | 15.12-20.12 | |
15 | Всеобщность законов композиции. | а) Художественно- композиционные моменты в съемке. | Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра. | 1 | 22.12-31.12 | |
16 | Выбор места, объекта и ракурса съемки. | а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. | Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. | 1 | 09.01-17.01 | |
17 | Художественно- изобразительная природа творчества оператора. | а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. | Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей. | 1 | 19.01-24.01 | |
18 | Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. | а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. | Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа. | 1 | 26.01-31.01 | |
19 | Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. | Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка. | 1 | 02.02-07.02 | |
20 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. | Проведение выездной фото и видеосъемки. | 1 | 09.02-14.02 | |
21 | « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | а) Подведение итогов четверти | Выставка работ учащихся. | 1 | 16.02-19.02 | |
Азбука экранного искусства | ||||||
22 | Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. | Съемка простых форм движения. | 1 | 26.02-07.03 | |
23 | Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | а) Фильм, как последовательность кадров. | Роль сценария в фильме. | 1 | 09.03-14.03 | |
24 | Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. | а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. | Создание сценария документального фильма на свободную тему | 1 | 16.03-21.03 | |
25 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. | Создание сценария документального фильма на свободную тему | 1 | 23.03-28.03 | |
26 | Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме. | Создание сценария своего музыкального видеоклипа. | 1 | 30.03-04.04 | |
27 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. | 1 | 06.04-08.04 | |
Фильм - искусство и технология | ||||||
28 | О природе художественного творчества. | а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. | Сообщения по теме. | 1 | 15.04-18.04 | |
29 | Связи искусства с жизнью каждого человека | а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия | Подготовка устных и письменных рефератов. | 1 | 20.04-25.04 | |
30 | Искусство среди нас | а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты. | 1 | 27.04-02.05 | |
31 | Каждый народ Земли- художник | а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты | 1 | 04.05-09.05 | |
32 | Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. | Устные и письменные сообщения. | 1 | 11.05-16.05 | |
33 | Синтетические искусства. Их виды и язык. | а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. | Практические и теоретические проекты на тему урока. | 1 | 18.05-23.05 | |
34 | Современные проблемы пластических искусств. | а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. | Устные и письменные сообщения. | 1 | 18.05-23.05 | |
35 | Вечные истины искусства ( обобщение темы) | а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность. | Устные и письменные сообщения. | 1 | 25.05-30.05 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5
Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по ФГОС
Планируемые результаты урока:личностные: формирование духовной потребности к изучению культуры своего народа; развитие эстетической сферы учащихся через чувство сопричастности к родным "корням"; форми...
Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС
Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учащиеся сами определяют границы своих знаний (с помощью словаря) и формулируют направление проблемы (этнокультурной направленности)...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...
Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС 2022-2023 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Саратовской области Администрация Перелюбского муниципального района МБОУ "ООШ с. Смородинка" РАССМОТРЕНО ...